Роль ОАО "ГАЗПРОМ" в обеспечении энергетической безопасности России.

Ежкова Юлия Сергеевна

Имеющиеся на сегодня прогнозы цен на энергоресурсы на мировом рынке весьма противоречивы. С другой стороны, возможные резкие колебания этих цен стимулируют структурную перестройку на новой технологической основе, ведущую к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. В этих условиях невозможно обойтись без продуманной государственной политики, координирующей системное применение таких экономических рычагов как бюджет, льготное налогообложение и кредитование, цены, страхование венчурных проектов, инвестиции в фундаментальную науку и человеческий капитал. Проведение такой государственной политики является непременным условием для обеспечения устойчивого экономического роста, подъема уровня жизни населения и возвращения России в группу стран - лидеров мировой экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx70.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  

«Пензенский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»)

 

Факультет  физико-математических                       Кафедра географии                                       и естественных наук

Направление Педагогическое образование

Профиль «География»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль ОАО "ГАЗПРОМ" в обеспечении энергетической безопасности России.

(Экономико-географический аспект)

Студент _______________________________/ Ежкова Ю.С.    

                          подпись                                 Группа 11ЗГПГ-51

Руководитель _________________________/ Симакова Н.А.

                                     подпись                          к.г.н.доцент

ПЕНЗА,2015

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Глава 1. Тенденции развития ОАО «Газпром» и совершенствование внутрикорпоративной структуры управления

  1. История развития «Газпрома»…………………………...…7 стр.
  2. Собственники и руководство……………………………… ..14 стр.
  3. Деятельность «Газпрома»……………………………………17 стр.

Глава 2. Перспективы развития ОАО «Газпром» и повышения его роли в реализации энергетической стратегии России в условиях глобализации.

            2.1.  Отношения «Газпрома» со странами ближнего зарубежья...21 стр.

            2.2.  Социальная политика и спонсорская деятельность…………28 стр.

Заключение…………………………………………………………..…...…32 стр.

Список литературы………………………………………………………....38 стр.

Введение.

В XXI веке эпоха геополитики сменится геоэкономикой, выдвигающая на передний план национальную конкурентоспособность. В геоэкономике решающими факторами являются емкость рынков и позиции на них, движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, экономические интеграционные и кооперационные связи. Поэтому России крайне необходимо научиться эффективно, использовать свои конкурентные преимущества, среди которых -природные ресурсы, научные и инженерные школы, высокий технологический уровень ряда отраслей, уникальное географическое положение. Нужно находить такие системные решения, которые позволяли бы эффективно связывать деятельность на мировых рынках, в глобальных ситуациях с развитием собственной экономики и страны в целом. Собственно, в этом и заключается смысл промышленной политики, включая ее, энергетический сектор.

Имеющиеся на сегодня прогнозы цен на энергоресурсы на мировом рынке весьма противоречивы. С другой стороны, возможные резкие колебания этих цен стимулируют структурную перестройку на новой технологической основе, ведущую к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. В этих условиях невозможно обойтись без продуманной государственной политики, координирующей системное применение таких экономических рычагов как бюджет, льготное налогообложение и кредитование, цены, страхование венчурных проектов, инвестиции в фундаментальную науку и человеческий капитал. Проведение такой государственной политики является непременным условием для обеспечения устойчивого экономического роста, подъема уровня жизни населения и возвращения России в группу стран - лидеров мировой экономики.

В работе определена важная роль открытого акционерного общества «Газпром» (далее - ОАО «Газпром», Общество) в реализации государственной энергетической стратегии России. Одной из важнейших проблем осуществления энергетической стратегии является реформирование отраслей естественных монополий, в том числе и газовой.

Развитие отраслей естественных монополий во многом определяет экономическое развитие регионов и страны в целом. В России проведена частичная приватизация многих отраслей, традиционно относящихся к естественным монополиям. Однако эффективность в целом прогрессивных сдвигов снижается в результате имеющей место бездумной подражательности, копирования чужого опыта без учета национальных интересов государства. Поэтому к проблеме реформирования естественных монополий следует относиться с величайшей осторожностью, реформы должны опираться на высококачественную теоретическую базу. Широко используя положительный международный опыт, следует учитывать состояние национальной экономики. В противном случае, реакция институциональной среды на неадекватное реформирование естественных монополий вызовет очередной экономический обвал, по разрушительным последствиям не уступающей масштабам шоковой терапии начала 90-х годов прошлого столетия. «Радикальные реформы» в области естественных монополий без учета реалий могут породить серьезные проблемы в экономическом развитии страны, так как являются становым хребтом народного хозяйства.

Газовая промышленность России построена советским государством и нет ничего нового с точки зрения продукции или технологии, что было бы внесено в отрасль частными компаниями в постсоветский период. Сейчас основная проблема в том, чтобы сделать государство главным получателем природной ренты, заработанной на эксплуатации принадлежащих ему недр. Решить этот вопрос можно при сохранении частных компаний, но изменив способы обложения их доходов. Введение особого налога на ренту могло бы удвоить поступления налога на прибыль и существенно увеличить общую доходную часть федерального бюджета.

По оценкам Российской академии наук, ВВП России на 82 % состоит из стоимости природных ресурсов, 12 % приходится на амортизацию и только 6 % обеспечивается непосредственно трудом. Проще говоря, 82 % ВВП России формируется за счет природных богатств: нефть, газ, уголь, металл, древесина и т.д. Стоимость природных ресурсов формируется без участия человека. Нефть и газ обладают стоимостью еще до того, как они извлечены из земли. Стоимость эта зависит от конъюнктуры мирового рынка, а не от вложенного в них труда. Доход без производственных усилий - определяющая характеристика ренты. Природная рента является естественным инвестиционным ресурсом России, ее конкурентным преимуществом. Вопрос заключается в том, как использовать это преимущество, насколько эффективно расходуется ресурс.

Общество должно приложить максимальные усилия к тому, чтобы земельная рента, являющаяся плодом коллективного труда, использовалась в интересах всех его граждан. В то же время дополнительная стоимость, созданная на земле в результате труда и вложений частных лиц, должна принадлежать им. Именно рентный характер российской экономики формирует ее основные системные риски: это вывоз капитала, сырьевая направленность, теневой сектор экономики, криминализация, короткий прогнозный горизонт, низкая капитализация и хроническая недоинвестированность.

В Конституции1 Российской Федерации записано, что природные ресурсы являются государственной собственностью, но доход от государственной собственности - сверх нормальной предпринимательской прибыли на капитал -приватизируется узкой группой людей, что противоречит Конституции страны и цивилизованным принципам развития экономики, так как в изъятии государством ренты нет ничего антирыночного.

Пример Норвегии опровергает распространенный в России тезис, что государство неэффективный собственник. Благодаря рачительному использованию ренты Норвегия возглавляет мировой рейтинг по показателю ВВП на душу населения. Еще 35 лет назад Норвегия была далеко не самой богатой страной. Но социал-демократическое королевство сумело распорядиться природным богатством в интересах всего общества так, что по показателю ВВП на душу населения возглавила мировой рейтинг (41,7 тыс. долл. США). Экономическая политика государства в рентной сфере должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить полное изъятие этой ренты в распоряжение федерального государства, внесения ее в федеральный бюджет в основном в виде арендной платы.

Целью, является поиск форм и методов реализации государственной энергетической стратегии России и роль ОАО «Газпром» в ее осуществлении. Реализация поставленной цели определила необходимость решения следующих основных задач:

• проанализировать газовую составляющую энергетического потенциала России, основные направления государственной энергетической стратегии России, место и роль ОАО «Газпром» в ее реализации на современном этапе;

• изучить мировой опыт формирования и реализации государственной энергетической стратегии и выявить современные тенденции в этой области;

• проанализировать основные проблемы деятельности ОАО «Газпром», оказывающие негативное воздействие на развитие газовой отрасли и экономики России в целом;

• провести комплексный поэтапный анализ финансово - экономической деятельности ОАО «Газпром» с выявлением важнейших финансовых, инвестиционных и политических рисков;

• разработать комплекс рекомендаций по повышению экономической эффективности и прозрачности деятельности ОАО «Газпром».

Работа заключается в определении места и роли ОАО «Газпром» в реализации энергетической стратегии Российской Федерации и в разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности Общества. В результате исследования получены следующие наиболее существенные результаты:

• определена экономическая сущность стратегии развития газовой отрасли, ее место в государственной энергетической стратегии и влияние на развитие национальной экономики России;

• на основе поэтапного комплексного анализа и выявления долговременных тенденций развития ОАО «Газпром» рекомендовано использование норвежского опыта, в части применения прогрессивных технологий и разработки экологического законодательства, а также рационализации распределения доходов от продажи энергоресурсов;

• определены направления реализации энергетической стратегии России и мероприятия по совершенствованию деятельности ОАО «Газпром».

Глава 1. Тенденции развития ОАО «Газпром» и совершенствование внутрикорпоративной структуры управления.

  1. История развития «Газпрома».

ОАО «Газпро́м» — российская энергетическая компания, занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газового конденсата и нефти, а также производством и сбытом тепло- и электроэнергии. Крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт»), крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отраслей. Согласно списку Forbes Global 2000 (2014 год), «Газпром» по выручке занимает 17-е место среди мировых компаний. Согласно рейтингу журнала Forbes, «Газпром» по итогам 2011 года стал самой прибыльной компанией мира. До конца 2013 года Газпром обладал монопольным правом на экспорт любого газа из России. После декабря 2013 года за ним осталась монополия на экспорт трубопроводного газа.

Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Газпром»; предыдущее название —Российское акционерное общество «Газпром». Зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания — Газпром (ГАЗПРОМ) и Gazprom (GAZPROM). Штаб-квартира — в Москве.

Открытие больших месторождений газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В1965 году образовано Министерство газовой промышленности СССР, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В августе 1989 года постановлением Совета Министров СССР Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром» (в 1993 году ставшее РАО «Газпром»). Главой «Газпрома» стал Виктор Черномырдин.

В 1991 году в результате распада СССР «Газпром» потерял часть своего имущества на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций.

До лета 1992 года (начало ваучерной приватизации) доля государства в «Газпроме» составляла 100 %. 5 ноября 1992 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о преобразовании государственного концерна «Газпром» в РАО «Газпром», и 17 февраля 1993 года РАО «Газпром» было учреждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ. Тем же постановлением был утверждён устав РАО «Газпром».

В декабре 1992 году Борис Ельцин назначил Виктора Черномырдина премьер-министром, что способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.

В октябре 1996 года «Газпром» продал 1 % своих акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 году — облигации на сумму 2,5 млрд долларов.

В 1998 году Борис Ельцин освободил Виктора Черномырдина от должности премьер-министра, и тогда же Правительство предъявило «Газпрому» требования выплаты многомиллиардной налоговой задолженности. После того как налоговая полиция начала конфисковывать имущество «Газпрома», компания была вынуждена заплатить налоги. В этом году компания впервые показала убытки.

В 2001—2003 годах Владимир Путин активно реформировал руководство «Газпрома». Этим реформам активно помогали бывший министр финансов России Борис Фёдоров и директор Hermitage Capital Management Уильям Браудер.

К началу 2004 года Российская Федерация владела 38,7 % акций «Газпрома» и имела большинство в Совете директоров. В 2004 году Президент России Владимир Путин пообещал присоединить к «Газпрому» государственную компанию «Роснефть». Это довело бы долю государства в «Газпроме» до более 50 %, после чего все ограничения по продаже акций «Газпрома» за рубеж были бы сняты. «Газпром» не сумел купить обанкротившуюся компанию ЮКОС, вместо этого его купила «Роснефть». Причина была в том, что 15 декабря 2004 года ЮКОС объявил себя банкротом в Хьюстоне, штат Техас, США, после чего покупка этой компании стала противоречить американским законам. Боясь американских санкций, «Газпром» отступил, в результате чего 19 декабря ЮКОС (вернее, 76,79 % акций «Юганскнефтегаза» — основной компании ЮКОСа) был продан малоизвестной компании «Байкалфинансгруп». Через 3 дня, 22 декабря, «Байкалфинансгруп» была продана «Роснефти».

Тем не менее, в 2004 году государство довело свою долю в акциях «Газпрома» до более 50 %, купив недостающую часть акций «Газпрома».

2005 год

В 2005 году «Газпром» осуществил первые поставки сжиженного природного газа в США.

9 декабря 2005 депутаты Госдумы 335 голосами «за» (80 — «против») приняли в третьем чтении поправки к закону «О газоснабжении в РФ», направленные на либерализацию рынка акций «Газпрома». Согласно принятым изменениям доля акций, принадлежащих госкомпаниям, в сумме не может быть ниже 50 % плюс одной акции, а иностранные граждане и компании смогут совместно владеть более чем 20 % акций «Газпрома».

2006 год

В 2006 году «Газпром» осуществил первые поставки сжиженного природного газа в Великобританию, Японию и Южную Корею.

•        Декабрь — «Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» подписали протокол о вхождении «Газпрома» в «Сахалин Энерджи» (компания-оператор нефтегазового проекта «Сахалин-2»), в результате чего «Газпром» получит 50 % плюс одну акцию в проекте. У «Шелл» останется 27,5 % минус одна акция, у «Мицуи» — 12,5 %, у «Мицубиси» — 10 %. За акции «Сахалин Энерджи» «Газпром» суммарно заплатит 7,45 млрд долл.

•        Декабрь — «Газпром» подписал соглашение с Болгарией, которым предусмотрен отказ от бартерных схем расчётов за транзит российского газа в Турцию, Грецию и Македонию взамен на очень медленный переход на рыночные цены — цена российского газа для Болгарии вырастет в 2007—2012 гг. с $91 до $245 за 1 тыс. кубометров.

2007 год

•        В начале февраля 2007 «Газпром» и Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым в течение первого полугодия 2007 года эти компании создадут совместное предприятие, в которое внесут электроэнергетические и угольные активы. Ожидается, что «Газпром» получит в новом предприятии 50 % плюс одну акцию, а СУЭК — 50 % минус одну акцию. Наиболее вероятно, что в качестве вклада в СП Сибирская угольная энергетическая компания отдаст все основные энергетические и угольные активы (за исключением сетей), а газовый концерн — пакет акций в РАО «ЕЭС России».

•        В 2007 году «Газпром» впервые вошёл в ежегодный список ста самых уважаемых фирм и компаний мира по версии еженедельника Barron’s (100-е место).

•        В 2007 году «Газпром» разрабатывал проект завода «Балтийский СПГ» в Ленинградской области, который входит в план мероприятий по освоению рынка сжиженного природного газа Атлантического бассейна, выход который запланирован в 2012 году.

2008 год

•        В мае 2008 года «Газпром» обошёл «Чайна Мобил» и «Дженерал Электрик» и стал третьей компанией мира по капитализации.

•        9 июня 2008 года было объявлено об отказе от объединения активов «Газпрома» и СУЭК.

•        Максимальной цена компании была в мае 2008 года. Тогда глава монополии Алексей Миллер говорил, что за 7-8 лет её капитализация должна вырасти с 365,1 миллиарда долларов до одного триллиона, однако уже осенью она рухнула до 77,1 миллиарда.

2009 год

•        В феврале 2009 года на Сахалине начал действовать первый российский завод по производству сжиженного природного газа.

•        23 сентября 2009 года ОАО «Газпром» завершило сделку по приобретению 51 % ООО «СеверЭнергия». Сумма сделки составила порядка $1,6 миллиарда.

•        30 октября 2009 года Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и Председатель Правления E.ON Ruhrgas AG Бернхард Ройтерсберг подписали сертификат о закрытии сделки обмена активами по проекту освоения Южно-Русского нефтегазового месторождения. В результате сделки «Газпром» получил 49 % в ЗАО «Геросгаз», владеющем 2,93 % акций ОАО «Газпром».

 2011 год

•        В 2011 году «Газпром» завершил строительство газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, провёл запуск первой очереди газопровода Северный поток.

•        В ноябре 2011 года «Газпром» стал владельцем 100 % акций «Белтрансгаза», получив таким образом полный контроль за транспортировкой газа до западных границ Белоруссии.

 

2012 год

В октябре 2012 года была введена в эксплуатацию вторая нитка газопровода «Северный поток». В том же месяце «Газпром» официально ввёл в эксплуатацию одно из крупнейших своих месторождений — Бованенковское.

Той же осенью 2012 года высшее руководство России впервые признало опасность для «Газпрома» глобальных изменений на рынке энергоносителей, происходящих вследствие наращивания объёмов добычи сланцевого газа; президент России Владимир Путин поручил в этой связи Минэнерго скорректировать генеральную схему развития газовой отрасли до 2030 года. Через несколько дней представители компании объявили о начале разработки месторождений сланцевой нефти (нефти низкопроницаемых пород) Верхне-Салымского месторождения, заметив, что добыча сланцевого газа для России неактуальна.

2013 год

12.07.2013 Газпром создал в Нидерландах кооператив Gazprom Holding Cooperatie U.A., в который вошло большинство его голландских дочерних компаний. Такая форма объединения позволила газовой монополии получать от дочерних голландских компаний дивиденды без уплаты налогов.

2014 год

В мае 2014 года «Газпром» и китайская компания CNPC подписали в Шанхае крупный договор на экспорт российского газа в Китай. Общая цена контракта — 400 млрд долларов на 30 лет.

1 декабря глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что проект газопровода «Южный поток» закрыт и возврата к этому проекту не будет.

Чистая прибыль компании за 2014 год упала в 3,3 раза до 188,98 млрд руб.

  1. Собственники и руководство

По данным на 31 января 2015 года, акционерами компании являлись:

— государство в лице Росимущества (56,373 %), ОАО «Роснефтегаз» (16,74 %), ОАО «Росгазификация» (0,889 %);

— Прочие зарегистрированные лица (23,043 %).

E.ON Ruhrgas (дочерняя компания E.ON) контролирует 6,43 % акций «Газпрома», компании, дружественные Алишеру Усманову, — 1,5 %, ГНК «Нафта-Москва» — 4,5 %, «Интеко» — около 1 %, Deutsche UFG — около 3 %. Акционерами «Газпрома» также являются его председатель правления Алексей Миллер (0,0027 %), а также топ-менеджеры Александр Ананенков (0,002 %), Андрей Петров (0,004 %).

Государству принадлежит 73 % акций «Газпрома» (январь 2015, с 2004 по 2012 50+1 акция, до 2004 — лишь 38,37 %). Согласно списку аффилированных лиц«Газпрома», на 31 декабря 2005 аффилированным с ним компаниям принадлежало 7,79 % акций, из них на балансе «Газфонда» — 3,16 %, Газпромбанка — 1,1 %. У «Нафта-Москвы» — 5,3 %, E.ON Ruhrgas контролирует 6,5 %, клиенты Deutsche Bank и ОФГ контролируют более 3 %, фонд Vostok Nafta — 1,3 %.

E.ON продал свой пакет акций. В настоящее время «Газпром» является крупнейшей по капитализации компанией России. Капитализация компании поднялась с $7,5 млрд на 1 сентября 2000 года до $347,6 млрд на 8 мая 2008, при этом «Газпром» стал третьей по этому показателю публичной компанией в мире на тот момент. К 9 сентября 2008 года капитализация компании снизилась до $191,76 млрд. 1 сентября 2009 года капитализация «Газпрома» составила $122,0 млрд. По состоянию на конец 2011 года капитализация компании увеличилась до $128 млрд. По данным журнала The Economist за период 2008—2013 (июль) капитализация корпорации уменьшилась с $367 млрд до $78 млрд.

Корпоративное управление.

Высшим органом управления «Газпрома» является собрание акционеров. Непосредственно собранию акционеров подчиняется совет директоров, который осуществляет общее руководство, и правление, которое имеет функции исполнительного органа.

В совет директоров компании входят (июнь 2014 года)

•        Зубков, Виктор Алексеевич — председатель совета директоров

•        Миллер, Алексей Борисович — заместитель председателя совета директоров

•        Андрей Игоревич Акимов

•        Газизуллин, Фарит Рафикович

•        Карпель, Елена Евгеньевна

•        Кулибаев, Тимур Аскарович

•        Маркелов, Виталий Анатольевич

•        Мау, Владимир Александрович

•        Мусин, Валерий Абрамович

•        Середа, Михаил Леонидович

•        Юсуфов, Игорь Ханукович

Департаменты являются структурными подразделениями администрации «Газпрома», и непосредственно подчиняются правлению. Большинство руководителей департаментов, одновременно входят в состав совета директоров, или правления:

•        Департамент автоматизации систем управления технологическими процессами

•        Департамент бухгалтерского учета

•        Департамент внешнеэкономической деятельности

•        Департамент внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ и организаций

•        Департамент инвестиций и строительства

•        Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов

•        Департамент по добыче газа, газового конденсата, нефти

•        Департамент по информационной политике

•        Департамент по работе с регионами Российской Федерации

•        Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа

•        Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям

•        Департамент по управлению делами

•        Департамент по управлению персоналом

•        Департамент по управлению проектами

•        Департамент экономической экспертизы и ценообразования

•        Финансово-экономический департамент

•        Центральный производственно-диспетчерский департамент

•        Юридический департамент

  1. Деятельность ОАО «Газпрома».

Запасы

По результатам оценки DeGolyer & MacNaughton, на конец 2005 доказанные и вероятные запасы газа «Газпрома» составляли 20,7 трлн м³, газового конденсата — 690,5 млн т, нефти (без учета «Газпром нефти») — 299,5 млн т. Это более чем на 10 % больше, чем годом ранее. По состоянию на 2014 год, «Газпром» обладал 18,3 % мировых запасов природного газа. Аналогичный показатель в 2007 году — 16,5 %. По итогам 2014 года прирост запасов природного газа у «Газпрома» за счёт геолого-разведочных работ составил 720 млрд кубометров, что является рекордным уровнем за последнее десятилетие.

По состоянию на 31 декабря 2014, запасы «Газпрома» категорий А+В+С1 составляли 35 трлн м³ природного газа, 1,8 млрд тонн нефти и 1,4 млрд тонн газового конденсата. По стандартам PRMS по состоянию на тот же день, доказанные и вероятные запасы углеводородов «Газпрома» были оценены в 29,2 млрд тонн условного топлива, в том числе доказанные запасы газа — 19,2 трлн кубометров, вероятные запасы газа — 3,6 трлн кубометров.

Добыча

На август 2007 года предприятия «Газпрома» добывали 84,7 % российского газа и около 20 % мировой добычи. В 2011 году предприятия «Газпрома» добывали 76,5 % российского газа и 14,5 % мировой добычи. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе, при этом по состоянию на начало 2014 года более 80 % добычи «Газпрома» приходилось на месторождения, запущенные ещё в годы существования СССР.

В 2014 году «Газпром» добыл 513 млрд кубометров природного газа, в 2013 году — 508,6 млрд м3, в 2012 году — 461,5 млрд м3, в 2011 году — 549,7 млрд м3. Добыча газового конденсата в 2014 году составила 11,3 млн т, в 2013 году — 10,1 млн т, в 2012 году — 10,9 млн т.

Транспортная инфраструктура

«Газпрому» принадлежит Единая система газоснабжения России, которая включает в себя: 156,9 тысяч км магистральных газопроводов и отводов, 6,1 тысяч км конденсатопродуктопроводов, 268 компрессорных станций общей мощностью 44,8 млн кВт, 24 объекта подземного хранения газа и 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата.

Перерабатывающие производства

«Газпрому» принадлежат четыре завода по стабилизации и переработке газового конденсата, входящие в состав «Газпром добыча Астрахань», «Газпром добыча Оренбург», «Газпром переработка». Собственная добыча газового конденсата в 2014 составила около 11 млн тонн (две трети общероссийской добычи).

Компании также принадлежат два НПЗ: Омский (через «Газпром нефть») и «Газпром нефтехим Салават» (бывший «Салаватнефтеоргсинтез»). Кроме того, компания является основным владельцем Московского нефтеперерабатывающего завода (также через «Газпром нефть»).

Реализация

«Газпром» производит более 8 % российского внутреннего валового продукта и почти полностью удовлетворяет потребности в газе всего бывшего СССР, восточной и центральной Европы. На 2004 год «Газпром» был единственным поставщиком газа в Боснию и Герцеговину, Эстонию, Литву, Латвию, Финляндию, Македонию,Молдавию и Словакию, поставляет 97 % газа Болгарии, 89 % газа Венгрии, 67 % газа Турции, 65 % газа Австрии, 45 % газа Германии, 27 % газа Италии и 25 % газаФранции. Всего «Газпром» в 2010 году поставлял 24 % газа Европейского союза (в 2008 году — почти 29 %, а в 2000 году — 39 %). Крупнейшие импортёры российского газа в 2005 году: Украина — более 50 млрд м³, Германия — 39,9 млрд м³ (44,9 % общего потребления), Италия — 21,9 млрд м³ (26 %), Франция — 13,2 млрд м³ (26,8 %).

Долгосрочные международные контракты «Газпрома» на поставку газа, как правило, привязаны к котировкам нефти с отставанием в 6-9 месяцев и основываются на принципе «бери или плати» (take or pay). Его суть в том, что клиент платит за газ (до 85 % стоимости) даже в том случае, если физически он его не выбрал (например, в связи с тёплой зимой). Позднее, в случае превышения лимитов, данная сумма идет в оплату «сверхпланового» газа. Так, за 2009—2010 год сумма платежей за невыбранное топливо составила $3,4 млрд.

Зарубежные проекты

Крупнейший из заявленных зарубежных проектов по добыче углеводородов «Газпрома» — участие в разработке венесуэльского месторождения Бланкия Эсте и Тортуга(совместно с Petroleos de Venezuela, итальянской Eni, малайзийской Petronas и португальской EDP). Потенциальные запасы — 260 млрд м³ газа и 640 млн т нефти; «Газпром» планирует принять участие в разведке (на этой стадии у него будет 30 % в проекте), а затем в добыче и сжижении природного газа (на этом этапе доля российской компании должна снизиться до 15 %). Общая предполагаемая стоимость проекта на апрель 2009 года — $5,73 млрд. Другие зарубежные проекты российской газовой монополии — блок № 26 в Бенгальском заливе (Индия, ожидаются 375 млн т условного топлива), месторождение «Эл Ассел» (Алжир, 30 млн т нефти), проект «Рафаэль Урданета» (Венесуэла, около 100 млрд м³ газа).

Научно-исследовательская деятельность

Основной научной базой «Газпрома» является институт «Газпром ВНИИГАЗ», созданный в 1948 году и располагающийся в подмосковном посёлке Развилка. На территории института расположены мощный вычислительный центр, узел технологической связи ОАО «Газпром связь», а также экспериментальное производство — «Опытный завод Газпром ВНИИГАЗа». «Газпрому» принадлежит 100 % уставного капитала ООО «Газпром ВНИИГАЗ». Научно-проектно-производственным комплексом, предоставляющим научное и проектное обеспечение освоения газовых и газоконденсатных месторождений Западной Сибири, является ООО «ТюменНИИгипрогаз», единственным учредителем которого является «Газпром».

Показатели деятельности

Общий объём продаж газа в 2013 году составил 495,6 млрд м3 (в 2012 году — 478,5 млрд м3), в том числе в Российской Федерации — 277,3 млрд м3 (273,5 млрд м3), в прочих странах бывшего СССР — 70,2 млрд м3 (56,7 млрд м3), в иных странах — 148,1 млрд м3 (148,3 млрд м3).

В 2014 году «Газпром» продал в страны дальнего зарубежья 150 млрд кубометров газа, в страны СНГ и Прибалтики — 71 млрд кубометров[.

Общая численность персонала компании на 2008 год составляла 397,3 тыс., на 2006 год — 432 тыс., на 2003 год — около 300 тыс. человек.

В 2014 году среднесписочная численность работников «Газпрома» составила 400 тыс. человек, из которых:

•        Дочерние общества по добыче, транспортировке, переработке и подземному хранению газа — 219 тыс. человек

•        Группа «Газпром нефть» — 57,6 тыс.

•        Группа «Газпром энергохолдинг» — 27,7 тыс.

•        Прочие дочерние общества — 99,8 тыс.

Выручка компании в 2014 году по МСФО составила 4764,4 млрд руб. (в 2013 году — 4637,1 млрд руб., в 2012 — 3597,1 млрд руб., в 2011 — 2 991 0 млрд руб.), операционная прибыль — 1289,2 млрд руб. (1656,8 млрд руб. в 2014, 1113,8 млрд руб. в 2013, 856,9 млрд руб. в 2012), чистая прибыль — 1210,6 млрд руб. (1342,4 млрд руб. в 2014, 998,0 млрд руб. в 2013 и 793,8 млрд руб. в 2010). Из числа общей выручки, продажи в РФ составили в 2014 году 738,6 млрд руб. (в 2013 году 636,8 млрд руб., в 2012 году — 503,1 млрд руб.), в прочих странах бывшего СССР — 637,2 млрд руб. (450,1 млрд руб. и 309,9 млрд руб. соответственно), в «дальнем зарубежье» — 1439,1 млрд руб. (1099,2 млрд руб. и 1105,4 млрд руб.). При этом доходы от продажи газа составили в 2014 году две трети общих доходов (порядка 2,8 трлн руб), остальное пришлось на непрофильные направления, в частности, энергетику, транспортировку газа, а также нефте- и газопереработку.

Глава 2 .  Перспективы развития ОАО «Газпром» и повышения его роли в реализации энергетической стратегии России в условиях глобализации.

2.1        Отношения «Газпрома» со странами ближнего зарубежья.

В феврале 1993 года «Газпром» приостанавливает поставки газа на Украину из-за неуплаты. Ограничение поставок продлилось сутки. На тот момент долг Украины за газ составлял более 138 млрд рублей. В ответ на угрозы со стороны российских властей украинские власти отвечают, что перекроют транзитные газопроводы, по которым Россия ведёт поставки газа в Западную Европу.

В марте 1994 года «Газпром» приостанавливает поставки газа на Украину. На тот момент долг Украины за газ превышает 1 трлн рублей. «Газпром» потребовал решения проблемы долга за счёт передачи России части имущественных прав на украинские газопроводы и предприятия. 10 марта, в ходе украино-российских переговоров, было принято решение о продолжении поставок газа на Украину. Причём украинская сторона приняла на себя обязательство в течение месяца предоставить график погашения долгов за газ.  Хотя график так и не был предоставлен, по политическим причинам Украину не отключили от газа.

7 ноября 1994 года из-за долга в $220 млн «Газпром» наполовину сократил объёмы поставок газа в Молдавию, а 11 ноября полностью прекратил поставки. 12 ноября «Газпром» и «Молдовагаз» договорились о создании совместного предприятия «Газснабтранзит», которому Молдавия передала свои экспортные трубопроводы в счёт списания $40 млн. 25 февраля 2000 года «Газпром» перекрыл поставки газа в Молдавию, поскольку с начала года Молдавия выплатила лишь треть от требуемых $15 млн. 26 февраля поставки газа были возобновлены после того, как власти Молдавии пообещали выплатить долг.

По мнению некоторых обозревателей, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ и Прибалтики стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», которая, по их мнению, российским правительством используется, как инструмент экономического давления, а цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России.

•        В марте 2005 было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд м³ газа по 46,68 долл. США за 1 тыс. м³ (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет).

•        В июле 2005 было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 долл. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92-94 долл. для Латвии, 85 долл. — для Литвы, 90 долл. — для Эстонии.

•        В сентябре 2005 было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 долл. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 долл.

•        В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 долл. (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд м³ по 54 долл.). Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.

•        В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 долл. за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 долл.

•        В декабре 2005 «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 долл. за тысячу кубометров (в 2005 — по 60 долл.). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 долл.

•        В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. м³ до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006 (см. Внешнеэкономическая политика Украины). Верховная Рада, однако, использовала факт его подписания для обострения отношений с президентом Виктором Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку — см. Политический кризис на Украине (2006). Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество независимых государств лишилось важного объединяющего фактора — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства.

Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» — денежные средства.

26 декабря «Газпром» достиг договорённости с Молдавией о поставках в 2007 году газа по цене 170 долл. за 1 тыс. м³ и о переходе к расчёту цен на газ на условиях net back (за вычетом расходов на транспортировку) к среднеевропейскому уровню к 2011 году. Стороны также договорились об увеличении доли «Газпрома» в «Молдовагазе» и передаче под контроль «Газпрома» газораспределительных сетей республики. Газотранспортной системой республики владеет компания «Молдовагаз» (акционеры — «Газпром» 50 %, Республика Молдова 35,3 % и Приднестровская автономия 13,4 %). В первом полугодии 2006 года «Газпром» поставлял газ для Молдавии по цене 110 долларов, а во втором полугодии — 160 долл. за 1 тыс. м³.

Для Азербайджана и Грузии «Газпром» установил на 2007 год цену поставок 235 долл. за тысячу кубометров, тогда как для Армении — 110 долл., а для Украины — 130 долл.

•        В феврале 2008 года согласно договорённостям «Газпрома» и Украины, схема поставок газа в это государство будет кардинальным образом изменена. После неоднократных угроз со стороны российской монополии о прекращении поставок в связи с задолженностью украинской стороны была достигнута договорённость о прекращении продажи газа через компанию Rosukrenergo и об их осуществлении через новое совместное предприятие «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», в котором сторонам будет принадлежать по 50 %. Цена газа до окончания 2008 года останется прежней — $179,5 за 1000 м³.

Британский журналист Эдвард Лукас, рассуждая о амбициях российских властей в Европе после вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года в статье «Не позволяйте России „финляндизировать“ Западную Европу», утверждал, что, являясь орудием кремлёвской внешней политики, «Газпром» также и злостный ценовой монополист и нечестный конкурент, ввиду чего для Европейской комиссии не должно составить труда поставить его на место, как она сделала это в отношении «Майкрософта»: «Любая компания в ЕС, которая бы действовала, как „Газпром“, быстро бы оказалась на скамье подсудимых».

Активы «Газпрома» в СМИ

Медиахолдинг «Газпром-медиа», созданный в 1998 году, является (на март 2011 года) владельцем телеканалов НТВ и ТНТ, спутникового телевидения «НТВ-Плюс», радиостанций «Эхо Москвы», «Первое популярное радио» («Попса»), NEXT, «Сити FM», Relax FM, Детское радио, издательства «Семь дней» (журналы «Итоги», «Караван историй», «7 дней — телепрограмма»), газеты «Трибуна», журнала «Панорама ТВ», кинокомпании «НТВ-Кино», кинотеатров «Октябрь», «Кристалл Палас», интернет-портала RuTube.

Учитывая контроль государства над самим «Газпромом», можно говорить о косвенном контроле государства, установленном над указанными крупными СМИ и десятками более мелких СМИ регионального масштаба.

Обвинения в нарушении антимонопольного законодательства

В сентябре 2011 года Еврокомиссия провела обыски в офисах ряда дочерних компаний «Газпрома» (в частности, Gazprom Germania), работающих на европейском рынке энергоносителей, по подозрению в нарушении ряда норм европейского антимонопольного законодательства. Через год, в сентябре 2012, «Газпром» стал официальным фигурантом антимонопольного расследования Еврокомиссии по подозрению в ограничении свободной конкуренции на рынках Центральной и Восточной Европы (при этом представители газовой монополии увидели в этом лишь попытку сбить цены на газ для европейского рынка). Если данные подозрения подтвердятся, то согласно антимонопольным нормам ЕС штраф для «Газпрома» может составить от 10 до 30 % его годовой выручки от операций на этом рынке (так, за 2011 год штраф может составить $1,1 млрд).

Оценки деятельности

В начале 2010 года глава «Газпрома» Алексей Миллер занял третье место в рейтинге самых эффективных топ-менеджеров в мире по версии журнала Harvard Business Review. Эксперты изучили работу двух тысяч генеральных директоров компаний, эффективность работы гендиректоров измерялась по доходу акционеров за время нахождения в должности. При этом доход корректировался с учётом инфляции и средних показателей по стране и сектору экономики.

В докладе «Путин. Итоги» приводились примеры перевода активов «Газпрома» по заниженным ценам под контроль лиц, имеющих личные связи с В. В. Путиным. Так, в частности, в 2004 году «Газпром» продал акции «Страхового общества газовой промышленности» («Согаз») и они перешли под контроль организаций, аффилированных с банком «Россия». В конце 2006 года «Газпром» реализовал акции «Газпромбанка» контролируемому банком «Россия» негосударственному пенсионному фонду «Газфонд» через схему безденежного обмена акций, в результате чего к апрелю 2007 года контроль над «Газпромбанком» установил «Газфонд». При этом утверждается, что акционерами банка «Россия» являются друзья и двоюродный племянник В. В. Путина.

Также в докладе обращалось внимание на то, что А. Ротенберг и его брат Б. Ротенберг установили контроль над строительными активами «Газпрома» и создали компанию «Стройгазмонтаж». Эта компания выиграла тендер на строительство газопровода «Северный поток», как утверждается в докладе, по завышенной цене. Кроме того, без проведения тендера она получила от «Газпрома» подряды на строительство газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток и газопроводаДжубга — Лазаревское — Сочи. Братья Ротенберги являются давними знакомыми В. Путина.

Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин критикует «Газпром» за то, что «Газпром», по его мнению, осуществлял необоснованные инвестиции в строительство газопроводов, тогда как требующее меньших затрат строительство подземных хранилищ газа в европейской части России не велось. Михаил Корчемкин полагает, что именно это послужило причиной того, что в холодную зиму 2011-12 годов «Газпром» испытывал проблемы с поставками газа в Европу.

Нефтедобыча «Газпрома» в Арктике подвергалась неоднократной критике экологов и активистов Greenpeace. Так профессор ВШЭ Медведев назвал происходящее в Арктике «экологическим бедствием», угрожающим будущему России, причем позиция России по Арктике продиктована «корыстными целями нефтяных корпораций: их арктическая инфраструктура, включая ледокольный флот, разведочное бурение, вспомогательные суда, создается за счет государственного бюджета».

2.2. Социальная политика и спонсорская деятельность

Социальная политика является неотъемлемой частью политики управления человеческими ресурсами и направлена на обеспечение Компании конкурентных преимуществ на рынке труда, создание эффективной системы социальной защиты работников.

Базовым принципом реализации социального обеспечения является принцип социального партнерства — конструктивного и взаимного диалога работников и работодателей по регулированию социально-трудовых отношений.

Основные направления и принципы социальной политики закреплены в основном социальном документе — Генеральном коллективном договоре ОАО «Газпром» и его дочерних обществ.

Председатель Межрегиональной профсоюзной организации ОАО «Газпром» Владимир Ковальчук и Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подписали Генеральный коллективный договор на 2013-2015 годы

Председатель Межрегиональной профсоюзной организации ОАО «Газпром» Владимир Ковальчук и Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подписали Генеральный коллективный договор на 2013–2015 годы

Проводимая социальная политика направлена на обеспечение: социальной защищенности работников, мотивацию работников к длительной и эффективной работе в компании и реализуется путем предоставления льгот, гарантий и компенсаций, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, различных видов личного страхования, создания комфортных и безопасных условий труда, дополнительного пенсионного обеспечения.

В целях решения жилищных вопросов работников успешно реализуется программа жилищного обеспечения, основанная на использовании нового рыночного механизма — банковского ипотечного кредитования.

Правовое регулирование социально-трудовых отношений в Группе Газпром в 2014 г. реализовано в соответствии с трудовым законодательством, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Отраслевым соглашением по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса, коллективными договорами и иными локальными нормативными актами организаций Группы Газпром.

Социальная политика в Группе Газпром направлена обеспечение взвешенных партнерских взаимоотношений между работниками и работодателем.

Интересы более 270 тыс. работников Группы Газпром представляет Межрегиональная профсоюзная организация ОАО «Газпром» (МПО ОАО «Газпром»).

Немаловажное значение имеет материальное стимулирование труда сотрудников. Система льгот и гарантий распространяется на работников Общества и неработающих пенсионеров. Сотрудники получают социальные выплаты – материальную помощь, оплату путевок в детские оздоровительные лагеря, частичную оплату оздоровительных путевок для работников и членов их семей, частичную компенсацию за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, частичную компенсацию абонементов работникам, занимающимся в спортивно-оздоровительных учреждениях. Заключен договор на аренду спортивного зала с ОАО «Лужники» для корпоративных занятий спортивными играми (футбол).

Расходы компании на благотворительность составили в 2010 году 12,327 млрд руб. «Газпрому» принадлежит контрольный пакет акций футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург), помимо этого компания выступает титульным спонсором немецкого клуба «Шальке 04», а также волейбольного клуба «Зенит-Казань». Является генеральный спонсором второлигового «Газовика» из Оренбурга. С ноября 2010 года стала партнером футбольного клуба «Волга» Нижний Новгород, а также футбольного клуба «Сахалин» Южно-Сахалинск. В 2010 году стал спонсором ФК «Црвена Звезда» (Сербия). В 2012 году «Газпром» стал спонсором ФК «Челси».

В июле 2012 года «Газпром» заключил соглашение с УЕФА и стал партнёром Лиги чемпионов УЕФА на период 2012—2015 годов, а также Суперкубка УЕФА на период 2012—2014 годов.

•        В год пика финансового кризиса (2008) общий размер бонусов членам правления и членам совета директоров по сравнению с 2007 годом увеличился на 15 % и составил более 994 млн рублей. В следующем году общий размер бонусов членам правления и членам совета директоров увеличился ещё на 21 % и составил 1,203 млрд рублей.

•        Средняя зарплата топ-менеджера «Газпрома» в 2009 году составляла почти 23,8 млн рублей за год (около 2 млн рублей, или 62 400 долларов США, в месяц). Средняя сумма премий на каждого — 26 млн рублей, бонус — около 2 млн рублей. Остальное — «льготы» и «прочие выплаты».

•        В 2002 году компания получила «Шнобелевскую премию» по экономике года за применение математической концепции мнимых чисел в мире бизнеса.

•        Согласно закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О поставках продукции для федеральных государственных нужд“» и статье 12 Федерального закона «Об оружии» охранники газопроводов дочерних обществ ОАО «Газпром» имеют право использовать и применять служебное оружие и специальные средства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для государственных нужд. Такое же право дано ещё только одной компании — «Транснефть».

•        Рыночная стоимость акций Газпрома на 31 июля 2013 года была самой низкой среди ведущих нефтяных компаний мира.ъ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как показывает мировая практика становления и развития рыночных отношений, кристально рыночной экономики в качестве основы экономического развития страны не существует. Уже на ранних стадиях развития рыночная экономика не существовала без вмешательства государства, а последовавшие позже экономические кризисы вынудили государство резко активизировать вмешательство в экономические процессы.

Реформирование российской экономики, начавшееся в конце XX века, до сих пор не привело к ожидавшимся результатам. Возникшее деформирование экономики, возрастание зависимости от состояния мировых цен на энергоносители, обострение социальных проблем в обществе - все это требует внесения серьезных изменений в стратегию экономического развития России. В подобных условиях насущной необходимостью является активизация роли государства в экономике. Это не означает возврата к старой административно-командной системе, где государство выступало в роли всесильного монополиста. Процесс активизации и эффективности роли государства в современной российской экономике должен контролироваться институтами создаваемого гражданского общества, что обеспечит ее устойчивое развитие.

Во избежание хаоса и обострения диспропорций развития, рыночные отношения должны быть высокоорганизованными, регулируемыми и контролируемыми, в том числе и со стороны государства. Мировая практика свидетельствует, что государственный сектор экономики в самые трудные периоды истории служит базой для сглаживания циклических колебаний рыночной конъюнктуры, стабилизации динамики экономического роста как для экономики в целом, так и для отдельных ее крупных отраслей. Активность государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают масштабы стран, их геополитическое положение, национальные особенности. Достаточно сослаться в качестве примера на такие развитые страны, как Великобритания, Германия,США, Франция, Япония, которые выходили из кризисных ситуаций, прежде всего за счет резкого усиления и углубления государственного регулирования. По этому поводу «Уолт стрит андеграунд» не вполне политически корректный биржевой журнал, писал еще несколько лет назад, что биржевые курсы в каждый момент контролируются также, как взлет, полет и посадка космического челнока.

Однако российскому правительству и сейчас не удается направлять экспортно-импортную деятельность российских предпринимателей в русло национальных интересов: экспортно-импортные операции должны приносить экономический эффект не только экспортерам и импортерам, но и государству в лице каждого гражданина. Экономика страны все больше напоминает громоздкую, чем-то похожую на ОАО «Газпром» структуру: красивый фасад, лоск, умные речи топ-менеджеров и уверенность в бесконечном росте благосостояния. В условиях крайней монополизации экспортно-ориентированных предприятий такой задачи решить не удалось: личное обогащение агентов внешнеторговых операций достигается ценой расхищения национального богатства, природных ресурсов страны. Масштабы экспорта природных ресурсов таковы, что обрекают на «голод» отечественные предприятия, что вызывает недозагрузку и простой их производственных мощностей.

При рассмотрении антимонопольного законодательства необходимо учесть тот факт, что оно направлено в основном на ограничение деятельности фирм на внутреннем рынке. Как отмечает А.Пороховской, еще при администрации Р.Рейгана федеральное правительство взяло решительный курс на поддержку американских компаний на внешних рынках. Причем началось все с изменений принципиального характера, внесения поправки в антитрестовское законодательство, согласно которой снимались ограничения на слияние и поглощение компаний, если это предназначалось для экспансии на мировом рынке. Крупнейшие корпорации США уже не одно десятилетие прочно закрепились на мировом рынке. Федеральные власти различным способом поддерживают своих гигантов. Здесь в ход идут и дипломатические, и политические, и экономические, а в последнее время и военные кампании. На наш взгляд, естественные монополии, как крупные предприятия базовых отраслей национального хозяйства, должны находиться в руках государства, чтобы иметь возможность осуществлять реальную независимую экономическую, промышленную, транспортную и социальную политику. Перед Правительством Российской Федерации стоит задача найти не административный (прямой), а экономический (косвенный) механизм по регулированию цен на продукцию предприятий-монополистов. Ради самой идеи эффективной конкуренции нельзя разрушать производственный потенциал. Необходимо подчинить процессы разгосударствления, приватизации и антимонопольного регулирования достижению глобальных экономических и социальных целей - экономического роста страны и повышения благосостояния населения всей России.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

При проведении энергетической стратегии государство в полной мере должно использовать свои права собственника недр и активов в ТЭК. Роль государства будет усиливаться по мере формирования и развития Обществом новых крупных газодобывающих районов и центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на полуострове Ямал и на шельфах арктических и дальневосточных морей и диверсификации экспортных поставок газа.

Необходимо глубокое изучение положительно зарубежного опыта разработки и реализации энергетической стратегии с целью возможного использования в России. Особого внимания заслуживают методы организации, управления и реализации государственной энергетической стратегии в Норвегии, которые ввиду их эффективности, становятся объектом тщательного изучения не только на отраслевом, но и на государственном уровне во многих странах мира (прогрессивные технологические и экологические аспекты, рационализация распределения доходов от продажи энергоресурсов). Рациональные социальные аспекты показывает специфика реформирования газовой отрасли Туркменистана.

Приоритетные направления совершенствования функционирования ОАО «Газпром» должны состоять в: повышении прозрачности его финансово-хозяйственной деятельности на основе раздельного учета затрат по бизнес-процессам; ликвидации препятствующих развитию внутренней торговли газом узких мест газотранспортной системы; установлении недискриминационных для всех участников рынка правил доступа к инфраструктуре и поэтапный переход к эффективному внутреннему рынку газа.

Для повышения эффективности деятельности ОАО «Газпром», по нашему мнению, необходимы следующие первоочередные мероприятия:

• назначение в совет директоров Общества специалистов по представлению Правительства РФ, необремененных другой государственной службой, которые способны более эффективно отстаивать интересы государства;

• полный переход на проведение открытых конкурсов по распределению подрядов и заказов на приобретение материально-технических ресурсов и работ капитального характера;

• усиление государственного контроля над ростом операционных и управленческих расходов Общества;

• установление обоснованной и признанной обществом и государством заработной платы высшего звена, как соответствующей их квалификации, достижениям в работе и спросу на свободном рынке труда;

• сокращение дублирующих подразделений Общества (в частности, ООО «Газпром экспорт» и Департамент зарубежных связей ОАО «Газпром»);

• завершение процесса отчуждения непрофильных активов к концу 2007г.;

• ограничение инвестиционной программы на среднесрочную перспективу приоритетными стратегическими объектами Общества;

• создание равных условий доступа к единой системе газоснабжения независимым производителям и дочерним предприятиям Общества;

• преобразование существующих дочерних предприятий в сфере добычи и транспортировки газа из обществ с ограниченной ответственностью (ООО) в открытые акционерные общества (ОАО), с передачей им в собственность эксплуатируемых основных фондов;

• исключить из практики продажу газа фирмами-посредниками;

• получение доступа к западноевропейским газораспределительным сетям, с целью участия в реализации газа конечному потребителю;

• создание новых современных предприятий по глубокой переработке углеводородного сырья, для получения продукции с более высокой добавочной стоимостью и дальнейшей ее реализации, как на внутреннем, так и внешнем рынках;

• направление части доходов, поступающих от продажи энергоресурсов на развитие наукоемких и обрабатывающих отраслей, а также на инфраструктуру, возобновление ресурсной базы и социальные программы.

Стратегически важной является роль ОАО «Газпром» в укреплении позиции России на мировом энергетическом рынке, с тем, чтобы в перспективе максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭК и внести вклад в обеспечение экономической безопасности страны. Благодаря четкому выполнению своих обязательств Россия является стабильным и надежным партнером для европейских государств и всего мирового сообщества. В период до 2020 г. Россия укрепит свои позиции, как крупного поставщика энергоресурсов будет участвовать в обеспечении международной энергетической безопасности. Уникальное географическое и геополитическое положение России создает основные предпосылки для обеспечения надежности транзита топливно-энергетических ресурсов.

Развитие инфраструктуры, которая одновременно должна служить и выходу России на топливно-энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона и региональному развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока способно обеспечить получение стабильного дохода от транзитных функций, а также содействовать созданию в этих регионах новой отрасли промышленности для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (газопереработки и газохимии).

Список литературы:

1.Ананенков А. Взгляд на газовую стратегию России. // Нефтегазовая вертикаль. 2003. № 16. С. 24-34.

2. Байгузин Р.Н. Энергетическая безопасность в системе национальной безопасности России. // Газовый бизнес. 2005. сентябрь октябрь. 75 с.

3. Бесчинский A.A., Боксерман Ю.И. «Эпоха метана» и энергетическая база устойчивого развития//Внешнеэкономический бюллетень.2000. № 7.С. 57-69.

4. Бесчинский A.A., Клокова Т.И., Баграмян И.С. Мировая торговля энергоресурсами// Евразийский рынок энергоресурсов: новые стимулы и приоритеты устойчивого развития: Докл. Междунар. науч. конф. 22-24 ноября 1994 г. М.: МТЭА, 1995. - С. 41-56.

5. Биггар Д. Развитие конкуренции в газовой промышленности// Политика в области конкуренции и реформа регулирования в газовой отрасли: Докл. междунар. науч. конф. М., 2001. С. 85-125.

6. Вяхирев Р.И. Стратегия развития газовой промышленности России. М., Энергоатомиздат. 1997. 343 с.

7. Вяхирев Р.И. Российская газовая энциклопедия. М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2004. 523 с.

8. Газпром как заемщик: преодоление предубеждений/ под ред. А.К. Сизова. М.: Ренессанс-Капитал, 2002. - 56 с.

9. Гриценя Е.В. Особенности налогообложения естественных монополий: (на примере ОАО «Газпром»): Автореф. дис. канд. экон. наук / Рос. акад. госслужбы при Президенте РФ. М., 2001. - 22 с.

10. Гудков И. «Вторая газовая директива» форсирует создание единого рынка голубого топлива в ЕС// Мировая Энергетическая Политика. 2003. -№ 11. -С.34-35.

11. Дмитриенко JI.A. Государственное регулирование деятельности естественных монополий (на примере газовой промышленности России): Автореф. дис. канд. экон. наук/ РУДН. М., 2004. - 22 с.

12. Дмитриенко JI.A. Взаимодействие государства и ОАО «Газпром» в глобализирующемся мире. М., ООО «МАКС Пресс», 2004. 42 с.

13. Доклад об обеспечении надежности поставок природного газа в Европейскую часть зоны ЕЭК ООН: Газовый центр, Европейская экономическая комиссия ООН. Женева: ЕЭК ООН, 2003. - 25 с.

14. Единая система газоснабжения. Проблемы перехода к рынку/ Под ред. Ю.И. Боксермана, В.А. Смирнова. М.: ИНЭИ РАН, 1993. - 224 с.

15. Ермилов О.М., Миловидов К.Н., Чугунов Л.С., Ремизов В.В. Стратегия развития нефтегазовых компаний / Ред. Р.И.Вяхирева. М., Наука, 1998. 623 с.

16. Казарян Ю.А., Манукян К.П., Беджанян Г.Д. Экономические показатели эффективного функционирования газотранспортных систем стран СНГ// Проблемы экономики газовой промышленности. М.: Газоил пресс, 2001.-С. 249-258.

17. Кравец М. Газовая реформа Восточной Европы// Нефтегазовая вертикаль. 2003. - № 2. - С. 24-26.

18. Крюков В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора: Проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.-280 с.

19. Крюков В.А., Севастьянова А.Е., Токарев А.Н., Шмат В.В. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.-146 с.

20. Лейрд Э. Регулирование газового рынка и опыт Великобритании// Газ, энергия и возобновляемые источники в Великобритании: Тез. докл. семинар Бритиш Петролеум и МЭРТ РФ в Центре Стратегических Разработок. 23-24 июля 2002 г. М., 2002. - 28 с.

21. Макаров A.A., Макарова Т.Е., Шевчук Л.М. Газовая промышленность в энергетической стратегии России до 2020 г.// Газ и энергоэффективность. -2000.-№ 11.-С. 35-42.

22. Макарова Т.Е., Шевчук Л.М., Погребной П.И. Экономическая оценка перспектив развития газовой промышленности в новой редакции «Энергетической стратегии России»// Известия Академии наук. Энергетика. -2000. № 4. - С.3-10.

23. Мастепанов А. Какая энергетическая стратегия нужна России?// Нефтегазовая Вертикаль. № 17. 2002 г.

24. Проблемы развития газовой промышленности Российской Федерации и стратегия государственного регулирования отрасли/ Под ред. А.Е. Шаститко.- М.: Бюро экономического анализа, 2001. 174 с.

25. Рыжков Н. Создавая «ГАЗПРОМ», мы поступили правильно. // Газпром. 2006. - № 1-2. - С. 33-35.

26. Смирнов С. Кривое зеркало газовой политики России. // Нефтегазовая вертикаль. 2006. № 5. 82 с.

27. Шкута A.A. Российский газ в Центральной и Восточной Европе/ М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. - 174 с.