Проект по математике

Сергеева Вероника Григорьевна

Творческий проект по математике "Сборник задач - задагок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_zadach-zagadok.docx206.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Анненская средняя общеобразовательная школа»

Творческий проект по математике

«Сборник математических задач-загадок»

Автор проекта: ученица 5 класса

Пашкова Дарья

Наставник проекта: учитель математики

Сергеева Вероника Григорьевна

2019

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….4
  2. Основная часть проекта……………………………………………………6
  1. Теоретическая часть. История появления загадок………………………6
  2. Практическая часть. Подбор материала и составление заданий……….9
  1. Заключение…………………………………………………………………12
  2. Список литературы………………………………………………...……...14

   

Аннотация

В своей работе «Сборник математических задач-загадок » автор показал разнообразие задач, пояснил смысл всех рассмотренных видов задач, привел примеры на каждый  вид.  В сборник вошли математические задачи-шутки, задачи-загадки, арифметические ребусы, магические квадраты, логические цепочки, задачи на смекалку, логогрифы, метаграммы.

Тип проекта: творческий        

Продукт проекта: сборник математических задач-загадок.

Работа над проектом носит познавательный и занимательный  характер, учит работать с различными информационными источниками, анализировать и отбирать нужную информацию, способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, развитию творческих и коммуникативных способностей.

Продукт может быть полезен учителям, которые захотят разнообразить урок математики, провести его в игровой форме. Так же может быть использован учителями для внеклассной работы, занятий математического кружка и детьми которые хотят разнообразить свой досуг.

  1. Введение

          Многие часто задаются вопросом, зачем нужна математика? 

Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности.

Математика является той наукой, которая учит нас думать и рассуждать. Ведь уроки математики имеют целью научить не только оперировать цифрами, но и строить умозаключения, делать выводы, уметь обобщать, систематизировать.

Математика – везде и во всем, без нее невозможно описать никакие процессы. Она в содружестве с другими науками творит чудеса. И мы этими чудесами (благами) пользуемся, не замечая этого.

Свою задачу в данном проекте я вижу в том, чтобы привести еще дополнительные доводы в пользу математики и показать что задачи в математике могут быть разными, использование задач –загадок можно широко применять на уроках математики и на внеклассных мероприятиях.  

Цель моего проекта: популяризация математических задач-загадок, создание сборника математических задач-загадок.

Задачи проекта:  

  • сбор математических задач загадок
  • развить познавательный интерес к математическим задачам-загадкам
  • развить навыки работы с различными источниками информации (книги, интернет)
  • оформить сборник задач-загадок

Актуальность: в последнее время все чаще подростки слишком много времени проводят за компьютером, сидят в социальных сетях, играют в компьютерные игры. При этом не обязательно этот вид досуга оказывает благотворное влияние на развитие интеллекта, памяти, логического мышления. Общение подростков сводится к общению с неживым предметом, они живут в своем мире, а реальное общение друг с другом сходит на нет. Я предлагаю развивать познавательный интерес к математическим задачам-загадкам, которые предполагают живое общение друг с другом и развивают умственные способности. Ведь загадка  и в наш стремительный век не утратила важного значения в сфере образования и воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Многие загадки на логику очень способствуют развитию математического мышления. 

                

2.1 Теоретическая часть. История появления загадок.

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

 Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы - все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. 

Загадка - это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их - это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды, затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы.

Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, например, загадка - это «тупмалли юмах», что буквально означает «сказка, требующая отгадки». Почему? Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок.

Математические задачи-шутки.

На первый взгляд эти задачи очень простые, но нельзя спешить с ответом на них так, как он может оказаться неверным. Правильное решение таких задач, чаще всего не требует никаких дополнительных знаний. Главное внимательно читать условия задачи и постараться не попасть на уловку.

Математические задачи-загадки.

Они очень схожи с задачами – шутками. Но в них чаще всего приходится все – таки прибегать к математическим вычислениям.

Арифметические ребусы.

Эти ребусы представляют собой примеры обычных арифметических действий, в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. Каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Решить ребус, значит восстановить первоначальный вид примера.

Магические квадраты.

Это специальная квадратная таблица, у которой в каждой ячейке вписано целое число. Сумма чисел в такой таблице вдоль любой из строк, столбца и диагоналей будет равна одному и тому же определенному числу.

Логические цепочки.

Эти задачи имеют определенную закономерность, но вот чтобы ее отыскать вам придется изрядно постараться.

Задачи на смекалку.

Такие задачи зачастую, не требуют произведения каких-либо математических вычислений, но понять это с первого взгляда не возможно. Где то обязательно есть подвох. К таким задачам нужно применять нестандартный подход и логику.

Логогрифы.

Это род загадки, в которой посредством различных комбинаций букв, из какого-нибудь загаданного слова создаются новые слова, которые нужно отгадать.

Метаграммы.

Разновидность загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Иногда буквы меняются местами или заменяются другими буквами. Возможны варианты, когда слова достаточно прочитать наоборот.

2.2. Практическая часть. Подбор материала и составление заданий.

Для составления заданий использовались ресурсы интернет. Собирая различные задачи-загадки у меня получился огромный материал из которых я выбрала  более интересное и внесла это в свой сборник. Вот некоторые из них.https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1586459/pub_5d918c5395aa9f00b0a15c26_5d918c73bd639600b14ca874/scale_1200

  1. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка.

Если было б 7 кадушек сколько было бы лягушек? 

  1. Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят? 
  2. Нам на завтрак баба Мила

     Семь яиц вчера сварила.https://xn--80ahad0bidd4ahv2g.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/imgpsh-fullsize-huevo1_full-1068x709.jpg

     Съел я ровно два белка,

     А Сережа - два желтка.

     А сестричка наша Леся –

     Три белка с желтками вместе.

     Вы смекнуть уже успели –

     Сколько мы яичек съели?

     И потом, как оказалось,

     Сколько их еще осталось?

  1. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей
  2. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня ………

  1. Я – тире в грамматике,

А кто я в математике?

  1. У фермера было 17 овец, и все, кроме девяти умерли . Сколько овец осталось у фермера ?
  2. Два кольца, но нет конца

В середине нет гвоздя

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Какая это цифра?http://1.bp.blogspot.com/-1zKl9t31JwM/UNwrOn5vPSI/AAAAAAAALxY/bKLR0-MUywI/s1600/163023_P001_HouseSparrow.png

  1. На дереве сидело 6 воробьев. Охотник, выстрелив, попал в двух из них. Сколько воробьев осталось на дереве? 
  2. Я измеряю не температуру,

                            Но в градусах на плоскости фигуры

11.В три банки с надписями "малиновое", "клубничное" и "малиновое или клубничное" налили смородиновое, малиновое и клубничное варенье. Все надписи оказались неправильными. Какое варенье налили в банку "клубничное"?

12.Когда учительница ругала Дениса за плохой почерк, он сказал: "У всех великих людей был плохой почерк, значит, я великий человек." Прав ли он?

13.У императора украли перец. Как известно, те, кто крадут перец, всегда лгут. Пресс-секретарь заявил, что знает, кто украл перец. Виновен ли он?

14.Среди четырёх людей нет трёх с одинаковым именем, или с одинаковым отчеством, или с одинаковой фамилией, но у каждых двух совпадает или имя, или фамилия, или отчество. Может ли такое быть?

15.Ковбой Джо приобрел в салуне несколько бутылок Кока-Колы по 40 центов за штуку, несколько сэндвичей по 24 цента и 2 бифштекса. Бармен сказал, что с него 20 долларов 5 центов. Ковбой Джо высказал бармену всё, что он думает о его умении считать. Действительно ли бармен ошибся?

16.Кто-то подарил Златовласке подарок, положив его на крыльцо её дома. Златовласка подозревает, что это был один из её друзей: Стрекоза, Огонёк или Ушастик. Но как это узнать? Каждый из них указывает на одного из двух других. Правду сказала только Стрекоза. Если бы каждый указывал не на того, на кого указывает, а на второго, то Ушастик был бы единственным, кто сказал правду. Кто же подарил подарок?

17.Кто-то из трёх друзей таким же образом подарил подарок Синеглазке. На вопросы Синеглазки Огонёк отвечал, что это Ушастик, а что сказали Ушастик и Стрекоза, Синеглазка забыла. Златовласка взяла дело в свои руки и выяснила, что только один из троих сказал правду, и именно он и сделал подарок. Кто подарил подарок?

18.Клоуны Бам, Бим и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были зелёные, а рубашка нет. Каких цветов били туфли и рубашка у Бома и Бима?

3.Заключение

Математические задачи – это и решение занимательных задач, и геометрические построения, и разгадывание числовых и механических головоломок, фокусы.

Задача-загадка имеет познавательное значение, расширяет кругозор человека, способствует развитию памяти, логического мышления, развивает математические способности, сообразительность. Математические задачи-загадки развивают фантазии и воображение. Систематическое разгадывание математических задач-загадок положительно влияет на развитие умственной деятельности. Математические развлечения объединяют учение и игру, труд и отдых, но для занятия ими нужны и воля, и упорство, и настойчивость в достижении цели.

Наконец, когда человеку удается решить «хитрую» задачу, ему приятно лишний раз убедиться в возможностях своего ума.

Эй, девчонки и мальчишки! 
Жизнь сегодня не проста,
Зацифрованная слишком – 
Важно в ней уметь считать,

Ведь без правильных расчётов
Не построить школ, домов,
Не отправиться в полёты, 
Не открыть других миров.

Чтобы сделать симпатичней
И комфортней мир вокруг
Нужно стать математичней, 
С королевою наук -

Математикой сдружиться,
Навести суметь мосты,
На уроках потрудиться,
Чтобы с нею быть на – ты.

  1. Список литературы
  1. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус – М.: Просвещение, 1994, –128 с.: ил. – ISBN 5-09-005128-3
  2. https://ru.wikipedia.org
  3. Кн. для учащихся 5-7 кл. / А. В. Спивак — М.: Просвещение, 2002. — 207 с. — ISBN 5-09-010062-4.
  4. https://logiclike.com
  5. http://mmmf.msu.ru/archive/20102011/z5.html