Активные методы обучения

Статья посвящена педагогическому осмыслению активных методов обучения учащихся.  Подчеркивает форму взаимодействия учителя в ходе урока при помощи имитационных методов обучения и раскрывает их виды. Призывает вовлекать учащихся к активному осмыслению знаний через игровую деятельность. Раскрывает обеспечение решения образовательных задач в разных аспектах, которые вносят новые формы диалога и общения учителя и ученика, в том числе и в образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения

Зикеева Юлия Николаевна,

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Институт естественных наук и математики, студентка 3 курса

Направление: Педагогическое образование:

 физико-математическое образование

Научный руководитель:

Редель Лариса Витальевна, кандидат физ.-мат. наук, доцент

В настоящее время активные методы обучения подразделяются на две группы: неимитационные и имитационные методы [1, с.55].

Подробный обзор особенностей активных методов обучения, их разновидностей представлен в педагогической литературе. В рамках данной статьи остановимся на имитационных методах активного обучения. При которой форма взаимодействия учащихся и учителя позволяет взаимодействовать друг с другом в ходе урока, поскольку учащиеся вовлечены в процесс и не являются пассивными слушателями.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие [4, с.200].

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

- формирование положительной учебной мотивации;

- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

- стимулирование самостоятельной деятельности;

- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

- эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда.

По характеру учебно-познавательной деятельности  методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, метод разыгрывания ролей, игровое производственное проектирование, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях [3, с.122].

Не имитационные активные методы обучения включают в себя проблемную лекцию, активно проводимый семинар, производственную практику-стажировку на рабочем месте, использование обучающих программ, активно-групповые консультации, олимпиады, студенческие научные конференции, социологическое тестирование и анкетирование и т.д. [2, с.59]

Различие методов состоит в том, что неимитационные активные методы обучения не содержат моделей изучаемого процесса или деятельности, а имитационные методы основаны на моделировании изучаемого процесса.

Литература

1. Лазарева  И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании - 2004 - №3, 52-60 с.2004;

2. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования// Педагогика: традиции и инновации: Т. II.- Челябинск: Два комсомольца, - 57-61 с.2011.

3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.2005;

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. - М.: Народное образование, 2005.