Курсовая работа : Разработка конспекта урока на основе технологических карт по разделу: «Главные особенности природы Земли» в 7 классе

Гирфанова Лилия Ильдаровна

курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_garifullina_l.i._egf_bg-4.docx147.69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
(СГСПУ)

Естественно-географический факультет

Кафедра химии, географии и методики их преподавания

Методика обучения географии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Разработка конспекта урока

на основе технологических карт по разделу:

«Главные особенности природы Земли» в 7 классе

ПРЕДСТАВЛЕНА К ЗАЩИТЕ

Научный руководитель –
старший преподаватель
О.В. Воробьева

Подпись___________________

«___»_______________20___ г.

Исполнитель –
студент IV курса
очной формы обучения
направления подготовки 44.03.05
Педагогическое образование,
профили: «Биология» и «География»
Гарифуллина Лилия Ильдаровна

Подпись___________________

РАБОТА ЗАЩИЩЕНА

Оценка «__________________»

старший преподаватель
О.В. Воробьева

Подпись___________________

«___»_______________20___ г.

Самара 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................

3

1.Теоретико-методологические основы применения

технологических карт.................................................................................

5

1.1. Значение технологических карт в учебном процессе..................

5

1.2. Конструирование технологических карт.......................................

6

2. Методические рекомендации к проведению отдельных уроков  по разделу  «Главные особенности природы Земли» с использованием технологических карт...............................................................................

10

2.1. Тематическое планирование раздела «Главные особенности природы Земли»…………………………………………………………

2.2. Урок по теме: «Строение и свойства географической

оболочки».................................................................................................

12

15

ВЫВОДЫ....................................................................................................

28

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................

30

ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................

31

ВВЕДЕНИЕ

Технологическая карта урока – это графическое отображение сценария урока, план его проведения, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.

Актуальность. За минувшие десятилетия в мире произошли кардинальные перемены о представлениях, о целях образования и путях их осуществления. Умение учиться – это такая ключевая компетенция, которую обеспечивают общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

В соответствии с условиями новых ФГОС разрабатывается так называемый инструментарий применения инновационных технологий обучения, то есть технологическая карта, заполнение которой помогает нам  в конструировании и анализе урока на основе деятельностного подхода.

Классический конспект урока можно заменить технологической картой, которая, в свою очередь, помогает в его самоанализе.

Изложение урока в виде технологической карты предоставляет возможность максимальной конкретизации его еще на этапе подготовки, позволяет дать оценку целесообразности и потенциальной результативности выбранного содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждой стадии урока.

Применение технологических карт позволяет учителю максимально продуктивно организовать учебный процесс, достичь предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с условиями ФГОС второго поколения, сэкономить время на подготовку к уроку.

Цель курсовой работы: разработать урок  на основе технологической карты по разделу «Главные особенности природы Земли».

Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 

1. Проанализировать теоретико-методологические основы применения технологических карт в учебном процессе

2. Составить тематическое планирование по разделу «Главные особенности природы Земли»

3. Разработать технологическую карту урока по теме «Строение и свойства географической оболочки»

Методы исследования. Теоретические, эмпирические, математические, рефлексивные.

Структура курсовой работы: структура соответствует логике научного поиска и содержит: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

  1.2. Значение технологических карт в учебном процессе

Технологическая карта – это недавно появившийся вид методической продукции, который обеспечивает результативное и качественное преподавание учебных курсов в школе, а также возможность достижения предполагаемых результатов при освоении главных образовательных программ в согласовании с ФГОС 2-го поколения.[1]

Обучение с применением технологической карты дает возможность осуществить результативный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий (УУД), в согласовании с требованиями ФГОС 2-го поколения, значительно сэкономить время на подготовку учителя к уроку.

Само словосочетание «технологическая карта» пришло в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – вид технологической документации, изображающий  весь процесс обработки изделия, указывающий операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, а также квалификацию работников и т. п. [4]

Технологическая карта урока – инновационная модель планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Она предназначена для проектирования учебного процесса.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

  • увидеть учебный материал целостно и системно, спланировать учебный процесс согласно изучению темы с учетом цели курса предмета;
  • полностью отразить очередность всех осуществляемых операция и действий, при более тщательном планировании всех этапов урока, которые приводят к намеченному результату;
  • варьировать, корректировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
  • согласовывать действия учителя и учащегося;
  • организовать самостоятельную деятельность учеников в процессе обучения.

Технологическая карта урока даст возможность учителю:

  • реализовать предполагаемые результаты ФГОС;
  • сформировать у учеников УУД в ходе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
  • спроектировать собственную деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
  • спроектировать порядок работы по изучению темы от цели вплоть до конечного результата;
  • выполнить диагностику достижений предполагаемых результатов учащимися на каждом этапе изучения темы;
  • соотнести результат с целью обучения;
  • обеспечить увеличения качества образования.

1.3. Конструирование технологических карт

В соответствии с новым ФГОС, учитель должен обладать умением не только создавать конспект урока, но и проектировать его в форме технологической карты. Данное понятие заимствовано из области индустриальных технологий, а его использование в современной методике дает возможность усовершенствовать процесс обучения и сэкономить учителю время на подготовку к уроку. [8]

Технологическая карта урока – это план проведения урока, графическое отображение сценария урока, в котором заложены возможности вариативного развития урока и методы индивидуальной работы. Она содержит как статичные моменты, неизменяющиеся в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура. [6]

Рассмотрим структуру технологической карты на каждом этапе ее конструирования:

 1.    Сначала определяется тип урока.

Урок считается элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса. Любой урок своеобразен, отличается определенными задачами и содержанием. Но имеются общие особенности в педагогической и учебной деятельности на уроках. Процесс обучения дробится на ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задачи обобщение и подведение итогов и др. Дидактическая задача на уроке считается основанием для выделения следующих типов уроков по ФГОС. 

2.     Следующий этап – формулировка  цели, которую преподаватель хочет достигнуть на уроке.  

 Общие подходы к формулированию цели урока:

•    Цель рассматривается ровно как прогнозируемый результат урока

•    Цели учителя и цели учащихся на уроке взаимосвязаны

•    Педагогическая цель прогнозирует изменения в личностных структурах учащихся 

•    В задачах урока отражаются пути достижения цели

 К формулировке цели урока существуют следующие требования:

•    Специфичность: отображает специфику предмета

•    Точность: включает в себя какие результаты ожидаются к концу урока (изменения в личностных структурах обучающихся): открытие новых знаний, усвоение умений, развитие свойств, осознание ценностей и т.п.

•    Реалистичность: соответствует действительным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, обучающихся, численность класса, уровень подготовки, продолжительность урока, техническое обеспечение и т.п.)

•    Диагностичность: наличие критериев, позволяющие определить достижение цели

 Выделяются следующие ошибки при формулировке цели:

•    замена целей урока средствами их достижения

•    замена цели содержанием учебного материала (вместо того, чтобы сказать ради чего будет проводиться тот или иной урок педагог рассказывает то, что он на нём проделает -"познакомить обучающихся с ...");

•    замена цели методом (использование в формулировке цели таких словоформ как «путём», «посредством», «через»);

•    замена цели процессом деятельности («обучающиеся выполняют работу... », «обучающиеся пишут... », «обучающиеся решают задачи по теме... »)

•    цели неосуществимы (представление в качестве ожидаемого результат на отдельном уроке того, что является целью всего раздела и т.п.);

•    расплывчатость и неясность спроектированных учителем целей.

•    формулировка глобальных целей.                                                                                     Для того чтобы формулировать        планируемые результаты урока (формируемые на уроке УУД),  используются глаголы в неопределенной форме, также используются образовательные технологии и методы (в т.ч. перечисляются здоровьесберегающие технологии), различные средства обучения (электронные и печатные ресурсы, учебник, учебные пособия, наглядные пособия, оборудование) [9].

 3.     Ход урока.

Создается технологическая карта (таблица из столбцов). 

В первом столбце отражается «Деятельность учителя» (в процессе  каждого этапа урока следует кратко описать действия учителя с помощью следующих слов: «организует, создает, читает, способствует, помогает» и т.п.). Второй столбец - «Деятельность обучающихся» (ее можно описать, используя слова: «читают, анализируют, высказывают предположения, обобщают, договариваются»  и т.п.). 

Немаловажно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал внедрять деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя на уроках с помощью современных образовательных технологий требуется организовать такую учебную деятельность, которая бы обеспечила достижения новых образовательных результатов, позволяющая учащимся развить свои способности. При этом учащийся не столько внимательно слушает преподавателя, сколько в ходе деятельности осваивает знания и умения. По этой причине в разработке каждой темы немаловажно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат хотите получить. Важна деятельность учащегося, а не учителя. Учитель выступает организатором деятельности, а для этого создаёт мотивацию – организует действие – организует  самооценку  – рефлексию.

 Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД) [11]. Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта [10].

Представлены четыре вида УУД:

•    личностные

•    познавательные

•    регулятивные

•    коммуникативные

 Третий столбик технологической карты -  формируемые познавательные УУД

 В процессе обучения химии ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия: умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.п.

Познавательные УУД можно разделить на:

1.     Общеучебные, включая знаково-символические

2.     Логические

3.     Действия постановки и решения проблем

 Четвертый столбик технологической карты - формируемые регулятивные УУД.

 Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

•    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;

•    планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•    прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

•    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•    коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

•    с учётом оценки этого результата самим обучающимся, преподавателем, товарищами;

•    оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

•    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий 

 Пятый столбик технологической карты - формируемые коммуникативные УУД.

 Коммуникативные УУД обеспечивают:

•социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей

•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

 Шестой столбик технологической карты - формируемые личностные УУД.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [2]. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. 

Для быстрого составления технологической карты рекомендуется воспользоваться примерами УУД и их кодификаторами, для того, чтобы уменьшить объем технологической карты.

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ УРОКОВ ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

    2.1. Тематическое планирование раздела «Главные особенности природы Земли»

Данное тематическое планирование составлено нами согласно:

1. Программы основного общего образования по географии в соответствии с ФГОС к линии учебно-методических комплексов по географии для 5-9 классов (классическая линия). Издательство "Дрофа". Авторы: Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И., 5-9 классы[3].

2. Учебника: Душина, И.В. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – М. «Дрова», 2014. – 398 с.[5].

Согласно тематическому планированию, на изучение раздела «Главные особенности природы Земли» отводится 9 уроков, на изучение которых требуется 9 ч. Вся информация представлена в таблице 1.

Таблица  1.

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы контроля

Раздел I. Главные особенности природы Земли (10 ч)

1/1

Литосфера и рельеф Земли (2 ч)

Литосфера

1

07.09-12.09

Предметные

Уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов

Регулятивные УУД:  самостоятельно искать  и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа

Личностные

Осознать необходимость изучения окружающего мира.  Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Пр.р.№2

Контур. стр 2-3

2/2

Рельеф

1

Рабочая тетрадь стр. 13-17

3/3

Атмосфера и климаты Земли (2 ч)

Климатообразующие факторы

1

14.09-19.09

Предметные

Объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики; показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Личностные УУД: осознавать необходимость изучения окружающего мира

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни

Рабочая тетрадь стр.19,20

Пр.р№3

Контур стр.4-5

4/4

Климатические пояса

1

Пр.р№4

Контур стр.6-7

Презентации

5/5

Гидросфера (2 ч)

Мировой океан – основная часть гидросферы

1

21.09-26.09

Тест №2

Рабочая тетрадь стр.21,22.

Работа с электронным приложением

6/6

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

1

Работа с электронным приложением.

Рабочая тетрадь стр. 23

Работа с электронным приложением.

Рабочая тетрадь стр. 24,25

7/7

Географическая оболочка (3 ч)

Свойства и особенности строения географической оболочки

1

28.09-03.10

Предметные

Приводить примеры ПК

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии

Регулятивные

УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа

Личностные УУД: Уметь выделять главное, существенные признаки понятия; уметь работать с текстом: составлять сложный план

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

 Предметные

Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны

Работа с электронным приложением.

Рабочая тетрадь стр.26-28

8/8

Закономерности географической оболочки

1

05.10-10.10

Работа с электронным приложением.

Рабочая тетрадь стр. 29-30

9/9

Географическая зональность

1

Работа с электронным приложением.

Рабочая тетрадь стр.31-33

Пр.р№5

2.1. Урок по теме: «Строение и свойства географической оболочки»

Автор

Гарифуллина Лилия Ильдаровна

Предмет

География материков и океанов

Раздел

Главные особенности природы Земли

Тема изучения

Географическая оболочка

Тема урока

Строение и свойства географической оболочки

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Формирование понятия «географическая оболочка», ознакомление учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснение различных процессов и явлений природы с позиции главных свойств географической оболочки; формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации: формирование умений  школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; формирование познавательного интереса к географии.

Основное содержание темы

Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Термины и понятия

Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, тропосфера, географическая (земная) оболочка, природная среда, круговорот веществ,  границы, природный комплекс, целостность, ритмичность.

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

Осознавать единство  и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой географической науки

Познавательные УУД:

-  Поиск и выделение необходимой информации

-  Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

-  Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

- Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

-  Установление причинно-следственных связей

-  Построение логической цепи рассуждений  в форме суждений об объекте, его строении, связях

-  Понимание значения знаково-символической информации

-  Сравнение, выбор критериев для сравнения

-  Преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст)

-  Соотнесение данных друг с другом, определение причинно-следственных соотношений, подводящих к гипотезе

-  Объяснение явлений, процессов, связей

Регулятивные УУД:

-  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

-  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

- Слушать в соответствии с целевой установкой

- Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- Преобразование практической задачи в познавательную.

- Выполнение учебных действия в материализованной форме, учитывание алгоритмов и правил в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

-  Планирование своей деятельности.

- Умение использовать речь для регуляции своей деятельности.

- Осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

-  Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

-  Представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме;

-  Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

-  Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

-  Координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности

-  Уметь выражать свои мысли

Уметь сопоставлять границы географической оболочки с границами других оболочек Земли

Уметь обосновывать проведение границ.

Уметь объяснять свойства географической оболочки

Уметь приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

1. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник (авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев)

2. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев).

3. География материков и океанов. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И. В. Душина).

Интернет-ресурсы:

Http;//gео.1September.- сайт газеты «География»

Hhр;//gео. Metodist.ru - учебно-методическая лаборатория географии Московского

Института открытого образования.

Hhp;// potential. Ru. - образовательный журнал для школьников и учителей

«Потенциал».

Интерактивный материал: –

Технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение

История: история открытия круговорота веществ и энергии

Биология: сущность круговорота веществ; роль живых организмов в формировании природы.

Фронтальная (Ф)

Индивидуальная (И)

Групповая (Г)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (6 минут)

1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (2 мин.):

Настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих

2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (2  мин.):

Предлагает ответить на вопросы:

Почва - это элемент неживой или живой природы?

Прочитайте название темы урока, ответьте на вопрос:

- о чем пойдет речь на уроке?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «географическая оболочка»?

- Что вы знаете о географической оболочке?

- Что нового вы ожидаете узнать на уроке?

4. Дает целевую установку (2 мин.): предлагает ответить на вопрос:

- Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих

Вспоминают и анализируют сведения об оболочках Земли,  систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотят получить ответ

- О строении и свойствах ГО.

- Атмосфера, Гидросфера, Литосфера и тд.

- Это оболочка Земли.

- Что-то интересное, новое.

Формулируют цель урока

- Изучить строение и свойства ГО.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений

Соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе,

Построение логической цепи рассуждений  в форме суждений об объекте, его строении, связях 

Устанавливают причинно-следственные связи

Планировать свою деятельность

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Слушать в соответствии с целевой установкой.

 

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Уметь выражать свои мысли

 

Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

Проявлять устойчивый познавательный интерес

 

Проявлять устойчивый познавательный интерес

II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут)

1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (15 мин.): объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации.

Организует работу по получению новой информации (Приложение 1).

Предлагает обсудить вопрос:

- Что объединяет такие разные по происхождению и нахождению в природе органические вещества?

Вводит новые понятия (2  мин.): Зональность ГО – это  основная закономерность распределения ландшафтов на поверхности Земли, состоящая в последовательной смене природных зон, обусловленной характером распределения лучистой энергии Солнца по широтам и неравномерностью увлажнения.

Ритмичность ГО –  это периодическая повторяемость каких-либо явлений и процессов во времени.

3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (3  мин.): организует взаимообучение в группах из 4 человек по заданиям.

Предлагает выполнить задания (Приложение 2).

Организует проверку выполненной работы.

4.  Организует первичный контроль и коррекцию нового материала (5 мин.): раздает распечатанные задания для самостоятельной работы (Приложение 3), просит учащихся выполнить их и проверить по образцу

Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала.

Изучают материалы Приложения 1.

Заполняют таблицу в тетради (И).

Определяют суть различных видов круговорота веществ.

- Вода участвует в биологическом круговороте и служит источником водорода и кислорода.

Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения «Зональность», «Ритмичность»

Выполняют задания (И), проверят по образцу и корректируют ответы

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты; устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблица

Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения)

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения).

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать правила в контроле способа решения поставленной задачи.

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата

Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог

Адекватно использовать письменную речь

Осознанно строить речевое высказывание.

Слушать собеседника.

Адекватно использовать устную и письменную речь

Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Понимать границы собственного знания и «незнания».

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой географической науки

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (9 минут)

1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

2.Осуществляет рефлексию:

Сообщает, что изучили тему «Географическая оболочка». Просит закончить предложения:

Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- мне было легко…

- мне было сложно…

3. Задает домашнее задание:

1. Изучить §13

2. Ответить на вопросы после текста параграфа.

5. Составить кроссворд по теме: «Географическая оболочка»

Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения.

Записывают домашнее задание в дневник

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Представлять информацию в письменной и устной форме

Формировать адекватную позитивную самооценку

ВЫВОДЫ

В ходе написания курсовой работы были выполнены следующие задачи:

1. Были проанализированы теоретико-методологические основы применения технологических карт в учебном процессе, т.е. рассмотрено значение технологических карт в учебном процессе и способы конструирования технологических карт;

2. Составлено тематическое планирование по разделу «Главные особенности природы Земли», в котором были отражены все  темы этого раздела с характеристикой основных видов деятельности учащихся, формой контроля, промежутком времени изучения каждой из тем;

3. Разработана технологическая карта урока по теме «Строение и свойства географической оболочки», в которой была отражена деятельность учителя и УУД учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А.Н., Николина В.В., Липкина Е.К. Современный справочник – М.: Просвещение, 2014 г. – 256 с.
  2.  Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  3.  Баринова И.И Программа основного общего образования по географии в соответствии с ФГОС к линии учебно-методических комплексов по географии для 5-9 классов (классическая линия) / Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Громова В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов, 2013. – 120 с.
  5.  Душина, И.В. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрова, 2014. – 398 с.
  6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  7.  Малышева В.М. Технологическая карта урока [Электронный ресурс] / В.М.Малышева // URL: http://schoolarea.ru/karta_uroka.html. Дата обращения 01.05.2016.
  8. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока: Научно-методическое пособие. Витебск, 2006 – 56 с.
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
  10. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
  12.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Кохтова. A.M. Кондакова. – М: Просвещение, 2011. – 79 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Круговорот воды в природе, также известный как гидрологический цикл, описывает непрерывное движение воды на поверхности Земли, а также над и под ней. Хотя баланс воды на Земле остается практически неизменным с течением времени, отдельные молекулы воды могут приходить в атмосферу и уходить из нее. Вода перемещается, например, из реки в океан или из океана в атмосферу, с помощью таких физических процессов, как испарение, конденсация, осадки, инфильтрация, сток, а также с помощью подземных течений. При этом вода проходит через различные фазы: жидкую, твердую (лед) и газообразную (пар).  http://www.childrenpedia.org/1/6.files/image069.jpg

Круговорот воды в природе включает в себя теплообмен, что приводит к температурным изменениям. Например, когда вода испаряется, она вбирает тепло из окружающей среды и охлаждает ее. Когда она конденсируется, то отдает тепло и нагревает окружающую среду. Этот теплообмен влияет на климат. Круговорот воды в природе также связан с геологическими процессами на Земле (эрозия и седиментация). И, наконец, благодаря ему поддерживается жизнь и стабильность экосистем на Земле

 

Биологический круговорот веществ в природе. Под биологическим круговоротом веществ понимают поступление веществ и химических элементов из почвы и атмосферы живых организмов, образование в этих телах новых сложных соединений и их возвращения организм мел или продуктов их разложения в почвы и атмосферы (рис).

Біологічний кругообіг речовини

Биологический круговорот веществ - сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия живых организмов как между собой, так и с окружающей средой. Состоит он из циклов разной продолжительности, которые по-разному влияют на ландшафт. Различают сезонные, годовые, многолетние и вековые циклы биологического круговорота. Лучше выраженные годичные циклы круговорота состоящие из потребления элементов питания отдельными организмами или их формациями, а также постепенного возвращения вновь органических веществ в окружающую среду.

Главным источником энергии биологического круговорота является солнечная энергия. Благодаря солнечному излучению в биосфере осуществляется один из самых грандиозных процессов - фотосинтез. Растения поглощают энергию солнечного света, с ее помощью усваивают в своих листьях углекислоту и воду, раскладывая их на простые химические элементы При этом углерод и водород растения используют на построение своих органических тел, а кислород, главным образом, выделяется ими в атмосферу При участии кислорода происходит один из важнейших жизненных процессов - дыхания Не меньшее значение имеет и другой процесс, в котором участвует кислород, - тление и гниение растений, разложение мертвых животных.  При этом сложные органические соединения превращаются в более простые (углекислый газ, воду, азот) так завершается биологический круговорот простых элементов, которые высвободились в процессе круговорота веществ, служат исходным материалом для следующего цикла круговорота.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 группа: Докажите взаимодействие биосферы  и  атмосферы на следующем примере:

«Зеленые растения выделяют кислород».

Учащиеся приводят свои доказательства:

Воздух является необходимым условием для жизнедеятельности всех организмов. Растения поглощают углекислый газ, производя органические вещества. Вместе с тем, состав газов в атмосфере тесно связан с жизнью организмов.

Живые организмы подвергают верхний слой атмосферы сложным изменениям. Они участвуют в процессе выветривания горных пород. Остатки растений и животных создают в земной коре органические горные породы. В свою очередь, различные вещества земной коры входят в состав организмов. Верхний слой литосферы является жизненной средой для организмов.

2 группа: Докажите взаимодействие гидросферы и литосферы на следующем примере:

«Реки изменяют рельеф».

Учащиеся приводят свои доказательства:

Круговорот воды в природе.  

Земные оболочки влияют друг на друга. Например, ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения, переносят влагу из одних районов в другие. Теплые и холодные течения влияют на температуру воздуха. Под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф. Разные минеральные вещества входят в состав живых организмов, населяющих оболочки Земли. Когда организмы отмирают, из их остатков образуются осадочные горные породы земной коры

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание 1. Дайте определение понятию «Географическая оболочка».

(Географи́ческая оболочка - это целостная непрерывная оболочка Земли, состоящая из верхней части литосферы, тропосферы, гидросферы и биосферы).

Задание 2. Перечислите свойства географической оболочки.

(Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование).

Задание 3. Назовите оболочки Земли, образующие географическую оболочку.

(Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера)

Задание 4. Какие круговороты существуют в географической оболочке?

(Круговорот воды, биологический круговорот, круговорот воздуха, круговороты в земной коре)

Задание 5. Для чего любому человеку необходимы знания о географической оболочке, ее строении и свойствах?

(ГО по существу наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений)