География

Абдуллова Диана Гафиятевна

Конспекты открытых уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony_severnoy_ameriki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природные зоны Северной Америки

Тип урока: комбинированный

Форма урока: нетрадиционный урок

Методы обучения: репродуктивный и исследовательский

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями природы Северной

                            Америки; повторить знания, полученные при изучении темы

                            «Природные зоны Земли»; развивать географическое мышление

                            учащихся.

Мотивация: развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к

                            самостоятельному поиску знаний.

Основные знания и умения: преставление о разнообразие природы материка;    

                            ознакомление с животными и растениями Северной Америки.

Основные понятия: «природная зона», «тундра», «тайга», «прерия».

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, карточки-задания, кроссворд

                             «Северная Америка», телевизор, видеомагнитофон, видеофильм «Бизоны»

Основные понятия: «природная зона», «тундра», «тайга», «прерия».

                                                                  Ход урока

Слово учителя. Ребята на прошлом уроке мы изучали тему «Внутренние воды Северной Америки». Вы знаете, что Северная Америка очень богата внутренними водами. Их особенности зависят от рельефа и климата.

Задания классу:

1. Какие крупные реки протекают по материку? Охарактеризуйте самую большую речную систему Северной Америки.

2. Где на материке много озёр? Расскажите  о Великих озёрах.

3. Рассказать о горных реках и озёрах.

 - Сегодня на уроке мы будем изучать «Природные зоны Северной Америки».

    Природа Северной Америки совсем иная, чем на уже изученных материках. Природные комплексы её очень разнообразны, среди них много уникальных: рощи гигантских секвой, особая природная зона прерий. Природа материка имеет много общего с природой Евразии, на котором мы живём.

   В Северной Америке природные зоны расположены необычно. На севере материка они вытянуты полосами с запада на восток. В центральной и южной частях  природные зоны вытянуты в меридиальном  направлении. Такое распределение природных зон – особенность Северной Америки.

   Мы знаем, что природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий    

                      общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности

                      и животного мира.

     

 По карте природных зон Северной Америки  определите, какие природные зоны представлены на территории Северной Америки? ДЛЯ НАЧАЛА НА НАШЕЙ КАРТЕ ВЫДЕЛИМ КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ СФОРМИРОВАЛИСЬ ПРИРДНЫЕ ЗОНЫ.

       Ответы учащихся:

  1. Зона арктических пустынь.
  2. Зона тундры.
  3. Лесотундра.
  4. Тайга.
  5. Смешанные и широколиственные леса.
  6. Зона лесостепей и степей (прерии).
  7. Зона саванн и редколесий и др.

   

      Зона арктических пустынь окаймляет Канадский Арктический архипелаг, острова Виктория, Баффинова Земля, Для этой зоны характерно исключительно широкое развитие оледенения. Осадков выпадает главным образом в виде снега. Короткое лето. Почвы арктические пустынные. Скудная растительность: мхи и лишайники. Животный мир: мускусный овцебык, белые медведи, волки, лисицы. Моря, проливы, заливы архипелага богаты видами водных млекопитающих: моржи, тюлени, касатки.

         Овцебык – крупное, травоядное животное с густой и длинной шерстью. Находится под      

      охраной.

  1. Зона тундры занимает северное побережье материка и прилегающие к нему

острова.

    Тундра – безлесное пространство субарктического пояса, покрытая мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах.

    Климат тундры суровый. Зима долгая. Лето короткое и прохладное. Почвы тундры принадлежат к болотному и тундрово-глеевому типам. Растительность: мхи, лишайники; во влажных местах много осок, карликовой берёзы и ивы. Животный мир беден видами, но богат особями. Часто встречаются карибу (северный олень), песцы, леммингы, волки и др. Из птиц белая сова и белая куропатка. Моржи и тюлени у побережья, карибу привлекают много охотников. Неумеренная охота наносит большой вред животному миру тундры.

     3.       К югу тундра переходит в редколесье – лесотундру. Средняя t июля всюду                                                                      

превышает +10 С. Почвы тундрово-глеевые и глеево-подзолистые. Растительность: чёрная, белая ель, бальзамическая пихта, берёза, осина. Животные: карибу, песец, бобр, норка и др.

     4.   Зона тайги.

              Тайга – это зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные  

           породы деревьев.

              Тайга имеет континентальный климат. Повышенное увлажнение. Осадков выпадает 500-  

           600 мм. в год. Холодная снежная зима и влажное прохладное лето. Почвы мерзлотно-

           таёжные и подзолистые. Растительность: ель, пихта, американская лиственница, сосна и др.

           Животные: медведь-гризли, волк, олень-вапити, рысь, куница, скунс, белка, лось и др.  В

           национальных парках сохранился бизон. Варварская охота привела к сокращению  

           поголовья бизонов. Потребовались огромные усилия по сохранению этого вида (15 тыс.

           голов).

           Просмотр видеофильма о бизонах (5 минут)

     5.  Зона смешанных и широколиственных лесов.

     Эта зона располагается на востоке материка. Умеренный климат. Обилие осадков.    

  Достаточное увлажнение. Почвы серые лесные и бурые лесные. Они содержат больше  

  Перегноя, чем подзолистые. Растительность: десятки видов дуба, клёна, каштана, бука,  

  липы, магнолии и др. Зона лесов в горах Кордильер отличается от лесной зоны на равнинах.  

  Виды растений и животных здесь иные. Например, в субтропических лесах на побережье

  Тихого океана растут секвойи. Это самое высокое на Земле дерево-великан.  

  Высотой она более 100 м., в диаметре 6-10 м. Семена же его самые мелкие из всех

  представителей растительного мира. «Динозавры»- растительного мира.  Живут деревья до

  2 тыс. лет, иногда 3-4 тыс. Древесина не горит в огне и не гниёт в воде. Животный мир:  

  медведи, олени, опоссум, древесный дикобраз. Животный мир сильно обеднён человеком.

     6.  Зона лесостепей и степей (прерии).

     Лесостепи и степи вытянулись с севера на юг от канадской тайги до Мексиканского  

  залива.

     Прерии - переходная подзона между широколиственными лесами и степями на Великих

  равнинах.

     Климатические условия благоприятные для произрастания трав, среди которых  

  преобладают злаки (бородач, бизонова трава, типчак). Осадков выпадает много - более 1000  

  мм. в год. Зона лесостепей и степей изменены человеком – распаханы или превращены в  

  выгоны для скота. Почвы чернозёмные, каштановые, серые лесные, Почвы прерий –

  брунизёмы (содержат меньше органического вещества, сильно выщелочены). В  

  растительности преобладают многолетние морозостойкие злаки: ковыль, житняк, бизонова

  трава и др. Животные: бизон (в заповедниках), койот, суслики, тушканчики и др. Много

  птиц: тетерев, гриф, индейка. Встречаются гремучие змеи.

   7.  Зона полупустынь и пустынь.

     Формируется в условиях сухого климата. Занимает внутренние плоскогорья Кордильер.

  Почвы серо-бурые. Растительность: полынь, лебеда, эндемик «саловое дерево» - кустарник  

  высотой до 1,5 м., кактусы. Животный мир: много змей, ящериц, грызунов.

     Сейчас вы проведёте небольшую исследовательскую работу. Представьте, что вы группа учёных-исследователей и изучаете тайгу Северной Америки. Среди вас специалисты по климату, почвам, растительному и животному миру.

   

    Климатолог определяет климат данной местности.

    Почвовед изучает почвы.

    Ботаник – специалист по растениям.

    Зоолог – специалист по животному миру.

   

    Учитель раздаёт карточки-задания.

  1. Климатолог.

а) назвать климатический пояс;

б) указать количество осадков;

в) кратко охарактеризовать зиму и лето.

  1. Почвовед

а) определите тип почвы зоны;

б) почему такие почвы.

  1. Ботаник.

а) указать разнообразие растительного покрова зоны.

  1. Зоолог.

а) указать многообразие видового состава животных зоны.

    В результате вашей исследовательской работы вы получили описание тайги Северной Америки.

Итог урока

Домашнее задание: обобщить пройденный материал