Статистические показатели использования информационных технологий в процессе обучения

Кормачева Антонина Николаевна

Данная статья посвящена исследованию эффективности использования информационных технологий и ресурсов на факультете математики, физики и информатики ТГПУ им. Л.Н. Толстого в процессе обучения студентов бакалавриата и магистратуры. В результате анкетирования были опрошены студенты 1 и 4 курса направления «Педагогическое образование», магистранты направления «Педагогическое образование» профилей «Педагогика высшей школы» и «Математические методы в управлении и образовании» и студенты 3 курса направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kormacheva.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А.Н. Кормачева (г. Тула)

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию эффективности использования информационных технологий и ресурсов на факультете математики, физики и информатики ТГПУ им. Л.Н. Толстого в процессе обучения студентов бакалавриата и магистратуры. В результате анкетирования были опрошены студенты 1 и 4 курса направления «Педагогическое образование», магистранты направления «Педагогическое образование» профилей «Педагогика высшей школы» и «Математические методы в управлении и образовании» и студенты 3 курса направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии».

Ключевые слова: информационные технологии и ресурсы, эффективность использования информационных технологий и ресурсов.

Библиография: 2 названия.

STATISTICAL INDICATORS OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS

A.N. Kormacheva (Tula)

Abstract: This article investigates the effectiveness of using information technologies and resources at the faculty of mathematics, physics and Informatics TSPU by. L. N. Tolstoy in the learning process of students of undergraduate and graduate programs. In the survey were interviewed students of the 1 and 4 course direction "Pedagogical education", the magistracy students of the direction "Pedagogical education" profiles "Pedagogy of higher school" and "Mathematical methods in management and education" and 3rd year students of the direction "Fundamental Informatics and information technologies".

Key words: information technology and resources, efficient use of information technology and resources.

Bibliography: 2 titles.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. Важнейшим современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

К самым распространенным средствам информационно-коммуникационных технологий на факультете МФиИ ТГПУ им. Л.Н. Толстого относятся, помимо аппаратных средств, такие программные средства, как: система электронного дистанционного обучения Moodle, научно-образовательный библиотечно-информационный центр, общероссийский математический портал Math-Net.Ru, научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

На сегодняшний день в связи с распространением использования электронного обучения одной из актуальных проблем является разработка учебно-методических комплексов в системе электронного обучения Moodle. Под руководством И.В. Добрыниной мной были разработаны рабочие программы по дисциплинам: «Статистические методы психолого-педагогических исследований» и «Математические методы обработки результатов научного эксперимента», и совместно с другими магистрантами второго курса: «Математические методы в экономике и управлении».

Для определения эффективности использования информационных технологий и ресурсов на факультете математики, физики и информатики ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено анкетирование среди студентов 1 и 4 курса направления «Педагогическое образование», магистрантов направления «Педагогическое образование» профилей «Педагогика высшей школы» и «Математические методы в управлении и образовании» и студентов 3 курса направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии», по результатам которого были сделаны следующие выводы.

Только 1,67% студентов утверждают, что их пользование информационными технологиями обусловлено исключительно необходимостью их использования в  образовательном процессе, остальные респонденты заявили о частом (ежедневном) пользовании информационными технологиями.

81,67% опрошенных подтвердили, что предпочитают использование информационных ресурсов другим источникам, 10% склоняются к пользованию печатной литературой, 6,67% достаточно лекций преподавателя, остальные в равной мере сочетают пользование лекциями преподавателей, печатными и электронными ресурсами. 40% респондентов говорят о том, что информационные ресурсы для них являются только дополнительным источником знаний, для 13,33% - основным, а у 46,67% нет четкого разделения. При этом целью использования информационных ресурсов для половины учащихся является пояснение непонятого материала, для 43,33% - более детальное изучение пройденного материала, для 40% - расширение знаний по предмету.

60% студентов информационные ресурсы помогают безоговорочно, 30% приходится пользоваться еще дополнительными материалами, а 16,67% - спрашивать пояснения у преподавателя. 60% респондентов на занятиях, сопряженных с использованием информационных технологий, легко и интересно, 5% - легко и неинтересно, 33,33% - трудно и интересно и только 1,67% трудно и неинтересно. При  этом большинство опрошенных студентов признались, что затруднения связаны с недостаточным развитием навыков полезного использования информационных технологий. У большей части студентов пользование информационными технологиями вызывает интерес, меньше, чем у четверти – равнодушие, у остальных – любопытство.

При этом 51,67% учащихся используют электронные информационные ресурсы, связанные с  изучаемыми учебными дисциплинами, 38,33% - связанные со своей специальностью, но не включенные в учебный план и 26,67% - не связанные со своей специальностью. 75% студентов из информационных ресурсов университета предпочитают систему электронного дистанционного обучения Moodle ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 35% - электронную библиотеку ТГПУ им Л.Н. Толстого, 15% - электронные архивы журналов, 3,33% - личный кабинет и 3,33% вообще ничем не пользуются, предпочитая общедоступные интернет-ресурсы.

Средний уровень комфорта среди всех опрошенных по десятибалльной шкале составил 8,28. При этом для студентов направления «Педагогическое образование» получены следующие результаты: для первокурсников – 8 баллов, четверокурсников– 8,13, магистрантов – 8,3; студенты направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии» оценивают свой уровень комфорта в 9 баллов.

По приведенным данным можно сделать вывод, что эффективность информационных ресурсов неоспорима, поскольку большая часть студентов пользуется ими в учебных целях практически постоянно, большинству опрошенных они действительно помогают и многие респонденты предпочитают информационные ресурсы университета, однако для наглядности была составлена таблица 1.

Для составления таблицы каждому варианту ответа было присуждено определенное количество баллов (наибольшее количество – вариантам ответов, характеризующим наиболее эффективное использование информационных технологий). По каждой группе студентов в каждом вопросе был рассчитан средний балл.

Таблица 1. – Средний балл, набранный каждой группой студентов по каждому вопросу.

          Вопрос   Курс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

1 курс

2,9

3

1,7

1,3

2,7

3,6

1,9

1,3

1,5

8

27,9

4 курс

2,3

2,9

1,5

1,2

2,8

3,3

1,7

1

1

8,1

25,8

Магистранты

2,8

3

1,7

1,4

2,5

3,4

2

1

1,3

8,3

27,4

3 курс

2,7

3

2,3

1,4

2,8

3,5

2,2

1,3

1,3

9

29,5

Как мы видим, наибольшее количество баллов набрали студенты 3 курса направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии», что связано с их специальностью.

Нами было выдвинута гипотеза, что курс обучения студентов направления «Педагогическое образование» (1,4 и магистранты) не влияет на эффективность использования информационных технологий. Для проверки данного предположения мы использовали однофакторный дисперсионный анализ, применяя его к 1, 2, 3, 5, 9 вопросам (таблица 2), отражающим частоту, предпочтения, степень помощи, тип источника, количество ресурсов университета, поскольку они наиболее точно отражают эффективность использования информационных технологий и ресурсов учащимися.

Таблица 2. – Средний балл, набранный группами студентов направления «Педагогическое образование» по вопросам 1, 2, 3, 5, 9..

          Вопрос   Курс

1

2

3

5

9

Сумма

1 курс

2,9

3

1,7

2,7

1,5

11,8

4 курс

2,3

2,9

1,5

2,8

1

10,5

Магистранты

2,8

3

1,7

2,5

1,3

11,3

͞xk – выборочное среднее k-выборки .

В нашем случае число выборок m=3, число ответов во всех выборках n=15, тогда:

͞x1 = 11,8/5 = 2,36;

͞x2 = 10,5/5 = 2,1;

͞x3 = 11,3/5 = 2,26;

͞x = (11,8+10,5+11,3)/15 = 2,24.

Тогда по основному тождеству дисперсионного анализа:

Q=Q1+Q2,

где Q1 – сумма квадратов отклонений выборочных средних ͞xk от общего среднего ͞x (сумма квадратов отклонений между группами);

Q2 – сумма квадратов отклонений наблюдаемых значений xik от выборочной средней ͞xk сумма квадратов отклонений внутри групп);

Q – общая сумма квадратов отклонений наблюдаемых значений xik от общего среднего ͞x .

Тогда:

Q = 82,3 – 15*2,24 = 48,7,

Q1 = 75,44 – 15*2,24 = 41,84,

Q2 = Q – Q1 = 48,7 – 41,84 = 6,86.

Вычислим критерий Фишера:

F = (41,84/2)/(6,86/12) = 36,59.

Сравнивая это значение с табличным F > F0,05;2;12 = 3,885, делаем вывод, что курс обучения влияет на эффективность использования информационных технологий.

Таким образом, можно сделать выводы, что более чем для половины, опрошенных студентов информационные технологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого являются эффективными: учащиеся часто ими пользуются, отдавая предпочтение электронным ресурсам, которые помогают студентам в процессе обучения. Так же были сделаны выводы о том, что степень эффективности использования ИТ студентами направления «Педагогическое образование» варьируется в зависимости от курса обучения.

Список цитированной литературы:

1. Вуколов Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием  пакетов Statistica и Excel. Учебное пособие. М.: Форум: Инфра-М, 2004. 464 с.

2. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М. : Стандартинформ, 2007. 12 с.