О правовых аспектах использования информационных технологий в процессе обучения

Кормачева Антонина Николаевна

Данная статья посвящена исследованию правовых аспектов использования информационных технологий в Российской Федерации в процессе обучения. Изучены некоторые вопросы организационно-правового обеспечения информационных технологий в образовательной сфере в условиях формирования информационного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А.Н. Кормачева (г. Тула)

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию правовых аспектов использования информационных технологий в Российской Федерации в процессе обучения. Изучены некоторые вопросы организационно-правового обеспечения информационных технологий в образовательной сфере в условиях формирования информационного общества.

Ключевые слова: информационные технологии, информационное право.

Библиография: 2 названия.

ABOUT THE LEGAL ASPECTS OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS

A.N. Kormacheva (Tula)

Abstract: This article investigates the legal aspects of using information technologies in the Russian Federation in the learning process. We studied some issues of organizational and legal support of information technology in the field of education in the formation of information society.

Key words: information technology, information law.

Bibliography: 2 titles.

Роль и значение информационных технологий в образовательной сфере провозглашены во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры, принятой ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 г. Там отмечается, что новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию, всестороннего использования информационных и коммуникационных технологий в целях образования, с обращением при этом особого внимания на устранение вопиющих проявлений неравенства, существующих как между странами, так и в странах в отношении доступа к новым ИКТ и производства соответствующих ресурсов (ст. 12).

Согласно ст. 18 Закона об образовании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

В формирующемся в Российской Федерации едином образовательном пространстве возрастает спрос на подготовку специалистов по информационному праву, хорошо владеющих вопросами применения современных информационных технологий, поскольку сегодня меняются взгляды на эффективность, содержание и способы преподавания. Это связано и с появлением новых программ подготовки бакалавров и магистров, а также аспирантов по информационному праву с использованием инновационных форм образования, к числу которых, безусловно, относится электронное обучение. Информатизация образования включена в число приоритетных направлений государственной политики.

Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» к основным принципам относит доступ к информации и знаниям, как «наличие обширного публичного достояния», являющегося важнейшей составляющей развития информационного общества и создающего такие многочисленные преимущества, в числе которых получение образования и научный прогресс.

Эти документы стали основой политики нашего государства по формированию нормативной правовой базы в сфере информационных отношений. За последнее десятилетие бурно развивается информационное законодательство, направленное на формирование информационного общества в Российской Федерации, создание оптимальных условий для полного удовлетворения информационных потребностей, обеспечение реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений.

Формирование правовых приоритетов в информационной сфере связано с принятием таких основополагающих правовых актов как: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537; государственная программа «Информационное общество», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р (ред. от 26.12.2013). Среди законодательных актов, принятых в последние годы, следует отметить федеральные законы: от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ; от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» ; от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ; от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и др.

В информационном обществе создаются новые возможности вариативности содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся, это важно на всех этапах образования. Сегодня не вызывает сомнений, что для достижения качества образования необходимо внедрение новых форм обучения в основной, средней и высшей школах. В этой связи особую актуальность приобретает дистанционное обучение и его технологии.

Важнейший компонент информационной среды образовательной организации (образовательного учреждения), реализующей модели дистанционного обучения, — информационная система дистанционного обучения.

Последние изменения законодательства в образовательной сфере вынуждают даже бюджетные учебные учреждения искать различные способы для повышения коммерциализации своей деятельности. В связи с этим необходимо отметить, что реализация курсов электронного обучения может стать одним из источников дохода организации. Оплата использования современных комплексов электронного обучения может осуществляться с помощью электронной коммерции, минимизируя взаимодействие администрации с получателем услуги.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что глобальный процесс перехода от индустриального к информационному обществу, социально-экономические изменения, которые происходят в современной России, формирование общества знания требуют существенных преобразований во многих сферах деятельности государства на основе современных научных исследований. По мнению автора, особенно это касается решения актуальных проблем развития системы образования в России на основе новых прогрессивных концептуальных подходов, внедрения в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических разработок, связанных с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

Список цитированной литературы:

1. Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» (WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R) // Законодательство и практика масс-медиа. — 2004. — Вып. 1.

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) // Справочная правовая система «Консультант-Плюс»