Технологическая карта бинарного урока
Однотабличная база данных «Каменный пояс Урала».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 281.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта бинарного урока
Предметы:
- «Информатика и ИКТ» (Раздел программы: СУБД Microsoft Access. Обучающиеся знакомы с понятиями: база данных, таблица, поле, запись, ключевое поле и умеют работать с объектами СУБД Microsoft Access: таблица, запрос, ключевое поле;
- «География» (Раздел программы: Природные районы).
Тема урока: Однотабличная база данных «Каменный пояс Урала»
Тип урока:
- «Информатика и ИКТ» – закрепление изученного материала.
- «География» – изучение нового материала.
Время проведения урока: 45 минут.
Цель урока: интегрировать знания природных ресурсов Урала в однотабличную базу данных СУБД Microsoft Access.
Задачи:
обучающая: совершенствовать навыки создания однотабличной БД, закрепить навыки работы с объектами БД, познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала;
развивающая: развивать умение применять теоретические знания на практике, мышление, память, познавательный интерес;
воспитательная: воспитывать коммуникативные свойства личности.
Планируемые результаты
Предметные:
- закрепить полученные знания и навыки работы с однотабличной базой данных: разработать однотабличную БД «Каменный пояс Урала», заполнить таблицу через созданную учащимися форму, используя раздаточный материал, создать запрос «Название высот», создать отчет «Количество частей Урала»;
- определить состав Уральских гор, изучить названия частей Урала, определить по карте широту и долготу высших точек частей Урала, найти суммарную площадь Уральских гор.
Метапредметные:
- умения правильно выбирать формат полей баз данных в зависимости от решаемой задачи, выполнять сортировку и удаление записей;
- понимать причины разнообразия природных ресурсов Урала, проблемы их использования.
Личностные:
- знание сфер применения баз данных; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с базами данных;
- патриотизм, любовь к своей стране.
Дидактические средства: учебники по предметам, географические атласы для 8-го класса, рабочие тетради, раздаточный материал (Таблица. «Вершины Урала» с полным перечнем названий и их высотами).
Оборудование: ТСО, установленное программное обеспечение – СУБД Microsoft Access.
Подготовка к уроку: растиражировать таблицу с перечнем частей Урала и их вершин по количеству учащихся в классе; приготовить перечень пар названий вершин Урала для проведения физкультминутки (Пайер – Ямантау; Народная – Тэльпосиз); приготовить цепочки названий рек/вершин/полезных ископаемых/городов/ для самостоятельной работы.
План организации учебной деятельности:
- организационный этап (1 мин);
- мотивационное начало урока (3 мин);
- актуализация знаний учащихся (3 мин);
- объяснение темы урока (12 мин);
- физкультминутка (1 мин);
- обобщение и систематизация знаний (10 мин);
- закрепление изученного материала (7 мин);
- проверка усвоения материала (5 мин);
- запись домашнего задания и подведение итогов урока (3 мин).
Приложение 1.
Приложение 2.
Реки: Урал – Лозьва – Ай – Исеть – Тобол. Пелым – Миасса – Сосьва.
Вершины: Народная – Ямантау – Урал – Лезвия (пик).
Полезные ископаемые: Хром – Малахит – Титан – Никель.
Города: Магнитогорск – Красноуральск – Краснотурьинск – Кумертау – Уральск – Кунгур.
Таблица – Технологическая карта бинарного урока
Основные этапы | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный этап | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку | Здравствуйте ребята! Я рад видеть Вас. Мои дорогие ученики, сегодня у нас будет необычный по своей форме урок. Он будет сдвоенным и его мы проведем с учителем информатики совместно. Давайте начнем наш урок | Приветствие друг друга | Формирование навыков самоорганизации | |
Мотивационное начало | Раскрытие общей цели урока и плана его проведения вместе с учащимися | Организовывается погружение в тему урока. Учитель информатики: Он азиатскому материку Пришелся каменным порогом Ему известен мамонта скелет В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами Его точили миллионы лет, Чтобы строкою засверкали грани. Железо, никель, хромовые руды Я трону словом, рифму им найду. Недаром в копях камень изумрудный Зеленым глазом смотрит в темноту. (Степан Щипачев) Учитель географии: Урал! Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, | Определение цели урока | Аргументация своего мнения | Постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности, прогнозирование её результатов |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ровесник древней нашей славы И славы нынешний творец… (Александр Твардовский) Учитель информатики объявляет тему урока: «Однотабличная база данных. Каменный пояс Урала». - С каким природным районом мы сегодня познакомимся? Учитель географии: сегодня мы познакомимся с природой Урала. Начнем знакомство с определения географического положения Урала. Запишите тему урока: Однотабличная БД «Каменный пояс Урала» | Уралом | Отвечают на вопрос Записывают тему в тетрадь | |||
Актуализация знаний учащихся | Проверить знания учащихся | Учитель географии: но перед тем, как приступим к знакомству с темой, проведем небольшой фронтальный опрос по теме «Природные комплексы Северного Кавказа». Учитель информатики: фронтальный опрос. Определения: база данных, запись, поле, главный (первичный) ключ. (Приложение для учителя) Поясните содержание понятий объектов БД: таблица, форма, запрос, отчет. | Участие в коллективном обсуждении учебного материала | Отвечают на поставленные учителями вопросы |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объяснение темы урока | Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала | Учитель географии: никакие другие горы России не имеют столько названий. Древние греки называли их Рифейскими, Гиперборейскими горами, арабы – Мургаром. Сами обитатели гор (местные жители) именовали их “Камнем” и “Земным поясом”. “Ур” по-мансийски, а “урэ” по-эвенкийски означает “гора”, по-тюркски “пояс” (ученики записывают в тетради). Название “Урал” появляется только в XVIII в. в работах выдающегося государственного деятеля, историка, географа Василия Никитича Татищева и вытесняет все прежние названия. В.Н.Татищев в 1736 г. предложил считать Уральские горы границей между Европой и Азией. Теперь эту границу проводят по подножию восточного склона Уральских гор. Урал, который имеет длину 2000км, не только гора, а целая горная страна, горный пояс. Работа с атласом: 1) В каком направлении вытянуты Уральские горы? | Умение вести наблюдение, анализировать.
С севера на юг, от побережья Северного Ледовитого океана за полярным кругом поч- | Умение слушать. Развитие навыков общения с учителем и сверстниками в процессе деятельности | Исследование учебной задачи. Умение осознавать смысл своей деятельности. Фиксируют в тетрадь, что просит учитель Работают с атласом. Отвечают на вопросы |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2) Как может повлиять на природу Урала его вытянутость на 2000 км с севера на юг? Работа с контурной картой: 1) Откройте рабочие тетради на стр. 94. 2) Найдите части Урала, которые приведены в таблице, они являются наиболее высокими вершинами. 3) Найдем высоту г. Народной и определим по шкалам значения широты и долготы (Учитель определяет совместно с учащимися). 4) Запишем найденные значения в таблицу. (Приложение 1) 5) Аналогично определите широту и долготу для вершин частей Урала: Пайер, Тэльпосиз, Павдинский Камень, Ямантау и также запишите их в таблицу. (Приложение 1) Учитель географии дает информацию обращаясь к настенной карте: - Расположение горных хребтов и долин Урала. | ти до 50°с.ш. Разнообразие климата, природных зон Пайер, Народная, Тэльпосиз, Павдинский Камень, Ямантау Г. Народная 65ºс.ш. 60ºв.д. Пайер (66°с.ш. 64°в.д). Тельпосиз (63°с.ш. 59°в.д.). Павдинский Камень (59°с.ш. 59°в.д). Ямантау (54°с.ш. 58°в. д.) | Определяют широту и долготу для вершин и фиксируют результат в таблицу |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Климат Урала - Воды Урала - Геологическое строение и природные ресурсы Урала. (учащиеся задают возникшие вопросы) | |||||
Физкультминутка | Переключить деятельность учащихся на продолжение занятия | Приседания, повороты туловища. Я называю пару вершин. Вы должны присесть, если первая вершина расположена севернее, иначе потянуться вверх. Пример: первая – вершина Пайер, вторая Ямантау. (ученики должны присесть) | Осознают ранее проделанную работу | Выполняют упражнения | |
Обобщение и систематизация знаний | Первичный контроль за правильностью выполнения нового способа действий, применение полученных знаний на практике | Учитель информатики: (Приложение 1) Изучите содержание таблицы Вершины Урала. Определите тип таблицы – «объекты - свойства» и назовите поля таблицы? Зафиксируйте ключевое поле. Практика: 1) Открываем СУБД Microsoft Access. 2) Используем «Конструктор», создаем таблицу | Осуществление работы с содержанием карточки. Поля: «Части Урала», «Название высоты», «Высота», «Широта», «Долгота». Фиксируют ключевое поле – «Часть Урала» | Строят речевые высказывания, понятные для других учащихся и учителя | Умение понимать и осознавать смысл своей деятельности |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Вершины Урала». Определяем количество и названия полей, фиксируем ключевое поле. 3) Используя «Мастер форм», создаем форму «Вершины Урала», для заполнения таблицы. 4) Используя «Мастер запросов», создаем запрос «Название высот», для определения списка высот указанных в таблице вершин. 5) Используя «Мастер отчетов», создаем отчет «Количество частей Урала». (коллективное обсуждение возникших вопросов) | |||||
Закрепление изученного материала | Первичный контроль за правильностью выполнения нового способа действий | Учитель предлагает индивидуальную работу и контролирует процесс выполнения. Индивидуальная работа с ЭВМ. 1) Вставить в режиме «Конструктора» в таблицу «Вершины Урала» дополнительные поля – «Широта» и «Долгота». 2) Дополнить информацией таблицу «Вершины Урала» данными, которые определяли самостоятельно. (способ заполнения определяется учащимися самостоятельно) | Индивидуальная работа с БД | Самоконтроль и сопоставление с учетом правильного выполнения |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Проверка усвоения материала | Контроль и самоконтроль усвоения темы | Самостоятельная работа Учитель географии: выписать в тетрадь цепочку из названий (рек/вершин/полезных ископаемых/городов) Урала так, чтобы последняя буква первого слова была первой буквой последующего. Учитель информатики: в таблице «Вершины Урала» произвести сортировку по возрастанию высот над уровнем моря | Самостоятельно выполняет предложенные учителями задания. Приложение 2 | Осуществляют пошаговый контроль своих результатов, регулируют свою деятельность с учетом временных рамок | |
Запись домашнего задания и подведение итогов урока | Мотивирование выполнения домашнего задания. Подведение итогов учебного занятия | Учителя делают инструктаж по домашнему заданию.
Выполнить № 1 – 9, в рабочей тетради.
Есть ли у вас какие-то вопросы? Рефлексия. Учитель географии: мы сегодня узнали об Уральских горах. Давайте подведем итоги урока. Если утверждение справедливо для Уральских гор поднимите правую руку, а если для гор Кавказа – левую. 1.(П) Средняя высота гор от 500-800 м. 2.(Л) Горы находятся между двумя морями. | Записывают домашнее задание. Повторяют изученное на уроке, отвечая на вопросы учителя и слушая одноклассников, систематизируют, исправляют ошибки | Умение слушать других. Владение формами устной речи. Умение привести довод при устном ответе | Анализируют, что уже усвоено, с чем еще следует работать |
Окончание таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3.(П) Горы разделяют материк на две части света. 4.(Л) Крупные склоны, остроконечные вершины. 5.(П) Горные хребты вытянуты в меридиальном направлении. Учитель информатики: Кто хочет поделиться с нами своим впечатлением о бинарном уроке? (Сообщение оценок за работу на уроке) Всем спасибо за урок |
Приложение для учителя.


