УУД в таблице

Кирий Галина Николаевна

УУД в таблице

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_v_tablitse.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

УУД:

Личностные

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотно-сить поступки и собы-тия с принятыми эти-ческими принципами, умение выделить нрав-ственный аспект пове-дения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отно-шениях.

Регулятивные

обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Познавательные

включают в себя:

общеучебные;

логические;

постановку и решение проблемы.

Коммуникативные

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Три вида действий:

1) личностное, про-фессиональное, жиз-ненное самоопреде-ление;

2) смыслообразова-ние, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мо-тивом, другими сло-вами, между резуль-татом учения и тем, что побуждает дея-тельность, ради чего она осуществляется

(Ученик должен зада-ваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать);

3) нравственно-эти-ческая ориентация, в том числе и оцени-вание усваиваемого содержания (исходя из социальных и лич-ностных ценностей), обеспечивающее лич-ностный моральный выбор.

К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; целеустремлен-ность и настойчи-вость в достижении целей;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последователь-ности действий; умение действовать по плану;

- прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его ре-зультата с заданным эталоном с целью обнаруже-ния отклонений и отличий от эталона; умение контроли-ровать процесс и результаты своей деятельноти;

- коррекция – внесение необходимых до-полнений и корректив в план и способ действия в случае расхожде-ния эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащим-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору  в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффектив-ных способов решения задач в зависимости от конкрет-ных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушан-ных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулиро-вание проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особая группа общеучебных универсальных действий – знаково-символические:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих дан-ную предметную область.

Логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстника-ми: определение цели, функций участников, способов взаимодейст-вия.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поис-ке и сборе информации.

Разрешение кон-фликтов– выявление, идентификация про-блемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реали-зация.

Управление поведе-нием партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни-кации; владение мо-нологической и диа-логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные

действия условно можно разделить на три группы:

1) взаимодействие

(учет позиции собе-седника либо партнера по деятельности, умение понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом);

2) сотрудничество или кооперация

(умение договари-ваться, находить общее решение; умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора, брать на себя инициативу в совместной деятельнос-ти);

3) интериоризация

(речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям).

Формирование

универсальных учебных действий (УУД)

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

        Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

        Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение  учиться  –  существенный фактор повышения  эффективности

освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

        - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

        - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

        - обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

        Универсальность учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

   Пособие написано с учетом Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В книге излагаются теоретические положения концепции развития универсальных учебных действий; раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов; даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.