Моё педагогическое кредо

Глушко Татьяна Валентиновна

Создание условий для развития навыков самообразовании; современные технологии обучения....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_pedagogicheskoe_kredo.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:

«Создание условий для развития навыков самообразования»

МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Современные технологии обучения, развития познавательной активности на основе формирования общеучебных умений и навыков»

Инновационные технологии, вошедшие в обучение при всех различиях в целях, содержании, организационных аспектах направлены на повышение продуктивности учебной деятельности.

Их несколько:

- это модульное обучение;

- разноуровневая дифференциация;

- интегрированные уроки;

- проектная деятельность и т.д.

Я работаю над двумя темами: модульное обучение и разноуровневая дифференциация, хотя вторая часть неотделима от блочно-модульного обучения.  Именно при блочно-модульном обучении реализуется новая идея образования: ученик должен учиться сам, а учитель управлять этим процессом. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Это и различные задания, рекомендации.

Сущность модульного обучения заключается в том, что студенты самостоятельно достигают цели учебно-познавательной деятельности.

Лернер говорил «Замечено, что чем больше педагог учит своих учеников и чем меньше представляет им возможность самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения». Поэтому для индивидуальной работы подходят технологии модульного и дифференцированного обучения. Я считаю, что в образовании важна не сумма полученных знаний, большая часть которых забудется, а возможность индивидуального развития.

В своей работе большое внимание уделяю приобретению навыков самостоятельной работы с книгой: составление конспекта темы, а затем маркер-конспекта индивидуального для каждого. Это может быть выделение определение класса, наука; каких-то определенных химических уравнений; или краткое изложение конспекта.

Студенты пробуют сами составлять опорные конспекты, алгоритмы темы.

Одна из современных инновационных технологий обучения – адаптированная система обучения, которая предполагает переход от информативности в обучении к развивающему обучению.

Она предполагает:

- резкое увеличение доли самостоятельной работы;

- нормализацию загруженности домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях;

- ! совмещение индивидуальной работы каждого студента с преподавателем и самостоятельной работы остальных студентов;

- адаптацию  индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;

- воспитательное воздействие доверия и уважения к личности студента.

В современных условиях более гибки модели организации учебного процесса носит во многом, вариативный и коррекционный характер. Это предполагает у меня сл. виды работы:

1. Карточки – задания для каждого студента, в зависимости от его знаний предмета с последующей самопроверкой и оценкой своих знаний

Na+H2SO4соль + вода

2. «Найди ошибку»

    а) в каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены не верно;

    б) степень окисления химических веществ расставлены не верно

Для разных по знаниям студентов свое задание. Затем прохожу и только подчеркиваю вещество, где сделана ошибка и даю время для ее исправления, использую тетрадь, книгу.

Использую инструктивно-модульные карточки по неорганической и органической химии, которые являются не только опорой в знаниях, но и дают возможность самостоятельно ответить на ряд вопросов. Карточки прилагаю (приложение № 10, № 4).

 В географии использую блок добывания знаний и умений. Обговариваю темы заданий. Например: тема «Северная Америка», включает 13 заданий. Говорю, выполните любые 6 заданий, но при выполнении 13,10, 12 задания вы заработаете – оценку 5; при 1-6-4; если любые 3-4 задания – 3. Вариантов очень много. Так же использую рабочую тетрадь по географии под редакцией В.П.Максаковского. Она содержит задания различного вида – вопросы, тесты, анализ графиков, составление таблиц, работу с контурными картами, выполнение которых позволяет студентам не только проверить свои знания, но и обогатить их тетрадь включает 15-17 заданий и выполнение половины из них обязательны. (Приложение № 4,9)

По биологии использую схемы, таблицы, которые студенты с удовольствием заполняют, работая с книгой, например (приложение № 4,5,8) тема «Основные органоиды клетки». На первой паре эту тему даю теоретически. Затем выделяю, какие темы будут рассматриваться через схемы, м-конспект или рисунок. Например, заполнить сл. таблицу:

Органоиды

клетки

Основные особенности строения

Функции

в клетке

Для каких клеток характерны

 

Комментирую, что положений должно быть 13, и затем смотрю этапы заполнения схемы, указываю на правильность и неправильность заполнения схемы.

Использование игры – явление не новое. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она их рационально дополняет. Игра улучшает отношения между студентами и педагогом. Она представляет из себя цепочку проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, формулирует индивидуальный ответ. Например «Урок-деловая игра», «Нефтехимическая промышленность». Заранее раздаются вопросы группам студентов

- нефтехимическая и безотходная технология. Совместимы ли они? Каковы перспективы нефтехимии? Что может прийти на смену нефтехимии?

- дайте оценку технологическому уровню нефтехимии в нашей стране

- нефтехимия и окружающая среда! Возможно ли мирное существование?

Даю список литературы, который можно использовать.

Затем на занятии группу делю таким образом, что в мини-группах всегда был сильный студент.


Каждая мини-группа получает один из трех вопросов и начинает готовиться к ответу. Дается время. Отвечает вся группа. Набираются баллы за полный или неполный ответ. Участие в мини группах студентов с более слабой подготовкой не давит на психологически и эмоционально на их слабые стороны, в группе все равны и это один из показателей здоровье сберегающих технологий.

В последнее время обратила внимание на здоровье сберегающие технологии. В следующем учебном году ряд здоровье сберегающих технологий попробую в своей работе. Для этого необходимо выявить критерии валеологической обоснованности учебного дня, построение учебного занятия на валеологической и эргонометрической основе. Эргономика – наука, изучающая оптимальные условия труда с целью увеличения его производительности и Сохранения сил, времени, энергии, работоспособности и здоровья человека. С ней тесно связана ортобиотика – наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя. Эргономический подход сегодня является одним из самых инновационных.

Здоровье сберегающим потенциалом обладают методы и формы, предполагающие дифференциацию обучении, хотя не всякая дифференциация позитивно влияет на сохранение и укрепление здоровья.  

Внутригрупповая дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому студенту наиболее эффективна. Она позволяет выстроить  индивидуальную траекторию успеха, подбор каждому студенту адекватных его индивидуальным способностям и возможностям. Использование дифференциации на основе интересов, уровня обученности, представления им свободы выбора выполнения учебных задач повышает их самостоятельность, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье.

Древняя китайская пословица гласит:

«Я слышу и я забываю,

Я вижу и я запоминаю,

Я делаю и я понимаю»

Я делаю и я понимаю! 

Интерактивные, индивидуальные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для студентов.

Существует много способов активизации познавательной деятельности студентов через индивидуальную, дифференцированную работу. Д.Пойа говорит: «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Поэтом стараюсь повышать дельный вес интерактивных методов обучения и для этого использую различные тестовые задания, дидактические карточки, проблемные вопросы, терминологические кроссворды (См. приложения). использую методы мотивации и стимулирования обучающихся. У студентов может и должна быть сформулирована устойчивая мотивация в саморазвитии приобретении новых знаний и умений.

Для этого использую:

- поощрение;

- выполнение творческих заданий (создание моделей, написание рефератов, участие в конференциях);

- самооценка (по бальной системе сами выставляют себе оценку

Тема: Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева.

ТЕСТ

  1. В чем физический смысл номера периода?

а) показывает количество электронов на внешнем электронном уровне;

б) показывает количество электронных уровней;

в) соответствует валентности элемента.

  1. В побочные группы периодической системы входят:

а) химические элементы малых периодов;

б) химические элементы больших периодов;

в) химические элементы малых и больших периодов.

  1. Какое из следующих свойств химических элементов не изменяется в периоде?

а) число электронных слоев в атоме;

б) число электронов в наружном электронном слое;

в) атомные радиусы.

  1. Побочные подгруппы составляют:

а) только металлы;

б) только неметаллы;

в) металлы и неметаллы.

  1. Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку?

а) кислород;

б) вода;

в) йод;

г) алмаз.

Вариант  № 1

Из перечисленных уравнений химических реакций выпиши схемы окислительно-восстановительных реакций:

  1. HNO3+CuOCu(NO3)2+H2O
  2. SO3+KOHK2SO4+H2O
  3. Cu(OH)2CuO+H2O
  4. Zn+H2SO4ZnSO4+H2
  5. Na2CO3+H3PO4Na3PO4+CO2+H2O

В схемах окислительно-восстановительной реакции составьте электронный баланс.

 

Вариант № 2

  1. Какие из указанных реакций можно осуществить?

а) Na3PO4 + CuCl2 Cu3(PO4)2 + NaCL

б) BaCO3 + HNO3 Ba (NO3)2 + CO2 + H2O

в) Ag + H2SO4  Ag2SO4+H2

г) Zn (OH)2 + HCl  ZnCL2 + H2O

д) AL2(SO4)3 + NaNO3  AL(NO3)3 + Na2SO4 

  1. Напишите уравнения только тех химических реакций, которые возможны:

а) сульфат магния + соляная кислота

б) нитрат железа (ΙΙ) + хлорид алюминия

в) фосфорная кислота + медь


Комплекс заданий по теме «Предельные углеводороды (Алканы)».

1. Составьте определение алканов, вставив вместо пропусков 1-5 термины или формулы, перечисленные под буквами а-м в соответствующих падеже и числе.

    Алканы – это 1….. углеводороды с 2…… цепью атомов углерода, в молекулах которых имеются только 3…… связи между атомами углерода. Состав их соответствует общей формуле 4….. Для них характерны реакции 5……

   а) CuH2n-2                                                                               ж) тройные

   б) циклическая                                                         з)  предельный

   в) двойные                                                                и) простые

   г) CuH2n+2                                                                          к) CuH2n

   д) открытая                                                               л) замещение

   е) непредельный                                                      м) присоединение

2. Формулы алканов:

    C5H12; C3H8; C2H2; C3H6

  1. Структурная формула алкана:

а) CH2 = CH – CH3                   б) CH3 – CH – CH – CH3

                                                                                                                   

                                                                        CH3    CH3

            в)  CH2 – CH2

                                

          CH2 – CH2                                 г)  CH3 – CH2 – OH

4. Соотнесите:

    название:                                                         формулы:

  1. гексан                                                            а) CH = C – (CH2)3 – CH3 
  2. этил                                                               б) CH3 – CH2 –
  3. пропан                                                           в) CH3 – CH2 – CH3 

                                                                                 г) CH3 – (CH2)4 – CH3 

                                                                                 д) CH3 – CH – CH3 

                                                                                                 

                                                                                       CH3

                                                                                                                    е) CH3 – CH3

5. Гомологи метана

    а) С3Н6                                         в) пропил

   б) С2Н6                                        г) пропан

6. Правильно выбрана и пронумерована цепь атомов углерода:

  а)                 С                                         б)           С

        1      2    3    4                                                        5     4    3

      С –  С –  С – С                                         С –  С – С – С

       │            │                                               6           2    1

      С             С – С                                         С           С –  С

в)            С                                                г)            С

        2    3    4         5                                                     4      3    2         1

      С –  С –  С – С                                         С –  С – С – С

     1│            │                                                                

      С             С – С                                         С           С –  С

д)            С                                                е)           С

        2    3    4                                                               2     3    4

      С –  С –  С – С                                         С –  С – С – С

     1│            │5      6                                        1           5   

      С             С –  С                                         С           С –  С

7. Назовите вещества:

    а)                       CH3

                               

         CH3 – CH – CH – CH – CH3

                     │                │

                   C2H5             CH3

 

 

    б)   CH3 – CH – CH – CH – CH

                              │      │

                    C2H5    CH3  CH3 

 

8. Название углеводорода    

                   CH3

                   

         CH2 – C – CH – CH3

           │      │     │

         CH3   CH3  CH3

   

    а) 1,2,2,3 – тетраметилбутан

   б) 3,3 – диметилгексан

   в) 2,3,3 – триметилпентан

   г) 3,3 – диметилпентан

9. Формула 2,2 – диметилбутана

    а)          CH3                                             б)     CH3 – CН – CH – CH3

                    │                                                             │      │

         CH3 – C – CH2 – CH3                                           CH3    CH3

                   │    

                 CH3 

   в)   CH3

           

         CH – CН – CH2 – CH3

           │      │    

         CH3   CH3 

10. Напишите уравнения химических реакций, характеризующих свойства этана.  

Комплекс заданий по теме: «Ацетиленовые углеводороды (Алкины)»

  1. Составьте определение:

Алкины – это …….

а) непредельные циклические углеводороды;

б) содержащие в молекуле две двойные связи между атомами углерода;

в) содержащие тройную связь между атомами углерода;

г) имеющие общую формулу  Cu H2n+2

д) имеющим общую формулу Cu H2n-2

е) имеющим общую формулу Cu H2n

  1. Соотнесите:

Название:                                                            Формула:

  1. бутин – 2                                                      1. CH3 – CH2 – C ≡ CH
  2. промен                                                         2. CH ≡ C – CH3

                                                                           3. CH2 ═ CH – CH ═ CH – CH3

                                                                           4. CH3 – C ≡ C – CH3 

  1. Выберите формулы гомологов (1) и изомеров (2) среди формул, приведенных в задании № 2.
  2. Соотнесите:

            Название класса углеводородов:

            Ι Алканы;

            ΙΙ Алкены;

            ΙΙΙ Алкадиены;

            ΙV Алкины.

            Общая формула:

  1. Cu H2n;
  2. Cu H2n-2;
  3. Cu H2n+2

Формула конкретных веществ:

а)  C6H14;

б)  C2H2;

в) C2H4;

г) CH3 – C ═ C – CH3 

               │    │

            CH3  CH3

д) CH2 ═ C – CH ═ CH2

                │

              CH3

е) CH3 – CH – C  ≡ CH

                │

               CH3

ж) CH3 – CH – CH – CH2 – CH3

                 │       │

               CH3    C2H5

  1. Лишнее вещество:

             а) бутин – 2;

             б) 2-метилпентен – 2;

             в) пропин;

             г) бутин -1

             Поясните ответ.

  1. Правильно выбрана и пронумерована основная цель атомов углерода

                             3           4         5          6

            а) CH3 – CH – C ≡ C – CH3

                        │1,2

                      C2H5

                  

                           1           2         3            4

б) CH3 – CH – C   C – CH3

        

           1             2            3         4           5

в) CH3 – CH – C ≡ C – CH3

                │

              C2H5

  1. Допишите уравнения реакций, назовите органические вещества

             а) C3H4  + O2 

                                     кат            

            б) ……..  + 2H2  C2H6

                                                              p;t

             

             г) CH ≡ CH + …….  CH Br = CHBr

  1. Напишите уравнения реакций, иллюстрирующие цепочку превращений:

                            1                               2                        3

              метан  ацетилен  винил  поливинил

                                   4     5       хлорид

                              этилен  хлор этан

  1. Ацетилен в промышленности получают из:

             а) карбида кальция;

             б) этана;

             в) бутана;

             г) метана;

             д) этилового спирта

Комплекс заданий по теме «Этиленовые углеводороды (Алкены)»

  1. Составьте определение алкенов из приведенных ниже фрагментов:

Алкены – это ………

а) непредельные углеводороды с открываемой целью атомов;

б) предельные углеводороды с открытой целью атомов;

в) содержащие только простые связи между атомами углерода;

г) содержащие одну двойную связь между атомами углерода;

д) имеющие общую формулу Cu H2n+2;

е) имеющие общую формулу Cu H2n;

ж) имеющие общую формулу Cu H2n-2 

  1. Структурная формула алкена:

а) CH3 – CH – CH3                     б)   CH3 – C ≡ CH

                 │

               CH3

в) CH2 = CH – CH = CH2                  г) CH3 – CH = CH – CH3

  1. Правильно выбрана и пронумерована цепь:

        5          4      3                                                           5      4         3        2

а) С – С – С – С                        б) С – С – С – С

     |            || 2     1                              | 6           || 2     1     

    C           C – C                            C           C – C

        1        2        3         4                                              2        3         4        5

в) С – С – С – С                        г) С – С – С – С

     |            ||                                     | 1         || 5     6     

    C           C – C                            C          C – C

  1. Название алкенов:
  1. CH2 = CH – CH – CH3

                            |

                          CH3

  1. CH3 – CH = CH – CH3

а) метилпропен;       б) бутен-2;       в) 2-метилбутен -3;    г) 3-метилбутен-1

  1. Соотнесите:

Названия: 1) 2,3 диметилпентен; 2) гексен-2;  3)  2,3,3 – триметилпентен -1

Формулы:

                         CH3

                           |

а) CH3 – CH2 – С – С  = CH2                           б) CH3 – С = С  – CH3

                           |     |                                                         |     |

                       CH3  CH3                                                                            CH3  CH3

в) CH2 = СH – CH3                                          г) CH2 = CH – CH(CH3) – CH3

д) CH3 – CH = CH (CH2)2 – CH3                    е) CH3 – CH = C = CH2

  1. В отличие от алканов для алкенов наибольше характерны реакции:

а) отщепления;

б) присоединения;

в) замещения;

г) горения

  1. Соотнесите:

Название реакции  Сущность процесса

  1. гидратация;                               а) присоединение молекул галогена;
  2. гидрирование;                          б) присоединение молекул воды;
  3. дегидратация                            в) отщепление молекул водорода;

                                                        г) отщепление молекул воды;

                                                        д) присоединение молекул водорода.

  1. Уравнения реакций алкенов:
  1. присоединение;
  2. горение

а) C3H8 + 5O2  3CO2 + 4H2O

б) CH3 – CH = CH – CH3 + H2  C4H10

в) CH2 = CH – CH3 + Br2  CH2Br + CHBr – CH3

г) 2C3H6 + 2O2  6 CO2 + 6 H2O

д) C2H6 + Br2  C2H5Br + HBr

е) CH2 = CH2 + HCL  CH3 – CH2 CL

  1. Напишите уравнение реакций иллюстрирующие цепочку превращений:

C2H6  C2H4  C2H5OH

                                                         ↓

- CH2 – CH2 -