Особенности преподавания астрономии в системе СПО.

Растрепина Мария Владимировна

 Грамотное формирование астрономических понятий способствует развитию познавательных интересов и творческому мышлению обучающихся,что в конечном итоге создает фундамет для стремления к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания астрономии в системе СПО.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

 Преподаватель физики, химии и астрономии

Растрепина Мария Владимировна

Преподавание общеобразовательной дисциплины «Астрономия» с учетом особенностей основных образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) требует разработки особых подходов при формировании компетенций у обучающихся.

Астрономия- наука, которая пробуждает интерес к другим предметам. Это достаточно широкое знание о Вселенной: там нужно знать и физику, и математику, и химию, и биологию. Она нужна не только космонавтам, профессиональным астрономам, и астрофизикам, она нужна всем людям, чтобы представлять себе этот мир. Знания астрономии помогают понять законы мироустройства и различить правдивую информацию от ложной. Можно сказать: «Астрономия — это лучшая прививка от лжи об устройстве мира».

Курс астрономии в профессиональных лицеях и колледжах должен, прежде всего, давать учащимся общеобразовательную подготовку и учитывать специфику их будущих профессий.

Современная астрономия оперирует потрясающими пространственно-временными масштабами, экстремальными значениями состояний (температуры, давлений, плотности, скорости и др.) разнообразных форм материи, что приобщает учащихся к особой разновидности абстрактно–логического мышления космического масштаба.  Всем очевидна необходимость нетрадиционного творческого мышления для людей, работающим с современной техникой и создающим своими руками материально–техническую базу. Осознавая грандиозность и масштабность космических свершений, астрономия помогает учащимся понять необходимость международного сотрудничества в освоении космоса и почувствовать, что познание тайн Вселенной должно положительно сказаться на взаимоотношениях людей.  Понимая ничтожность наших размеров и времени, которое отпущено человеку, учащиеся начинают более ответственно подходить к своим поступкам, в то же время становясь более терпимыми к ошибкам других.  Астрономия является мировоззренческим, общеобразовательным учебным предметом, вносящим немалый вклад в образованность и общую культуру учащихся, и помогает приобрести ряд умений и практических навыков.

Основные проблемы преподавания заключаются в том, что предметное содержание дисциплины «Астрономия» не связано с предметным содержанием абсолютного большинства профессий и специальностей СПО. Кроме того, выполнение практических заданий с элементами профессиональной тематики является, в большинстве случаев, затруднительным.

Решение данных проблем возможно с помощью включение в содержание общеобразовательной дисциплины прикладных модулей. Т.е. организация практической подготовки при освоении программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, имеющих непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. При обучении астрономии очень важно организовывать выполнение обучающимися проектов и практических заданий по темам, отражающим содержание профессиональных модулей (ПМ) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

В курс астрономии в профессиональных лицеях и колледжах не обязательно включать астрономический практикум, можно упростить характер практических занятий по решению задач и лабораторных работ по наблюдениям. В курсе астрономии для обучающихся в СПО предпочтение должно быть отдано занимательности содержания излагаемого материала, а на практических занятиях иметь дело главным образом с качественными и тренировочными задачами. При проведении уроков необходимо учитывать, что обучающиеся, как правило, не имеют склонности к абстрактному теоретическому мышлению. Поэтому лучше избегать сложных математических выводов.

Тем, не менее обучающихся необходимо научить пользоваться основными критериями научности (объективность, достоверность, рациональность, системность), которые ярко демонстрируются всем контентом этой науки и дают убедительные примеры подлинно научных знаний. В этой связи полезно сопоставлять астрономию с другой, в известной мере, родственной областью знаний, но не являющейся наукой – астрологией. Поскольку у молодежи, астрология ассоциируется с наукой, важно показать, что в отличие от астрономии она не удовлетворяет ни одному критерию научности. Также имеет смысл провести сравнительный анализ   а степень научности уфологии, показав, что, несмотря на высокий уровень интереса к ней, эта область исследований на сегодняшний день не может быть поставлена в один ряд с академическими науками вследствие отсутствия, прежде всего, достоверности и сомнительного наличия других обязательных критериев научности.

В основу организации учебного процесса по астрономии положен ряд актуальных педагогических подходов. Из них представляется целесообразным выделить следующие:

  • системный, который, с одной стороны, определяет учебный процесс как единую целостную систему, с другой – предусматривает и учитывает самостоятельность и уникальность преподавания каждой дисциплины;
  • эволюционно-междисциплинарный, способствующий формированию у учащихся в ходе учебного процесса (особенно, по естественнонаучным дисциплинам) представлений о целостной картины мира, опирающейся на принципы универсального эволюционизма:
  • ноосферный, получившей развитие в работах В.И. Вернадского категории ноосферы – оболочки, включающей часть Вселенной, в которой человеческий разум стал движущей силой развития; астрономия как никакая другая дисциплина дает возможности для реализации этого подхода и привития учащимся компонентов ноосферного мышления;
  • культурно-экологический, призванный способствовать формированию экологической культуры, необходимость которой все более ощутима XXI веке; астрономия, изучая законы природы в космических и планетарных масштабах, дает широкий спектр знаний для развития экологической культуры и является важным этапом развития личности для реализации данного подхода;
  • акмеологический направленный на формирование личностных качеств – стремления к самосовершенствованию, способности к самообразованию, потребности постановки и достижения все более высоких целей, востребованных обществом и обеспечивающих успешную самореализацию индивидуума в социально значимых сферах;
  • деятельностный, устоявшийся и широко применяющийся в образовании, обеспечивающий умение человека учится строить самого себя. Именно через деятельность человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Реализация каждого из педагогических подходов в процессе изучения астрономии подразумевает стимулирование и мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Среди множества методик и технологий каждый преподаватель, выбирает наиболее предпочтительную исходя из конкретных условий (возможностей обучающихся и их подготовленности, наличия вспомогательных материалов и т.д.)

В непрерывном процессе изучения астрономии должны быть также определены основные этапы. Так как астрономия имеет наиболее тесную связь с физикой, часть уроков по астрономии должна идти параллельно с учебной программой по физике (учитывая также связи с другими естественно-научными дисциплинами), а также по нарастанию сложности и с учётом способностей обучающихся.

Связь астрономии с философией обусловлена гуманитарным подходом в выяснении места человека и человечества во Вселенной, в изучение отношения "человек - Вселенная". Астрономия помогает ответить на ряд коренных, мировоззренческих вопросов. Поэтому важнейшей задачей преподавания астрономии является формирование научного мировоззрения учащихся, развитие у них естественнонаучного стиля мышления и понятия о физической картине мира как синтеза астрономических, физических и философских понятий и идей. Таким образом при обучении астрономии нельзя обойтись без философских обобщений. В процессе изучения астрономии необходимо выстроить эволюционную структуру научного познания, с методами науки и законами научного познания, что также требует возвращения к проблемам философского характера, поскольку исследование особенностей, законов, общих методов познания - предмет философии. 

Но надо помнить, что к пониманию чрезвычайно широких и общих философских принципов познаваемости мира, объективности знания, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, о материальном единстве мира обучащиеся подводятся постепенно, по мере изучения курсов астрономии и физики.

 В результате, поэтапное формирование астрономических понятий будет способствовать развитию познавательных интересов и творческого мышления обучающихся, расширению их кругозора и формированию научного мировоззрения, осмыслению необходимости освоения космического пространства, а в конечном итоге создаст фундамент для последующего пополнения астрономических знаний и стремлению к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере.

  1. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций / [П. М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Е. В. Алексеева и др.]. -- М.: Издательский центр «Академия», 2018. -- 18 с.
  2. Приказ Минобрнауки России №506 от 07.06.2017г. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089"
  3. Письмо Минобрнауки России №ТС-194/08 от 20.06.2017г. "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия"".
  4. Бортник Б.И., Стожко Н.Ю., Кожин А.В. ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
    URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27048
  5. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0 
  6. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] https://www. youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI