Научная статья. Уроки географии с использованием информационных и коммуникационных технологий при изучении региональной части в курсе «География России»

Борух Алена Александровна

В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки  открываются большие возможности для совершенствования методических условий преподавания географии на основе информационных и коммуникативных технологий. А при улучшении условий происходят положительные сдвиги в знаниях, умениях и развиваются творческие способности учеников.

Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, хозяйственную деятельность человека. Курсу «География России» принадлежит важнейшая роль для решения этой задачи. Для глубокого познания природы и хозяйства такой большой территории, как наша страна необходимо подробное изучение отдельных её частей – регионов. [1]

Практика преподавания региональной части курса «География России» показывает, что учащимся тяжело сформировать представление о родном регионе, не говоря уже обо всех остальных, где школьник никогда не был. Поэтому необходим принцип наглядности. В учебниках не всегда достаточно информации для полноценного изучения регионов России. Поэтому для создания образов территорий нужно включать в уроки стихи, рассказы, картины, национальные костюмы, видеоматериалы. И здесь в наш современный век инноваций на помощь приходят информационные технологии.

Внедрение информационных технологий в школе позволяет изменять традиционную систему образования. Это помогает повысить интерес изучения предмета у учащихся. Ведь главная проблема у многих современных детей – отсутствие желания и стремления учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки географии с использованием информационных и коммуникационных технологий при изучении региональной части в курсе «География России»

В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки  открываются большие возможности для совершенствования методических условий преподавания географии на основе информационных и коммуникативных технологий. А при улучшении условий происходят положительные сдвиги в знаниях, умениях и развиваются творческие способности учеников.

Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, хозяйственную деятельность человека. Курсу «География России» принадлежит важнейшая роль для решения этой задачи. Для глубокого познания природы и хозяйства такой большой территории, как наша страна необходимо подробное изучение отдельных её частей – регионов. [1]

Практика преподавания региональной части курса «География России» показывает, что учащимся тяжело сформировать представление о родном регионе, не говоря уже обо всех остальных, где школьник никогда не был. Поэтому необходим принцип наглядности. В учебниках не всегда достаточно информации для полноценного изучения регионов России. Поэтому для создания образов территорий нужно включать в уроки стихи, рассказы, картины, национальные костюмы, видеоматериалы. И здесь в наш современный век инноваций на помощь приходят информационные технологии.

Внедрение информационных технологий в школе позволяет изменять традиционную систему образования. Это помогает повысить интерес изучения предмета у учащихся. Ведь главная проблема у многих современных детей – отсутствие желания и стремления учиться.

  1. Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности. В таблице 1 представлены некоторые информационные технологии, применяемые в системе образования России.

Название информационной технологии

Англоязычное название

Сокращённое название

Электронный учебник

Electronic textbook

e-tbook

Мультимедиа система

Multimedia system

CD-sys

Экспертная система

Experts system

ex.sys

Система автоматизированного проектирования

Computer aided design system

CAD

Электронный библиотечный каталог

Electronic library

e-libr

Банк данных, база данных

Database

Db

Локальные и распределенные (глобальные) компьютерные системы

Local and Wide area networks

LAN/WAN

Электронная почта

Electronic mail

e-mail

Таблица 1. Информационные технологии, применяемые в системе образования России [3]

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа. Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;        

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

   В зависимости от дидактических целей можно выделить виды  компьютерных программ:

  • - учебные
  • - тренажеры
  • - контролирующие
  • - демонстрационные
  • - справочно-информационные
  • - мультимедиа-учебники
  • - интерактивные карты

2) В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации. Обмен информацией производится по каналам передачи информации.

Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал передачи информации и получателя информации (cм. схему 1).

Схема 1. Общая схема передачи информации [4]

  Отправитель информации        Канал передачи        Получатель информации

Основные составляющие коммуникационных технологий:

  • Локальная компьютерная сеть
  • Интернет
  • Электронная почта
  • Телеконференции

В наше время в образовании постоянно работают над внедрением коммуникационных технологий. Во многих школах страны проведён интернет, локальные сети. Всё чаще идут разговоры о дистанционном обучении.

Информационные и коммуникационные технологии постоянно между собой взаимосвязаны, поэтому целесообразнее говорить о информационно-коммуникационных технологиях – ИКТ. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать  стоящие перед ними задачи.

Примеры уроков географии с применением информационных технологий представлены в пособии серии «Современная школа». Изучение региона «Дальний Восток» представлено в таблице 2.

Таблица 2. Урок с использованием информационных технологий в 8 классе на тему «Дальний Восток – край контрастов» [2]

Цели и задачи урока:

- изучить особенности природы Дальнего Востока, сформировать целостное представление о районе как о крупном природном комплексе

- продолжить формирование навыков работы с картографическими и другими источниками географических знаний

- развить творческие способности и коммуникативные навыки

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

I. Организационный момент

Вступительное слово, проверка готовности учащихся к уроку.

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

1.Компьютер

2.Мультимедиа оборудование

3.Диск с презентацией

II. Сообщение темы и цели урока

Послушайте стихотворение и определите, о каком природном районе пойдет речь на этом уроке

Приметы Приморья

Тут лес, поля, крутые склоны,

Земля с приморскими дубами,

И сосен стройные колонны

Гудят, колеблемы ветрами.

Тут плещутся морские волны

О скалы поднебесных гор.

Они то шумно, то безмолвно

Ведут известный разговор.

Все это мирный твой фасад,

Моя великая страна.

Край рыбой, золотом богат,

Растут над морем города,

И чуть поднимется заря,

Идут суда с пахучим лесом

В заокеанские края,

Где тучи свесились навесом,

В лесах лианы вьются в кольца,

И дождь просеян решетом.

При неподкупном свете солнца

Здесь тигры спят глубоким сном.

Геологи в походах дальних

Здесь ищут с оловом руду –

Чтоб из рождений уникальных

Воздвигнуть памятник труду.

(Шило Н.)

Да, наш сегодняшний урок посвящен одному из самых удивительных мест, существующих на нашей планете. Тема урока: «Дальний Восток – край контрастов».

Учащиеся угадывают тему урока

Учащиеся ставят перед собой цель и задачи на урок

Слайд 1

III. Изучение нового материала.

  1. Определите по физической карте географическое положение Дальнего Востока.

- Какие особенности расположения этого района можно ни делить?

  1. Как вы думаете, почему Дальний Восток называют краем контрастов? Сделайте свои предположения.
  2. По тектонической карте определите, какая тектонически структура залегает в основании Дальнего Востока?

- Какого возраста эта складчатость?

- Какие тектонические процессы можно здесь наблюдать?

Учитель делает вывод

По карте выясните природные ресурсы Дальнего Востока.

  1. Анализ климатической карты.

В чем заключается особенность климата данной территории? Объясните фразы: «Царство холода - зимой»; «Господство влаги летом».

Большое количество осадков и относительно малое испарение определяют значительную густоту речной сети Дальнею Востока.

- Назовите реки, которые протекают по территории Дальнего Востока.

- Какая общая особенность есть у всех этих рек? Чем это обусловлено?

- Назовите реки, которые отличаются от остальных рек

5. Среди озер выделяются вулканические, пойменные и тектонические.

6. Об уникальности растительного и животного мира рассказывают заранее подготовленные ученики.

На территории региона много реликтовых растений и животных. Причиной этого является большая протяженность с севера на ни, слабое проявление ледниковой деятельности в четвертичном периоде, постоянное единство с Азией и прошлое соединение Азии с Америкой в районе Берингова пролива

Отвечают

Доклады

Слайд № 2

Слайды № 3-4

Атласы

Слайд № 5

Слайд № 6

(Слайды № 7-23.)

IV.

Закрепление материала

- Какие явления свидетельствуют о незавершенности горообразовательных процессов на территории Дальнего Востока? С чем пни связаны?

Игра «Третий лишний»

1.Цунами, землетрясения, бора.

2.Приморский, Хабаровский, Красноярский.

3.Колымское, Корякское, Витимское.

4. Камчатка, Чукотка, Таймыр.

5. Сахалин, Курилы, Новая Земля.

6. Берингово, Охотское, Белое.

Отвечают

V.

Итог урока

Оценка работы учащихся

Подают дневники

VI.

Домашнее задание

§ 41, выполнить на контурной карте задание № 5.

Записывают в дневник

Слайд № 24

Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций, веб-страниц. Например, в 8 классе при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов можно создавать презентации, используя Интернет-ресурсы. Это значительно повышает интерес к урокам географии и улучшает представление о регионах нашей страны, расширяя кругозор. При помощи компьютерных технологий на уроках можно проводить проверку знаний учащихся, закреплять изученный материал. Для этого могут быть использованы компьютерные тесты, тренажёры.

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают учителям и учащимся большие возможности для эффективного использования обширной информации, которая все более доступна.

Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. В формировании этих умений в региональной части курса «География России» существенный вклад могут внести ИКТ технологии. Проникновение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс создаёт предпосылки для кардинального обновления как содержательно-целевых, так и технологических сторон обучения. Это проявляется в том, что существенно обогащается система дидактических средств и формируется нетрадиционные ИКТ обучения. Образовательная практика порождает сложное, противоречивое многообразие методов, методик, технологий обучения [3].

Изучение регионов нашей Родины является важной составляющей географической науки, так как даёт представление, как о своём родном крае, так и об отдалённых уголках нашей страны. В наш современный век необходимо повышать у школьников интерес к региональному курсу «География России» на основе информационных и коммуникационных технологий.

Литература:

  1. Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Долгорукова С.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., Федорова О.П. Уроки географии. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2010.
  3. Федотов А.А., Федотова Е.А. Информационные технологии в науке и образовании. – М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2010.
  4. Интернет-ресурсы:

http://ale3104.narod.ru

На уроках я использую технические средства обучения: интерактивные доску (электронные пособия и карты, электронные тренажёры), интернет, видео, презентации. Увеличение представления у учащихся о регионах России можно достигать разными видами деятельности. Примеры: путешествие в интернете по России в программе «Google Earth»; обозначение объектов на интерактивных картах; просмотр видеороликов, репортажей, картин; создание презентаций. Безусловно, при этом у детей растёт познавательный интерес. Пятый год я увлекаюсь созданием видеорепортажей. Об уголках нашей Родины у меня пока только 3 репортажа: Московская область, озеро Байкал, Черное море. Дети с удовольствием смотрят эти видеоролики и интересуются после просмотра об особенностях природы, местных жителях и т.п. Исходя из этого, я считаю, учителю географии постоянно нужно накапливать методический материал для уроков изучения регионов.