Рабочая программа по географии 8 класс

Гляйн Алёна Андреевна

Рабочая программа по предмету «География» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Баринова И.И. «География», с учётом положения о рабочей программе общего образовательного учреждения (Приказом от 09.03.2004 № 1312). Основной образовательной программы МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2017 – 2018 учебный год, требований к планируемым результатам среднего общего образования.

Программа ориентирована на использование учебника И.И. Баринова «География» для 8 класса, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 с последующими изменениями).

Учебный предмет «География» в 8 классе средней общей школе рассчитан на 2 часа в неделю в объёме 68 часов в год (34 учебных недели).

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Основной целью изучения  географии в 8 классе является формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства.

            Задачи:

-Понимать специфику географического положения России;

-Знать особенности рельефа, климата, вод, растительности и животного мира Российской Федерации;

-Оценивать последствия экологических и социально-экономических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни населения;

-Применять географические знания о своей Родине для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально-экономической среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 8 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2017 – 2018 год». Примерной программы по географии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.И. Баринова, М.: Дрофа, 2013 год,  имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников. Курс географии 8 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и входит в образовательную область естествознание.  Контрольных работ – 5.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о.  В случае чего занятия проводятся со смещением по расписанию.

Цель курса: формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Развитие представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются все географические процессы и явления. Создание образа своего родного края, сравнение его с другими регионами России и с различными регионами мира. Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями:

-Понимать специфику географического положения России;

-Знать особенности рельефа, климата, вод, растительности и животного мира Российской Федерации;

-Оценивать последствия экологических и социально-экономических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни населения;

-Применять географические знания о своей Родине для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально-экономической среде;

Задачи курса: подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

Курс «География России» 8 класса создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими и социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма  будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

В 8 классе обучается 15 детей, из них  6 девочек и 9 мальчиков. На 4 и 5 занимаются 12 учащихся, остальные 2 удовлетворительно.  Некоторые учащиеся требуют повышенного внимания учителя. В целом класс работоспособный, трудолюбивый, активный. Чувствуется интерес к предмету и желание его изучения.

Основной формой обучения является урок: урок усвоения новой учебной информации; урок формирования практических умений и навыков учащихся; урок совершенствования и знаний, умений и навыков; урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические работы и практикумы.

          При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.

Национально- региональный компонент

№ урока

Тема урока

Региональный компонент

1

20

Разнообразие внутренних вод России. Реки

Многообразие внутренних вод на территории РХ

2

21

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Многообразие рек, озер, болот, подземных вод, ледников в РХ

3

27

Растительный и животный мир России

Многообразие растений и животных в РХ

4

28

Биологические ресурсы и их охрана

Основные виды охраны биологических ресурсов на территории РХ

5

35

Разнообразие лесов России

Разнообразие лесов в РХ

6

51

Природные районы Восточной Сибири

Многообразие природных районов на территории РХ

Содержание учебного курса по географии 8 класса

Тема 1. Введение (7 часов)      

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России. Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.

История заселения и исследования территории России.   Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский  период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Тема 2. Особенности природы и природные ресурсы России (24 часа)

Рельеф, геологическое строение и ПИ России. Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области    (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Климат и климатические ресурсы России. Факторы, определяющие особенности климата России  (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация  и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Сумма активных температур.

Внутренние воды и водные ресурсы России. Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники  территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Почва и почвенные ресурсы Росси. Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России. Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Тема 3. Природные комплексы России (28 часов)

Природно-территориальный комплекс. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России. Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Тема 4.   Человек и природа (7 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

        

Повторение (2 часа)

Структура курса по географии в 8 классе

Тема

Количество часов

Контрольные работы

Введение

7

Особенности природы и природные ресурсы России

24

2

Природные комплексы России

28

1

Человек и природа

7

1

Повторение

2

1

Итого:

68

5

Практические занятия по предмету

Контрольные работы:

№ п/п

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Контрольная работа № 1 по теме: «Наша Родина на карте, рельеф и климат»

16.11

2.

Контрольная работа № 2 по теме: «Внутренние воды, почвы и биологические ресурсы России»

28.12

3.

Контрольная работа № 3 по теме: «Природные зоны. Русская равнина. Кавказ»

26.02

4.

Контрольная работа № 4 по теме: «Урал. Западно–Сибирская равнина. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Человек и природа»

24.05

5.

Контрольная работа № 5 по теме: «Итоговая контрольная работа за 8 класс»

31.05

Требования к уровню подготовки учащихся по географии

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Календарно – тематическое планирование по географии 8 класс

№ п/п

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Дата проведения

примечание

по плану

фактическая

I четверть

Тема: «Введение»

Основная цель: формирование представлений о курсе географии России, ее географическом положении, поясном времени и истории освоения и заселения.

Ученики должны знать: источники географической информации, моря, омывающие Россию. Местное, поясное, декретное, летнее время. Историю освоения и заселения территории России.

Уметь: владеть источниками информации, определять географическое положение России показывать пограничные государства. Показывать на карте моря омывающие Россию. Определять поясное время. Работать с разными источниками географической информации.

1.

1

Что изучает физическая география России

Фронтальный

04.09

2.

3.

2

3

Географическое положение России

Текущий

07.09

11.09

4.

4

Моря, омывающие берега России

Текущий

14.09

5.

5

Россия на карте часовых поясов

Текущий

18.09

6.

6

Как осваивали и изучали территорию России

Текущий

21.09

7.

7

Обобщение знаний по теме: «Наша Родина на карте мира»

Индивидуальный

25.09

Тема: «Особенности природы и природные ресурсы России»

Основная цель: изучение особенностей природы и природных ресурсов России.

Ученики должны знать: рельеф, формы рельефа. Эры, периоды развития Земли. Классификацию природных и минеральных ресурсов. Развитие форм рельефа. Климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. Основные элементы и типы климата России. Учащиеся должны знать крупнейшие  реки России. Крупнейшие озера и водные ресурсы. Почва, плодородие, типы почв и их свойства. Растительный и животный мир России, видовое разнообразие.

Уметь: называть и показывать крупные равнины и горы. Составлять описания отдельных форм рельефа по картам. Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых. Изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов. Называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России. Уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации. Давать описания климата отдельных территорий. Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки, озера. Используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы. Учащиеся должны называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов. Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

8.

1

Особенности рельефа России

Фронтальный

28.09

9.

2

Геологическое строение территории России

Текущий

02.10

10.

3

Минеральные ресурсы России

Текущий

05.10

11.

4

Развитие форм рельефа

Текущий

09.10

12.

5

Обобщение знаний по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Индивидуальный

12.10

13.

6

От чего зависит климат нашей страны

Фронтальный

16.10

14.

7

Атмосферные фронты, антициклоны, циклоны

Текущий

19.10

15.

8

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны

Текущий

23.10

16.

9

Климатические пояса и типы климатов

Текущий

26.10

II четверть

17.

10

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

Текущий

09.11

18.

11

Обобщение знаний по теме: «Климат и климатические пояса»

Индивидуальный

13.11

19.

12

Контрольная работа № 1 по теме: «Наша Родина на карте, рельеф и климат»

Индивидуальная работа по вариантам

16.11

20.

13

Разнообразие внутренних вод России. Реки (НРК)

Текущий

20.11

21.

14

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота (НРК)

Текущий

23.11

22.

15

Водные ресурсы

Текущий

27.11

23.

16

Образование почв и их разнообразие

Текущий

30.11

24.

17

Закономерности распространения почв

Фронтальный

04.12

25.

18

Почвенные ресурсы России

Текущий

07.12

26.

19

Обобщение знаний по теме: «Водные ресурсы и почвы России»

Индивидуальный

11.12

27.

20

Растительный и животный мир России (НРК)

Текущий

14.12

28.

21

Биологические ресурсы и их охрана (НРК)

Текущий

18.12

29.

22

Природно-ресурсный потенциал России

Фронтальный

21.12

30.

23

Обобщение знаний по теме: «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

Индивидуальный

25.12

31.

24

Контрольная работа № 2 по теме: «Внутренние воды, почвы и биологические ресурсы России»

Индивидуальная работа по вариантам

28.12

III четверть

Тема: «Природные комплексы России»

Основная цель: изучение природных комплексов России, их географическое положение и т.д.

Ученики должны знать: разнообразие природных комплексов. Моря России. Природные зоны России. Разнообразие лесов, степей, высотную поясность. Географическое положение Русской равнины, Кавказа, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Природные комплексы. Проблемы рационального использования. Традиции народов России. Знать крупные географические объекты.

Уметь: приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира природных комплексов, показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе. Показывать на картах основные природные зоны России, называть их. Называть и показывать на карте лесные зоны России. Выявлять зависимость между компонентами комплекса. Давать  комплексную физико-географическую характеристику, называть и показывать на карте географические объекты. Давать характеристику природных ресурсов. Сравнивать традиции, культура народов России.

Текущий

32.

1

Разнообразие природных комплексов России

Текущий

15.01

33.

2

Моря как природные комплексы

Фронтальный

18.01

34.

3

Природные зоны России

Текущий

22.01

35.

4

Разнообразие лесов России (НРК)

Текущий

25.01

36.

5

Безлесные зоны на юге России

Текущий

29.01

37.

6

Высотная поясность

Текущий

01.02

38.

7

Обобщение знаний по теме: «Природное районирование»

Индивидуальный

05.02

39.

8

Русская равнина

Текущий

08.02

40.

9

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы

Текущий

12.02

41.

10

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

Текущий

15.02

42.

11

Кавказ – самые высокие горы России

Текущий

19.02

43.

12

Природные комплексы Северного Кавказа

Фронтальный

22.02

44.

13

Контрольная работа № 3 по теме: «Природные зоны. Русская равнина. Кавказ»

Индивидуальная работа по вариантам

26.02

45.

14

Урал – «каменный пояс Русской земли»

Текущий

01.03

46.

15

Своеобразие природы Урала

Текущий

05.03

47.

16

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

Текущий

12.03

48.

17

Западно – Сибирская равнина: особенности природы

Текущий

15.03

49.

18

Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины

Фронтальный

19.03

50.

19

Восточная Сибирь: величина и суровость природы

Текущий

22.03

IV четверть

51.

52.

20

21

Природные районы Восточной Сибири (НРК)

Текущий

02.04

05.04

53.

22

Жемчужина Сибири – Байкал

Текущий

09.04

54.

23

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

Текущий

12.04

55.

24

Дальний Восток – край контрастов

Фронтальный

16.04

56.

25

Природные комплексы Дальнего Востока

Текущий

19.04

57.

26

Природные ресурсы Дальнего Востока

Текущий

23.04

58.

27

Природа регионов России. Обобщение знаний

Индивидуальный

26.04

59.

28

Обобщение знаний по теме: «Природные комплексы России»

Индивидуальный

30.04

Тема: «Человек и природа»

Основная цель: формирование представлений о влиянии природных условий на человека, человека на природу.

Ученики должны знать: природные условия. Антропогенное воздействие. Рациональное природопользование. Роль географической науки. Экологическую ситуацию в России.

Уметь: объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей, а также приводить соответствующие примеры.

60

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Фронтальный

03.05

61.

2

Воздействие человека на природу

Текущий

07.05

62.

3

Рациональное природопользование

Текущий

10.05

63.

64.

4

5

Экологическая ситуация в России

Текущий

14.05

17.05

65.

6

Человек и природа. Обобщение знаний

Индивидуальный

21.05

66.

7

Контрольная работа № 4 по теме: «Урал. Западно–Сибирская равнина. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Человек и природа»

Индивидуальная работа по вариантам

24.05

67.

8

Обобщение и систематизация знаний по курсу географии 8 класса

Индивидуальный

28.05

68.

9

Контрольная работа № 5 по теме: «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»

Индивидуальная работа по вариантам

31.05

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  • хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • Ответ самостоятельный;
  • Наличие неточностей в изложении географического материала;
  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  • Понимание основных географических взаимосвязей;
  • Знание карты и умение ей пользоваться;
  • При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  • Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  • Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  • Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  • Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  • Не делает выводов и обобщений.
  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  • Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  • Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

        Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                               5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.                              

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                 Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Литература

  1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2013. 303 с.
  2. Жижина Е.А. Контрольно – измерительные материалы. География. 8 класс. М.: ВАКО, 2016. 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольные работы

(образцы в двух вариантах)