Методика "По сторонам горизонта".
Предварительный просмотр:
УДК 911.9
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ «ПО СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА»
А.Н. Семченко
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение Копанищенская Основная Общеобразовательная Школа, Российская Федерация (397840, Воронежская область, Острогожский муниципальный район, п. Луки, ул. Школьная 1) sem.sem-21.da@yandex.ru
METHODOLOGY OF ORGANIZING AND CARRYING OUT EXCURSIONS "ON THE SIDES OF THE HORIZON"
A.N. Semchenko
Municipal State-Owned Educational Institution Kopanishchenskaya Basic General Education School, Russian Federation (397840, Voronezh Region, Ostrogozhsky Municipal District, p. Luki, Shkolnaya Street 1) sem.sem-21.da@yandex.ru
Аннотация: Цель - создать методику проведения экскурсий - «По сторонам горизонта», на основе опыта проведения туристских лагерей, кружков, других форм туристической деятельности. Материалы и методы. В период с 2002 по 2022 г. в рамках летних пришкольных лагерей дневного пребывания проведено порядка 200 и более походов, экскурсий. Используя методы маршрутной съёмки, а также анализа статистической информации проведена классификация экскурсий. В качестве актуальности методики приведены конкретные примеры туристских маршрутов на местности. Результаты и обсуждение. Для успешной реализации туристской деятельности необходимо создать «систему» регулярных маршрутов. Ведь только система регулярных, хорошо проработанных маршрутов может вызвать положительные эмоции. Одну из таких систем я уже показал в предыдущей своей статье[4]. В данной статье я предлагаю ещё один вариант создания туристкой деятельности «в системе». «Основные принципы», организации маршрутов с точки зрения туристкой привлекательности:
1. Наличие цели маршрута - главного объекта.
2. Уникальность, новизна и не повторяемость.
3. Умеренная нагрузка, вызывающая положительные эмоции (отдых), но не усталость.
Кроме того, для успешной организации нужна не только «система» с хорошой инфраструктурой, но и специальная «гидовая служба». Гидовая служба, как группа высококлассных специалистов-экскурсоводов, высокоэрудированных по профилю, владеющих языками, наравне с чёткой системой является гарантом, успешной и прибыльной туристкой деятельности в сфере бизнеса. В данной работе я подвожу итог своей туристической деятельности. Но итог уже не только с точки зрения организации туристкой деятельности в школе, но и с точки зрения общей организации относительно любого полюса: школы, санатория, базы отдыха, лесного кордона и т.д. Включая современные объекты-модели туристкой привлекательности: природные парки, сафари-парки и т.д. Выводы. Умение правильно организовать туристскую деятельность в бизнес-районе, возведя организацию туристкой деятельности «в систему», профессионально соблюдая «секреты» организации, мы добиваемся максимального результата.
Abstract: The purpose is to create a methodology for conducting excursions "By the Sides of the Horizon" based on the experience of conducting tourist camps, clubs, and other forms of tourist activities. Materials and methods. Between 2002 and 2022, approximately 200 or more hikes and excursions were conducted as part of summer day camps at schools. Using methods of route surveying and statistical information analysis, the excursions were classified. Specific examples of tourist routes on the ground are provided as evidence of the methodology's relevance. Results and discussion. To successfully implement tourism activities, it is necessary to create a "system" of regular routes. After all, only a system of regular, well-developed routes can evoke positive emotions. I have already shown one such system in my previous article [4]. In this article, I propose another option for creating tourism activities "in a system." "Basic principles" of route organization in terms of tourist attractiveness:
1. The presence of the route's goal - the main object.
2. Uniqueness, novelty, and non-repetition.
3. Moderate load, causing positive emotions (rest), but not fatigue.
In addition, for successful organization, you need not only a "system" with a good infrastructure, but also a special "guide service". The guide service, as a group of highly qualified tour guides who are highly erudite in their field and speak multiple languages, is a guarantee of successful and profitable tourism activities in the business sector, along with a well-defined system. In this work, I am summarizing my experience in tourism. However, this is not just about organizing tourism activities at a school, but also about organizing them in a broader context, such as schools, sanatoriums, recreation centers, forest rangers, and more. This includes modern tourist attractions such as nature parks, safari parks, and more. Conclusions. The ability to properly organize tourist activities in a business district, by elevating the organization of tourist activities "into a system", by professionally observing the "secrets" of the organization, we achieve maximum results.
Ключевые слова: система туристкой деятельности «По сторонам горизонта», гидовая служба.
Keywords: "On the Sides of the Horizon" tourism system, and guide service.
ВВЕДЕНИЕ
В этой статье, опорой для разработки методики будет служить ориентирование, как понятие и стороны горизонта, как способы ориентирования. Причина? Маршрут всегда ориентирован [1]. Профессионально, у географа, он ориентирован относительно сторон горизонта. Итак, так как, основных сторон горизонта - 4, из них основных промежуточных - 4, получаем 8 разнонаправленных экскурсий:
Рис. 1 Основная карта-схема методики «По сторонам горизонта»
Стороны горизонта помогают нам создать разнонаправленную схему туристических маршрутов относительно полюса, который располагается в центре схемы. Это, здание школы, туристическая база или любая другая отправная точка, от которой организуется экскурсионная деятельность в рамках данной организации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Почему маршрутов 8? Опытным путём было установлено, что это самый удобный вариант. Как известно самых главных сторон горизонта - 2 (С, Ю), самое большое количество сторон горизонта - 32. Но парки, обладающие малым количеством маршрутов (от 2 до 4) не будут привлекательны. Разнообразие же маршрутов от 16 до 32 в пределах одного полюса практически не встречается. Это могут быть только уникальные исключения. Таким образом, цифра 8 - оптимальна. Разберём, в качестве примера организации, уже следуя установленным принципам, маршруты, разработанные мной на примере школы-полюса в которой я работаю.
1 – «Добыча бирюка» (Север).
2 - «Дивными дорогами» (Северо-восток).
3 - «По долинам и по взгорьям» (восток).
4 - «Ближний лес» (юго-восток).
5 - «Бобровая плотина» (Юг).
6 - «В камышах» (юго-запад).
7 - Старица (запад).
8 - «Дорогами войны» (северо-запад)
Применив методику к своей школе-полюсу, карта-схема маршрутов будет выглядеть так:
Рис. 2 Карта-схема методики «По сторонам горизонта» района моей школы
Описание тур - маршрутов:
① - ДОБЫЧА БИРЮКА. [6] 1. Наличие цели маршрута - главного объекта. Песчаная коса р. Дон в районе заброшенного коровника. Тип маршрута - маятниковый (туда-обратно).
2. Уникальность, новизна и не повторяемость. Рыба бирюк, как эндемик Азово-Черноморского бассейна. Дон, как крупная река (длина около 2000 км.). Песчаная коса, как форма рельефа. К визуальной привлекательности добавляется организационная: уха из бирюка, купание в крупной реке. 3. Умеренная нагрузка, вызывающая положительные эмоции (отдых), но не усталость. Движение в сторону объекта осуществляется на велосипедах, по ровной местности, по поймам рек Тихая Сосна и Дон, время в пути от 20 до 30 минут в одну сторону. Пребывание в районе реки - от 2 до 3 часов. Мелководный и безопасный пляж.
② - ДИВНЫМИ ДОРОГАМИ [5].1. Наличие цели маршрута - музей-заповедник «Дивногорье». Тип маршрута - кривая линия.
2. Уникальность, новизна и не повторяемость. Дивы - меловые скалы. Меловые пещеры и храмы, созданные человеком. Меловые каньоны, созданные природой. Маяцкое городище - остатки поселений аланов. Организационная привлекательность частично возлагается на работников заповедника, а частично на учителя, как проводника обеспечивающего проход учащихся по дну мелового каньона и обеспечивающего безопасность учащихся. 3. Умеренная нагрузка, вызывающая положительные эмоции (отдых), но не усталость. До заповедника - на электричке одну остановку. Маршрут до 3 км. пешком от остановки 143 км. до пл. Дивногорская. Время маршрута 2-3 часа. Маршрут по прекрасным пейзажам Донского Белогорья с видом на долины рек Дон и Тихая Сосна.
③ - ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ [1]. 1. Наличие цели маршрута - вершина холма. Тип маршрута - круговая экскурсия. 2. Уникальность, новизна и не повторяемость. Антропогенные формы рельефа - меловой каръер, меловой террикон. Все виды эрозионных форм рельефа Донского Белогорья: от оврагов, лощин и ложбин до балок и речной долины р. Тихая Сосна. Самая высокая точка района - смотровая вышка (вершина холма) и самые низкие формы рельефа - пойма. Все типы ландшафтов нашей местности: культурный, техногенный, аграрный, естественный, селитебный и т.д. К визуальной привлекательности добавляется организационная: купание в средней реке (длина Тихой Сосны 161 км). 3. Умеренная нагрузка, вызывающая положительные эмоции (отдых), но не усталость. Длина маршрута - 5-6 часов, с привалами, пешком. В завершении маршрута - пляж р. Тихая Сосна.
❹ - В ПОИСКАХ БАЙБАКА. [7] 1. Наличие цели маршрута - главного объекта. Балка «Ржавец» в районе Среднерусской возвышенности у х. Александровка Острогожского муниципального района Воронежской области. Тип маршрута - маятниковый (туда-обратно), до момента обнаружения европейского сурка (мarmota bobak) и проведения мониторинговых работ. 2. Уникальность, новизна и не повторяемость. Сурок европейский, как типичный представитель степной фауны, которого можно визуально наблюдать в процессе экскурсии. Ржавка, как исчезнувшая река (правый приток Тихой Сосны). Балка «Ржавец», как форма рельефа, наличие цокольных террас, донного и боковых оврагов, правого мелового и левого суглинистого склонов. Уникальная растительность степи: адонис, аносма, шалфеи и т.д. К визуальной привлекательности добавляется организационная: простор и природа южной лесостепи в сочетании с пикником на природе.
❺ - БОБРОВАЯ ПЛОТИНА [1]. 1. Наличие цели маршрута - главного объекта. Бобровая плотина в районе местечка «Кут» на реке Криница, у х. Александровка Острогожского муниципального района Воронежской области. Тип маршрута - маятниковый (туда-обратно), до момента обнаружения бобровой плотины речного бобра (сastor fiber) и проведения мониторинговых работ: обнаружения «хатки», ходов, нор, следов жизнедеятельности.
2. Уникальность, новизна и не повторяемость. Речной бобр, как самый крупный представитель фауны околоводных пространств, которого можно визуально наблюдать в природе лесостепи. Криница, как малая река (правый приток Тихой Сосны). Экологические проблемы малой реки, опасность её исчезновения. К визуальной привлекательности добавляется организационная: поиск и оформление родников в сочетании с пикником на природе.
❻ - В КАМЫШАХ [2]. 1. Наличие цели маршрута - главного объекта. Болота реки Тихая Сосна в районе Среднерусской возвышенности у х. Александровка Острогожского муниципального района Воронежской области. Тип маршрута - маятниковый (туда-обратно), до момента выхода на луг в районе болот и осушительных канав.
2. Уникальность, новизна и не повторяемость. Болота, как самодостаточный и саморегулируемый природный комплекс, Уникальная растительность болот, которую можно визуально наблюдать в процессе экскурсии. Каналы, как представители антропогенных форм рельефа, их значение и следствие. Луг и пойма реки, как форма рельефа, затопляемая во время весеннего половодья. Уникальная растительность луга: иван-чай, калужница болотная, тростник и т.д. К визуальной привлекательности добавляется организационная: простор и природа поймы реки в сочетании с пленэром (например, юный художник) на природе.
7 - СТАРИЦА. [8] 1. Наличие цели маршрута - главного объекта. Старое русло реки Тихая Сосна в районе Среднерусской возвышенности у п. Луки Острогожского муниципального района Воронежской области. Тип маршрута - маятниковый (туда-обратно), до момента выхода к старому русло реки и проведения мониторинговых работ.
2. Уникальность, новизна и не повторяемость. Карась серебрянный, как типичный представитель степной фауны, которого можно визуально наблюдать в процессе экскурсии. «СТАРУХА», как физико-географический объект. Река «Тихая Сосна», как объект гидросферы, общая характеристика Тихой Сосны как средней реки. Уникальная растительность реки: кубышка жёлтая (Núphar lútea), кувшинка белая (Nymphaea alba) . К визуальной привлекательности добавляется организационная: простор и природа Тихой Сосны в сочетании с рыбалкой на реке.
⑧- ДОРОГАМИ ВОЙНЫ [3].1. Наличие цели маршрута - главного объекта. Памятник советским войнам на дамбе по дороге между п. Луки и п. Коротояк Острогожского муниципального района Воронежской области. Тип маршрута - маятниковый (туда-обратно), до памятника воинам и проведения патриотического митинга.
2. Уникальность, новизна и не повторяемость. Памятник советским воинам 174 стрелковой дивизии, целый месяц державших оборону п. Коротояк под открытым небом. Железнодорожная дамба как антропогенная форма рельефа. Уникальная история обороны с. Коротояк, 7 раз переходившего из рук в руки. К визуальной привлекательности добавляется организационная: вахта памяти в сочетании с благоустройством прилегающей территории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы создана методика «По сторонам горизонта». Эта методика позволяет учителю школы работать в системе. На основе основной карты-схемы методики «По сторонам горизонта» учитель создает свои регулярные маршруты. Предварительно распланировав экскурсии на год вперед. Следует помнить, что данная методика легко применима не только для школ, но и для санаториев, для туристических баз и других объектов полюсной организации туризма.
Используемая литература.
1.Образовательная социальная сеть nsportal.ru.: ссылка https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2025/09/23/krugovaya-ekskursiya-po-dolinam-i-po-vzgoryam-eksklyuzivnye (дата обращения: 23.09.2025 г.).
2.Образовательная социальная сеть nsportal.ru.: ссылка https://nsportal.ru/albom/2023/01/14/letniy-turisticheskiy-lager-solnyshko (дата обращения: 16.09.2025 г.).
3.Образовательная социальная сеть nsportal.ru.: ссылка https://nsportal.ru/albom/2024/09/24/24-09-2024-g-pohod-k-mestam-boevoy-slavy (дата обращения: 16.09.2025 г.).
4. Семченко А.Н. Методика круговых экскурсий / А.Н. Семченко // Региональные геоэкологические исследования. Сборник научных статей. 2022. С. 102-111. – URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2022/05/20/metodika-krugovyh-ekskursiy (дата обращения 05.09.2025).
5. Образовательная социальная сеть nsportal.ru.: ссылка https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2025/09/19/iz-istorii-turkluba-nebo-pohod-divnymi-dorogami (дата обращение - 19.09.2025 г.)
6. nsportal Образовательная социальная сеть.ru.: ссылка https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2025/09/22/dobycha-biryuka-eksklyuzivnye-materialy-iz-arhiva-turkluba-nebo (дата обращения: 22.09.2025 г.)
7. nsportal Образовательная социальная сеть.ru.: ссылка https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2025/09/24/v-poiskah-baybaka-arhivnye-materialy-ot-turkluba-nebo-24-09 (дата обращения: 24.09.2025 г.)
8. nsportal Образовательная социальная сеть.ru.: ссылка https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2025/10/02/iz-arhiva-turkluba-ekskursiya-staritsa (дата обращения: 15.10.2025 г.)
Сведения об авторе:Семченко Александр Николаевич
инженер-эколог по образованию, учитель высшей квалификационной категории,
Копанищенской общеобразовательной школы Острогожского муниципального района Воронежской области E-mail: sem.sem-21.da@yandex.ru
nformation about the author: Semchenko Alexander Nikolaevich
ecological engineer by education, teacher of the highest qualification category,
Kopanishchenskoy Secondary School of Ostrogozhsky Municipal District of the Voronezh Region,
E-mail: sem.sem-21.da@yandex.ru


