Формирование функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности

Ревяко Людмила Владимировна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_master-klass.docx64.69 КБ

Предварительный просмотр:

Реваяко Людмила Владимировна

МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина

Мастер-класс по теме:

«Формирование функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности»

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с опытом работы по формированию математической грамотности школьников. 

Задачи мастер-класса:

  • показать необходимость использования в работе различных форм и методов;
  • познакомить слушателей с различными приемами, направленными на развитие математической грамотности.

Ход

1. Вступление:

-Добрый день, коллеги.

Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности». (Слайд 1)

Давайте подумаем, что необходимо уметь учащимся, чтобы быть функционально грамотным? (уметь читать текст, графики, диаграммы, таблицы, схемы и все вместе). Согласна. Т.е. можно сделать следующий вывод, что функционально грамотный ученик – это тот ученик, который способен применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. (Слайд 2)

ФГ включает в себя несколько направлений (перечислим): читательскую грамотность, финансовую, естественнонаучную, математическую и креативное мышление. Сегодня хочу остановиться на математической грамотности.

В своей работе я сталкиваюсь с тем, что ученики испытывают затруднения при решении текстовых задач. Для себя я отметила три вида таких затруднений. На занятиях внеурочной деятельности можно более подробно рассматривать практико-ориентированные задачи.

Какие же это трудности?

2. Представление педагогического опыта

-Перед вами лежат три различные по объему задачи, выберите одну из них, которую вы бы стали решать в первую очередь. (выбирают с меньшим объемом). Поясните свой выбор. (Из малого объема текста легче выбрать нужную информацию). Да, вы все верно говорите.

Итак, во-первых, ученик, видя нестандартную задачу, не приступает к решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. (Слайд 3)

Предлагаю, вам прочитать и решить самую большую по объему задачу, которая была вам предложена. (Это задачи по математике из ОГЭ. )

При чтении таких задач, направляю учащихся на то, что надо очень внимательно читать и по ходу чтения делать необходимые заметки (подчеркивания, сноски и т.д.). Тогда, дочитав задачу до конца, мы можем ответь на ряд поставленных вопросов.

Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены деревни. В ответ запишите последовательность четырёх цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

Деревни

Ванютино

Горюново

Егорка

Жилино

Цифры

На рисунке изображён план сельской местности.

Таня на летних каникулах приезжает в гости к дедушке в деревню Антоновка (на плане обозначена цифрой 1). В конце каникул дедушка на машине собирается отвезти Таню на автобусную станцию, которая находится в деревне Богданово. Из Антоновки в Богданово можно проехать по просёлочной дороге мимо реки. Есть другой путь  — по шоссе до деревни Ванютино, где нужно повернуть под прямым углом налево на другое шоссе, ведущее в Богданово. Третий маршрут проходит по просёлочной дороге мимо пруда до деревни Горюново, где можно свернуть на шоссе до Богданово. Четвёртый маршрут пролегает по шоссе до деревни Доломино, от Доломино до Горюново по просёлочной дороге мимо конюшни и от Горюново до Богданово по шоссе. Ещё один маршрут проходит по шоссе до деревни Егорка, по просёлочной дороге мимо конюшни от Егорки до Жилино и по шоссе от Жилино до Богданово.

Шоссе и просёлочные дороги образуют прямоугольные треугольники.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=51742&png=1https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=51742https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=51742

По шоссе Таня с дедушкой едут со скоростью 50 км/ч, а по просёлочным дорогам  — со скоростью 30 км/ч. Расстояние от Антоновки до Доломино равно 12 км, от Доломино до Егорки  — 4 км, от Егорки до Ванютино  — 12 км, от Горюново до Ванютино  — 15 км, от Ванютино до Жилино  — 9 км, а от Жилино до Богданово  — 12 км.

Вывод: при чтении необходимо вдумываться в текст и делать заметки. Что помогает разобраться с текстом.

Перейдем к следующей проблеме.

Во-вторых, самые трудные задачи обычно сложны по своей структуре, поэтому их следует стараться максимально упростить. При этом наглядное представление нашей задачи само собой подсказывает нам самые эффективные пути ее решения. А вот в этом и заключается основная проблема для школьника.

Предлагаю разобрать задачу. (на слайде)

Известно, что Витя выше Коли, Маша выше Ани, а Саша ниже и Коли, и Маши. Выберите утверждения, которые следуют из приведённых данных.

 1)  Витя выше Саши.

2)  Саша ниже Ани.

3)  Коля и Маша одного роста.

4)  Витя самый высокий из всех.

 В ответе укажите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других дополнительных символов. (Слайд 4)

Прежде чем решать, предлагаю ответить на вопросы.

1.Какая прямая называется числовой?

2.Чем больше число, тем оно правее или левее на числовой прямой?

Казалось бы, как числовая прямая связана с данной задачей. (рассматриваем решение).

Для решения этой задачи воспользуйтесь числовой прямой.  На неё наносим точки, соответствующие росту детей. При этом необходимо помнить, что, чем больше число, тем правее оно находиться.  Исходя из полученного рисунка свободно отвечаем на поставленные вопросы.

Предлагаю решить задачу, предварительно выполнив рисунок к ней.

Кошка сидит на дереве на высоте трех метров, которую нужно снять. Можно ли это сделать с помощью двухметровой лестницы? (Слайд 5)

Немного разомнемся. Поднимемся и потянем руки вверх. Помашите кистями. Опустите руки и присядьте. Вспомним, каков ваш рост? (более 1,5 м., во время разминки мы сопоставляем свой рост, высоту дерева и длину лестницы).

Также ответим на несколько немало важных вопросов. Которые помогут при решении задачи.

Попробуем разобраться с задачей.

 Вопрос:

Нужна ли нам лестница в 3 метра?

Под каким углом относительно земли растет дерево?

Значит, на дереве нужна точка, к которой будет прислонена лестница на высоте около 1,5 м от земли. Возьмем для точного подсчета 1,6м.

А теперь самостоятельно решите задачу, используя наглядное представление.

(Только графически изобразив эту геометрическую задачку, мы сможем найти ее правильное решение, представленное в виде гипотенузы прямоугольного треугольника и его катетов).

Вывод: наглядное представление помогает понять смысл задачи.

В-третьих, немаловажная проблема возникает при интерпретации результата, после полученного математического вычисления.

Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. (Слайд 6)

Перед вами решенная задача из ЕГЭ. Наша цель - выбрать верный ответ. (на слайде)

Для нагревательного элемента некоторого прибора экспериментально была получена зависимость температуры (в кельвинах) от времени работы: T левая круглая скобка t правая круглая скобка = T_0 плюс bt плюс at в квадрате , где t − время в минутах, T_0 = 1400 К, a = минус 10 К/мин в квадрате , b = 200 К/мин. Известно, что при температуре нагревателя свыше 1760 К прибор может испортиться, поэтому его нужно отключить. Определите, через какое наибольшее время после начала работы нужно отключить прибор. Ответ выразите в минутах.

t1=18мин,  t2=2 мин (учащиеся не задумываясь, отвечают 18мин, т.к. они делают акцент на словах из вопроса «Через какое наибольшее время …». И только разобрав ситуацию, отвечают верно) 

Рассуждая, выберем верный. Ответ: 2 мин.

Постарайтесь аналогично выбрать правильный ответ следующей решенной задачи.

Камень брошен вертикально вверх. Пока камень не упал, высота, на которой он находится, описывается формулой h левая круглая скобка t правая круглая скобка = минус 5t в квадрате плюс 18t, где h  — высота в метрах, t  — время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд камень находился на высоте не менее 9 метров?

t1=3мин,  t2=0.6 мин. (ответ: 2,4мин.)

Вывод: прежде чем записать ответ, вернись к условию задачи и проанализируй полученные ответы. (Слайд 7)

3. Подведение итогов мастер-класса

-Итак, мы перечислили три вида затруднений при решении текстовых задач, которые я отметила в своей работе.  И рассмотрели, как помочь учащимся разобраться с данными трудностями. 

Таким образом, используя различные методики и приёмы, мы можем выполнить важную задачу: дать учащимся прочную базу, которая в дальнейшем поможет им в решении практических задач.

Свой мастер-класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». (Слайд 8)