Рабочая программа экспериментально познавательного курса для 8 класса "Избранные вопросы физики"

Старунова Ирина Владимировна

Рабочая программа «Избранные вопросы физики» для 8 класса составлена на основе линии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» и направлено на формирование умения применять в жизни знания, полученные в школе, для решения естественно-научных проблем. На изучение предмета отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Курс проводится параллельно с основным курсом преподавания предмета "Физика"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП СОО

Православной гимназии г. Калининграда

Рабочая программа

«Избранные вопросы физики»

8 класс

среднее общее образование

68 часов

Рабочая программа «Избранные вопросы физики» для 8 класса составлена на основе линии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» и направлено на формирование умения применять в жизни знания, полученные в школе, для решения естественно-научных проблем. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. Издательство Просвещение, 2022 г.

На изучение предмета отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Срок реализации: 2023-2024 учебный год

Программа составлена

учителем физики

Старуновой И.В.

2023г.


Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и

неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулировванным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную

гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с

естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными

идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном

обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что

требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
  • выводов».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов по предмету физика. Физический практикум 8 класса будет интегрирован в курс естественно-научной грамотности, как основа заданий соответствующей специфики

Личностные результаты:

  • Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Обучающийся сможет:

● выстраивать логическую цепочку;

● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

● выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

2. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

● резюмировать главную идею текста;

● критически оценивать содержание и форму текста

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

− определять возможные роли в совместной деятельности;

− играть определенную роль в совместной деятельности;

− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • понимать ограниченность физических методов исследования законов природы, пределов применения открытых физических законов и теорий;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • осознавать нравственную ответственность ученых за последствия использования результатов их исследований;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Сведения о строении вещества

4

Механика

4

Гидро- и аэростатика

2

Тепловые явления

25

Электромагнитные явления

29

Строение солнечной системы

2

Оптика

1

Защита проекта

2

ИТОГО:

68


Приложение

к рабочей программе

«Физический практикум»

8 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1-2

Первоначальные сведения о строении вещества

2

Библиотека ЦОК

3-4

Дрон-рейсинг

2

2

5-6

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

2

1

7-8

Исследование морских глубин с помощью батискафов

2

1

9-10

Работа и мощность

2

Библиотека ЦОК

Чем питаются растения?

1

1

Как растения пьют воду. Капиллярность. Смачивание.

1

1

Библиотека ЦОК

Почему птицы разные

1

1

14-15

Наблюдение теплового расширения тел.

Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры.

2

1

Библиотека ЦОК

Охлаждение при совершении работы. Нагревание при совершении работы внешними силами.

1

Библиотека ЦОК

Исследованию температуры остывающей воды с течением времени.

1

0,5

Библиотека ЦОК

18-19

Проектная задача

1

1

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

1

1

Лабораторная работа. Определение удельной теплоёмкости вещества.

1

1

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа "Определение удельной теплоты плавления льда"

1

1

Библиотека ЦОК

Движение воздуха

1

1

Библиотека ЦОК

Термос

1

1

Библиотека ЦОК

Наблюдение кипения.

1

0,5

Библиотека ЦОК

Наблюдение постоянства температуры при плавлении.

1

1

Библиотека ЦОК

Исследование процесса испарения.

1

1

Библиотека ЦОК

Испарение в природе

1

Закон сохранения и превращения энергии

1

30-31

Мячи

2

1

Антиграв и хватка осьминога.

1

1

Определение относительной влажности воздуха.

1

1

Создание электроскопа

1

1

Библиотека ЦОК

Электростатическая индукция.

1

Библиотека ЦОК

Моделирование силовых линий электрического поля.

1

0,5

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

1

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе.

1

1

Библиотека ЦОК

Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

1

1

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом». «Измерение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра».

1

1

Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Реостат.

1

1

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа «Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов»

1

1

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа «Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов»

1

1

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

1

Библиотека ЦОК

Исследование зависимости силы тока, идущего через лам­ почку, от напряжения на ней.

1

1

Библиотека ЦОК

46-47

Определение КПД нагревателя.

1

1

Библиотека ЦОК

48

Газовый разряд.

1

Библиотека ЦОК

Электрический ток в жидкости .

1

Библиотека ЦОК

Электрический ток в жидкости .

1

Библиотека ЦОК

Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.

1

0,5

Библиотека ЦОК

Наблюдение зависимости силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке.

1

0,5

Библиотека ЦОК

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока

1

1

Библиотека ЦОК

53-54

Проектная задача

2

2

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

1

Библиотека ЦОК

Магнитное поле Земли

1

Библиотека ЦОК

Лабораторная работа «Сборка электрического звонка»

1

1

Библиотека ЦОК

Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения.

1

0,5

Изучение электрического двигателя постоянного тока.

1

1

Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока.

1

1

Спутники

1

Библиотека ЦОК

Луна

1

Библиотека ЦОК

Зеркальное отражение

1

1

Библиотека ЦОК

Подготовка проекта «Мой эксперимент»

1

1

Подготовка проекта «Мой эксперимент»

1

1

Подготовка проекта «Мой эксперимент»

1

1

Защита проекта «Мой эксперимент»

1

1

Защита проекта «Мой эксперимент»

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

68

2