Технологическая карта урока "Параллели и меридианы" 5 класс

Короткина Арина Александровна

"Параллели и меридианы" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Параллели и меридианы" 56.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Данные об учителе: Короткина Арина Александровна, МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова; город Геленджик.      

Предмет: география, 5 класс

Учебник (УМК): А.А. Лобжанидзе, 5-6 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии: событийного, развивающего и личностно-ориентированного обучения

(проблемного обучения - постановка проблемных вопросов; здоровьесберагающая - смена видов деятельности, физкультминутка, положительный эмоциональный настрой, соблюдение санитарного режима; ИКТ технологии-использование презентации, в Д/З-возможный поиск  информации в интернете)

Методы обучения:беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа в парах, работа с глобусом, с атласом.

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

Параллели и меридианы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся находить, называть и

показывать на картах и глобусе экватор,

начальный меридиан, полюсы,

полушария; находить и называть

сходства и различия в изображении

элементов градусной сети на глобусе и

карте

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения  задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:

диалог, монолог, учебное сотрудничество

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности;

проявляют интерес к новому

материалу; выражают

положительное отношение к

процессу познания, адекватно

принимают причины

успешности / не успешности

учебной деятельности

Основные понятия, изучаемые на уроке

Параллели, меридианы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК, мультимедийный проектор, экран

Дидактические средства обучения

-Учебник «География», 5-6 класс §18, атлас, контурные карты;

-глобусы;

-демонстрационные макеты;

-маршрутные листы на каждого учащегося;

 -презентация.

Образовательные и интернет-ресурсы

- УМК «География. Сферы» (5-6 классы)

- Яндекс, картинки-режим доступа:https://yandex.ru/images/.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент перед уроком

Подготовить учебники (§18), атласы, контурные карты, цветные карандаши или ручки, глобусы, маршрутные листы на каждом  столе, магниты на доске.

У учителя на столе макеты, глобус, мандарины.

1.1  Организационный момент на уроке-30 сек

Проверяет готовность к уроку.

Эмоционально-психологическая мотивация.

(слайд 1)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами важное событие. Мы с вами знакомимся и отправляемся в совместное путешествие по знаниям!

Меня зовут Арина Александровна. Мое имя указано в ваших маршрутных листах. Я пришла к вам в гости не одна и как положено в Рождественские праздники с подарками и сюрпризами. Вы готовы мне помочь? (да!) Уверенна, вместе у нас всё получится!

Учащиеся слушают учителя.

П- осмысление новой информации.

Р- принимают учебную задачу.

К- активное слушание.

Л –мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний-

2 мин

Подводящий диалог:

- Ребята, совсем недавно мы встретили новый 2018 год? А от какого события идет отсчет времени? Тогда для вас первое ОТКРЫТИЕ! (15 января 2018 от Рождества Христова). Именно Рождество – праздник, который является для 2-х млрд. человек на Земле главным событием каждого года. Объединяет все страны и континенты нашей планеты.

(слайд 2)

- «Как удивительна и прекрасна наша планета из космоса!» – передавали первые космонавты.

- А какие у вас рождаются слова при виде снимка планеты? (Зелёная, голубая, круглая,..)

– У каждого из вас на столе стоит модель земли – глобус. Что общего между глобусом и представленным снимком? (Шарообразные, голубые)

- МОЛОДЦЫ! Для вас у меня первый сюрприз. Закройте глаза и не подглядывайте!)…

- Открывайте глазки. Перед вами чудесный АРБУЗ! Похож ли мой арбуз на ваши глобусы? (Круглые)

- А если я «разрежу» свой арбуз? (Вертикальные линии)

МОЛОДЦЫ!!!

- Нас ждет второй сюрприз / Прошу вас закрыть глаза ещё раз (не подглядывать!)…

- Открываем глаза и видим яркий АПЕЛЬСИН!  Чем похож мой апельсин на глобусы? (Круглые)

- А если я «разрежу» апельсин? (Горизонтальные линии). МОЛОДЦЫ!!!

ПОДСКАЗКА (Нашу планету, как и эти фрукты и ягоды можно рассечь на дольки и круги. И тогда на ее поверхности мы увидим линии, которые имеются на глобусе)

ВНИМАНИЕ!!! Поднимите руки (МОЛЧА!!!), кто уже догадался, о чем на уроке мы будем говорить, т.е. какова ТЕМА нашего урока…

Возьмите ручки и запишите сверху стикера (ПОКАЗАТЬ!) ваше предположение.

Фронтальная работа

Учащиеся отвечают на вопросы.

Слушают учителя, анализируют информацию; смотрят презентацию.

-отвечают на вопрос учителя

- отвечают на вопросы учителя

П – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Р- анализ ситуации

К- слушают учителя, вступают в диалог

Л-формирование мотивации

3. Создание проблемной ситуации

1 -2 мин

(слайд 3) 

- Наверное, вы обратили внимание на музыку, которая сопровождает наш уроке. В ваших маршрутных листах описана история создания этого своеобразного Гимна Рождества. ПРОЧИТАЙТЕ (про себя) текст и определите по выделенным буквам ТЕМУ нашего урока (Параллели и меридианы)

Учащиеся вслушиваются в музыку, читают текст, дают ответы

П- анализ, построение цепи рассуждений.

Р- анализ ситуации

К- обосновывать свое мнение.

Л- готовность к деятельности

4. Целеполагание, планирование-

2 мин

(слайд 4)

Думаю, что теперь вы скажете ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ нашего урока

- познакомиться …

- узнать…

- показывать…

Снимите стикеры с ваших маршрутных листов и проверьте правильно ли мы всё назвали.

Учащиеся дают ответы и в конце открепляют стикер в рабочих листах

П- сопоставление, анализ.

 Р-целеполагание, анализ ситуации.

К- обосновывать свое мнение

Л- готовность к деятельности

5. "Открытие" нового знания, создание проблем-ной ситуации

-2 мин

(слайд 5)

Ребята, а знаете, что каждому человеку для хорошего настроения и самочувствия необходимо 8 объятий в день :) Вы сегодня обнимали кого-нибудь?

Так давайте обнимем ладошками наши глобусы, и зададим моделям земли движение. Покрутите глобусы. (дети крутят глобусы)…

А теперь внимательно посмотрите, как вращается глобус и ПОКАЖИТЕ 2 точки, которые НЕ двигаются (дети показывают).

ПРАВИЛЬНО!!! Сверху и снизу глобуса есть 2 точки, которые НЕ вращаются. Знаете ли, КАК они называются? (северный и южный полюсы)

Учащиеся слушают учителя, работают с глобусами

- отвечают на вопросы учителя

 

П- сопоставление, анализ.

 Р- волевая регуляция.

К- слушают, воспринимают информацию.

Л- готовность к деятельности

(слайд 6)

Вы, наверное, удивитесь, однако у нашей Земли есть… ТАЛИЯ, но она, в отличие от женской талии, является самой широкой частью планеты. На глобусе эта линия расположена по центру шара и часто выделена цветом. Найдите на ваших глобусах эту линию (дети находят линию)…

- Как же называется эта линия? (Экватор)

- ПРАВИЛЬНО: Экватор – это воображаемая линия, делящая поверхность земного шара на Северное и Южное полушария.

- Северное полушарие расположено сверху. Давайте обнимем ладошками нашу Землю сверху – за Северное полушарие,

- Южное полушарие расположено снизу. Давайте обнимем ладошками нашу Землю снизу – за Южное полушарие.

МОЛОДЦЫ!!!

Идём дальше… (слайд 7)

Ребята, знаете ли вы, что такое параллельные линии? Кто может показать руками (дети показывают параллельно расположенные руки). МОЛОДЦЫ! Действительно, параллельные линии – это линии, которые никогда НЕ пересекаются.

А теперь проверим, есть ли такие линии на глобусе? Поставьте 2 пальца на ваши глобусы и повращайте нашу Землю (дети выполняют). Обратите внимание, что ваши пальцы движутся по определённым линиям. То есть на глобусе есть параллельные линии и называются они ПАРАЛЛЕЛИ. А самая длинная параллель – это… ЭКВАТОР, он же называется нулевой или начальной параллелью. Все параллели имеют вид окружностей и уменьшаются по направлению к полюсам, превращаясь в точку (учитель показывает на модели)

6. Физкульт-минутка-

2 мин

(слайд 8)

- Предлагаю вам провести небольшую разминку-игру «Я - Земля». (Детям предлагается представить себя круглой Землёй и немного повращаться. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения: экватор – руки на поясе,

Северный полюс – руки на макушке головы,

Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах,

Северное полушарие – руки на плечах,

Южное полушарие – руки на коленях.

В конце – опять – Северный полюс).

Молодцы! Находим Северный полюс на глобусе и садимся!

Учащиеся встают и повторяют движения за учителем

П- сопоставление

Р- волевая регуляция.

К- слушают, воспринимают информацию.

Л- готовность к деятельности

7. "Открытие" нового знания, создание проблем-ной ситуации (продолжение)

-2 мин

(слайд 9)

Продолжаем: из этой точки, т.е. из Северного полюса Земли, тоже выходят линии, которые собираются в Южном полюсе. Вы догадались, как они называются? (ответа может и не быть). Называются они, ребята, МЕРИДИАНЫ. Они соединяют 2 полюса Земли и расположены строго с севера на юг.

- Давайте узнаем в каком направлении меридиан проходит через наш кабинет. Для этого нам необходимо сориентироваться по сторонам горизонта.  Где  у нас север?

(дети показывают правильно или нет).

В моих руках компас, который нам поможет не ошибиться…

Если я встану лицом по направлению на север, то мой взгляд определит направление меридиана. То есть меридиан проходит через наш кабинет вот так (показывает рукой).

ВОПРОС: если я пойду сейчас по направлению меридиана, где я окажусь в итоге? (пальцами «шагаем» по глобусу по меридиану в направлении Северного полюса). Правильно – на Северном полюсе! А если я пойду в обратном направлении, то окажусь… - правильно – на Южном полюсе.

 (слайд 10)

Меридиан называют еще «полуденной линией», потому что

в полдень (ровно в 12 часов дня) тень от всех предметов указывает направление меридиана.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

П- сопоставление

Р- волевая регуляция.

К- слушают, воспринимают информацию.

Л- готовность к деятельности

(слайд 11)

- Что ж, если есть нулевая параллель (Экватор), то, скорее всего, есть и нулевой меридиан. Где же он может быть расположен, ребята? (ответы детей или их отсутствие)

До определённого времени в разных странах мира люди устанавливали свои нулевые меридианы. Со временем, когда люди стали путешествовать и поняли, что Земля круглая, возникла необходимость договориться об ОДНОМ начальном меридиане.

- За начало отсчета была выбрана королевская Гринвичская обсерватория находящаяся в  Великобритании.

На ваших глобусах нулевой меридиан выделен жирной линией. Вот он (показываю). Меридиан это полуокружность, поэтому на противоположной стороне глобуса мы увидим его продолжение, но уже180-й меридиан. Вместе эти меридианы делят глобус еще на 2 полушария: ЗАПАДНОЕ и ВОСТОЧНОЕ.

- ВНИМАНИЕ: найдите на ваших глобусах нулевой меридиан. И давайте ещё раз обнимем нашу планету! Но теперь левая наша ладонь расположена на ЗАПАДНОМ полушарии, а правая –

на ВОСТОЧНОМ. МОЛОДЦЫ!!!

- отвечают на вопросы учителя

8. Первичное закрепление материала

(слайд 12)

ПРОВЕРИМ насколько внимательно вы меня сегодня слушали: я вам руками буду показывать линии, которые мы только что изучили и прошу хором их назвать. Я показываю - вы называете. (показывает руками вертикальные линии и горизонтальные, дети называют параллели и меридианы).

- ТЕПЕРЬ наоборот: я называю – вы показываете. (Можно усложнить). МОЛОДЦЫ!

Учащиеся выполняют задания

П- сопоставление, анализ.

Р- анализ ситуации и моделирование

К- учебное сотрудничество

Л- самоонализ

9. Учебные действия по реализации плана-

5 мин

- Вот теперь я уверена, что вы все отлично справитесь с заданиями в маршрутных листах!

- Напишите свою фамилию и имя в верху листа и выполните по вариантам задания: ВАРИАНТ 1 - задание №1 – сопоставить стрелочками определения и понятия; ВАРИАНТ 2 - задание № 2 – указать цветом параллели и меридианы. На выполнение работы 3 минуты.

(слайд 13)

Проверяем правильность выполнения заданий (на слайде). Для этого прошу поменяться маршрутными листами с соседом по парте и красной ручкой внести исправления. Поставьте оценку в листах и верните обратно.

Оценку 5 получают учащиеся, справившиеся с заданиями без ошибок, оценку 4 – те, кто допустил ошибки. В конце урока не забудьте маршрутные листы сдать.

-Учащиеся выполняют задания

Осуществляют взаимопроверку

П- сопоставление, анализ.

Р- анализ ситуации и моделирование

К- учебное сотрудничество

Л- развитие готовности к самостоятельным действиям

(слайд 14)

- Продолжаем работу. Открываем Атласы на стр 6-7.

- Через любую точку на земной поверхности можно провести меридиан и параллель.

- Посмотрите внимательно, как нарисованы линии на глобусе и на картах в атласе.

- Как видите, на глобусе Меридианы – полуокружности

Параллели – окружности, на карте - Экватор и средний меридиан – прямые линии. Остальные параллели и меридианы – кривые линии разной длины. (ПОКАЗЫВАЮ)

(слайд 15)

ВНИМАНИЕ: если посмотреть ОДНОВРЕМЕННО и на параллели, и на меридианы, мы увидим СЕТКУ (рисует на доске крестики нолики). Кто-то из вас, наверняка, любит играть в крестики нолики, кто-то - в морской бой, а кто-то - в шахматы.

 Каждая клетка сетки имеет свое наименование. На карте или глобусе сетка позволяет найти любое место, т.к. имеет своеобразный АДРЕС (показывает указкой на слайде). Например, я могу вам показать  Иерусалим – место, откуда берет свое начало Рождество. Существует ли адрес, по которому можно найти вас? (да)

Всем ли надо знать ваш адрес? (ответы детей)

Выполняют работу с атласом

П – поиск информации, работа с атласами.

Р- планирование

К- слушают учителя, вступают в диалог

Л-самоанализ

(слайд 16)

ВНИМАНИЕ!!! НИКОГДА и НИКОМУ из незнакомых людей не желательно сообщать свои личные данные!

Учащиеся слушают учителя

П- сопоставление, анализ.

Р- анализ ситуации и моделирование

Л- самоанализ

10. Рефлексия-

2-3 мин

(слайд 17 – направления, слайд 18 – сигнальные загадки)

слайд 19

Мы подошли к завершению нашего занятия. Давайте все вместе вспомним тему нашего урока…  Мы узнали…, можем показать… Ребята, есть ли у вас вопросы по теме? (ответы детей) - Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке, но особенно запомнились ответы:… «Лучшим» …, …, …

(слайд 20)

- И все получают подарки, которые спрятаны в подарочных пакетах на столах. Откройте и посмотрите что там. Что напоминает мандарин по форме? Берем маленькую модель нашей планеты за северный и южный полюс и маркером наносим экватор, а затем нулевой меридиан. Спасибо! Я вижу, что вы справились с заданием.

Теперь покажите свое настроение - нарисуйте смайлик на вашем мандарине и покажите мне. Спасибо, мне приятно видеть ваши улыбки! На переменке мандаринки очистите и вспомните на что похожи дольки этого фрукта ;)

Учащиеся вспоминают тему, повторяют изученные понятия.

Оценивают свое настроение

П- работа с текстом

Р- рефлексия, оценка и самооценка

К-диалог.

Л- готовность к деятельности, ответственность  за качество своей деятельности

11. Домашнее задание

-1 мин

(Слайд 21)

- На ваших листах записано домашнее задание.  К следующему уроку вам всем необходимо прочитать П.18, выполнить задания 1-3 в контурной карте на стр. 3-4. По желанию можно подготовить сообщение или презентацию по теме «Начальные меридианы в разных странах».

- Наше совместное путешествие по знаниям завершается. Но я хочу, чтобы ваши путешествие обязательно продолжались.

- На Рождество принято загадывать желания. Загадайте страну, в которой вы очень хотите побывать. И напишите ее на листочках в конвертах. Ваше желание обязательно сбудется! Такие конверты и многие другие мелочи мы  с моими учениками вклеиваем в дневники путешествий или тревел буки. На перемене можете посмотреть наш тревел бук.

(Слайд 22) Спасибо за урок! Желаю удачи! До свидания! 

Получают домашнее задание

П- работа на понимание домашнего задания

Р- рефлексия,

К-диалог.

Л- готовность к деятельности, ответственность  за качество своей деятельности