СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

Александр Пивоваров

Несмотря на важность формы телекоммуникационного проекта, требованиям работы в сети, основное достоинство его конструкции определяется содержанием. В качестве такого содержания можно предложить работы исследовательского характера по изучению динамики пространственно-временных параметров космических объектов и явлений.

Уже само по себе наблюдение небесных объектов является увлекательным занятием, полным загадочности, тайн и романтики. Однако указанные объекты и явления настолько далеки от нас, что, наблюдая их из одной точки на поверхности Земли, мы не сможем создать о них целостного представления. Поэтому, произведя наблюдения с разных точек земной поверхности и в разное время, мы сможем увидеть и «Обратную сторону Луны». Существует ещё ряд факторов, определяющих выбор сетевого изучения указанных объектов и явлений. Это может быть разная видимость явления в зависимости от широты и долготы, климатические, погодные явления, долгота дня и субъективность восприятия.

Некоторые космические явления протекают сравнительно быстро (покрытия звёзд Луной, затмения), другие эволюционирую довольно медленно (полёт комет, движения планет). Научную ценность для ученика могут иметь и длинные серии наблюдений одного и того же объекта (метеорные потоки). В этом случае можно отчётливо увидеть динамику (например, интенсивность в час, в разные годы и др.) [5].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_setevoy_obrazovatelnyy_proekt.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ

АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ

В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

А.А.Пивоваров (г. Киров. Институт развития образования)

Астрономия во все времена определяла мировоззрение целых эпох и народов, поскольку оперировала такими пространственно-временными масштабами, которые были вне границ, эпох и цивилизаций. Долгое время эта наука в качестве самостоятельного предмета существовала и в советской школе. Однако в связи с модернизацией российского образования системообразующие позиции астрономии были утрачены. Между тем именно мировоззренческие знания становятся особенно востребованными в современных ценностях образования.

Поэтому учителя положительно восприняли приказ Министерства и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089» [1]. То есть речь идёт о фактическом возвращении астрономии в школу.

Несколько лет назад в пояснительной записке к Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) говорилось, что «... основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания общего образования, имеющее научно-категориальный аппарат, на основе которого у обучающихся формируются ценностные ориентации, научная картина мира и научное мировоззрение, а так же обобщённые способы познавательной и практической деятельности» [2].

Одним из средств организации такой познавательной деятельности учащихся может стать учебный телекоммуникационный (сетевой) проект [3]. Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую деятельность учащихся-партнёров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата. Известно, что решение проблемы, заложенной в любом проекте, требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно исследовательском по астрономии, необходима более глубокая интеграция знаний, предполагающая привлечение не только материалов собственно предмета исследуемой проблемы. Таким образом, характерной особенностью телекоммуникационного исследовательского проекта является его межпредметность, направленная на достижение метапредметных образовательных результатов.

Этому способствует стремительное развитие компьютерных телекоммуникаций в России, относительная доступность информационных технологий для сельских школ [4]. Здесь формируется новая образовательная среда для выполнения задач, поставленных перед российской системой образования. К их числу относятся обеспечение доступности и качества современного образования, где информационные технологии являются важным средством познания окружающего мира. Однако пока ресурсы сети применяются в основном для иллюстрации содержания школьных предметных курсов и мало задействованы во внеурочное время.

Для более эффективного привлечения возможностей компьютерных телекоммуникаций необходима специальным образом организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети, которая может дать более высокий образовательный результат. Одной из таких интересных форм дополнительного образования сельских школьников может быть реализация совместных исследовательских проектов по астрономии на основе сотрудничества учащихся разных школ.

        Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов по астрономии должны быть такими, чтобы их выполнение естественным образом требовало привлечения компьютерной телекоммуникации. То есть, далеко не все проекты, как бы интересны и практически значимыми они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных. Телекоммуникационные исследовательские проекты по астрономии педагогически оправданы в тех случаях, когда в ходе их реализации:

  • выполняются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим явлением (объектом), требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, имеющего место в различных местностях для выявления определённой тенденции (закономерности);
  • определяется эффективность применения разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, для выявления наиболее удачного решения, то есть для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы (например, экологической).

        Следовательно, телекоммуникационные проекты как форму дополнительного образования, можно рассматривать только в общем контексте обучения и воспитания сельских школьников. В данном случае речь идёт о привлечении возможностей телекоммуникационных технологий для расширения пространства действия проектных методов, для организации сотрудничества школьников не только одного класса, школы, но разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран. То есть, телекоммуникационные исследовательские проекты по астрономии позволяют создавать виртуальные исследовательские лаборатории сельских школьников для совместных исследований, творческих работ.

В то же время организация исследовательских проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учётом промежуточных и итоговых результатов. Успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от подготовительной работы, выполненной и учителями, и учащимися, от правильности выбранной методики организации деятельности учащихся. Выделим основные этапы учебного исследовательского проекта:

  1. Выбор темы проекта, количества участников (сетевых партнёров).
  2. Определение возможных вариантов решения проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Здесь уместна и «мозговая атака» в режиме реального времени с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, в сети).
  6. Публичная защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки сетевых проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит от темы астрономического проекта (его содержания), условий проведения. Исследовательский проект с неизбежностью включает в себя этапы проведения, причём успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать исследовательскую деятельность учащихся поэтапно, оценивая её шаг за шагом. Параметры внешней оценки исследовательского проекта по астрономии могут быть следующие:

  • социальная значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность привлекаемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • стиль общения и взаимопомощи участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
  • эстетика и дизайн оформления результатов проведенного проекта.

Несмотря на важность формы телекоммуникационного проекта, требованиям работы в сети, основное достоинство его конструкции определяется содержанием. В качестве такого содержания можно предложить работы исследовательского характера по изучению динамики пространственно-временных параметров космических объектов и явлений.

Уже само по себе наблюдение небесных объектов является увлекательным занятием, полным загадочности, тайн и романтики. Однако указанные объекты и явления настолько далеки от нас, что, наблюдая их из одной точки на поверхности Земли, мы не сможем создать о них целостного представления. Поэтому, произведя наблюдения с разных точек земной поверхности и в разное время, мы сможем увидеть и «Обратную сторону Луны». Существует ещё ряд факторов, определяющих выбор сетевого изучения указанных объектов и явлений. Это может быть разная видимость явления в зависимости от широты и долготы, климатические, погодные явления, долгота дня и субъективность восприятия.

Некоторые космические явления протекают сравнительно быстро (покрытия звёзд Луной, затмения), другие эволюционирую довольно медленно (полёт комет, движения планет). Научную ценность для ученика могут иметь и длинные серии наблюдений одного и того же объекта (метеорные потоки). В этом случае можно отчётливо увидеть динамику (например, интенсивность в час, в разные годы и др.) [5].

В рамках телекоммуникационного проекта можно предложить следующие темы исследований:

1. Изучение метеорных потоков. Основная цель – определение интенсивности метеоров в час, в разные годы, построение кривой интенсивности.

2. Покрытия звёзд (иногда планет) Луной. Основная цель – определение точного времени покрытия (открытия).

3. Наблюдение солнечных и лунных затмений. Основная цель – определение момента начала, максимальной фазы, окончания затмения.

4. Наблюдение переменных звёзд. Основная цель – определение минимума, максимума, периода колебаний. Подробнее см. [5], [6].

Проводить указанные наблюдения, конечно же, наиболее удобно в сельской местности, где есть самый важный ресурс астронома – сравнительно тёмные ночи и чистое небо. Опыт показывает, что разные виды ресурсов при проектной деятельности превращаются в реальные средства решения актуальных проблем. Ресурсы (внутренние и внешние), аккумулируясь в сети, порождают новое качество, дают дополнительную энергию. Истоки такого эффекта синтеза не в материально-технических, финансовых ресурсах, а в первую очередь в человеческих: мировоззренческих, духовно-нравственных, лидерских, интеллектуально-творческих, профессиональных. Только затем наступает очередь организационных, управленческих ресурсов. Поэтому для проведения указанных наблюдений совсем не обязательно владеть дорогостоящей астрономической техникой. Темы исследований подобраны таким образом, что рассчитаны на возможности любой сельской школы.

Автор в течение ряда лет проводил подобные наблюдения с сельскими школьниками разных школ и городов. Однако в то время сетевое взаимодействие сводилось в основном к почтовой переписке, что приводило к значительной задержке в обработке результатов. Несмотря на это, в ходе совместной работы были получены результаты, позволяющие сельским школьникам выступать со своими сообщениями на конкурсных мероприятиях школьного, районного, областного и всероссийского уровней [7].

Для того чтобы было удобно работать в сети, телекоммуникационный проект может иметь следующую схему (согласно правилам представления материалов в сети):

  1. Титульный лист.
  2. Аннотация.
  3. Направления и формы исследовательской деятельности.
  4. Инструкции, алгоритмы, рекомендации наблюдателям.
  5. Примеры оформления результатов наблюдений.
  6. Аналитика и экспертиза (внутренняя и внешняя).
  7. Приложения (звёздные карты, атласы, календари и др.).

Таким образом, в ходе выполнения сетевого исследовательского проекта сельские школьники:

  • получают исследовательские навыки, обретают качества исследователя,
  • формируют культуру виртуального общения,
  • осваивают умения веб-дизайна, работе в Интернет,
  • обретают навыки работы в команде, социализации [8].

Все это, несомненно, способствует социализации сельского школьника, его профессиональному самоопределению и выбору дальнейшего жизненного пути, восполняет проблему дефицита астрономического образования [9].

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст]: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения, [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.С.Полат: – М.: Академия, 2006, 392с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] /Под ред. Е.С.Полат – М.: 2000 г.
  5. Пивоваров А.А. Изучение динамики пространственно-временных характеристик астрономических объектов и явлений. [Текст] /А.А.Пивоваров // Первый Всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования»: Сборник материалов и рекомендаций. – Москва: Академия администраторов образования. 1998. с.220.
  6. Пивоваров А.А. Внеклассная работа по астрономии в системе интегративно-гуманитарного подхода. [Текст] /А.А.Пивоваров // Физика в школе. – 1993г. – №6. С. 55.
  7. Пивоваров А.А. Наблюдения звездного неба. [Текст] /А.А.Пивоваров // Физика в школе. – 1987г. – №6. С. 72-73.
  8. Пивоваров А.А. Сетевые исследовательские проекты в дополнительном образовании сельских школьников / Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании сельских школьников [Текст] / материалы межрегиональной научно-практической конференции. Арзамас-Коряжма, 2007.
  9. Система внеклассной работы по астрономии как форма внешней дифференциации при обучении физике. [Текст] /А.А.Пивоваров // Дисс… канд.пед.наук. – М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1994. – 246с.