Технологическая карта бинарного урока

Братцева Евгения Юрьевна

Однотабличная база данных «Каменный пояс Урала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_binarnogo_uroka.docx281.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта бинарного урока

Предметы:

  • «Информатика и ИКТ» (Раздел программы: СУБД Microsoft Access. Обучающиеся знакомы с понятиями: база данных, таблица, поле, запись, ключевое поле и умеют работать с объектами СУБД Microsoft Access: таблица, запрос, ключевое поле;
  • «География» (Раздел программы: Природные районы).

Тема урока: Однотабличная база данных «Каменный пояс Урала»

Тип урока:

  • «Информатика и ИКТ» – закрепление изученного материала.
  • «География» – изучение нового материала.

Время проведения урока: 45 минут.

Цель урока: интегрировать знания природных ресурсов Урала в однотабличную базу данных СУБД Microsoft Access.

Задачи:

обучающая: совершенствовать навыки создания однотабличной БД, закрепить навыки работы с объектами БД, познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала;

развивающая: развивать умение применять теоретические знания на практике, мышление, память, познавательный интерес;

воспитательная: воспитывать коммуникативные свойства личности.

Планируемые результаты

Предметные:

  • закрепить полученные знания и навыки работы с однотабличной базой данных: разработать однотабличную БД «Каменный пояс Урала», заполнить таблицу через созданную учащимися форму, используя раздаточный материал, создать запрос «Название высот», создать отчет «Количество частей Урала»;
  • определить состав Уральских гор, изучить названия частей Урала, определить по карте широту и долготу высших точек частей Урала, найти суммарную площадь Уральских гор.

Метапредметные:

  • умения правильно выбирать формат полей баз данных в зависимости от решаемой задачи, выполнять сортировку и удаление записей;
  • понимать причины разнообразия природных ресурсов Урала, проблемы их использования.

Личностные:

  • знание сфер применения баз данных; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с базами данных;
  • патриотизм, любовь к своей стране.

Дидактические средства: учебники по предметам, географические атласы для 8-го класса, рабочие тетради, раздаточный материал (Таблица. «Вершины Урала» с полным перечнем названий и их высотами).

Оборудование: ТСО, установленное программное обеспечение – СУБД Microsoft Access.

Подготовка к уроку: растиражировать таблицу с перечнем частей Урала и их вершин по количеству учащихся в классе; приготовить перечень пар названий вершин Урала для проведения физкультминутки (Пайер – Ямантау; Народная – Тэльпосиз); приготовить цепочки названий рек/вершин/полезных ископаемых/городов/ для самостоятельной работы.

План организации учебной деятельности:

  1. организационный этап (1 мин);
  2. мотивационное начало урока (3 мин);
  3. актуализация знаний учащихся (3 мин);
  4. объяснение темы урока (12 мин);
  5. физкультминутка (1 мин);
  6. обобщение и систематизация знаний (10 мин);
  7. закрепление изученного материала (7 мин);
  8. проверка усвоения материала (5 мин);
  9. запись домашнего задания и подведение итогов урока (3 мин).

Приложение 1.

Приложение 2.

Реки: Урал – Лозьва – Ай – Исеть – Тобол. Пелым – Миасса – Сосьва.

Вершины: Народная – Ямантау – Урал – Лезвия (пик).

Полезные ископаемые: Хром – Малахит – Титан – Никель.

Города: Магнитогорск – Красноуральск – Краснотурьинск – Кумертау – Уральск – Кунгур.

Таблица – Технологическая карта бинарного урока

Основные этапы

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1

2

3

4

5

6

Организационный этап

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

Здравствуйте ребята! Я рад видеть Вас. Мои дорогие ученики, сегодня у нас будет необычный по своей форме урок. Он будет сдвоенным и его мы проведем с учителем информатики совместно. Давайте начнем наш урок

Приветствие друг друга

Формирование навыков самоорганизации

Мотивационное начало

Раскрытие общей цели урока и плана его проведения вместе с учащимися

Организовывается погружение в тему урока.

Учитель информатики:

Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

(Степан Щипачев)

Учитель географии:

Урал! Опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец,

Определение цели урока

Аргументация своего мнения

Постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности, прогнозирование её результатов

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешний творец…

(Александр Твардовский)

Учитель информатики объявляет тему урока: «Однотабличная база данных. Каменный пояс Урала».

- С каким природным районом мы сегодня познакомимся?

Учитель географии: сегодня мы познакомимся с природой Урала. Начнем знакомство с определения географического положения Урала.

Запишите тему урока: Однотабличная БД «Каменный пояс Урала»

Уралом

Отвечают на вопрос

Записывают тему в тетрадь

Актуализация знаний учащихся

Проверить знания учащихся

Учитель географии: но перед тем, как приступим к знакомству с темой, проведем небольшой фронтальный опрос по теме «Природные комплексы Северного Кавказа».

Учитель информатики: фронтальный опрос. Определения: база данных, запись, поле, главный (первичный) ключ.

(Приложение для учителя)

Поясните содержание понятий объектов БД: таблица, форма, запрос, отчет.

Участие в коллективном обсуждении учебного материала

Отвечают на поставленные учителями вопросы

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Объяснение темы урока

Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала

Учитель географии: никакие другие горы России не имеют столько названий. Древние греки называли их Рифейскими, Гиперборейскими горами, арабы – Мургаром.  Сами обитатели гор (местные жители) именовали их “Камнем” и “Земным поясом”. “Ур” по-мансийски, а “урэ” по-эвенкийски означает “гора”, по-тюркски “пояс” (ученики записывают в тетради).  Название “Урал” появляется только в XVIII в. в работах выдающегося государственного деятеля, историка, географа Василия Никитича Татищева и вытесняет все прежние названия. В.Н.Татищев в 1736 г. предложил считать Уральские горы границей между Европой и Азией. Теперь эту границу проводят по подножию восточного склона Уральских гор. Урал, который имеет длину 2000км, не только гора, а целая горная страна, горный пояс.

Работа с атласом:

1) В каком направлении вытянуты Уральские горы?

Умение вести наблюдение, анализировать.

 

С севера на юг, от побережья Северного Ледовитого океана за полярным кругом поч-

Умение слушать.

Развитие навыков общения с учителем и сверстниками в процессе деятельности

Исследование учебной задачи. Умение осознавать смысл своей деятельности.

Фиксируют в тетрадь, что просит учитель

Работают с атласом.

Отвечают на вопросы

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

2) Как может повлиять на природу Урала его вытянутость на 2000 км с севера на юг?

Работа с контурной картой:

1) Откройте рабочие тетради на стр. 94.

2) Найдите части Урала, которые приведены в таблице, они являются наиболее высокими вершинами.

3) Найдем высоту г. Народной и определим по шкалам значения широты и долготы

(Учитель определяет совместно с учащимися).

4) Запишем найденные значения в таблицу.

(Приложение 1) 

5) Аналогично определите широту и долготу для вершин частей Урала: Пайер, Тэльпосиз, Павдинский Камень, Ямантау и также запишите их в таблицу.

(Приложение 1)

Учитель географии дает информацию обращаясь к настенной карте:

- Расположение горных хребтов и долин Урала.

ти до 50°с.ш.

Разнообразие климата, природных зон

Пайер, Народная, Тэльпосиз, Павдинский Камень, Ямантау

Г. Народная

65ºс.ш. 60ºв.д.

Пайер (66°с.ш. 64°в.д).

Тельпосиз (63°с.ш. 59°в.д.).

Павдинский Камень (59°с.ш. 59°в.д).

Ямантау (54°с.ш. 58°в. д.)

Определяют широту и долготу для вершин и фиксируют результат в таблицу

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

- Климат Урала

- Воды Урала

- Геологическое строение и природные ресурсы Урала.

(учащиеся задают возникшие вопросы)

Физкультминутка

Переключить деятельность учащихся на продолжение занятия

Приседания, повороты туловища.

Я называю пару вершин. Вы должны присесть, если первая вершина расположена севернее, иначе потянуться вверх.

Пример: первая – вершина Пайер, вторая Ямантау.

(ученики должны присесть)

Осознают ранее проделанную работу

Выполняют упражнения

Обобщение и систематизация знаний

Первичный

контроль за

правильностью

выполнения

нового способа

действий, применение полученных знаний на практике

Учитель информатики:

(Приложение 1)

Изучите содержание таблицы Вершины Урала. Определите тип таблицы – «объекты - свойства» и назовите поля таблицы?

Зафиксируйте ключевое поле.

Практика:

1) Открываем СУБД Microsoft Access.

2) Используем «Конструктор», создаем таблицу

Осуществление работы с содержанием карточки.

Поля:

«Части Урала», «Название высоты», «Высота», «Широта», «Долгота».

Фиксируют ключевое поле – «Часть Урала»

Строят речевые высказывания, понятные для других учащихся и учителя

Умение понимать и осознавать смысл своей деятельности

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

«Вершины Урала». Определяем количество и названия полей, фиксируем ключевое поле.

3) Используя «Мастер форм», создаем форму «Вершины Урала», для заполнения таблицы.

4) Используя «Мастер запросов», создаем запрос «Название высот», для определения списка высот указанных в таблице вершин.

5) Используя «Мастер отчетов», создаем отчет «Количество частей Урала».

(коллективное обсуждение возникших вопросов)

Закрепление изученного материала

Первичный контроль за

правильностью

выполнения

нового способа

действий

Учитель предлагает индивидуальную работу и контролирует процесс выполнения.

Индивидуальная работа с ЭВМ.

1) Вставить в режиме «Конструктора» в таблицу «Вершины Урала» дополнительные поля – «Широта» и «Долгота».

2) Дополнить информацией таблицу «Вершины Урала» данными, которые определяли самостоятельно.

(способ заполнения определяется учащимися самостоятельно)

Индивидуальная работа с БД

Самоконтроль и сопоставление с учетом правильного выполнения

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Проверка усвоения

материала

Контроль и самоконтроль усвоения темы

Самостоятельная работа

Учитель географии: выписать в тетрадь цепочку из названий (рек/вершин/полезных ископаемых/городов) Урала так, чтобы последняя буква первого слова была первой буквой последующего.

Учитель информатики: в таблице «Вершины Урала» произвести сортировку по возрастанию высот над уровнем моря

Самостоятельно выполняет предложенные учителями задания.

Приложение 2

Осуществляют пошаговый контроль своих

результатов,

регулируют свою

деятельность с учетом временных рамок

Запись домашнего задания и подведение итогов урока

Мотивирование выполнения домашнего задания.

Подведение итогов учебного занятия

Учителя делают инструктаж по домашнему заданию.

  1. Прочитать §32. Ответить на вопросы.

Выполнить № 1 – 9, в рабочей тетради.

  1. Готовиться к контрольному тестированию по теме «Хранение и обработка информации в БД» §10 -16.

Есть ли у вас какие-то вопросы?

Рефлексия.

Учитель географии: мы сегодня узнали об Уральских горах. Давайте подведем итоги урока. Если утверждение справедливо для Уральских гор поднимите правую руку, а если для гор Кавказа – левую.

1.(П) Средняя высота гор от 500-800 м.

2.(Л) Горы находятся между двумя морями.

Записывают домашнее

задание.

Повторяют изученное на

уроке, отвечая на вопросы

учителя и слушая

одноклассников,

систематизируют,

исправляют ошибки

Умение слушать других.

Владение формами устной речи.

Умение привести довод при устном ответе

Анализируют, что уже усвоено, с чем еще следует работать

Окончание таблицы

1

2

3

4

5

6

3.(П) Горы разделяют материк на две части света.

4.(Л) Крупные склоны, остроконечные вершины.

5.(П) Горные хребты вытянуты в меридиальном направлении.

Учитель информатики:

Кто хочет поделиться с нами своим впечатлением о бинарном уроке?

(Сообщение оценок за работу на уроке)

Всем спасибо за урок

Приложение для учителя.