Доклад о реализации экологического образования и воспитания в МБОУ СОШ с УИОП № 8
6 октября состоялся круглый стол "Научной ассоциации учителей", созданной на базе геологического факультета ВГУ. Обсуждались методы, формы экологического образования и воспитания учащихся. Мною был подготовлен и озвучен доклад о формах работы по экологическому образованию, воспитанию, реализуемых в рамках урочной и внеурочной деятельности в МБОУ СОШ с УИОП №8.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assotsiatsiya_uchiteley.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация
экологического образования и воспитания
в МБОУ СОШ с УИОП №8
Значение экологии и экологического образования, воспитания в современном мире чрезвычайно велико. Как нам известно, XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». Текущий 2017 год Указом Президента РФ (от 05.01.2016 г.) – объявлен Годом экологии в России.
В этих условиях проблема экологического воспитания и образования подрастающего поколения обретает особую значимость. Нарастающее противоречие между обществом и природой ставит перед человечеством проблему оптимизации их взаимодействия. Современный человек способен рационально строить свои взаимоотношения с окружающей природной средой, но к этому его нужно подготовить.
Основы такой подготовки заложены в МБОУ СОШ с УИОП № 8 через учебную и внеклассную деятельность. Они призваны сформировать систему экологических знаний, взглядов и убеждений, воспитать ответственное отношение к природе, основой которого является экологическая культура, экологическое самосознание каждого человека.
Цель по реализации экологического образования и воспитания учащихся МБОУ СОШ № 8 достигается путем решения следующих задач:
1.Способствовать привлечению учащихся школы к природоохранной деятельности.
2.Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
3. Познакомить учащихся со сложными взаимосвязями в природе.
4.Развивать умения работать с различными методиками исследования окружающей среды;
5.Вовлечь школьников в исследовательскую деятельность и простейший мониторинг окружающей среды.
В МБОУ СОШ № 8 накопилась определенная система экологического воспитания. Имеется положительный опыт данной работы. Вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках биологии, географии, обществознания, химии, физики. В рамках учебного плана основного общего образования программы по указанным предметам включают в себя образовательные модули экологической направленности (см план).
Кроме того, значительная часть экологического образования и воспитания приходится на внеклассную и внеурочную деятельность. С целью реализации экологического воспитания и образования в МБОУ СОШ № 8 применяются следующие формы работы:
1. Проектно - исследовательская (работа научного общества учащихся) позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике. Систематическое и последовательное включение обучаемых в решение экологических задач, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных ситуаций, которые могут возникать в будущей жизни.
2. Конкурсные (Конкурс рисунков и плакатов «Энергосбережение», «Планета под угрозой», фото – конкурс «Окно в природу», и т.д.).
3. Игровые (экологические викторины «Экология и мы», «Экзотические животные», «А что это за гриб», игры, экологический КВН).
4. Познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», экскурсии в эколого– биологический центр «Росток», участие в городском экофестивале).
5. Продуктивные (озеленение школьных рекреаций и территории школьного двора, уборка школьной территории, акции «Чистый Берег», «Покормите птиц зимой», «Первоцвет», «Ель» и др.).
Свои результаты приносит и общение с животными. Посещение учащимися живого уголка эколого – биологического центра «Росток» позволило детям осознать, что заботиться о живом существе – это хорошо, приятно и правильно.
Когда дети, получающие подобное экологическое образование, вырастают и становятся старшеклассниками, построить работу с ними уже гораздо легче.
Таким образом, обобщая опыт работы МБОУ СОШ №8 по реализации экологического образования и воспитания учащихся, следует отметить: применение вышеизложенного комплекса форм, методов педагогической деятельности дает возможность выстроить систему экологического воспитания, направленную на развитие творческой инициативы к обучению, приобретение практических навыков в области экологии, формирование экологического самосознания и социальной ответственности за сохранение жизни на Земле.