Историко – географический подход к геоэкологической оценке Ижорского плато

Архипова Анна Сергеевна

Тема статьи "Историко-географический подход к геоэкологической оценке Ижорского плато" предусматривает применение пространственно-временного исследования процесса хозяйственного освоения ландшафта указанной территории.

Предпринята попытка исследования истории освоения и заселения территории Ижорского плато с последующим изложением результатов - историко-географической периодизации, которая выполнена впервые.  Рассмотрение закономерностей заселения территории начиная от древности, различных археологических эпох, позволяет выявить первые очаги освоения региона. Последующее изучение дальнейшего процесса освоения на протяжении средневекового, имперского, советского и современного ериодов освоения приводит к идее рассмотрения такого аспекта в географической науке как влияние длительности освоения на антропизацию ландшафтов.

Изучение антропогенных изменений ландшафтов позволяет дать прогноз дальнейшего изменения внутриландшафтной структуры Ижорского плато. Восстановление коренного ландшафта очень важно, так как его нерациональное использование может привести к его полной деградации. Также немаловажную роль играет изучение компонентов природной среды, процессов освоения, ландшафтной структуры Ижорского плато для наиболее рационального использования ландшафтов в дальнейшем.

На прилегающих территориях ведётся дачное строительство, которое является мощным фактором изменения ландшафтов. Территория сухая и человек будет стараться обводнять её и соответственно ускорит процессы карстообразования.  Существует такая опасность, что тогда территория Ижорского плато будет не пригодна для жизни т.к. в результате дачного строительства могут активизироваться карстовые процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ижорское плато представляет собой известняковое плато (ижорский ландшафт), расположенное в самой высокой части полосы ордовикских известняков. На севере плато обрывается к Предглинтовой равнине высоким (в десятки метров) уступом – глинтом. Территория  сложена известняками, близко подходящими к поверхности или обнажающимися по берегам долины реки Луга.

Существует множество подходов к историко–географической периодизации и все эти подходы надлежит использовать  для крупных регионов. Рассмотрение такого региона как Ижорское плато требует учета нескольких факторов: специфики ландшафтов (литогенная основа представлена карбонатными породами), частоты смены этносов, разнообразия видов и сложившейся системы природопользования.

Для исследования пространственно–временной дифференциации процесса хозяйственного освоения необходимо выявить специфические ландшафтные особенности региона исследования, обусловленные особенностями литогенной основы, сложенной карбонатными породами, оказывающими влияние на все природные компоненты ландшафтов.

В истории освоения Ижорского плато мною были выделены пять периодов: древнейший, средневековый,  имперский, советский, современный.

Имеющиеся сведения по древнейшему этапу освоения ландшафтов Ижорского плато позволяют утверждать, что в этот период основными занятиями населения были земледелие,  скотоводство, охота, рыболовство и бортничество.  Хозяйственная деятельность послужила новым фактором, который наряду с природным ведёт к изменению ландшафтов. В результате на месте коренных ельников уже в то время широко распространились вторичные широколиственные и мелколиственные леса. В настоящее время элементов первичной южно–таежной флоры сохранилось весьма мало,  типичные альварные виды: побеги колючника Carlina vulgaris, язвенника Anthyllus vulneraria, слабительного льна Linum catharticum, кокушника длиннорогого Hymnadenia conopsea,Безвременник осенний Colchicum autumnale.

Древнейший период освоения ландшафтов Ижорского плато внес первые изменения в компоненты природной среды. Менялась численность промысловых животных, рыбы, отдельных видов растительности, которые были наиболее потребляемыми человеком в пищу, либо для хозяйственной деятельности. Существенного урона человек в этом периоде не мог нанести, поскольку очаги освоения имели локальные ареалы.

Постепенное освоение Ижорского плато приводит и к изменению численности населения. Ю.М. Лесману (1982) удалось выяснить, что численность населения на территории плато растёт, увеличиваясь с начала XII в. до третьей четверти XII в. в 3 раза.

 В последней четверти XII – 70–е гг. XIII в. демографическая ситуация на плато резко меняется, прирост населения становится незначительным: за сто лет численность жителей увеличивается лишь на треть. В летописных свидетельствах 1215 г упоминается о страшных последствиях голода, когда люди питались сосновой корой, липовым листом и мхом, погребальница была «преисполнена трупами» (НПЛ., 1950).  Лишь в конце XIII – начале XIVв. Вновь наблюдается общий прирост населения и за 30 – 40 лет численность обитателей Ижорского плато вырастает более чем в два раза.

 К рубежу XV –XVI вв. Ижорское плато плотно заселённый, хорошо освоенный земледельческий регион.

Главное событие истории ижоры в средневековье – переход довольно резкого  охотничье–рыболовного населения к земледелию и оседлому образу жизни.

Можно предположить, что именно на этот период времени приходится факт восстановления лугов (альвары) на карбонатных породах на месте лесов, т.е. это следствие  влияния антропогенного фактора на лесную растительность.

Луга, как правило, вторичны, т. е. образовались в результате рубки лесов и последующей косьбы и выпаса. По своему облику луга очень разнообразны. Растительность сухих и умеренно влажных лугов на карбонатных почвах довольно богата. Наиболее характерны таволга шестилепестная, сеслерия голубая, осока горная, марьянник дубравный, козелец низкий и др.

О величине антропогенной нагрузки на ландшафты Ижорского плато свидетельствуют архивные материалы, хранящиеся в РГИА и РГАДА,  в которых содержится информация о структуре сельскохозяйственных угодий,  размерах пашни, лесосеки, разработке месторождений полезных ископаемых, видах хозяйственной деятельности и т.д. В рамках настоящего исследования мною не планировалась работа в вышеназванных архивах, но были изучены материалы переписей населения в разные временные периоды. В качестве показателя для оценки антропогенной нагрузки на ландшафт я пользовалась сведениями о людности поселений, численности и плотности населения  в пределах административных единиц.

По материалам картирования в первой половине XX века плотность населения претерпела изменения. На карте плотности населения Ленинградской области 1934 г., самая низкая плотность  отмечается по крайней северной и южной  периферии Ижорского плато.

От центра плато до северных окраин  плотность населения составляет от 10 до 50 человек на 1 кв. км.  Это, например, Лопухинка, которая по данным 1933 года, являлась административным центром Центрального сельсовета Ораниенбаумского района, в который входили 16 населённых пунктов.  В Глобицах располагалась центральная усадьба зверосовхоза «Воронковский». В состав Дятлиц входило 6 населённых пунктов. Жабино включало в свой состав 8 населённых пунктов и располагалась центральная усадьба колхоза «Большевик».

Самая высокая плотность населения (от 50 до 100 человек на 1 кв. км.) характерна для западной окраины плато, располагающейся в непосредственной близости к Петербургу. Эти населенные пункты связаны со столицей экономическими, культурными и рекреационными связями. Практически они (поселения) выполняли все перечисленные функции для  жителей столицы. Например, Ропша, Елизаветино, Кипень в их состав вошли близлежащие населённые пункты что и повлияло также на увеличение численности населения. Волковицы, например, становятся дачным посёлком.

В Гостилицах был организован совхоз «Красная Балтика». Кроме земледелия совхоз имел крупные форелеводческие хозяйства, созданные в прудах усадьбы.

От центра плато  к югу плотность населения снижается и составляет от 1 до 10 человек на 1 кв. км. (Кикерино, Волосово, Заполье, Рабитицы, Вруда, Ополье и др.) Волосово в сентябре 1927 года стал административным центром Волосовского района, в состав которого входили 15 населённых пунктов. В 1937 году дачный посёлок Волосово получил статус посёлка городского типа. В состав деревни Глумицы вошли 6 населённых пунктов. Калитино включала в свой состав 8 населённых пунктов и в деревне располагалась центральная усадьба «Северо–Западной машиноиспытательной станции». В состав Кикерино вошли 7 населённых пунктов.

Вырубки на территории Ижорского плато значительно сократились в масштабах и ведутся в других целях: не для того, чтобы освободить территорию под поля, а в промышленных и бытовых целях. Численность населения населенных пунктов на территории Ижорского плато значительно сократилась, по сравнению с советским этапом освоения.  Исчезли часть населенных пунктов, например,  Ухора,  некоторые заброшены, такие как, Усть–Рудица, Новая Буря и др..

Плотность населения Ижорского плато составлена по сетке административно–территориального деления. В целом, для территории Ижорского плато характерно сплошное заселение, общая плотность населения – менее 30 человек на 1 км². Самая большая плотность  более 100 жителей на 1 км² характерна для юга Ижорского плато –Волосовское городское поселение. Единственный город, удобная территория с дерново –карбонатными почвами, самыми плодородными среди почв Ленинградской области. В городе расположены комбикормовый, хлебо –булочный комбинат, леспромхоз, инкубаторно –птицеводческая станция, строительная компания «Стройград», склад компании «ВЕГА» и другие предприятия. По территории поселения проходит железная дорога Гатчина – Ивангород  Для территорий, примыкающих к Волосовскому городскому поселению и близких к Санкт –Петербургу тоже характерна большая плотность от 31 до 50 человек на 1 км  ², например такие сельские поселения: Кипенское, Сяськелевское, Елизаветинское, Клопицкое, Кикеринское и Рабитицкое. На территории Волковиц, входящих в состав Кипенского сельского поселения ведется активное коттеджное строительство. Основным предприятием деревни Шпаньково  (Елизаветинское с.п.) является ЗАО «Нива», специализирующееся на производстве молока (в советское время – совхоз «Нива», на выращивании картофеля).

На северо –западе Ижорского плато с такой же плотностью населения выделяется Лопухинское сельское поселение. В состав Войсковицкого сельского поселения были присоединены населённые пункты и плотность тоже увеличилась  и составляет от 51 до 100 человек на 1 км² (2–я после Волосовского г.п.). Здесь располагается комбинат железобетонных изделий. Через территорию сельского поселения проходят федеральные трассы, например, через Тяглино федеральная автодорога А120.

 Существующие леса в основном вторичные елово –мелколиственные, нередко с примесью вяза, липы, клена, дуба и лещины. В травяно –кустарничковом ярусе обилие дубравных элементов (первоцвет лекарственный, ветреница лютичная, венерин башмачок), злаковых сообществ (мятлик обыкновенный, ежа сборная, овсяница, щучка), а также таких видов как сныть, манжетка, клевер ползучий, лапчатка гусиная лапка, подорожник, спорыш (Исаченко А.Г., 1999).

По картографическим материалам 1934 года была составлена ландшафтная картосхема Ижорского плато, на которой показано 15 видов урочищ, представленных ПТК долин рек, плоских заболоченных равнин, ПТК карстовых форм рельефа, завалуненных холмов и гряд и плоских слабоволнистых равнин. Создание этой картосхемы позволило нам отобразить достаточно сложную ландшафтную структуру на указанный временной срез.

Ландшафтная схема А. Г. Исаченко была увеличена с целью возможностей сопоставления ландшафтной структуры региона между двумя временными срезами – 1934 и 1967 гг.

На основе космического снимка  была создана схема использования земель Ижорского плато, на которой прослеживается, на этом временном срезе, наибольшая дифференциация природных компонентов. Большая дробность ПТК этой схемы отражает длительность процесса хозяйственного освоения на протяжении исторического времени.

Таким образом,   было создано три картосхемы для проведения ландшафтного анализа и установления процесса усложнения ландшафтной структуры исследуемого региона от 1934 года до настоящего времени.

Исследования показали, что в ландшафтах Ижорского плато прослеживаются различные виды хозяйственного освоения: 1) селитебное, как первоначальное; 2) лесохозяйственное (вырубка леса для создания пашни, сенокосов, пастбищ); 3) сельскохозяйственное (создание пашни, сенокосов, пастбищ); 4) горнопромышленное освоение (добыча камня и строительство крепостей). За счет перечисленных видов природопользования шел процесс изменения ландшафтной структуры за историческое время.  

Изучение антропогенных изменений ландшафтов позволяет дать прогноз дальнейшего изменения внутриландшафтной структуры Ижорского плато. Восстановление коренного ландшафта очень важно, так как нерациональное использование может привести к его полной деградации.  Также немаловажную роль играет изучение компонентов природной среды,  процессов освоения, ландшафтной структуры Ижорского плато для  наиболее рационального использования ландшафтов в дальнейшем.

На территории Ижорского плато находится комплексный памятник природы–урочище Донцо. Преобладающим типом лесов здесь являются ельники неморальнотравные (т.е. ельники с травами широколиственных лесов) и это достаточно редкое явление. Кустарниковый ярус представлен орешником, черемухой, рябиной, жимолостью, крушиной, можжевельником. Травяной покров сложен видами растений, характерных для широколиственных лесов, которые составляют 60% покрытия. Видовая насыщенность травяного яруса так же поражает разнообразием 30–50 видов.

Наряду с коренными ельниками на территории памятника распространены производные леса: осинники (где в древостое наряду с осиной произрастают береза, ель, вяз), березняки (таволговые, вейниковые, осоковые) и сероольшанники.

В урочище значительные площади заняты лугами. Здесь находятся уникальные альварные луга, нигде больше в Ленинградской области не отмеченные. В травяном ярусе альвар встречается до 80 видов растений.

Растительность урочища представлена 4 видами растений Красной книги РФ и 38 видами, охраняемых в области.

Исключительное богатство растительности данного памятника природы объясняется прежде всего наличием известковых почв.

На прилегающих территориях ведётся дачное строительство, которое является мощным фактором изменения ландшафтов. Территория сухая и человек будет стараться обводнять территорию и соответственно ускорит процессы карстообразования. Существует такая опасность, что тогда территория Ижорского плато может быть не пригодна для жизни так как небольшие поселения на отдельных участках, где стремятся сделать дачные участки, могут активизироваться карстовые процессы.

Проведен анализ плотности населения Ижорского плато по трем временным срезам: 1864, 1934, 2010 годы. В 1864 г. в имперский период территория Ижорского плато входила в состав Санкт–Петербургской губернии и делилась на три уезда: Царскосельский, Петергофский и Ямбургский. Из них наибольшей плотностью характеризуется Царскосельский и Петергофский, так как они являются ближайшими к столице (Санкт–Петербург), соединенные с нею удобными путями сообщения. За ними следует Ямбургский уезд, принадлежащий к району портового г.Нарвы.

Из карты (Атлас Ленинградской области и Карельской АССР, 1934), представленной во второй главе заметно, что плотность населения Ижорского плато, характеризуется убыванием с севера на юг. Наибольшая плотность на севере и составляет 10–50 жителей на 1 км². Как уже говорилось выше, ближе к Санкт–Петербургу. На юге Ижорского плато плотность от 1 до 10 жителей на 1 км². Есть белые пятна (незаселённые места), но их немного и расположены в центре плато и на юго–востоке в районе современного Большеврудского сельского поселения.

Третий временной срез плотности населения Ижорского плато составлен по сетке административно–территориального деления и согласно ему выделяется 1 городское поселение и 17 сельских. В целом, для территории Ижорского плато характерно сплошное заселение, общая плотность населения – менее 30 человек на 1 км². Самая большая плотность  более 100 жителей на 1 км² характерна для юга Ижорского плато–Волосовское городское поселение. Единственный город, также расположен на удобной территории с дерново–карбонатными почвами, самыми плодородными среди почв Ленинградской области. Для территорий, примыкающих к Волосовскому городскому поселению и близких к Санкт –Петербургу тоже характерна большая плотность от 31 до 50 человек на 1 км², например, такие сельские поселения: Кипенское, Сяськелевское, Елизаветинское, Клопицкое, Кикеринское и Рабитицкое. На северо –западе Ижорского плато с такой же плотностью населения выделяется Лопухинское сельское поселение. В состав Войсковицкого сельского поселения были присоединены населённые пункты и плотность тоже увеличилась  и составляет от 51 до 100 человек на 1 км² (2 –я после Волосовского г.п.).

Вывод: Для всех трёх временных периодов можно выделить закономерность: большая плотность населения непосредственно в близлежащей территории к Санкт–Петербургу. Если  в имперский и советский периоды существовали незаселённые места, то в современном периоде уже появились заброшенные места и населенные пункты с небольшим числом жителей (1–3 и более человека), например, Усть–Рудица, Новая Буря и др.

Литература:

  1. Антипова А.В. Россия: эколого–географический анализ территории. –Москва–Смоленск: Маджента., 2012

  1. Вампилова Л.Б. Роль пространственно–временной основы в эколого-географической оценке региона // Экологическое равновесие: антропогенное вмешательство в круговорот воды в биосфере: Материалы международной научно–практической конференции 16–17 июня 2011. –СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011

  1. Дудергофские высоты – комплексный памятник природы / Ред. Е.А.Волкова, Г.А.Исаченко, В.Н.Храмцов. – СПб.: Изд–во С.–Петерб. ун–та , 2006

  1. Космический снимок Ижорского плато.  Код доступа: http://www.google.com/maps/mm
  2. Список населённых мест. По сведениям 1862 года / Обработан редакторомъ И.Вильсономъ. – СанктПетербург.: Издан Центральнымъ статистическимъ комитетомъ министерства внутренних дел, 1864
  3.  Статистический сборник по Ленинградской области. –Л.: Издание орготодела Ленинградского Облисполкома, 1928
  4.  Статистический сборник по Петрограду и Петроградской губернии. Центральное статистическое управление. – Петроград.: Петроградский губернский отдел статистики, 1922
  5. Таблица о движении населения в С.–Петербургской губернии в 1868г. / Составил П. Нейдгардт. – СанктПетербург.: Печатано по распоряжению С. –Петербургского Статистическаго комитета в типографии Юлия Виганда (Гороховая № 3), 1870