ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Боровков Владимир Фёдорович

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - эго по существу использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека. Сельское хозяйство необходимо рассматривать как огромный, постоянно действующий механизм охраны, культивирования живых природных богатств, и подходить к нему следует еще под одним углом зрения - охраны окружающей среды. Поэтому в условиях аграрного производства использование природных ресурсов и, прежде всего, земли должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды. Плоды труда человека на земле - это самая необходимая предпосылка жизни каждого общества, на какой бы ступени развития оно не находилось. В сельском хозяйстве земля выступает не только местом деятельности и территориальной операционной базой, но и, прежде всего, служит в качестве орудия и главного средства производства.

 

Актуальность проблемы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве усиливается в современных условиях в связи с процессами загрязнения природных ресурсов, используемых в аграрном производстве, промышленными, строительными и другими несельскохозяйственными предприятиями. Эти загрязнения ведут к снижению плодородия почв и их продуктивности, ухудшению качества вод, атмосферы, причиняют вред здоровью и жизни, прежде всего, сельского населения, наносят ущерб растениеводству и животноводству, что влечет недополучение сельскохозяйственной продукции и ухудшение ее качества. Экологические проблемы сегодня являются одними из наиболее важных и глобальных. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuneko_konkursnaya_rabota_2.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

X ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ЮНЭКО»

_______________________________________________________

Секция:

ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Тема:

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Автор: Ерёменко Анастасия Викторовна

Научный руководитель: Боровков Владимир Фёдорович

Место выполнения работы: Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум»,

     Липецкая область, г. Лебедянь

2012

Содержание

1. Введение

3

1.1. Актуальность проблемы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве 

3

2. Основная часть

3

2.1. Основные факторы воздействия сельского хозяйства на окружающую среду

3

2.2. Современное состояние и эколого-экономические проблемы в сельскохозяйственном производстве

9

2.3. Правовые методы решения экологических проблем в сельском хозяйстве

12

2.4. Система мероприятий  экологического земледелия

14

2.5.  Основополагающие цели экологического земледелия

15

3. Заключение

16

3.1.Система медико-экологического регламентирования

16

4. Список использованных источников

17

4.1.Нормативно-правовые акты

17

4.2.Материалы судебной и арбитражной практики

19

4.3.Литература

20

5. Приложения

22


1. Введение

1.1. Актуальность проблемы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - эго по существу использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека. Сельское хозяйство необходимо рассматривать как огромный, постоянно действующий механизм охраны, культивирования живых природных богатств, и подходить к нему следует еще под одним углом зрения - охраны окружающей среды. Поэтому в условиях аграрного производства использование природных ресурсов и, прежде всего, земли должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды. Плоды труда человека на земле - это самая необходимая предпосылка жизни каждого общества, на какой бы ступени развития оно не находилось. В сельском хозяйстве земля выступает не только местом деятельности и территориальной операционной базой, но и, прежде всего, служит в качестве орудия и главного средства производства.

Актуальность проблемы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве усиливается в современных условиях в связи с процессами загрязнения природных ресурсов, используемых в аграрном производстве, промышленными, строительными и другими несельскохозяйственными предприятиями. Эти загрязнения ведут к снижению плодородия почв и их продуктивности, ухудшению качества вод, атмосферы, причиняют вред здоровью и жизни, прежде всего, сельского населения, наносят ущерб растениеводству и животноводству, что влечет недополучение сельскохозяйственной продукции и ухудшение ее качества. Экологические проблемы сегодня являются одними из наиболее важных и глобальных. Поэтому тема работы важна и актуальна.

2. Основная часть

2.1. Основные факторы воздействия сельского хозяйства на окружающую среду

Тысячелетиями считалось, что сельское хозяйство является другом природы. Оно ближе к природе по своей сущности, широко использует силы природы непосредственно в производственном процессе и, казалось бы, более других отраслей экономики заинтересовано в том, чтобы природа была чистой, живой, плодотворной. Но в прошедшем столетии за короткий срок положение изменилось коренным образом. В результате внедрения в сельское хозяйство индустриальных методов производства изменилось соотношение сил между природой и сельскохозяйственной отраслью экономики. Применение сложной и тяжелой машинной техники, химизация и мелиорация земель, концентрация производства, особенно в животноводстве, сделали природу весьма уязвимой перед лицом современного сельскохозяйственного производителя.

В современных условиях развития сельского хозяйства его отрицательное воздействие на природу во многих случаях становится более серьезным, чем влияние других отраслей общественного производства. Именно с развитием сельского хозяйства связаны рост дефицитности водных ресурсов на обширных территориях нашей страны, уменьшение видового разнообразия растительного и животного мира, засоление, заболачивание и истощение почв, накопление в почве и воде ряда особо стойких и опасных загрязнителей природной среды.

Традиционно считалось, что основными нарушителями природного равновесия являются промышленность и транспорт, а возможное вредное влияние сельского хозяйства на окружающую среду недооценивалось. Однако еще в 60-х годах на первое место по загрязнению выдвинулось сельское хозяйство. Это связано с двумя обстоятельствами. Первое - это строительство животноводческих ферм и комплексов, отсутствии какой-либо очистки образующихся навозосодержащих отходов и их утилизации; и второе - нарушение норм и правил применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности. Поэтому в сфере общественного производства серьезным источником загрязнения окружающей среды, наряду с промышленностью и транспортом, становится и сельское хозяйство.

Эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его роста зависят от состояния почв, а также от правильной организации мероприятий по их охране. Однако в настоящее время состояние земель Российской Федерации, находящихся в сфере сельскохозяйственной деятельности, остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих процессы деградации почв сельскохозяйственных и иных угодий или способствующих их развитию.

Агропромышленный комплекс в современных условиях продолжает быть основным загрязнителем земель и других элементов окружающей среды: отходы и сточные воды животноводческих комплексов, ферм и птицефабрик, использование ядохимикатов и пестицидов, перерабатывающая промышленность, ослабление производственной и технологической дисциплины, трудности осуществления контроля на сельскохозяйственных объектах, разбросанных на обширных территориях, - все это приводит к тому, что состояние земли и всей окружающей среды в сельской местности, согласно государственным докладам об охране окружающей среды, остается тревожным, ряд регионов обладают признаками зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.

Осуществляемые преобразования, изменение форм собственности и хозяйствования в агропромышленном комплексе не сопровождались в последние годы расширением применения природоохранных и ресурсосберегающих технологий. В результате основные показатели, характеризующие воздействие отрасли на окружающую среду, за последние годы существенно не улучшились, экологическая обстановка в ряде регионов остается неблагополучной, а загрязнение окружающей среды - высоким.

Значительное место в загрязнении окружающей среды в сельском хозяйстве в настоящее время принадлежит химическим соединениям и препаратам, используемым для борьбы с различными вредителями, болезнями и сорняками в сельском хозяйстве. Применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур заострили экологическую проблему. Агрохимизация, в отличие от загрязнения природы отходами промышленного производства, является целенаправленной деятельностью.

Удобрения и пестициды через почву загрязняют продукты питания, что сказывается на здоровье человека. Это в конечном итоге сказывается на состоянии окружающей среды в целом и представляет потенциальную опасность для здоровья людей. Потенциальную угрозу для окружающей среды представляют запрещенные, непригодные для дальнейшего использования пестициды, объекты хранения и применения ядохимикатов. Складские помещения, используемые для хранения ядохимикатов, в том числе и запрещенных к применению, зачастую находятся в аварийном состоянии либо не приспособлены для этих целей. Свыше 30% хозяйств в Российской Федерации не располагают специализированными площадками для заправки техники, протравливания семян и мойки транспортных средств. Особую опасность представляет загрязнение окружающей среды в результате нарушения правил хранения, транспортировки и применения минеральных удобрений и пестицидов.

С древних времен человек разрушал естественные экосистемы и заменял их искусственными сельскохозяйственными (агроценозами), но, стремясь получить наибольшую продукцию, часто не учитывал истощаемость и неустойчивость - этих систем. После богатых урожаев первых лет почва быстро деградировала, поля становились бесплодными.

Известно, что для поддержания высокой продуктивности агроценозов приходится затрачивать много средств и энергии на обработку почв, удобрения, орошение, борьбу с вредителями и выполнение других условий современной агротехники. Подсчитано, что в современном сельском хозяйстве для увеличения урожайности зерновых культур в 2 раза необходимо увеличить в 10 раз внесение удобрений, ядохимикатов и мощности сельскохозяйственной техники. При этом неизбежно возрастет степень загрязнения среды.

В сельском хозяйстве возникла еще одна очень острая экологическая проблема, вызванная применением ядохимикатов для борьбы с вредителями. Без применения химических средств защиты современное сельское хозяйство обойтись не может. Но, как выяснилось, ядохимикаты отравляют не только вредителей, но и их врагов - полезных человеку насекомых, птиц и других животных, подавляют рост и фотосинтез растений, т, е. нарушают в большей или меньшей мере (в зависимости от масштабов и методов их использования) всю экосистему в целом. Кроме того, попадая с продуктами в пищу человека, медленно отравляют и его. Возникла проблема проведения борьбы с вредителями сельского хозяйства методами, безопасными для человека. Следует в первую очередь отказаться от использования стойких ядохимикатов, что уже сделано в нашей стране по отношению к такому препарату, как ДДТ.

Вопрос усложняется еще и тем, что у вредителей благодаря их высокой численности очень быстро в процессе естественного отбора возникают ядоустойчивые расы, и нужно все начинать сначала: синтезировать новые яды, испытывать их, вводить в производство и т.д. И надо сказать, что в этом соревновании химиков и насекомых побеждают пока последние.

Решить эту проблему помогает экология. Речь идет о применении биологических методов борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства. Кроме давно известных методов привлечения на поля, в сады и парки птиц-энтомофагов, оказалось возможным включить в состав агроценозов насекомых-хищников или насекомых-паразитов, питающихся вредителями.

Уже существует довольно большой список их живых заменителей ядохимикатов, ведутся обширные исследования в этой области. Из отряда перепончатокрылых прекрасно оправдал себя афелинус - паразит кровяной тли - опасного врага садоводства. Другой представитель этого же отряда - маленькая трихограмма (длина ее тела менее 3 мм) - уничтожает лугового мотылька, капустную и хлопковую совку и других опасных вредителей. Ее личинки питаются яйцами этих насекомых. Для размножения трихограммы созданы специальные биофабрики, разработаны методы ее внесения в культуры. В странах СНГ трихограмму успешно применяли на площади свыше 10 млн. га.

Ряд экологических проблем сельскохозяйственного производства связан с загрязнением окружающей среды. Так, установлено, что около 60% вносимых в почву удобрений вымываются из нее и поступают в водоемы - реки, водохранилища. В них же поступают, часто без очистки или плохо очищенные, стоки животноводческих комплексов, птицефабрик и ферм. В результате происходит чрезмерное обогащение водоемов азотом и фосфором, которые вместо того, чтобы повышать урожай сельскохозяйственных культур, вызывают бурное развитие микроскопических водорослей, называемое "цветение воды", - процесс, характеризующийся отмиранием и разложением этой избыточной биомассы и ухудшением качества воды. Несмотря на интенсивно ведущиеся исследования, эффективных и надежных мер борьбы с цветением водоемов пока не разработано. Очевидно, основные меры здесь должны сводиться к предупреждению смыва удобрений и загрязнения водоемов. Воздействие земледелия на природный комплекс начинается с уничтожения на больших площадях сообщества естественной растительности и замены ее культурными видами. Следующий компонент, испытывающий существенные изменения, - почва. В естественных условиях почвенное плодородие постоянно поддерживается тем, что взятые растениями вещества снова возвращаются в нее с растительным опадом. В земледельческих же комплексах основная часть элементов почвы изымается вместе с урожаем, что особенно типично для однолетних культур. Подобная ситуация повторяется ежегодно, поэтому существует вероятность того, что через несколько десятков лет запас основных элементов почвы будет исчерпан. Для восполнения изъятых веществ в почвы вносят в основном минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Это имеет как положительные последствия - пополнение запасов питательных веществ в почве, так и отрицательные - загрязнение почвы, воды и воздуха. При внесении удобрений в почву попадают так называемые балластные элементы, которые не нужны ни растениям, ни почвенным микроорганизмам. Например, при использовании калийных удобрений наряду с необходимым калием вносится бесполезный, а в некоторых случаях вредный хлор; с суперфосфатом попадает много серы и т.д. Токсичного уровня может достигать и количество того элемента, ради которого минеральное удобрение вносят в почву. Прежде всего это относится к нитратной форме азота. Избыточные нитраты накапливаются в растениях, загрязняют подземные и поверхностные воды (вследствие хорошей растворимости нитраты легко вымываются из почвы). Кроме того, при избытке нитратов в почве размножаются бактерии, которые восстанавливают их до азота, поступающего в атмосферу.

Кроме минеральных удобрений в почву вносятся различные химические вещества для борьбы с насекомыми (инсектициды), сорняками (пестициды), для подготовки растений к уборке, в частности дефолианты, ускоряющие сбрасывание листьев у хлопчатника для его машинной уборки. Большинство этих веществ очень токсичны, не имеют аналогов среди природных соединений, очень медленно разлагаются микроорганизмами, поэтому последствия их применения трудно предсказать. Общее название вносимых ядохимикатов - ксенобиотики (чужие для жизни).

В целях увеличения урожая в развитых странах пестицидами обрабатывают около половины посевных площадей. Мигрируя вместе с пылью, подземными и наземными водами, ядохимикаты распространяются повсеместно (они обнаружены на Северном полюсе и в Антарктиде) и представляют повышенную экологическую опасность.

Глубокое и длительное, а часто необратимое воздействие на почву, изменяющее ее коренные свойства, оказывают орошение и осушение земель.

В XX в. площади земледелия существенно расширились: с 40 млн га до 270 млн га, из которых орошаемые земли занимают 13% пашни, а их продукция превышает 50% всей сельскохозяйственной продукции. Орошаемые ландшафты - наиболее преобразованные из всех типов сельскохозяйственных антропогенных ландшафтов. Изменяются влагооборот, характер распределения температуры и влажности в приземном слое воздуха и верхних слоях почвы, создается специфический микрорельеф. Изменения водного и солевого режимов почвы часто вызывают заболачивание и вторичное засоление почвы. Чудовищным последствием непродуманного орошаемого земледелия является гибель Аральского моря.

Для орошения из природных комплексов изымаются огромные массы воды. Во многих странах и районах мира орошение является основной статьей расхода воды и в маловодные годы приводит к дефициту водных ресурсов. Расход воды на сельское хозяйство занимает среди всех видов водопользования первое место и составляет свыше 2000 км3 в год, или 70% мирового водопотребления, из них более 1500 км3 - безвозвратное водопотребление, из которого около 80% уходит на орошение.

Пагубно для экосистем выращивание монокультур, вызывающих быстрое истощение почвы и заражение ее фитопатогенными микроорганизмами. Культура сельского хозяйства необходима, так как неразумная распашка почвы значительно изменяет ее структуру, а при определенных условиях может способствовать таким процессам, как водная и ветровая эрозия (рис.1).

Рисунок 1 - Причины разрушения почв

Огромные площади в мире занимают заболоченные земли, использование которых становится возможным только после проведения осушительных мероприятий. Осушение оказывает очень серьезное влияние на ландшафт. Особенно сильно изменяется тепловой баланс территорий - резко сокращаются затраты тепла на испарение, уменьшается относительная влажность воздуха, увеличиваются суточные амплитуды температур. Меняется воздушный режим почв, увеличивается их проницаемость, соответственно, меняется ход процессов почвообразования (активнее разлагается органический опад, происходит обогащение почвы питательными веществами). Осушение вызывает и увеличение глубины залегания грунтовых вод, а это, в свою очередь, может вызвать пересыхание многочисленных ручьев и даже небольших рек. Очень серьезны глобальные последствия осушения - болота дают основную массу кислорода атмосферы.

2.2. Современное состояние и эколого-экономические проблемы в     сельскохозяйственном производстве 

В 50-60 годы XX века по решению советско-партийных органов поднимались целинные и залежные земли для обеспечения населения хлебом, а перерабатывающую промышленность необходимым сырьём, выбрав экстенсивный путь развития сельского хозяйства. Осваивались новые земли не только в Сибири и Поволжье, на Южном Урале - или Казахстане, распахивались пастбища и сенокосные угодья в нашем Черноземье. В результате распашки залежных земель вокруг сёл на территории Липецкой области сельскохозяйственные поля стали вплотную окружать населённые пункты с их домами и огородами, общественными зданиями и местами отдыха. Наступило такое время, что личный и общественный скот можно было пасти только по логам и оврагам, или в речной долине и даже в поймах рек. Общественные поля, окружающие жилища с их огородами, исправно приносили пользу людям своим урожаем и не оказывали пагубного влияния на их здоровье и жизнь до определённого времени, когда повсеместно применялись физические, механические или биологические средства борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.

В последнее время преимущественно стали применять иные технологии с преобладанием минеральных удобрений, химических методов борьбы с сорняками, биологическими вредителями и различными болезнями ради повышения урожайности культурных растений при внедрении безотвальной обработки почв. Одновременно максимально возросла опасность пестицидов и агрохимикатов как для здоровья и жизни людей, так и для окружающей среды в которой они вынуждены жить. Поля, распаханные вокруг населённых пунктов, достались крупным землепользователям, руководство которых, как правило, безразлично относятся как к здоровью работников, так и к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей прилегающих сёл. Вместо передовых технологий зачастую применяются «грязные технологии», так как экономически выгодно (и безнаказанно) травить сельское население, чем соблюдать Федеральные законы: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», нормативно-правовые акты Правительства РФ: «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.2584-10», «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Сан ПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03.Новая редакция» от 06.10.2009года, а также «Правила по охране труда работников агропромышленного комплекса при использовании пестицидов и агрохимикатов» утверждённых приказом Минсельхоза РФ №899 от 20 июня 2003 года.

В нарушении Градостроительного Кодекса РФ от 29 октября 2004 года до сих пор отсутствует большинство Генеральных планов сельских поселений, которые должны предусматривать  санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы от территории жилых построек и огородно-садовых участков (п.2.5 Сан ПиН 2.2.1X2.1.1.1200-03). Это - территории, где запрещается применение пестицидов и агрохимикатов для защиты здоровья и жизни людей, так как сельскохозяйственные яды равно опасны как для сорняков, вредителей и болезней мешающим развиваться культурным растениям, так и для пчёл и населения.

По действующим правилам и нормам в этих санитарно-защитных зонах в 300 метров запрещается применять пестициды и агрохимикаты.( п.7.1.1. класс III СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 и п. 8.3. СанПиН 1.2.2584-10).

Более того, пункт 21.2.2. СанПиН 1.2.2584-10 гласит, что массивы сельскохозяйственных культур, требующих многократной обработки пестицидами и агрохимикатами, например сахарной свеклы, можно располагать не ближе 1 км. до населённого пункта, включая жилые постройки и огороды, сады  и пруды, общественные   здания и места отдыха.

Согласно пункту 2.16. СанПиН 1.2.2584-10 «До проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах.

На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием "Обработано пестицидами", содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других».

В соответствие с пунктом 2.26. СанПиН 1.2.2584-10 «В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов».

Пункт 9.8. СанПиН 1.2.2584-10 гласит, что авиационная обработка лесных массивов производится с предупреждением населения не менее чем за 10 дней до начала работ.

На основании п. 9.10. СанПиН 1.2.2584-10 «Запрещается авиационная обработка пестицидами участков, расположенных ближе 2 км от населенных пунктов».

При авиаобработке пестицидами должны соблюдаться следующие санитарные разрывы:

- от рыбохозяйственных водоемов, источников питьевого водоснабжения населения, скотных дворов, птицеферм, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников - не менее 2 км;

- от мест постоянного размещения медоносных пасек - 5 км;

- от мест выполнения других сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры и некоторые другие), - 2 км.        

При невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка не допускается».

При авиационной обработке (п.9.16.) «Единые предупредительные знаки выставляются не ближе 500 м от границ обрабатываемого участка. Знаки убираются только по истечении установленных сроков ожидания, включая возможные сроки выхода в обработанные лесные массивы, сроки сбора дикорастущих грибов и ягод, сенокошения и выпаса скота».

В соответствие с п. 8.1.  СанПиН 1.2.2584-10 обработка с использованием тракторных опрыскивателей должны производиться в ранние утренние часы или вечернее время.

Указанные требования нормативных актов на территории Лебедянского района Липецкой области постоянно нарушаются в угоду крупных сельхозпроизводителей.

        На основании карт и Генерального плана сельского поселения, прошедших через публичные слушания, осуществляется градостроительное зонирование территорий муниципальных образований, (ст. 30-40 Градостроительный Кодекс РФ).

        В ходе зонирования определяются жилые, производственные, сельскохозяйственные, санитарно-защитные зоны, которые должны найти своё отражение в картах, схемах, чертежах и планах, (ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, п.п. 3.1.-3.18. СанПиП 2.2.1X2. 1.1.1200-03. Проектирование санитарно-защитных зон).

На практике, к сожалению, указанные требования нормативных актов в области охраны окружающей среды постоянно нарушаются. Доклад администрации Липецкой области Об экологической ситуации в Липецкой области в 2011 году эти нарушения не отражает. («Липецкая газета» от 01.03.2012).

Районные власти муниципалитетов, органы сельских поселений опираясь на ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года с помощью прокуратуры, государственных надзорных служб Роспотребнадзора и Россельхознадзора, должны потребовать от крупных сельхозпроизводителей  неукоснительного исполнения указанных требований природоохранного законодательства и, в частности, вывести из сельскохозяйственного оборота участки полей, земли которых входят в территорию санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, где запрещено применять пестициды и агрохимикаты во вред здоровья и жизни сельского населения.

Истинную картину экологического положения на территории Лебедянского района и действия уполномоченных должностных лиц органов государственной и муниципальной власти позволило раскрыть знакомство с жителем села Каменная Лубна Лебедянского района Р.

Последние несколько лет он неоднократно обращался к руководству сельскохозяйственного предприятия ОАО «Рассвет», поля которого окружают с.К-Лубна, руководителям местной исполнительной и законодательной муниципальной власти, в органы Роспотребнадзора, Россельхознадзхора, прокуратуру, общественную палату Лебедянского района по конкретным фактам нарушения природоохранного законодательства. (Приложение 1-7).

В связи с непринятием соответствующих мер Р. был вынужден обратиться в судебные органы, включая кассационную и надзорную инстанции, за защитой своих конституционных прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью экологическим правонарушением. (Приложение 8,9). В настоящее время его дело рассматривается в Европейском Суде по правам человека, Страсбург, Франция. (Приложение 10,11).

2.3. Правовые методы решения экологических проблем в сельском хозяйстве

Согласно статьи 1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Анализ современной литературы дает основание предложить следующую формулировку понятия правового государства: функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.

В данной формулировке отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат - гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего - это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Право в данной трактовке понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет права.

Итак, большинство авторов относит к основным признакам правового государства следующие признаки:

правовая защищенность человека, признание его высшей ценностью, целью государства, а не средством решения каких-либо государственных задач;

приоритет права, признание, соблюдение, гарантирование и защита прав, свобод и законных интересов гражданина;

единство права и закона, законность во всех видах общественных отношений, во всех линиях деятельности государства, его органов, должностных лиц;

верховенство и прямое действие конституции, эффективное осуществление конституционной законности;

внешний и внутренний суверенитет государства, общественно-политическая стабильность, территориальная целостность;

соответствие национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права, примат, прямое действие международного права;

осуществление всех государственно-властных полномочий государственными органами только на основе конституции, правовых законов;

правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти;

высокий авторитет правосудия, основанного на демократических принципах; судебная власть как гарант восстановления нарушенных прав и справедливого наказания виновных;

регулярные, свободные, демократические выборы как легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной власти всех уровней;

многопартийность, плюрализм, отсутствие монополизма в политике, контроль общества над властью;

наличие антимонопольных механизмов в экономике, равенство всех форм собственности, высокий жизненный уровень всего населения, экономическая независимость гражданина от государства; реальность осуществления законных интересов личности, единство его прав и обязанностей, взаимная ответственность гражданина и государства;

высокий уровень просвещения и правовой культуры граждан, наличие развитого гражданского общества. Считаю, что построение правового государства и есть основной путь повышения законности, в том, числе и в области  природоохранного, экологического  законодательства.

       

  2.4. Система мероприятий  экологического земледелия

        Издавна человеку известно, что его умение воздействовать на среду намного превышает его право на это. В течение последних десятилетий мы стали свидетелями развития, при котором возникли серьезные проблемы, обусловленные принятым в настоящее время способом использования земель: эти проблемы сделали необходимым законодательное ограничение сельскохозяйственных мероприятий. К несчастью, такое регулирование в большинстве случае вводилось слишком поздно для того, чтобы предотвратить необратимый для окружающей среды ущерб. Кроме того, оно часто несправедливо и неравноценно и вызывает новые проблемы, не решая по существу старых. Прогресс биологических и химических процессов в природе сильно расширил возможности сельскохозяйственной деятельности. В интересах каждого человека и общества в целом наши непосредственные потребности должны быть приведены в соответствие с законами природы. Мы должны развивать отдельное сельское хозяйство как организм и понимать его как живую экосистему, образец которой взят из самой природы и которая представляет альтернативу голой интенсификации, специализации и химизации. Если сельское хозяйство ведется подобающим способом, то оно загрязняет окружающую среду не более, чем земля, оставленная в своем естественном состоянии. Только таким образом сельское хозяйство может развиваться в гармонии с природой. В перспективе такой подход будет способствовать постепенному улучшению сельскохозяйственных условий.

          Единственную перспективную возможность предоставляет экологическое земледелие. Оно объединяет старые, испытанные принципы с новейшими научными знаниями для включения сельскохозяйственного предприятия в качестве составной части экосистемы, чтобы природа смогла помогать фермеру, а не защищалась бы от его ошибок (рис.2).

Рисунок 2 -  Ресурсное обеспечение долгосрочной целевой программы «Экология»

         

2.5. Основополагающие цели экологического земледелия: 

- производство в достаточных количествах продуктов питания с высокой пищевой ценностью;

- деятельность в гармонии с природной экосистемой вместо попытки подчинить ее;

- стимулирование и укрепление биологических циклов в системе земледелия, включающей микроорганизмы, почвенную флору и фауну, растения и животных;

- сохранение и стимулирование долговременного почвенного плодородия;

- возможно более широкое применение возобновляемых ресурсов в местных системах земледелия;

- создание замкнутой системы для органической субстанции и питательных веществ;

- содержание скота в условиях, позволяющих животным жить в соответствии с их врожденным поведением;

- предотвращение загрязнения среды в результате сельскохозяйственной деятельности;

- сохранение генетического многообразия в земледельческой системе и ее окружении, включая охрану среды обитания диких животных и растений;

- обеспечение соответствующих доходов фермерам и садоводам;

- учет многочисленных социальных и экологических аспектов воздействия сельского хозяйства.

Рисунок 3 - Блок-Схема экологического земледелия


3. Заключение

3.1.Система медико-экологического регламентирования

Загрязнение окружающей среды – сложная и многоаспектная проблема. Однако, главным в современной её трактовке являются возможные неблагоприятные последствия для здоровья как настоящего, так и последующих поколений, ибо человек в ряде случаев уже нарушил и продолжает нарушать некоторые важные экологические процессы от которых зависит его существование.

Система медико-экологического регламентирования основана на предположении о том, что загрязнение окружающей среды создает опасность для здоровья человека. Основанием для этого служат, во-первых, многочисленные жалобы населения, проживающего в условиях загрязненной окружающей среды, на неприятные запахи, головные боли, общее плохое самочувствие и другие дискомфортные состояния; во-вторых, данные медицинской статистики, свидетельствующие о тенденции к росту заболеваемости на загрязненных территориях; в-третьих, данные специальных научных исследований, направленных на определение количественных характеристик связи между загрязнением окружающей среды и его влиянием на организм.

В связи с этим оценка риска здоровью человека, обусловленного загрязнением окружающей среды, является в настоящее время одной из важнейших медико-экологических проблем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение заболеваемости населения помогает определить риск неблагоприятного влияния загрязнения окружающей среды, однако не в полной мере. Медико-экологическое регламентирование должно не только обеспечивать предупреждение появления заболеваний среди населения, но и способствовать созданию наиболее комфортных условий жизни.


4.Список использованных источников

4.1.Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.1.2.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 24.12.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

7. Федеральный закон от 04.0.2009 N 5-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 43. — Ст. 381.

8. Федеральный закон от 04.0.2007 N 5-ФЗ (ред. от 2.10.2008) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 8. Ст. 831.

9. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят ГД ФС РФ 25.05.1994) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

10. Градостроительный Кодекс РФ от 29 октября 2004 года. // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 59. — Ст. 1552.

11. Федеральный закон от 14.06.2004 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» » // Собрание законодательства РФ. — 200. — № 27. — Ст. 2881.

12. Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 27. — Ст. 2881.

13. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3018.

14. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

15. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 07.12.2009) // «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 4. — Ст. 251.

16. Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ (ред. от 03.06.2006) «О разграничении государственной собственности на землю» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 30. — Ст. 3060.

17. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3594.

18. Федеральный закон от 09.01.1997 № 5-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам Ордена трудовой славы» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 3. — Ст. 349.19. Закон СССР от 13.12.1968 № 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР. — 1968. — № 51. — Ст. 485. (Утратил силу).

20. Закон РСФСР от 24.12.1990 N 444-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 30. — Ст. 417. (Утратил силу).

21. Закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 26. — Ст. 327. (Утратил силу).

22. Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 26. — Ст. 324. (Утратил силу).

23. Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1992. — № 1. — Ст. 53. (Утратил силу).

24. Постановление Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 28. — Ст. 3074.

25. Постановление Правительства МО от 11.10.2002 № 451/36 (ред. от 26.06.2006) «Об организации переоформления прав на земельные участки, продажи или передачи в аренду земельных участков» // Информационный вестник Правительства Московской области. — 2002. — № 12. (Утратило силу).

26. «Правила по охране труда работников агропромышленного комплекса при использовании пестицидов и агрохимикатов» утверждённых приказом Минсельхоза РФ №899 от 20 июня 2003 года. // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 128. — Ст. 374.

27. «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.2584-10» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 128. — Ст. 2274.

28. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Сан ПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03.Новая редакция» от 06.10.2009года // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 231. — Ст. 34.

4.2. Материалы судебной и арбитражной практики

29. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2004. — № 4.

30. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ в связи с запросами Волгоградской областной думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 1999. — № 1.

31. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. — 2005. — № 5.

32. Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2006 по делу N Ф09-10167/06-С6 // СПС «Консультант Плюс».

33. Постановление ФАС Московского округа от 02.04.2007 по делу N КГ-А41/13875-06 // СПС «Консультант Плюс».

34. Постановление ФАС Московского округа от 25.05.2006 по делу № КГ-А41/4234-06 // СПС «Консультант Плюс».

35. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2007 по делу N Ф08-6999/2006 // СПС «Консультант Плюс».

36. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.06.2007 по делу N Ф08-2433/2007 // СПС «Консультант Плюс».

37. Постановление ФАС Московского округа от 20.03.2007 по делу N КГ-А41/1577-07 // СПС «Консультант Плюс».

38. Постановление ФАС Поволжского округа от 24 апреля 2008 г. по делу N А65-25977/2007.

39. Архив Волжского районного суда г. Саратова за 2008 г. Дело № 2-854/08.

40. Архив Волжского районного суда г. Саратова за 2008 г. Дело № 2-125/08.

4.3. Литература

41. Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. — М.: Госюриздат, 1958. — 211 с.

42. Аксененок Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР. — М.: Юридическая литература, 1950. — 289 с.

43. Ахетова О.С. Право собственности на землю в Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. — 2009. — № 2. — С.44-47.

44. Боголюбов С.А. Земельное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2007. — 563 с.

45. Вахаев М.Х. Дискуссионные вопросы частной собственности на землю в России // Журнал российского права. — 2006. — № 5. — С.45-49.

46. Власова М.В. Право собственности в России. — М.: Статут, 2002. — 342 с.

47. Гришаев С.П. Комментарий к законодательству о наследовании. — М.: СПС «Консультант Плюс», 2009. — 453 с.

48. Гришина Я.С., Карташова Ю.А. Все о земельных участках: основания и порядок приобретения. — М.: Издательство «Омега-Л», 2008. — 231 с.

49. Данилова Е.В., Романовская В.Б. Правовое регулирование земельных отношений в период правления императора Николая I // История государства и права. — 2007. — № 1. — С.45-48.

50. Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А., Перепелкина Н.В. и др. Становление гражданского общества в России: Правовой аспект / Под ред. О.И. Цыбулевской. — Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2002. — 189 с.

51. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учеб. для вузов / Под ред. Г.В. Чубукова. — М.: Норма, 1998. — 348 с.

52. Ершов В.А. Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность. — М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009. — 356 с.

53. Земельный участок: вопросы и ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. — М.: Юстицинформ, 2009. — 179 с.

54. Иванов А.А. Общее (народное) достояние и право государственной собственности // Правоведение. — 1990. — № 5. — С.45-47.

55. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тен¬денции развития. — М.: Статут, 1999. — 208 с.

56. Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России: Проблемы. Теория. Практика / Под ред. А.Л. Маковского. — М.: Исследовательский центр частного права, 2005. — 432 с.

57. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. — М.: Статут, 2000. — 238 с.

58. Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 873 с.

59. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. — М.: СПб.: ООО «Питер Пресс», 2009. — 982 с. 60. Настольная книга судьи по гражданским делам / Под ред. Н.К. Толчеева. — М.: Велби, Издательство «Проспект», 2008. — 289 с.

61. Оксюк Т. Некоторые аспекты приватизации государственных и муниципальных земельных участков // Корпоративный юрист. — 2008. — № 2. — С.33-35.

62. Советское земельное право / Под ред. Н. И. Краснова, В. П. Балезина. — М.: Юридическая литература, 1977. — 456 с.

63. Стародумова С.Ю. О способах признания права собственности на земельные участки // Адвокат. — 2009. — № 5. — С.44-46.

64. Сухова Е.А. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. — 873 с.

65. Сыродоев Н.А. История земельного права // Правоведение. — 1999. — № 4. — С. 238 −251.

66. Хауке О. А. Крестьянское земельное право. — М, 1914. — 232 с.

67. Эйриян Г.Н. Применение приобретательной давности к земельным участкам // Адвокат. — 2003. — № 7. — С.22-23.