Тема урока: «Мощность. Единицы мощности», 7класс

Бутанец Елена Ивановна

Тема урока: «Мощность. Единицы мощности», 7класс

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.moshchnost.edinitsa_moshchnosti._7_klass.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мощность. Единицы мощности»

Класс: 7

Учитель: Бутанец Елена Ивановна

Методическое обоснование темы

Данная разработка состоит из конспекта урока по физике в 7-м классе по теме «Мощность. Единицы мощности» на основе системно-деятельностного подхода (методологической основы ФГОС ООО) Урок рассчитан на 40 минут. Разработка отвечает целям изучения физики в основной школе – развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование у учащихся представлений о физической картине мира. Главной методической целью урока при системно-деятельностном обучении является создание условий для проявления познавательной активности учеников. Поэтому используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, происходит неоднократная смена видов деятельности учащихся, представлены цели, содержание, приемы, методы и формы деятельности, используется развитие творческого мышления, взаимодействие обучающихся и преподавателя, средства обучения, организация рефлексии, итоги занятия. Использована балльная система оценивания знаний. Учебный материал связан с жизненными ситуациями.

Данная тема формирует первичное представление о мощности и важно основательное понимание учащимся основных понятий. Учащиеся вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); используются внутрипредметные и межпредметные связи (техника, математика); используется информация для общего развития (таблица мощностей).

Далее подразумевается проведение урока по решению задач на использование формул механической работы и механической мощности с целью закрепления и углубления полученных знаний.

Для реализации занятия используется презентация, материалы коллекции ЦОР, интерактивная доска с целью повышения быстрой воспримчивости информации учащимися, привлечения внимания и оперативной подачи материала учителем.

Методические рекомендации по проведению урока

Для проведения урока физики в 7 классе по теме «Мощность. Единицы мощности»используется УМК «Физика» Автор: А.В. Перышкин.[1] Эту разработку целесообразно провести вторым уроком по разделу «Работа и мощность. Энергия» после темы «Механическая работа. Единицы работы». Для реализации занятия нужно использовать информационно-коммуникационные технологии в виде презентации, материалов коллекции ЦОР, интерактивной доски. Далее нужно провести урок по решению задач на использование формул механической работы и механической мощности с целью закрепления и углубления полученных знаний.

Конспект разработки урока в 7 классе по теме

 «Мощность. Единицы мощности»

Цель урокаформирование у учащихся понятие «мощность», добиться усвоения связи между физическими величинами: мощность и работа, мощность и время; ввести единицу измерения мощности.

Задачи:

Образовательные:

1)  формирование у учащихся понятие «мощность»,

2) добиться усвоения связи между физическими величинами: мощность и работа, мощность и время;.

3) ввести единицу измерения мощности.

Развивающие:

1)развивать  умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации;

2) развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие практических навыков

3) развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.

Воспитательные:

1) воспитывать навыки коллективной работы;

2)воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих УУД:

Личностных: Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию, формировать целостную картину мира, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

Метапредметных:

  • Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • Познавательные: Выделять существенную информацию, формировать исследовательские действия, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
  • Регулятивные: Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач, формировать умение работать с ЭОР.

Предметных: Понимать смысл понятия мощность, физической величины мощность, ее единиц измерения, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры практического применения мощности, способов его уменьшения и увеличения, решать задачи на применение мощности, использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения мощности.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний и формирования знаний, умений, навыков.


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, практические задания, решение задачи физического содержания.

Межпредметные связи: техника, математика, история

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска.

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: деревянный брусок, динамометр, металлический цилиндр.

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.);
  2. Актуализация и проверка знаний (9 мин.);
  3. Изучение нового материала (10 мин.);
  4. Этап исследовательской работы учащихся (7 мин.);
  5. Физкультминутка (1 мин.);
  6. Этап обобщения и закрепления нового материала (8 мин.);
  7. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин.);
  8. Рефлексия (1 мин.).

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат. Формирование УУД:

1.

Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Организационный момент. 

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку,ознакомление учащихся с планом урока, с системой оценивания.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку .

 (Р)Волевая саморегуляция;

(К) взаимодействие с учителем на этапе приветствия.

2.

Актуализация знаний и проверка знаний

Цель: 

Актуализировать мыслительные операции:

анализ, сравнение, обобщение.

  Проверка знаний: фронтальный опрос

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Контролирует выполнение работы. Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию.

Учитель. А сейчас, вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.
Давайте вспомним, какие два условия необходимы для совершения механической работы?

Как найти механическую работу?

Назовите единицу работы в системе СИ.

Какие еще единицы работы вы знаете?

В каких случаях работа силы: положительна, отрицательна, равна нулю?

Выразите в единицы системы СИ: 0,4 кДж, 1,5 кДж, 0,06 МДж, 0,002 МДж, 23 МДж

переведите в кДж: 432 000 Дж, 35 400 Дж, 5 650 000Дж, 120 000 Дж.

Отвечают на вопросы учителя. Выявляют закономерность….

 

1) На тело должна действовать сила и под действием это силы тело должно перемещаться.

2) От приложенной силы и пройденного расстояния.

3) A = Fs

4) Дж.

5) 1 Дж – работа, которую совершает сила в 1 Н, при перемещении на 1 м.

6) кДж, МДж, мДж.

7) Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то (+). Наоборот (-). Движение по инерции, S =0, сила перпендикулярна направлению движения А = 0.

8) 400 Дж, 1500 Дж, 60000 Дж, 2000 Дж, 23 000000Дж.

9) 432 кДж, 35, 4 кДж, 5 650 кДж, 120 кДж.

 (Р) Самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других;

(П) формирование мыслительных операций:

анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений.  2) Согласовать цель  и тему урока.

3. Определение темы урока.

Организует подводящий к теме диалог.

Проблема:

  • Первый подъемный кран поднимает плиту массой 3 т на высоту 15 м за 1 минуту. Определите, какую работу совершает кран за 1 с?
  • Второй подъемный кран поднимает плиту массой 5 т на высоту 15 м за 2 минуты. Определите работу крана за 1 с?

Если два крана выполняют одинаковую работу, какой из них быстрее справится?

  • Одинаковую ли работу совершат человек и экскаватор при рытье траншеи, если ширина, глубина и длина траншей одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?
  • Одинаковую ли работу совершат лошадь и трактор при вспашке участка, если ширина и длина участков одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?
  • Приведите примеры из собственного опыта, иллюстрирующие ситуацию, когда одна и та же работа совершатся за разное время.

Значит, какую необходимо ввести величину, которая бы характеризовала быстроту выполнения работы?

Какая тема нашего урока?

Работа с классом по усвоению понятия «мощность».

Определим эту величину.

От чего зависит мощность?

 (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b1917a21-6e54-4f24-a18a-dd809ab48311/7_115.swf )

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659911/1.gif

N – мощность (Вт)
А – работа (Дж)
t – время (с)

В системе СИ Единицей мощности является ватт (1 Вт). 1 Вт – это мощность, при которой работа в 1Дж совершается за 1с. Называется такая единица Ватт. (Мультимедийный учебник физики 7 класса А.В. Перышкина)

1 Ватт = 1 Джоуль / 1 секунда

1 Вт = 1 Дж / 1 с

Используются дольные и кратные единицы:

1 мВт = 0,001 Вт

1 кВт = 1000 Вт

1 МВт = 1 000 000 Вт

Формулируют тему и задачи урока.

Ответ: 1 кран справиться с работой быстрее, так как за 1 секунду выполняет больше работы.

Вывод: работа совершаемая кранами за 1секунд, различна.

Ответ: человек выполнить работу дольше, экскаватор быстрее; лошадь выполнить работу дольше, трактор быстрее.

Вывод: на совершение одинаковой работы требуется различное время.

Такая величина в физике называется – мощность.

– Мощность. Единицы мощности. 

Понятие мощности:

Мощность равна отношению работы, совершаемой в течение некоторого времени, к этому времени

Вывод: у кранов – различная мощность; у человека и экскаватора, лошади и трактора и др. – различная мощность.

 (Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

4.

Первичное закрепление нового материала.

Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Этап исследовательской работы учащихся

организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования); Фронтальные опыты (инструктаж по его выполнению)[2]

Цель опыта: …..

(научиться вычислять мощность).

Опыт 1. Определение мощности, развиваемой человеком при перемещении груза.

При помощи динамометра равномерно переместить брусок по столу на расстояние 30-40 см. Измерить время, за которое переместили брусок. Определить действующую силу, работу выполняемую силой. Рассчитать мощность, которую развивали при перемещении груза.

Опыт 2. Определение мощности, развиваемый человеком при подъеме груза. Поставить металлический цилиндр на пол. Равномерно поднимать цилиндр с помощью динамометра на стол. Чему равна сила? Чему равна высота, на которую подняли цилиндр? Найти работу выполняемую силой. Рассчитать мощность, которую развивали при поднятии цилиндра.

(П): умение строить логическую цепь размышлений, умение  устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск,  умение  выделять  необходимую информацию

(К): умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами

(Р): умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий

5.

Изменить деятельность детей  и этим ослабить наступающее утомление

Цель: снять усталость и напряжение;

 обдумывание учащимися в коммуникативной форме полученных новых знаний.

Физкультминутка

Встаньте пожалуйста, задвиньте стулья, двигаемся под музыку. Как только музыка остановится, образуйте пару и обсудите вопрос:  «да» или «нет» (микс пеа-шеа).

Ребята, вы хорошо поработали, пора подвигаться.

Выбери правильные утверждения

  • Мощность характеризует скорость выполнения работы.
  • Мощность показывает работу, выполняемую за единицу времени.
  • Мощность это работа и определяется временем его выполнения.
  • Чем меньше работа, выполняемая за определенное время, тем меньше мощность.
  • Чем меньше работа, выполняемая за 1 с, тем меньше мощность.
  • Чем больше времени нужно для выполнения работы, тем меньше мощность.

задвигают стулья, двигаемся под музыку. Как только музыка остановится, образуют пару и обсуждают вопрос:  «да» или «нет» (микс пеа-шеа).

(Р)Формируют:
-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
(К)Обеспечивают
- умение интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

(Л)Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. 

6.

Цель:  - тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;

 выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.

Этап обобщения и закрепления нового материала

 


Организует самостоятельную работу.

А теперь давайте попытаемся разобраться, какая связь существует между работой и мощностью; работой и временем.

.

1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль.

  1. Дизель трактора «КИРОВЕЦ» работу равную 3,3 МДж выполнил за 15 c.
    Автомобиль ЗИЛ-130 работу равную 3,3 МДж выполнил за 30 с.
    Найдите мощности машин.
  2. Вертолет Ми-4 за 10 c выполнил работу равную 12 МДж,
    Вертолет Ка-18 за 10 cвыполнил работу равную 2,06 МДж.
    Найдите мощности вертолетов.

Учащиеся самостоятельно формулируют выводы:

  • если работы одинаковы – чем больше время, тем меньше мощность.
  • если время одинаково – чем больше работа, тем больше мощность.

Вывод: мощность показывает, какая работа совершается за 1 с.

Выступление ученика – «Что такое «лошадиная сила?»

(Л)  умение понимать  личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

(Р)  умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

(П) умение применять знания в новой ситуации

7

Представление результатов конструирования.

Цель:

Проверка качества полученных знаний.

Подведение итогов урока:
1)Соотнесение поставленных

задач с достигнутым результатом. 2)Фиксация нового знания во внешней речи.

Домашняя работа.

   Подготовить свой мультфильм со своими персонажами.

  Принести на любом носителе информации

1)Задаёт вопросы о задачах урока. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? Домашняя работа.

1. § 54 изучить, упр. 29 выполнить

2. Задание из карточки (раздаются учащимся)

Выразите в единицы системы СИ: 0,6 кВт, 1,7 кВт, 0,05 МВт, 0,023 МВт, 67 МДж, 290000 мВт

Переведите в кВт: 345 000 Вт, 76 100 Вт, 1 650 000 Вт, 560 000 Вт.

3. Выясните, какую мощность имеют бытовые приборы, используемые в вашем доме.

Критерии оценок

За правильное выполнение задания из карточек и ответы на вопросы – 3 балла

Правильное решение задач о кранах – 2 балла

Правильное определение мощности в практической части – 2 балла

Правильные выводы – 3 балла

  • 9-10 баллов – оценка «5»
  • 7-8 баллов – оценка «4»
  • 5-6 баллов – оценка «3»
  • 1-4 балла – оценка «2»

Отвечают на вопросы,  формируют конечный результат,  рассказывают, что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали. Дают качественную оценку своей работы, записывают домашнее задание, получают консультацию

(Р)  Осознание качества и уровня усвоения;

(П)  контроль и оценка процессов и результатов деятельности;

(К) способность точно выражать свои мысли.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 Рефлексия.

Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

  •   Я понял, что…
  • Я научился…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Ответы оформляются на листочках и передаются преподавателю.

 (Л) Умение оценивать себя на основе критерия успешности; (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Проверь ответы по Таблице мощностей[3]

НАЗВАНИЕ

Мощность

кВт

Л.с.

Мотороллер

4,4

6

Мотоцикл «ИЖ Планета»

13

18

Трактор ДТ-20

13

18

Автомобиль ГАЗ-51

50

70

Автомобиль ЗИЛ

110

150

Вертолет Ка-18

206

280

Дизель трактора «КИРОВЕЦ»

220

300

Самолет Ан-2

740

1000

Вертолет Ми-8

2200

3000

Самолет Ил-14М

2800

3800

Тепловоз

4400

6000

Атомный ледокол «Сибирь»

55100

75000

Ракета-носитель

44000000

60000000

Список литературы и интернет-источников:

  1. Перышкин А.В. , «Физика» 7 класс, – М.: «Дрофа», 2014.
  2. Минькова Р.Д., Панаиоти. Тематическое и поурочное планирование по физике, – М.: 2004.
  3. Енохович А.С., Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся, – М.: 1989.
  4. Коллекция ЦОР.