Урок по окружающему миру "Тундра".

Урок по окружающему  миру   "Тундра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krayniy_sever.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Якиманско-Слободская СОШ

Урок по природоведению

по теме  «Тундра» ( 4 класс)

   

Разработала

учитель Ларина И.И.

Тема «Тундра» 4 класс

Цель:

  1. познакомить учащихся с природой тундры;
  2. раскрытьвзаимосвязи ,существующие  в тундре, показать как важно сохранять  и поддерживать эти связи, использовав метод моделирования и   прием населения тундры видами растений   и животных с помощью фигурок этих растений;
  3. развивать воображение  детей, предлагая задачи творческого характера, позволяющие  ребятам выразить  в рисунке, сочинении ,в письмах, то как они представляют себе картины природы тундры

Выступает      

Дорогие ребята  сегодня мы продолжаем  плавание на научно-исследовательском  судне «Искатель». Наша цель-узнать что такое тундра .В этом  путешествии нам помогут:

штурман;

синоптик;

ботаник;

зоолог;

эколог

Наше судно стоит около берегов Новой Земли. Чтобы отправиться  в дальний путь, нужно создать  портовые документы. А нашими  документами  являются  карточки-перфокарты.

Работа с перфокартами «На Крайнем Севере»

Как животные приспособились к условиям жизни в этом краю?

Так как мы находимся на Крайнем Севере и природа  очень скудна,поэтому животные  приспособились  к этим суровым условиям.

Документы заполнили,отплываем.

Слово штурману:

Курс держим от о.Новая Земля  к Кольскому полуострову через Баренцово море,Кар.море на полуострове Таймыр сделаем остановку, через море Лаптевых сделаем остановку,через Восточно-Сибирское море,Чукотское море,через Беренгов пролив на побережье Беренгового моря

Дополнительные вопросы штурмана

(Показ)

-Что такое море?

Что такое полуостров?

-Кто совершил первое кругосветное  плавание, доказавший ,что Земля имеет форму шара? ( Фернандо Магеллан»)

-Тундра находится южнее ледяной  зоны, протянулась вдоль берегов  Северного моря.

-Каким  цветом показана на карте тундра?

( Располагаясь  на Севере, получает от Солнца мало тепла, следовательно  природа ее очень сурова.)

- Слово синоптику ( сообщение  ученика о погоде)

Запись в тетрадь

  1. Погода
  2. Флора тундры

Работа с гербарием

3)Фауна

Слово ботанику

- Иногда  трава и кустарники так скрыты  во мху, что по сравнению  с ними даже грибы становятся  великанами. Грибы здесь  собирать просто за полчаса два полных ведра. Вот где осенью надо собирать грибы и ягоды.

-Сейчас зоолог расскажет  о животных наша цель  занести в путевой дневник сведения о белой куропатке.

Анкета белой куропатке

  1. Чем питается (растительноядная)
  2. Враги (б.сова)
  3. Одежа 6летом –бурая; зимой – белая;
  4. Особые приметы: ноги покрыты перьями до когтей темные поперечные полосы

Закрепление  в приеме население тундры видами растительности и животных с помощью фишек

-С помощью фигурок  растений и животных насел. Карту природной зоны тундры.

Метод моделирования

- А теперь составим цепи питания ,которые сложились в тундре?

Ягель

северный олень                                          лемминг

волки                                                    белая сова       песцы

Уничтожение браконьерами песцов и  белых сов может привести  к чрезмерному развитию грызунов- леммингов- когда их много  исчезает растительность  - наступает голод.

-Что для этого  нужно сделать? чтобы этого  не произошло?

 Поэтому охота  на песцов,уток, куропаток строго ограничена .Но некоторые люди  работающие в тундре нередко беспокоят и даже убивают  птиц. Редкими птицами стали белый журавль ( или стерх)   розовая чайка. Они занесены в Красную книгу,каждая их этих птиц замечательное украшение природы. Сами они и их гнезда должны быть неприкосновенными.

И вот  для спасения и охраны редких птиц и животных  был создан  Таймырский  заповедник.

Эколог о таймырском заповеднике.

Таймырский заповедник

-На Севере России ,на Таймырском полуострове, большой участок тундры взят под строгую охрану.Погода здесь как и повсюду в тундре не балует теплом: заморозки и снег бывают даже в июле, зимой на водоемах  образуется лед около двух метров.

  Серди обитателей заповедника- дикие северные  олени. Во многих  других районах тундры они уже не встречаются.

  Хорошо чувствуют себя и завезенные  сюда овцебыки.

В заповеднике гнездятся  редкие птицы:

Краснозобовая казарка и сокол –сапсан.

Краснозобоваяказарка-небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает  и ныряет. Питается  эта птица  в основном  травяными растениями. Интересно, что краснозобные казарки часто стоят гнезда недалеко  от гнезд сокола сапсана. Это хищник не охотится  возле своего гнезда и поэтому не трогает  казарку. Зато он защищает  ее гнездо от песцов. В заповеднике  трудятся ученые,которые исследуют  природу тундры, разрабатывают способы ее охраны.

Обобщение

Путешествие заканчивается у Таймырского полуострова.

Давайте вспомним, где мы  побывали?

Наша цель –узнать что такое тундра

Тундра-равнинные безлесные  северные области.

Домашнее задание

Работа с выставкой

  1. научись показывать  тундру на карте;
  2. нарисуй  как ты представляешь себе тундру;
  3. можно попробовать сделать макет участка тундры из пластилина;
  4. хотите поближе познакомиться  с  животными тундры, читайте эти книги, они нужны в составлении анкеты для писем.

Пришли ответы на ваши письма, а те кто написал письма сегодня  ждите ответа в четверг

К теме «На Крайнем севере»

1.Укажи животных типичных для Крайнего Севера:

-тюлень                                            -белка

-суслик                                             -еж

-кайра                                              -тупик

-морж                                               - белый медведь

-хомяк                                               - иволга

-гага                                                  -заяц

2.Какие приспособления есть у животных , дающие им возможность жить в условиях Крайнего         Севера?