Технологическая карта урока "Антарктида. История исследования. Особенности природы Антарктиды"

Майоров Антон Владимирович

Технологическая карта урока "Антарктида. История исследования. Особенности природы Антарктиды", 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7 классе

Тема: Антарктида.  История исследовании. Особенности природы Антарктиды.

Класс: 7

Тема: Антарктида.  История исследования. Особенности природы Антарктиды.

Учебник:  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеев,   изд-во «Русское слово».

Цели урока:

Образовательная: формировать представление о физико-географическом положении Антарктиды, познакомить обучающихся с историей исследования материка, характером поверхности, климатом и органическим миром.

Развивающая : создать условия для развития системы умений работать с разными источниками  информации, умений анализировать и обобщать полученные знания.

Воспитательная: способствовать воспитанию географической культуры; воспитывать  толерантность в работе в группе, паре, коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать личностные представления о целостности природы  материка Антарктиды.

Метапредметные: формировать умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в группе, коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником, атласом для исследования, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Предметные: называть и показывать природные  географические объекты материка, наносить  их на контурную карту.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения выдающихся географических  открытий.

Познавательные: Объяснять проявление в природе Антарктиды географической зональности, определять географические особенности природы Антарктиды, устанавливать связь между географическим положением и природными условиями Антарктиды.

Регулятивные: Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений в Антарктиде.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами , использовать речевые средства для  выражения чувств, мыслей.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемное обучение

Формы работы обучающихся: индивидуальная,  групповая.

Техническое оборудование: атласы, тематические карты, контурные карты, тетрадь.

Оборудование: карта Антарктиды, учебник,  атласы, тетрадь.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

  1. Организационный момент

3 мин.

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Приветствуют

 учителя

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

12 мин

1. – О каком материке идёт речь?  1  2

Здесь круглый год метёт пурга,

Куда ни глянь, одни снега.

Не всякий выживает тут,

Без тёплой шубы холод лют.

И даже летом и весной

Покров не тает ледяной.

----------------------------------------

Есть материк на белом свете,
Покрыт огромной толщей льда.
Один такой он на планете,
Но был такой он не всегда.

      Давным-давно, когда по миру
    Ещё не бегал человек,
     Располагался в другом месте
     Ныне холодный материк.
Возможно, бегали там зайцы
И кактусы кругом росли,
Цвели цветы и пели птицы,
Потом замёрзли и ушли.
     Нет, не цветы ушли, а зайцы,
     Ушли туда, где потеплей.
     Цветы завяли и засохли,
     С тех пор прошло уж много дней.
Смещалась к Югу Антарктида
И покрывалась ледником.
Сдвигалась медленно, но верно,
Окутывалась холодком.
     А ныне там ветрам раздолье,
     Пингвины бегают вокруг.
     В край необъятного простора
     Советую вам съездить, друг.

                          Павел Подковыров

Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

Кто из названных мореплавателей и путешественников (Ф. Магеллан, Дж. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ф. Нансен, М.П. Лазарев, Р. Скотт, Р. Амундсен) открыл Антарктиду?

 Кто первым достиг Южного полюса?  1  2

3. – Проанализируйте представленную информацию. 1  2

– Антарктида – самое холодное место на Земле, а также самое ветреное. Самая низкая зарегистрированная температура составляет минус 89 градусов Цельсия в 1983-м, в то время как в самый тёплый день лета она достигала около 15 градусов у побережья.

– Один из самых интересных фактов об Антарктиде – противоречие между сухим климатом и количеством воды (70% воды на Земле). Этот континент – самое сухое место на планете. Фактически весь Южный полюс получает в среднем 10 см осадков ежегодно.

Влага испаряется под действием мощнейших ветров, достигающих скорости 320 км/ч.

– Это единственный континент без часового пояса. Сообщества учёных в Антарктиде склонны сохранять время своей родины, или часовой пояс линии доставки, которая доставляет им еду и другие товары. За несколько секунд здесь можно обойти все 24 часовых пояса.

– Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку.  1

Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.

В чём причины особенностей природы Антарктиды?

4. – Какие у вас будут гипотезы?  1  2

Высказывают свои предположения о каком материке идет речь.

Учащиеся называют мореплавателей и путешественников.

Учащиеся анализируют информацию.  

Предлагают свои варианты проблемного вопроса.

Выдвижение гипотез

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Поиск решения.

 Работа в группах. 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3

Первая группа – географы-картографы.

– Используя текст на с. 41 и план описания географического положения материка на с. 282, определите географическое положение Антарктиды.

– Определите:

1) Координаты крайних точек

мыс ___________________

2) Определите особенности береговой линии Антарктиды.

3) Наибольшая протяжённость с севера на юг и запада на восток.

– Сравните географическое положение и площадь Антарктиды с географическим положением и площадью других, уже изученных материков.

Вторая группа – геологи.

– Используя текст на с. 51 и план описания рельефа с.280, определите, какими контрастами характеризуется поверхность материка.

–Расскажите о подлёдном рельефе Антарктиды. По каким признакам современные исследователи разделяют материк на Западную и Восточную Антарктиду?

– Известный полярный исследователь Антарктиды Евгений Иванович Толстиков писал, что Антарктида похожа на «перевёрнутую тарелку». Почему возникло такое сравнение?

– Известно, что лёд Антарктиды медленно перемещается от центра ледяного купола к его краям. Каковы следствия этого постоянного движения льда?

Третья группа – климатологи.

– Используя текст на с. 52–53 и план описания климата на с. 281, определите климатические особенности Антарктиды.

–  Объясните, почему климат Антарктиды более суров, чем климат Арктики.

– Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца. Как вы понимаете смысл этого образного названия?

– Антарктиду называют землёй ветров. Нередко ветры достигают здесь скорости до 45 м/с, или 160 км/ч. В чём причины столь частых и сильных антарктических ветров?

Четвёртая группа – биогеографы.

– Используя текст на с. 54-56 и план описания природной зоны на с. 281.

– Составьте словесное образное описание природных зон материка.

– Каковы особенности органического мира Антарктиды?

– Оазисы есть в Африке, есть и в Антарктиде. Как вы считаете, есть ли у них общие черты или только различия?

2. – Обмен мнениями по проделанной работе. 1 2 3

3. –Какое влияние оказывает Антарктида на природу Земли? 1 2 3 4 5 6 7

4. – Используя текст учебника стр.56 расскажите о сотрудничестве учёных разных стран в изучении материка.  1 2 4

– Как ответим на основной вопрос урока?

Отметить учеников, которые хорошо работали с картой.

 Отметить учеников, которые хорошо работали в группе.

Работа в группах

Работа в группах

Работа в группах

Работа в группах

Учащиеся отвечают

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

  1.  

Закрепление.

Самостоятельное применение знаний.

Отвечаем на вопросы учебника стр 58.

Проверим знания.

А теперь более сложные вопросы.

Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

.

Учащиеся отвечают

  1.  

Подведение итогов  урока. Рефлексия.

– Сделайте вывод по уроку. 3 4

Домашнее задание: § 34, задание , кроссворд по теме Антарктида.

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?