Рабочая программа по географии для 8 класса

Драгунова Светлана Николаевна

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии с учётом авторской  программы по  географии  5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2014. учебного плана  МБОУ«Гуменская СОШ» на 2020-21 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_geo.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии с учётом авторской  программы по  географии  5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2014. учебного плана  МБОУ«Гуменская СОШ» на 2020-21 учебный год.

  • Результаты  освоения   курса  « География.   8 класс »

Личностные  результаты

Метапредметные  результаты

Предметные

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
  • творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненныхситуациях.

  • умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разре-
  • шать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
  • умение осознанно использовать речевые средствав соответствии с задачей коммуникации для выражениясвоих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменнойречью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в областииспользования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления
  • формирование представлений и основополагающихтеоретических знаний о целостности и неоднородностиЗемли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностяхприроды, жизни, культуры и хозяйственной деятельностилюдей, экологических проблемах на разных материках
  • и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениямииспользования приборов и инструментов для определенияколичественных и качественных характеристик компонентов
  • географической среды, в том числе её экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотностии использования географической карты как одного из языковмеждународного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизнидля объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,адаптации к условиям территории проживания, соблюдениямер безопасности в случае природных стихийных бедствийи техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию илирешению экологических проблем на различных территорияхи акваториях, умений и навыков безопасного и экологическицелесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета.

География    России.Природа.Население.

Раздел. Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

 Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел. Природа России

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением ос-новных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Раздел . Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Практические работы.

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

•        основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

•        географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

•        географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

•        специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

•        природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

•        выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

•        приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

•        составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

•        определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

•        применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

•        учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

•        наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

•        решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

•        проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

•        основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

•        основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

•        географические районы, их территориальный состав;

•        отрасли местной промышленности.

          Описывать:

•        природные ресурсы;

•        периоды формирования хозяйства России;

•        особенности отраслей;

•        традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

•        экономические связи районов;

•        состав и структуру отраслевых комплексов;

•        основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

•        различия в освоении территории;

•        влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

•        размещение главных центров производства;

•        сельскохозяйственную специализацию территории;

•        структуру ввоза и вывоза;

•        современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

•        возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов

  •  

Календарно-тематическое планирование

« География России. Природа. Население.» 8 класс. 2 ч/ в неделю. 70 часов.

№ урока

1

Тема урока

Практические работы.

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

Введение в курс «География России». Пр. р. 1 Характеристика ГП России

план

факт

Раздел 1

Особенности географического положения и формирование государственной территории России.

Тема 1. Географическое положение России. (9 ч.)

2.

3.

4.

5

6.

7.

8.

9.

10.

Географическое положение и его виды. Пр.р.№2 Обозначить на к\к страны, с которыми граничит Россия

Размеры территории и природно-географическое положение России. Пр. р. 3ит. Обозначить объекты обозначающие ГП страны

Экономико-географическое и транспортно географическое положение России

Геополитическое, этнокультурное и экологогеографичекое положение России

Государственная территория России. Типы российских границ

Сухопутные и морские границы России.Пр.р.№4 Обозначить морские и сухопутные границы России

Различия во времени  на территории России. Пр.  р 5ит .Решение задач по определению поясного времени для разных городов России

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

Повторение и обобщение темы «Географическое положение России

Знать и объяснять существенные признаки понятий:

«географическое положение», «государственная территория РФ», «местное время» и «поясное время»;

 использовать эти понятия для решения учебных за дач.

Знать: место России в мире по площади территории; общую протяжённость государственной границы России; соотношение сухопутных и морских границ.

Понимать специфику политико-административного устройства Российской Федерации.

Развитие интереса к предмету; интерес   к   научному познанию  мира ;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по-

знанию

Основные пути получения информации ;

Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации ;

Использовать понятия

для решения учебных задач.

Устанавливать взаимосвязь  между рельефом,  климатом, водами суши,     почвами, растительным и животным миром.

Умение осознанно использовать речевые средства

в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Тема 2. История освоения и изучения территории России. (4 ч.)

11.

12.

13.

14.

Заселение и освоение территории  России в 9-17вв

Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв

Географические исследования  территории России в 18-19ввПр.р.№6 Заполнить таблицу»Отечественные путешественники»

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке.

Знать отечественных землепроходцев и первооткрывателей, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов.

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

Объяснять влияние геополитических и экономических интересов страны на направления территориального роста страны; влияние истории заселения

страны на различия в хозяйственном освоении раз-

ныхтерриторий и акваторий;

показывать по карте:

направления колонизации

территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс освоения и хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды.

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (6 ч.)

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Геологическая история

Развитие земной коры

Рельеф и полезные ископаемые России, их зависимость от строения земной коры. Пр.р.№7Определить особенности  рельефа Мордовии.

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

Литосфера. Рельеф. Человек

Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

Знать основные понятия и термины: «платформа», «область складчатости (складчатый пояс)», «выветривание».

Знать основные этапы развития земной коры.

Называть геологические эры и периоды.

Знать общие особенности геологического строения и рельефа России.

Объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,  учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использовать смысловое чтение;

Тема 4 .Климат и климатические ресурсы. (6 ч.)

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Условия формирования климата. Пр.р.№8

Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки .

Движение воздушных масс. Пр. р. 9 ит  Выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их.

Закономерности распределения тепла и влаги.

Климатические пояса и типы климатов.Пр.р.№10 Определять тип климата по климатическим  диаграммам.

        

Климат и человек.Пр.р.№11 ит.Характеристика климатических условий  РМ.

Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Урок повторения и обобщения

Знать и понимать существенные признаки понятий:

«солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»;

Использовать понятия для решения учебных задач.

Представлять значение терминов: «амплитуда температур», «засуха», «суховей», «заморозки», «ураган», «туман».

Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. (5 ч.)

27.

28.

29.

30.

31.

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Зависимость речной сети от климата. Пр. р №.  12 ит.Составление характеристики одной из

рек  по плану.

Другие виды внутренних вод. Озера.

Болота. Ледники. Подземные воды.        

Многолетняя мерзлота.

Повторение и обобщение темы:  «Внутренние воды и водные ресурсы». Воды и человек.

Знать и понимать существенные признаки понятий:

«падение», «уклон», «питание», «режим реки»,

использовать понятия для решения учебных задач.

Представлять значение терминов: «речной бассейн», «болото», «губа», «годовой сток»; «густота речной сети»; «ледник». «ледяные поля», «наводнение», «подземные воды», «речная долина»; «снеговая граница».

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

Тема 6 . Почва и почвенные ресурсы. (3 ч.)

32.

33.

34.

Почва как особое природное образование

Главные типы  почв  и их размещение по территории России.Пр.р.№13Анализ почвенной карты.

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.Пр.р.№14 ит.Составить характеристику одного из зональных типов почв.

Знать и понимать существенные признаки понятий:

«почва», «гумус».

Представлять значение терминов «гумус», «мелиорация»; «почвенные горизонты», «почвенный профиль», «почвенные ресурсы», «почвенная эрозия», «рекультивация».

Знать факторы почвообразования, приводить примеры их влияния на свойства почвы.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Определение сходства

и различий в географическом положении групп матери ков, а так же в рельефе, климате и других компонентах природы. Установление природных богатств материков и составление их оценки

Тема 7. Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы. (3 ч.)

35.

36.

37.

Растительный и животный мир

Биологические ресурсы

Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы.» «Растительность и животный мир.Биологические ресурсы»

Знать состав органического мира России.

Представлять значение терминов «биом», «лес».

Понимать условия, определяющие численность и  разнообразие органического мира.

Приводить примеры приспособления животных и растений к условиям среды.

Знать состав биологических ресур сов.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью;

.

Республика Мордовия (7ч.)

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

ГП  РМ

        

Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые

Особенности климата

Растительность и животный мир.

Природные зоны .

Экологическая ситуация в России  и  Мордовии.

Обобщение  и повторение по теме «Природа  Мордовии»

Знать и понимать закономерные особенности  взаимодействия географических оболочек  на территории нашего края. Выявлять главные черты природы.

Знать и понимать закономерные особенности  взаимодействия географических оболочек  на территории нашего края. Выявлять главные черты природы.

Уметь осознанно делать выводы, используя устную речь, уметь выражать свои чувства и мысли.

.

Тема 8. Природные различия на территории России. (11 ч.)

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

Природные комплексы

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. Пр.р.№15Анализ карты природных зон.

Северные безлесные природные зоны

Лесные зоны. Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Южные безлесные  природные зоны: стени, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность.

Моря как крупные природные комплексы. Пр.р.№16 Обозначить на к\к название  морей, омывающих территорию России.

Природно-хозяйственные различия российских морей.

Пр.р.№17  ит.Составить характеристику одного из  морей России.

Особо охраняемые природные территории России

Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России».

Знать и понимать существенные признаки понятий:

«высотная поясность», «природный территориальный комплекс», «природная зона», «особо охраняемые природные территории», «широтная зональность»;

использовать понятия для решения учебных задач.

Представлять содержание терминов: «акватория», «архипелаг», «антропогенный ландшафт», «колки», «торосы».

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью;

Раздел 3. Население России. (10 ч.)

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

Численность и воспроизводство населения.

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.

Этнический и языковой состав населения России. Пр.р18 ит. Определить особенности размещения крупных народов России..

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

Особенности урбанизации в России. Городское население . Пр.р.№19 Обозначить на к\к  города-миллионники РФ.

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

Миграции населения в России

Размещение населения России .

Занятость населенияПр.р.№20.ит.Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны.

Повторение и обобщение раздела: «Население России»

Знать и объяснять существенные признаки понятий:

«естественный прирост на-

селения», «воспроизводство населения», «город», «урбанизация», «сельская местность», «миграции населения», «механический (миграционный) прирост населения», «плотность на-

селения», «расселение населения»

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных

территорий, составлять краткую географическую характеристику населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» (3 ч.)

66.

67.

68.

Влияние общества на развитие природы

Природные ресурсы. Пр. р. 21Составить характеристику одного  из вида природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал России. Пр.р.№22ит..Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

Знать и объяснять сущест-

венные признаки понятий:

«природные условия», «природные ресурсы».

Использовать эти понятия

для решения учебных задач.

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности .

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их

обеспеченности разными видами природных ресурсов.

69-70

Резерв времени – 2 часа

  • Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Пятунин В.Б.ТаможняяЕ.А.География России. Природа. Население: 8класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательский центр «Вентана Граф» 2015.

Пятунин В.Б.ТаможняяЕ.А.География России. Природа. Население: 8класс:примерное поурочное планирование:методическое пособие.

Пятунин В.Б.ТаможняяЕ.А.:География: 8класс: тестовые задания к учебнику  Пятунина В.Б.      Таможней Е.А «География России. Природа. Население» для учащихся общеобразовательных учреждений.

Географический атлас с комплектом контурных карт. Издательство «Вентана Граф».   8класс.