Научная статья" Изучение населения России в основной школе"
В рамках темы нашего исследования считаем необходимым рассмотреть изучение населения России в основной школе с позиции двух аспектов: регионального и краеведческого. При этом, актуальность реализации регионального аспекта в изучении населения России обусловлена необходимостью повышения качества географического образования посредством формирования глубоких, системных знаний о природных и социально-экономических особенностях родного края. Регионализация образовательного процесса представляет собой не только обязательное требование федеральных государственных образовательных стандартов, но и значимый педагогический инструмент, направленный на развитие экологического мышления, краеведческих компетенций и гражданской идентичности обучающихся. Ведь в контексте школьного курса географии изучение регионального компонента способствует установлению прочной взаимосвязи теоретических знаний с практическим опытом учащихся, их повседневным жизненным окружением и региональной спецификой населения [6].
Не стоит забывать и о том, что население Оренбургской области, обладающее особым демографическим статусом для России и соседних территорий Казахстана, представляет собой уникальный объект для реализации краеведческого принципа в образовании, выступая в качестве базового элемента интеграции знаний о местных природных условиях, хозяйственных процессах, экологических проблемах и способах их решения. В связи с этим особое значение приобретает методически обоснованное применение краеведческого принципа, позволяющего обучающимся развивать навыки самостоятельного познания, экологического мышления и ответственного отношения к окружающей среде через углубленное изучение своего региона, что и будет рассмотрено нами в рамках данного параграфа.
Остановимся на краткой теоретической справке, а затем перейдем к практическому рассмотрению. Региональный аспект изучения населения России в школьном курсе географии основной школы предполагает установление тесной взаимосвязи между теоретическим содержанием образовательного материала и реальными природными и социально-экономическими условиями территории проживания обучающихся. При реализации краеведческого принципа на уроках географии особое внимание уделяется раскрытию взаимосвязей между природными факторами, хозяйственной деятельностью человека и её последствиями для окружающей среды региона. Мы полагаем, что важнейшей задачей здесь является не только передача знаний о региональных особенностях населения, но и формирование у обучающихся навыков практического анализа локальных географических объектов и явлений.
Важно понимать, что конкретизация регионального аспекта на примере населения России требует опоры на современные методические подходы и технологии, позволяющие глубже понять её роль в развитии региона. А центральное место в такой работе занимает проектная деятельность школьников, в рамках которой обучающиеся могут создавать тематические проекты, посвящённые особенностям населения России, состоянию демографии и демографических процессов. Примерами таких работ могут быть мини-проекты, направленные на исследование изменений населения России, анализ населения Оренбургской области и разработку рекомендаций по миграционной политике в регионе – однако, многое зависит от школьного технического оснащения.
Как отмечают исследователи, эффективность краеведческого принципа к изучению темы населения России обеспечивается через использование интерактивных методов обучения, включающих работу с картографическим материалом, данными дистанционного зондирования Земли, в том числе с применением спутниковых снимков, картографических сервисов и цифровых образовательных платформ. Подобные технологии позволяют наглядно продемонстрировать обучающимся связь изучаемого материала с реальными ситуациями, происходящими в регионе, и способствуют развитию навыков анализа и интерпретации географической информации. Интерактивные цифровые средства также дают возможность педагогам оперативно отслеживать результаты обучающихся и корректировать образовательный процесс, исходя из специфики освоения материала и возникающих затруднений школьников.
Основным методическим требованием при реализации краеведческого принципа является проведение систематического мониторинга и оценивания образовательных результатов [4; 14]. Результативными средствами оценивания являются презентации результатов проектов и исследовательских работ, организуемые как в индивидуальной, так и в групповой формах. Особое значение приобретает организация рефлексии по итогам изучения темы населения России, в ходе которой обучающиеся осмысливают полученные знания, дают личностную и групповую оценку проделанной работе, что позволяет корректировать учебный процесс и повысить его качество.
Заметим, что для реализации краеведческого принципа изучения населения России в школьном курсе географии основной школы значимым является и межпредметное взаимодействие, обеспечивающее интеграцию географических знаний с демографией, этнологией, географии населения региона. Межпредметный подход предоставляет обучающимся целостную картину взаимосвязи природы и населения в Оренбургской области, раскрывая закономерности развития местного хозяйства, культурные традиции, формирующиеся под влиянием природной среды, и антропогенного воздействия на экосистемы реки. Все это способствует не только повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, но и позволяет на практике реализовать задачи формирования демографической грамотности, обозначенные ФГОС и Концепцией развития географического образования.
Установлено, что реализация интерактивных методов и технологий изучения населения России подтверждает гипотезу исследования о том, что эффективное изучение данной темы возможно при системном использовании краеведческого принципа, подкреплённых практическими разработками

