Урок математики в 6 классе с использованием активных методов обучения по теме: "Прямая и обратная пропорциональная зависимости".

Петрова Елизавета Викторовна

Урок математики в 6 классе с использованием активных методов обучения по теме: "Прямая и обратная пропорциональная зависимости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proportsionalnosti.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Смоленская область

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

конспект составлен

учителем математики

Петровой Е.В.

2019 г.

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Петрова Елизавета Викторовна

Предмет

Математика

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

6 класс, 10 человек

Продолжительность урока (занятия)

45мин

Методическая информация

Тема урока /занятия

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Н.Я Виленкин, В. И Жогов, А. С Чесноков, С. И. Шварцбург. Математика 6. Учебник для общеобразовательных учреждений Изд «Мнемозина», Москва,2011.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе обучаются 10 учеников, 4 девочки и 6 мальчиков. Дисциплина на уроке хорошая. Качество выполняемых домашних заданий проходит с переменным успехом. Иногда задания выполняются все, периодически не выполняются. Участие в школьной жизни пассивное. Интересы класса связаны с художественной деятельностью. Для развития интереса к математике в классе проводится внеурочное занятие «Юный математик». Формальных лидеров нет, есть одна «отверженная» ученица, связано с ее желанием всех учить и напутствовать. Ведется работа по устранению этой проблемы. Коллектив не сплочен, поэтому ведется активная работа по изменению ситуации.

Цели урока/ занятия

Сформировать учащихся понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости

Задачи урока/ занятия

Закрепить основные понятия: пропорция, основное свойство пропорции; сформировать у учащихся понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости; сформировать умение решать задачи с помощью пропорций; логически мыслить при определении зависимости в соответствии с условием задачи, развивать грамотную математическую речь, память, внимание, делать выводы, основанные на рассуждениях, содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, умению сравнивать, анализировать, прививать интерес к математике, развивать навыки устойчивого внимания

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Закрепить основное понятия – пропорция ,основное свойство пропорции, сформировать понятие прямой и обратной пропорциональной зависимости и умение применять ее для решения задач

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Устный счет, задачи на геометрический материал.

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции.

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Создание позитивной комфортной обстановки

2мин

Дерево дружбы

Заимствованный,но измененный

Настроить детей на позитивный лад

Листочки, вырезанные из бумаги

. Дается подробная характеристика «Дерева дружбы». За правильные ответы на уроке раздаются листочки, чтобы в конце определить самых активных участников урока

Примечание: этот метод показывает самим участникам собственное продвижение вперед

Листочки раздаются на протяжение всего урока за правильные ответы

На протяжение всего урока раздаются листочки за правильный ответ, и в конце урока мы увидим каким стало наше дерево дружбы и знаний

  1. Личностные- каждый ребенок хочет получить больше листочков, чтобы украсить им дерево

1.Информационная: дети обмениваются  знаниями

2.Учебно-познавательная: активизируется словарный запас детей.

3.Коммуникативная: взаимодействие с педагогом.

4.Социальная: владение «техникой» общения (правилами вежливости и нормами поведения).

Активизируют учащихся на уроке.

Вхождение в тему урока

Развивать грамотную математическую речь, память, внимание, делать выводы основанные на рассуждениях

3мин

Квест «Собери картинки»

Заимствованный и адаптированный

Примеры пропорций разрезанные напополам.

Подготовить готовые примеры пропорций. Разрезать задания на пополам, раздать обучающимся и попросить их собрать  из половин целые правильные решения.

Примечание:

 Этот метод поможет проанализировать умения детей находить части и объединять их в единое целое, а целое делить на части.

Педагог предлагает вспомнить  - что такое пропорция ,сформулировать основное свойство пропорции, какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям, после ответов дети составляют правильные решения из раздаточного материала

Ученики учатся взаимодействовать друг с другом,

1.Регулятивные: дети соотносят тот материал, который уже известен и усвоен с тем, что еще неизвестно. Применяют волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии.

2.Познавательные, включая учебные и логические: рассматривая картинки, называют части и объединяют их в единое целое и наоборот, тем самым закрепляют навыки анализа и синтеза.

3.Коммуникативные: на этом этапе формируется опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом

1.учашиеся повторяют пройденный материал, развивая учебно- познавательную деятельность

2.Социальная: данный этап – это начало процесса усвоения детьми образцов поведения, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Развивает логическое мышление.

Определение ожиданий и опасений учащихся

Побуждение к самооценке

5мин

«Поляна снежинок»

заимствованный

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны знаков.

На партах лежат снежинки белые и голубые. Дети, которые  уверены в своих силах должны поднять вверх белые, кто неуверен – голубые. Объяснить причины, вызванных трудностей. Примечание: этот метод ставит участников в ситуацию выбора и заставляет задуматься над полученным результатом.

Перед вами лежат снежинки. У кого возникли трудности в составлении пропорций поднимаете голубую снежинку, кто справился белую, почему возникли трудности?

Дети слушают друг друга и вступают в диалог.

Расширяется словарный запас детей, ученик учиться взаимодействовать с учителем.

1.Информационная: дети обмениваются информацией о том, что они знают о данной теме

2.Учебно-познавательная: активизируется словарный запас детей.

3.Коммуникативная: взаимодействие с педагогом.

4.Социальная: владение «техникой» общения (правилами вежливости и нормами поведения).

Делает интересней урок.

Фаза 2 «Работа над темой»

Проверка домашнего задания

Проверить

 Уровень усвоения домашнего задания

5 мин

Вопрос –ответ

Заимствованный, адаптированный.

Приготовить предмет, похожий на микрофон.

Попросить представить, что учитель корреспондент  телевидения. Дать ответы на микрофон.

Учитель-корреспондент берет микрофон, задает вопросы ученику, а ученик дает полный ответ.

Самостоятельность, активность, уверенность в своих силах.

Учебно-познавательная. Ребенку интересно получить ответ на заданный вопрос

Позволяет выделить лидеров, среди детей

ИНПУТ  (ознакомление с новым материалом)

Познакомить с новым материалом.

10 мин

Инфо-угадайка.

Заимствованный

Ватман разделенный на сектора

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения

- Познакомиться с прямой пропорциональной зависимостью;

- Называть основные термины: прямая, пропорциональная;

- Аккуратно выполнять работу на доске;

Анализировать новый материал.

Информационная ( знакомство с новой информацией)

Позволяет лучше усвоить новый материал.

Проработка содержания темы

Проработать содержание темы

10 мин

«По порядку становись»

Заимствованный

Напечатать на листах план решения, приготовить лист большого формата, на котором будут собирать план решения пропорции, клей

. Раздать детям части плана решения, попросить их собрать в нужном порядке и приклеить

-Закрепить изученный материал, понятия и прямой и обратной пропорциональной зависимости.

- Анализировать изученный материал;

- Правильно называть термины;

-Давать самооценку своей деятельности на уроке математики;

Учебно-познавательная. (закрепление изученного материала)

Закрепление понятий прямой и обратной пропорциональной зависимости за счет активной деятельности на уроке.)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная  разрядка

Эмоциональная разрядка

2 мин

« снежки»

Заимствованный.

Вата, скомканная в шарики

Построить команды в две шеренги, бросать «снежки» в команды, чья команда больше бросит снежков через разделительную линию, та  и победит.

- Личностные.( раскрывается умение работать организованно и в команде) Коммуникативные.( выработка умения договариваться во время командной игры)

Коммуникативная ( умение договариваться)

Происходит эмоциональная разрядка).

Рефлексия

Подведение итогов работы на уроке.

3 мин

« четыре я»

Заимствованный.

Четыре полоски с началом реплик: «Я запомнил…, Я узнал…, Я сделала…., Я поработал сегодня на уроке…»

Провести небольшую беседу по тексту. Дети выходят к доске вытягивают предложенные листочки и заканчивают фразу.

- Умение подводить итоги по теме урока;(познавательная)

- Умение высказать и дать самооценку своей работе; (коммуникативная, личностная).

Коммуникативная, учебно-познавательная

Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Технология АМО и модерации целесообразна для проведения данного занятия, так как она в полной мере содействует раскрытию темы и освоению содержания занятия: обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей. Так как АМО строятся на игровом действе и творческом характере, они позволяют полностью усвоить учебный материал. Освоению содержания занятия помогают и интерактивные методы обучения, и использование знаний и опыта детей. Важное значение при этом имеет деятельностный подход к обучению. Так как для каждого этапа используются свои активные методы, то это позволяет эффективно решать конкретные задачи этапа. Таким образом, все занятие проходит наиболее эффективно.

ФГОС – так как технология АМО  строятся на игровом действе и имеет творческий характер.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

В процессе занятия дети научились анализировать не только игру сверстников, но и свою игру; научились находить наиболее выразительные средства для воплощения образа; стали более уважительно относиться к игре, творчеству и высказываниям друг друга.

На этапе проработки содержания темы дети закрепили теоритические знания и применять их на практике..

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В процессе занятия реализованы принципы современного образования:

Дети научились уважительному отношению друг к другу.

- так как перед занятием была проведена предварительная работа, то дети с помощью педагога-модератора умело и активно использовали ЗУНы в практической деятельности на всех этапах занятия;

- используя принцип индивидуального подхода, правополушарные дети получили такие роли, где с помощью педагога-модератора использовалась волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

- используя деятельностный подход, ход занятия направлен так, что дети самостоятельно выделили проблему и нашли пути ее решения, самовыразились в процессе деятельности;

- реализован и принцип здоровьесбережения: в процессе занятия дети активно двигались.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Апробация занятия, построенного на основе технологии АМО и модерации удачно состоялась: в процессе занятия я использовала заимствованные у других АМО, которые помогли достичь лучших результатов: дети были более активные, более творческие, и мне, как педагогу-модератору, было намного легче координировать деятельность детей да и свою деятельность тоже. В дальнейшем планирую чаще использовать технологию АМО, так как ее применение дает наиболее эффективные результаты.

Методическая ценность  урока/занятия

Занятие интересно, эффективно, дает положительные результаты, легко и доступно в проведении  с детьми.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Приложения к занятию: ватман, ватные снежинки, таблички для рефлексии, разрезанные полоски с заданиями для квеста.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Курсы, интернет ресурсы.

Примечания автора/ов