Технологическая карта урока "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Бутанец Елена Ивановна

Урок ,5 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Бутанец Елена Ивановна  

 

Предмет: математика

 

Класс: 5 класс

 

Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 5 класс. М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016

 

Тема урока: Решение упражнений по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

 

Цели:

Предметные: обобщить знания уч-ся об объёме прямоугольного параллелепипеда и куба, формировать умение применять формулы при решении задач, в том числе практико-ориентированных; при решении задач практического содержания, , совершенствовать вычислительные  навыки, формировать умения строить математические модели.

Личностные: развивать познавательный интерес через использование сведений из истории математики; формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности

Метапредметные: формировать умение видеть   математическую задачу в  контексте проблемной ситуации , в других дисциплинах, в окружающей  жизни; развивать логическое мышление; развивать желание работать в коллективе, группе; умение высказывать свою точку зрения и  слушать других, принимать участие в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству.  

 

Оборудование: проектор, компьютеры, учебники по математике, раздаточный материал (дидактические материалы), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

 

Структура и ход урока.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные

1)

Организаци онный этап.

 

 

Эмоциональный настрой на урок.

-Я, рада вас видеть, и надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и открытие.  Будьте внимательны в течение урока, думайте, создавайте, предлагайте, спорьте, ищите ошибки, делайте выводы,  выдвигайте гипотезы,  делайте новые открытия, оценивайте себя и других  и в тоже время умейте управлять своим  поведением и своими знаниями.

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку готовности к уроку, включаются в деловой ритм урока.  

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками 

Регулятивные: организация

своей учебной деятельности 

 

2)

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «…Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил». Знания, полученные вами самостоятельно, запоминаются надолго.

Начнём сегодняшний урок с загадки:

Вот кирпич, учебник новый,

Пастила, журналов тюк.

Назови их форму словом из четырнадцати букв! (Параллелепипед)

-Да, это параллелепипед, и сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой: «Объём прямоугольного параллелепипеда».

Какие цели вы себе сегодня ставите на уроке? (самая главная цель ваша сегодня: применять полученные знания о нахождении объёма параллелепипеда и куба и видеть   математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в других дисциплинах, в окружающей жизни;)

 Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока и ставят перед собой цели.

 

 

 

 

 

Познавательные: формирование познавательной цели: «Что нового я  сегодня узнаю на уроке?»

Регулятивные: организация и прогнозирование своей деятельности

  Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса 

Личностные: самоопределение, настрой на урок.

3)

Актуализац ия знаний.

 

--Сегодня на уроке мы будете решать нестандартные задачи, проблемные задачи, практико-ориентированные задачи, задачи исследования, поработаем индивидуально, в парах, в группах, и в конце урока проведём самостоятельную работу и сделаем выводы.

 -С чего начнём?

- Вспомним всё, что мы знаем о прямоугольном параллелепипеде, поэтому начнем урок, как всегда:  

  1. Устные упражнения
  2. с индивидуальной работы у доски,  
  3. с решением задачи от Мудрой совы.  
  4. с решения  продуктивной задачи (решение в паре) 5) Игра «Вопрос –ответ»

 

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

Вспомним всё, что мы знаем о пр.парде  и кубе.

 

Познавательные: структурирование собственных знаний

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено; осознание качества и уровня усвоения.  Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и вступать в диалог

  Личностные:оценивание усваиваемого материала.

 

1) Индивидуальная работа у доски: 

Единицы измерения объёма: 

 1 л =     дм³

1 дм³ =    см³; 1 см³ =   мм³; 1 км³ =    м³.

( После проверки этого задания «Историческая справка о мерах объёма на Руси») 

№628, 632, 633 из учебника 

 2) Задача. Хватит ли проволоки длиной 140 см для изготовления модели куба с ребром 14 см?  (Нет, не хватит.

Потребуется еще 28см.) 

Решение задачи в паре

 

1 л = 1 дм³

1 дм³ = 1000 см³;

1 см³ = 1000 мм³;

1 км³ = 1 000 000 000 м³.

 

 Учащиеся в паре  выполняют решение

3)Задача: Кирпич имеет длину 250 мм, ширину 200мм и толщину 40мм. Грузовик привез на стройку 4 кубометра кирпичей. Найдите число кирпичей, доставленных на стройку.  

 

 

4) Игра «Вопрос –ответ»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предложенной задачи. 

  1. 25 ∙ 20 ∙ 4 = 2000(см3) – объем 1 кирпича
  2. 4000000 : 2000 = 2000(штук) доставили

Ответ: 2000 штук

Обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда:          

  1. Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
  2. Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед? 3) Что можно сказать о его противоположных гранях? 4) Какие измерения есть у параллелепипеда?        5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?  
  1. Из каких фигур состоит поверхность куба?
  2. Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

 

4)Обобщение

систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне  

 Работа в группах (1-2 вариант) Первый вариант:

Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:  

  1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.
  2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.
  3. У куба все грани являются квадратами.
  4. У параллелепипеда 8 ребер.
  5. У куба все ребра равны.
  6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.  

Работают в группах по вариантам над поставленными задачами. Обучающиеся напротив вопросов ставят + или  –

+

-

+

-

+

+

- Личностные: коррекция знаний, обучающихся смыслообразование; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата;  

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Второй вариант Математический диктант по формулам:

1.Запишитеслова: объём, параллелепипед.

2.Запишите формулу для нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда, если известно длина, ширина, высота?

3.Запишите формулу для нахождения объёма пр.пар-да, если известно S основания и высота

4. Запишите формулу для нахождения объёма куба.

1) объём, параллелепипед 2) V = abc 3) V = S h.  

4) ) V = a³

Меняются тетрадями и проверяют: 2 вариант по слайду по образцу, первый вариант с учителем и учащимися по работе на доске.              

 

-Под весёлую музыку сделайте несколько упражнений. (Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся)

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,  

Эти лёгкие движенья  

Предлагаю повторить.  

Вдаль посмотри и под ноги,

 Вправо, влево побыстрей.

И закроем их скорей.  

А теперь по кругу быстро,  

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,  

Ну, а дальше? Сели. Встали. Сели.

Продолжается урок.

Удивимся, что такое?

 

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

 

5)

Применение знаний и умений в новой

ситуации

 

Работа в трёх группах по желанию.

 

 1.Решение задачи - исследования

 

Задача: Из железа выплавили три куба с ребрами 3,4 и 5 дм. Потом их все расплавили и выплавили один куб. Какие вопросы можно составить к этой задаче?  

-Как вы думаете, чему равна длина его ребра?  

 

2 группа.     Решение практико – ориентированной задачи

Задача: Бак автомашины «Жигули» вмещает 40 л бензина. Одного литра хватает на 14 км пути. Хватит ли одной заправки бака, чтобы доехать от Астрахани до Сочи ( 1065 км). Сколько раз надо заправится автомашине и сколько необходимо бензина на весь путь?

 

3группа.  Выполнить №630 учебника.

Найдите объём фигуры, изображённой на рисунке.

(Размеры даны в сантиметрах)

 

 

-

-Познавательные: общеучебные; анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для решения задачи; планируют свою

деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.;вситуаци затруднения регулируют ход мыслей и свою деятельность Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение; : - Личностные стремление

                             

найти выход из нестандартной ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенны х ошибок и их коррекция.

 

Что нужно  очень хорошо знать, чтобы решать задачи на объёмы?  

Дифференцированная самостоятельная работа. Задания из дидактических материалов, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях

  1. уровень 

№153, 156 стр.22-23

  1. уровень 

№154,155(1, 2), 157(1) с.53-54  

  1. уровень 

№154, 155, 157 стр.84-85.

Учитель даёт рекомендации по каждому уровню.

 

 

Лабиринт вопросов трудных  

Разгадать помогут нам  

Наши знания, уменья  

Со смекалкой пополам

 

 

 

 

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

 

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные:умение решать практикоориентированные задачи - -построение логической цепи рассуждений.

логические, поиск решения с опорой на приобретённые новые знания Регулятивные: прогнозирование Коммуникативные:

умение

формировать собственное мнение и позицию.

7)

Информаци

я о д/з

Решить № 629, 631 стр.158 

 

 

Учащиеся  выбирают и записывают в дневники задание

Личностные: стремление найти выход из нестандартной ситуации Познавательные:самостояте льное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.   Регулятивные::

целеполагание, контроль, оценка,коррекция.   

Личностные: 

самоопределение.

8) Итог урока.

Рефлексия Анализ и содержание итогов работы, формирован ие выводов по изученному

материалу

 

  • Назовите формулы для вычисления объёмов прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • В каких единицах измеряется объём?
  • Понравились ли вам  задания, связанные с объёмом прямоугольного параллелепипеда?   Помогли ли они увидеть практическое применение математики?     - Заинтересовали ли вас исторические сведения?  Прошу вас теперь подвести итоги урока  и оценить  свою работу на уроке:

НА УРОКЕ

 1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы ….

2.  Я получил(а) полезную информацию о том, что …  

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Ставят сами себе оценку за урок и проводят самооценку своей деятельности на уроке.

Сдают тетради на проверку

 

 

 Личностные: Умение оценивать себя на основе критерия успешности;

Регулятивные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Логическое завершение урока

Учитель благодарит обучающихся за плодотворную  совместную работу на уроке

 Спасибо, ребята, вам всем за урок,

Пусть все эти знанья будут вам впрок.

Пусть вам пригодятся все знанья объема,

Когда вы ремонт затеваете дома,

Когда собираете в путь чемодан,

Когда задвигаете в угол диван,

Когда наливаете в банку воды,

С объемом и площадью будьте на “ты”.

Теперь говорю я вам всем “до свидания”,                            Окончен урок. Благодарю за вниманье.,                                              

Психологический настрой на подведение итогов урока  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ урока математики в 5 классе

по теме «Решение упражнений по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

 

      Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

   Цель: создание условий для закрепления представлений об объеме прямоугольного параллелепипеда и куба.

 

Задачи урока через планируемые результаты.

  • личностные: развивать познавательный интерес через использование сведений из истории математики; формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности
  • метапредметные: формировать умение видеть   математическую  задачу  в  контексте проблемной ситуации, в других дисциплинах, в окружающей  жизни; развивать логическое мышление; развивать желание работать в коллективе, группе; умение высказывать свою точку зрения

и  слушать других, принимать участие в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству. 

  • предметные:  обобщить знания учащимся об объёме прямоугольного параллелепипеда и куба, формировать умение применять формулы при решении задач, в том числе практико-ориентированных; при  решении задач практического содержания, , совершенствовать вычислительные  навыки, формировать умения строить математические модели.

 

На уроке  использовались  нестандартные задачи,  проблемные задачи, практико-ориентированные задачи, задачи исследования. Была проведена фронтальная работа у доски.  На уроке учащиеся работали в парах, в группах с взаимопроверкой. Такие формы работы включают учеников в продуктивную творческую деятельность, позволяют не только перерабатывать информацию для получения необходимого результата, но и учат договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды для того, чтобы сделать что-то сообща. В конце урока  учащиеся выполнили дифференцированную самостоятельную работу и сделаем выводы. На этом этапе ребятам предложено было оценить свою работу по нескольким критериям и вывести общую оценку. Оценка не всех учащихся была объективной (есть над чем работать).

Урок заканчился рефлексией. Учащиеся формулировали собственное мнение и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса в целом. Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы.

На уроке (за исключением двух человек) учащиеся активно работали на всех этапах урока, не стеснялись высказывать свои мысли. Все задания урока позволии работать над формированием УУД. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию интереса к учению. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, и был посилен для учеников 5 класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет чего повысилась возможность учеников в достижении поставленных задач. На данном уроке цели, поставленные учителем, были полностью достигнуты.