Методические разработки

Урок по географии 5 класса по учебнику Летягина А.А. под редакцией Дронова В.П. «География» (начальный курс). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Травина Галина Николаевна

Место работы: МБОУ СШ с.Талицкий Чамлык Добринского района Липецкой области

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: «Атмосфера», урок № 1

Базовый учебник Летягин А.А. под редакцией Дронова В.П. «География» (начальный курс). Учебник. 5 класс. «Вентана-Граф», 2015 г

                   

  Тема урока: «Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли».                              

 Цели урока.

 Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первич-

                                  ному закреплению понятия «атмосфера», границ

                                  атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы.

                              .

 Развивающие:        создать условия для развития познавательной активности,

                                  интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

                                  способствовать развитию умений выделять, описывать и

                                  объяснять существенные признаки основных понятий темы;

                                  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с

                                  географическими текстами, учебником, схемами, делать

                                  обобщения и выводы.

 Воспитательные:  воспитание чувства ответственности, бережного отноше-

                                  ния к окружающей среде, способствовать развитию  комму-

                                  никативных умений; развивать интерес к изучаемому

                                  предмету.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Представление об атмосфере и истории ее развития; представления о воздухе и составляющих его газах; представление о размерах и строении атмосферы; представление об атмосферном давлении. Умение проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления; умение делать самодельный прибор для измерения атмосферного давления.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные учебные действия: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать  свою работу  в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная,  групповая ( класс делится на  2 рабочих группы), практические задания (проведение опыта, изготовление простейшего барометра).

Оборудование для учителя:    - слайд

                                                  - компьютер, проектор.

                                               Ход урока.

1.  Организационно- мотивационный этап. (2 мин)  

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы

           успеха, доверия.

Мы продолжаем изучать геосферы Земли.   Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей планеты и познакомимся еще  с одной из оболочек Земли.

 Слайд:

Он похож на одеяло, им окутана Земля.

Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

Ни сложить, не развернуть,

Не потрогать, ни взглянуть?

Пропускает дождь и свет,

Есть оно, а вроде нет. (воздух)

Какую оболочку мы начнем изучать? (воздушную)

2. Актуализация необходимых знаний и пробное учебное действие  (5 мин)

Давайте вспомним, что вы уже знаете о воздухе?
Где можно встретить воздух?
Что вам известно о свойствах воздуха?

А из каких газов состоит воздух?
А знаете ли вы о границах атмосферы?
Можете ли вы назвать слои атмосферы?
Что бы вы ещё хотели узнать об атмосфере?
Учащиеся выделяют  затруднения: 1) «Есть граница!» и «Безгранична!»;

2) «Атмосфера одинаковая по высоте» и «Атмосфера состоит из разных слоёв».

                Сформулируйте цель нашего урока и определите  тему урока.  

Давайте составим план урока.

              План урока.

1. Атмосфера   Земли.

2.  Состав атмосферного воздуха (атмосферы).

3. Строение  атмосферы Земли.

 

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

  1) Атмосфера Земли. (5мин.)

Работают с текстом учебника (с.64-65) как с источником информации .

Готовят ответы на вопросы:   Чем является атмосфера?

Представители  какой профессии изучают атмосферу?

Как вы считаете,  всегда ли на нашей планете была атмосфера?

Как вы думаете, какие оболочки принимали участие в формировании атмосферы?  

Нужна ли воздушная оболочка и какое значение она имеет для Земли?

Первичная атмосфера образовалась из газов, которые выделились из земной коры в результате охлаждения и затвердевания. Она была очень тонкой и разряженной. С появлением живых организмов она сильно изменилась. Какой биологический процесс повлиял на атмосферу? (фотосинтез). Это еще раз подтверждает то, что все оболочки взаимосвязаны. Их взаимодействие определяет облик нашей планеты. Развитие воздушной оболочки Земли значительно отличается от  развития газовых оболочек других планет и тесно связано с геологическими процессами, а также деятельностью живых организмов.

Выполняют задание в РТ.

Проследите историю возникновения воздушной оболочки Земли, выполняя задание 1 в РТ (с.32) и изучая рис.6 учебника (с.16).

 

По тексту учебника (с. 64-65) выявляют значение оболочки.

 

  2) Состав атмосферы (атмосферного воздуха)  (8 мин.)

 

Готовят ответ на вопрос: Что является атмосферным воздухом?

 Работают с текстом учебника ( с.65-66) как с источником информации и заданием 4 в РТ (с.34); определение воздуха как смеси газов, выделение слоя с повышенным содержанием озона (подпись его названия на рис. 2 в РТ, с.33), составление диаграммы «Состав атмосферного воздуха».

Задание: Определите, каковы границы воздушной оболочки и равномерно ли распределен воздух в атмосфере.

Выполняют зад 2 в РТ (с.32). в текст вставляют пропущенные слова, на рис. 1 показывают изменение плотности атмосферного воздуха с высотой.

Рефлексия деятельности.  Прием «Закончи фразу» Для того чтобы определить состав атмосферы, мы проделали следующую работу: составили ……, выявили…., установили….

  3) Строение атмосферы.   (5мин)

Обучающиеся работают с текстом учебника (с.66-67),  как источником информации и рис.2 в РТ (с.33): определяют основание для выделения слоев в атмосфере Земли (изменение температуры воздуха с высотой). Обучающиеся выявляют последовательность слоев атмосферы, начиная от земной поверхности (тропосфера, стратосфера, мезосфера и термосфера), подписывают названия слоев, пунктирными линиями обозначают их границы.
 

 4) Школа географа-следопыта «Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями. (10мин)

Работа в группах.

Работа с текстом учебника (с.67-69) как источником информации: проведение опыта, доказывающего существование атмосферного давления; подготовка и сборка самодельного барометра и измерение атмосферного давления (работа по плану на с.68-69 учебника.

     4.  Этап закрепления (5 мин.)

       1) Закрепление и первичный контроль.

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.
2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.
3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.
4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.
5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.
Слова для отбора:   озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот,   стратосфера.

 

          2) Подведение итогов: Чему вы научились на этом уроке?

Обучающиеся определяют, какие знания получили на уроке, какие умения освоили.

     5. Рефлексивный этап урока. (3мин) 

 В ваших матрицах в конце есть недописанные фразы, закончите их.

1. На уроке я узнал……………………….

2. Самым интересным было………………

3. Очень сложным оказалось………………

4. Я не понял………………………………..

5. Я смогу применить новые знания………

Если Вам было очень интересно на уроке нарисуйте в конце солнышко, если не все было интересным, то нарисуйте, пожалуйста, солнышко, выглядывающее из-за тучи. Может случится так, что Вам было совсем не интересно, то нарисуйте тучку.  

   6.   Домашнее задание (2мин)

Параграф 12, знать основные термины, продолжить проведение наблюдений за изменением атмосферного давления.
По выбору: 

- составить кроссворд «Атмосфера» с использованием основных понятий.