Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Геология"

Гусятинская Екатерина Юрьевна

Представленные Вашему вниманию примеры тестовых и контрольных заданий по дисциплине "Геология" можно по полному праву отнести к  Системе стандартизированных заданий, позволяющих автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по дисциплине «Геология»

(первый семестр)

Вариант 1.

  • Дайте определение науке геологии.
  • Что такое верхняя мантия, нижняя мантия, литосфера?
  • Что такое базис эрозии?
  • Что такое фация современная и древняя?

Вариант 2.

  • Назовите главнейшие разделы геологии и дайте краткую их характеристику.
  • Что такое породообразующие и акцессорные минералы?
  • Какие известны теории происхождения подземных вод?
  • Как и где формируются терригенные, химические и органогенные отложения?

Вариант 3.

  • Какой метод геофизики позволил установить неоднородное строение земного шара?
  • Что такое «кларк» и каковы  кларки  8  главных  химических элементов?
  • Как называется наука о подземных водах?
  • Что такое моренные отложения и каковы особенности их образования?

      Вариант 4.

  • Назовите крупных ученых, внесших вклад в развитие геологии.
  • Приведите состав и мощность осадочного, гранитного и базальтового слоев.
  • Какая классификация  существует для рек?
  • В чем проявляется геологическая деятельность моря?

      Вариант 5.

  • Какие геологические сферы установлены во внутреннем строении Земли?
  • Какие вопросы рассматривает относительная и абсолютная геохронология?
  • Что такое эрозия, какие виды эрозии выделяют?
  • Приведите характеристику морских отложений и закономерности их распределения на дне моря.

       Вариант 6.

  • Приведите характеристику главных геосфер Земли: земной коры, мантии и центрального ядра.
  • В  каких климатических зонах наиболее активно проявляются  физические, химические и биологические факторы выветривания?
  • Какие классификации подземных вод известны?
  • Как образуются озера и болота?  

Вариант 7.

  • Приведите основные параметры Земли: название формы Земли, радиусы, сжатие, объем, поверхность (площадь), масса, наибольшая высота суши и наибольшая глубина океана.
  • Дайте определение термину  «горная порода». Какие виды горных пород известны на Земле?
  • Приведите пример метода, определяющего абсолютный возраст горных пород.
  • Как проявляется геологическая деятельность подземных вод?

Вариант 8.

  • Каковы физико-химические свойства геосфер?
  • Как проявляются процессы эоловой деятельности: дефляция, коррозия, перенос и аккумуляция?  
  • Дайте определение термину «подземные воды».
  • Что такое верховодка, грунтовые, артезианские воды, их качество и условия залегания?

Вариант 9.

  • Каков вещественный состав геосфер?
  • Какие методы применяют в относительной и абсолютной геохронологии?
  • Какие вопросы рассматривает наука геохимия?
  • Как проявляется геологическая деятельность подземных вод?

Вариант 10.

  • Каково строение земной коры и какие оболочки в ней выделяют?
  • Что такое «минерал» и какое количество минералов известно в настоящее время?
  • Дайте определение термину «выветривание».
  • Приведите общую характеристику океанов и морей Земли.

Контрольная работа по дисциплине «Геология»

(второй семестр)

      Вариант 1.

  • Как называется наука, изучающая движения земной коры?
  • Что такое магматизм, магма, какие виды магматизма проявлены на Земле?
  • Какие виды метаморфизма выделяют, какие породы характерны для каждого вида метаморфизма?
  • Для чего проводят инженерно - геологическую экспертизу?

       Вариант 2.  

  • Какие три вида тектонических движений выделяются?
  • Как подразделяют сейсмические волны?
  • Приведите общую характеристику процессов внутренней динамики Земли.
  • Какие разведочные работы проводятся при инженерно-геологической съемке?

       Вариант 3.

  • Приведите характеристику колебательных движений земной коры.
  • Что такое магматическая дифференциация и как она проявляется?
  • Какие процессы изучает тектоника?
  • Чем особенны инженерно – геологические изыскания для строительства газонефтепроводов и газонефтехранилищ?

       Вариант 4.         

  • Что такое трансгрессия и регрессия моря и чем они вызываются?
  • Какова природа земного магнетизма?
  • Какие известны факторы метаморфизма?
  • Что такое  инженерно - геологическая съемка? Какие задачи решаются при её проведении?  

      Вариант 5.

  • Как подразделяются колебательные движения земной коры?
  • Назовите основные формы залегания магматических интрузивных и эффузивных горных пород.
  • Какие известны характерные особенности текстур метаморфических горных пород, помогающие отличить их от магматических и осадочных горных пород?  
  • Каковы основные направления техногенного воздействия на природную среду?

      Вариант 6.

  • Что такое орогенические движения земной коры?
  • Что такое моретрясение и цунами?
  • Что характерно для эффузивных горных пород?
  • Каковы основные проблемы геоэкологии?

      Вариант 7.

  • Какие виды складок возникают при складчатых движениях земной коры?
  • Какова классификация землетрясений?
  • Сколько вулканов на Земле, как они подразделяются, каково строение вулканов?
  • Каковы экологические аспекты складирования отходов?

      Вариант 8.

  • Что такое платформы, щиты и геосинклинали (привести их характеристику)?
  • Что такое сейсмограф, сейсмограмма, гипоцентр и эпицентр?
  • Как подразделяются магматические горные породы по содержанию в них кремнезема?
  • Что понимают под термином  ”геологическая среда”?  

      Вариант 9.

  • Что такое землетрясение, в каких районах Земли  оно проявляется?
  • Какая шкала применяется для измерения силы землетрясений и в каких  единицах  измеряется интенсивность  землетрясений?      
  • Что такое вулканизм?
  • В чем проявляется тектоника литосферных плит?          

      Вариант 10.

  • Как называется наука, занимающаяся изучением землетрясений?
  • Что такое  структура  и текстура горной породы?  Назовите характерные  структуры и текстуры магматических горных пород.
  • Что такое сейсмические и асейсмические области Земли?
  • Какие факторы обусловливают трещиноватость горных пород?

Преподаватель:  Гусятинская Е.Ю.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»

(ГАПОУ КК «НКСЭ»)

Комплект оценочных средств

для проведения промежуточной аттестации

в форме дифференцированного зачета

по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования»

в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности

для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация

газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

(базовая подготовка)

        

2022 год

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________М.А. Кондратюк

«___»__________2022 г.

ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК естественнонаучных и математических дисциплин

протокол № ____

от «__»_____2022 г.

Председатель ЦМК

________ О.И. Сорока

КОС для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета на основании ФГОС СПО для укрупненной группы специальностей: 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация  газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 484 от 12.05.2014г., зарегистрирован в Минюсте приказ № 32518 от 02.06.2014 г. 

CОГЛАСОВАНО

Научно-методический                                    

совет протокол №___                                              

от «__»_______2022 г.                                                                    

________Э.М.Ребрина

Разработчик:

_______ Е.Ю. Гусятинская

преподаватель естественнонаучных дисциплин

первой категории

ГАПОУ КК «НКСЭ»

   

 Рецензенты:

________ О.И. Сорока

преподаватель естественнонаучных дисциплин  

вышей категории

ГАПОУ КК «НКСЭ»

  1. Содержание

  1. 1.  Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств         4
  1. 2. Комплект контрольно-оценочных средств        9
  2. 3. Организация контроля и оценки уровня освоения программы УД        28
  1. Перечень материалов, оборудования и информационных

источников, используемых в аттестации                                                                  30

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.Общие данные

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические основы природопользования».

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

КОС разработан на основании:

 - программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) по специальности СПО 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация  газонефтепроводов и газонефтехранилищ»;

- рабочей программы подготовки учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В  результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих и профессиональных компетенций (Таблица 1):

Таблица 1

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

критерии

Тип задания №

ОК+ПК

Формы и методы контроля и оценки

(в соответствии с РП УД и РУП)

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Уметь:

У1. - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

Применение навыков анализа и прогноза экологических последствий различных видов производственной деятельности и причин возникновения экологических аварий и катастроф;

Правильность и полнота изложения и пояснения анализа и прогноза экологических последствий различных видов производственной деятельности и причин возникновения экологических аварий и катастроф;

       ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный опрос

Практический контроль

Дифференцированный зачет

У2. – анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

Применение навыков анализа и причин возникновения экологических аварий и катастроф;

Полнота изложения и пояснения причин возникновения экологических аварий и катастроф;

ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный опрос

Практический контроль

Дифференцированный зачет

У3.  - выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

Навыки выбора методов, технологий и аппаратов утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

Правильность выбора методов, технологий и аппаратов утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

       ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный контроль

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

У4. - определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

Умение определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

Правильность определения экологической пригодности выпускаемой продукции;

 

ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный контроль

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

У5. - оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

Способность оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

Правильность и полнота изложения и пояснения   справочных материалов для оценки экологического состояния среды на объекте;

 ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный контроль

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

Знать:

З1. - виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

Знание видов и классификаций природных ресурсов, условий устойчивого состояния экосистем;

Правильность и полнота сообщений о структуре биосферы, экосистем, взаимоотношений организма и среды;

       ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный опрос

Защита рефератов

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

З2. - задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

Изложение  принципов рационального природопользования и знание структуры системы мониторинга окружающей среды

Правильность и полнота изложения принципов рационального природопользования и знаний структуры системы мониторинга окружающей среды

       ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный контроль

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

З3. - основные источники и масштабы образования отходов производства;

Полнота знаний об основных источниках и масштабах образования отходов производства; об основных источниках техногенного воздействия на окружающую среду;

Знание информации об основных источниках и масштабов образования отходов производства; основных источников техногенного воздействия на окружающую среду;

ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный опрос

Защита рефератов

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

З4. - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

Полнота знаний об основных источниках техногенного воздействия на окружающую среду, выбора способов предотвращения и улавливания выбросов, методов очистки промышленных сточных вод, принципов работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

Правильность и рациональность выбора способов предотвращения и улавливания выбросов, методов очистки промышленных сточных вод, принципов работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

 ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный контроль

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

З5. - правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

Правильное применение  правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

В полном объеме определять кодексы, законы и статьи, направленные на защиту окружающей среды;

 ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный опрос

Практический контроль

Дифференцированный зачет

З6. - принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды.

Изложение  принципов рационального природопользования и знание структуры системы мониторинга окружающей среды

Полнота знаний принципов и методов рационального природопользования, мониторинга окружающей среды.

ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный контроль

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

З7. - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Изложение  принципов и правил международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Полнота знаний принципов и правил международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

ТЗ

ПЗ-1

ПЗ-2

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.2

ПК 3.1-3.2

ПК 4.1-4.3

Устный контроль

Тестовый контроль

Практический контроль

Дифференцированный зачет

  1. 2. Комплект контрольно-оценочных средств
  1. 2.1. Теоретические задания – ТЗ   (для устного или письменного контроля)

Раздел 1. Введение в экологию

1. Какое значение имеет природа в жизни человека?

2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

3.  Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

4.  С какого времени истории человек стал бережно относиться к природе?

Раздел 2. Экология окружающей среды

1. В  чем  принципиальное  отличие  в  решении  проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?

2.  Перечислите  правила и  принципы охраны природы, дайте  их краткую характеристику.

Раздел 3. Экология использования природных ресурсов

1. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования, ограниченности, способности к восстановлению   возобновлению.

2. В чем отличие использования   возобновимых  и   невозобновимых  природных ресурсов?

3. Охарактеризуйте  современные  экологические  проблемы  энергетики.

4. Обоснуйте экологические характеристики альтернативных  источников энергии.

Раздел 4. Деградация окружающей среды

1. Чем объясняется  “парниковый эффект” и каковы его последствия?

2. Почему истощается озоновый слой  Земли?

3. Чем вызваны кислотные дожди?

4. Из каких источников попадают в атмосферу оксиды  серы  и  азота?

5. Каковы особенности загрязнения пресноводных и морских экосистем?

6. В чем сущность процесса антропогенного эвтрофирования  водоемов?

7. Каковы основные причины деградации почв?

8. В  чем  причина  снижения  биоразнообразия в  биосфере? Каковы последствия?

Раздел 5. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

1. Перечислите важнейшие природоохранительные законы РФ.

2. Как отражена охрана природы в Конституции РФ?

3. Как разрабатываются и принимаются законы по охране природы в России?

4. Какая организация координирует и проводит государственную политику по рациональному природопользованию и охране окружающей среды?

5. Какие государственные организации отвечают за рациональное использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды?

6. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в России?

Раздел 6. Экологический мониторинг

1. Какой  закон  является  основным  в  системе  экологического  законодательства в РФ, в чем его особенности?

2. Перечислите  объекты  охраны  окружающей  природной  среды.

3. Какие вы знаете виды ответственности за  экологические  правонарушения?

4. Какова цель экологического нормирования?

5. Что такое  ПДК?

6. Перечислите задачи экологического мониторинга.

Раздел 7. Международные аспекты экологии природопользования

  1. Какой  закон  является  основным  в  системе  экологического  законодательства в РФ, в чем его особенности?
  2. Перечислите международные принципы охраны природы.
  3. Основы экологического права в России.
  4. Концепция устойчивого развития. Перестройка мирового порядка.
  5. Экологические правонарушения. Каковы виды ответственности за них?
  1. 2.2. Тестовый контроль.

Вариант I (выбрать вариант правильного ответа)

1. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

А. резких колебаний температуры;
Б.  канцерогенных веществ;
В.  радиоактивного загрязнения;

2. Особо токсичный компонент кислотных дождей:

А.   H2S;

Б.  HCl;

В. SO2.

3. Загрязнение, затрагивающее наследственные свойства организма и вызывающее изменения, которые могут проявиться в последующих поколениях,  называется

А. шумовым;

Б.  радиоактивным;

В.  физическим.

4. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

А.  угарного газа;
Б. углекислого газа;
В.  диоксида азота.

5.  Разрушение озонового слоя в атмосфере происходит из-за:

А. массового уничтожения лесов;

Б. широкого использования фреонов;

В.  распыления ядохимикатов на полях.

6.  К природным ресурсам относится:

А.  растительность и животный мир, почва, минеральные соли;

Б. заводы, фабрики;

В. оборудование мастерской.

7. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

А.  предприятия химической и угольной промышленности;
Б.  сельское хозяйство;
В.  бытовую деятельность человека;

8.  Рациональное использование природных ресурсов предполагает:

А.  разумное их освоение;

Б.  разумное их освоение, охрану и воспроизводство;

В.  изучение законов природы.

9.  Для окружающей среды наиболее опасно:

А.  радиоактивное загрязнение;

Б. шумовое загрязнение;

В. промышленное загрязнение.

10.  В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:

А. тепловые электростанции;

Б. предприятия строительных материалов;

      В.   Автотранспорт.

Вариант 2 (выбрать вариант правильного ответа)

1. ПДК – это:

А.  природный декоративный кустарник;

Б. планировочный домостроительный комплекс;

В. предельно допустимые концентрации.

2. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности называется

А. прогноз погоды;

Б.  мониторинг;

В.  посты наблюдения ГАИ.

3.  Биосфера – это

А. оболочка земли, населённая живыми организмами;

Б.  верхний слой атмосферы;

В. нижний слой атмосферы.

    4. Способность организмов приспосабливаться к действию экологических факторов называется:            

А.  акклиматизация;    

Б. адаптация;      

В.  реинкарнация.

5. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:

 А. рыб;

 Б. микроорганизмов;

 В. торфа.

6. На сельскохозяйственных полях  удобрения  нужно вносить

А.  за 2 недели до уборки урожая;

Б. за 3-4 недели до уборки урожая;

В.  за неделю до уборки урожая.

7.  Урбанизация это:

А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;

Б. процесс повышения роли села в жизни общества;

В. высшая  форма организации производства  для человеческого общества.

8.  При расчётах платы за загрязнение среды учитывают

А. вредность вещества, массу загрязнителя;

Б. вид предприятия;

В. место расположение предприятия.

9. Полигон - это

А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;

Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными  требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований  санитарно-эпидемиологического надзора;

В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.

10. Пестициды – это

А. ядохимикаты, используемые для  борьбы с сорняками, вредителями и  возбудителями болезней растений;

Б. ядохимикаты, используемые для борьбы с мышами;

В. Ядохимикаты, используемые для борьбы с болезнями.

Вариант 3 (выбрать вариант правильного ответа)

1. Прямое воздействие человека на окружающую среду – это

А. распашка земли, рубка леса, добыча зверей;

Б. эрозия почв, обмеление рек;

В. разрушение почвенного плодородия.

2. Биологическое загрязнение связано с

А. патогенными микроорганизмами;

Б. наличием в почве солей  тяжелых металлов;

В. с наличием диоксинов в окружающей среде.

3. Главным  (базовым) актом в области экологии является

А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

Б. закон о «О недрах»;

В. Конституция РФ.

4. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №

А. 67;

Б.  42;

В.  15.

5.  Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:

 А. образуется в результате космических излучений;

 Б.  препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;

 В.  препятствует загрязнению атмосферы.

6. Основным средством борьбы  с промышленным загрязнением атмосферы являются:

А.   озеленение городов;

Б.  очистные фильтры;

В. планировка местности.

7. Вырубка лесных массивов приводит к:

А. увеличению видового разнообразия птиц;
Б.  увеличению видового разнообразия млекопитающих;
В. нарушению кислородного режима.

8. Оптимальный экологический фактор – это

А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;

Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;

В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.

9.  ЮНЕП – это:

А.  программа при ООН   по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;

Б.  всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;

В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.

10. Экологический кризис – это

А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;

Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;

В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Вариант 4 (выбрать вариант правильного ответа)

1.  Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:

 А. образуется в результате космических излучений;

 Б.  препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;

 В.  препятствует загрязнению атмосферы.

2. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

А.  желудочно-кишечного тракта;
Б.  сердечно-сосудистой системы;
В.  кожи;

3. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

А.  угарного газа;
Б. углекислого газа;
В.  диоксида азота.

4. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:

А.   озеленение городов;

Б.  очистные фильтры;

В. планировка местности.

5.  Рациональное использование природных ресурсов предполагает:

А.  разумное их освоение;

Б.  разумное их освоение, охрану и воспроизводство;

В.  изучение законов природы.

6.   Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:

А.  кислотный дождь;

Б. фреон;

В.  смог.

7.  Для уменьшения токсических веществ в выхлопных газах автомобилей необходимо:

А. замена бензина смесью различных спиртов;

Б. озеленение городов и посёлков;

В. строительство переходов.

8.  К природным ресурсам относится:

А.  растительность и животный мир, почва, минеральные соли;

Б.  заводы, фабрики;

В.  оборудование мастерской.

9.  К неисчерпаемым природным ресурсам относят:

А. нефть, каменный уголь;

Б.  атмосферный воздух и энергия ветра;

В.  леса.

10.  Мероприятие, направленное на восстановление  свойств земли, называется

 А. рекультивация;

 Б. дезертификация;

 В. мелиорация.

Вариант 5 (выбрать вариант правильного ответа)

1. Укажите исчерпаемый природный ресурс:

 А.  атмосферный воздух

 Б. нефть

 В. энергия ветра

загрязнение.

2.  Вредные вещества классифицируются на

А.      на 5 классов опасности;

Б.   на 4 класса опасности;

В.     на 3 класса опасности.

3.  К исчерпаемым природным ресурсам относят:

А.  солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;

Б.  животные;

В.  атмосферный воздух и энергия ветра.

4. Взрыв ёмкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР, 1957г) называется

А. экологическая катастрофа;

Б.  экологический кризис;

В.  экологическое бедствие.

5. Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:

А. биогенным;          

Б. гетерогенным;

В. антропогенным.

6. Ноосфера – это:

А. сфера прошлого;
Б.  сфера разума;
В. сфера будущего.

7. ПДВ – это:

А. программно-достаточная вентиляция;

Б. проектно декларированный взнос;

В. предельно допустимые выбросы.

8. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:

 А. рыб;

Б. микроорганизмов;

В. торфа.

9. Вырубка лесных массивов приводит к:

А. увеличению видового разнообразия птиц;
Б.  увеличению видового разнообразия млекопитающих;
В. нарушению кислородного режима.

10. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:

А. экологическая катастрофа;

Б.  экологический катаклизм;

В. экологическое крушение.

Вариант 6 (выбрать вариант правильного ответа)

      1.  Крупнейшие экологические катастрофы связаны

А. химической промышленностью;

Б.  атомной промышленностью;

В. целлюлозно-бумажной промышленностью.

2. Основной параметр, определяющий вредность того или иного химического вещества в почве:

А. реакция почвенной среды.

Б. предельно допустимая концентрация  химического вещества в почве;

В. влажность почвы.

3. Санкционированные свалки – это

А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;

Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными  требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований  санитарно-эпидемиологического надзора;

В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.

4. Оптимальный экологический фактор – это

А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;

Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;

В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.

5. Экологический кризис – это

А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;

Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;

В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

6. Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах,  называется

А. компостированием;

Б. сжиганием;

В. пиролизом.

7. Пестициды – это

А. вещества, применяемые для обогащения почвы элементами питания;

Б. вещества, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками, вредителями и возбудителями болезней;

В. вещества, применяемые для ускорения созревания культурных растений.

8. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №

А. 67;

Б.  42;

В.  15.

9. Главным  (базовым) актом в области экологии является

А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

Б. закон о «О недрах»;

В. Конституция РФ.

10.   ЮНЕП – это:

А.  программа при ООН   по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;

Б.  всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;

В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.

Вариант  7  (выбрать вариант правильного ответа)

1. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

А.  угарного газа;
Б. углекислого газа;
В.  диоксида азота.

2. Укажите исчерпаемый природный ресурс:

А.  атмосферный воздух

Б. нефть

В. энергия ветра

3. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

А.  резких колебаний температуры;
Б.  канцерогенных веществ;
В.  радиоактивного загрязнения;
4.  Для окружающей среды наиболее опасно:

А.  радиоактивное загрязнение;

Б. шумовое загрязнение;

В. промышленное загрязнение.

5.  Экологические катастрофы бывают:

А. природные, антропогенные;

Б.  искусственные;

В. естественные.

6. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №

А. 67;

Б.  42;

В.  15.

7. Главным  (базовым) актом в области экологии является

А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

Б. закон о «О недрах»;

В. Конституция РФ.

8. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

А.  желудочно-кишечного тракта;
Б.  сердечно-сосудистой системы;
В.  кожи;

9.  Для уменьшения токсических веществ в выхлопных газах автомобилей необходимо:

А. замена бензина смесью различных спиртов;

Б. озеленение городов и посёлков;

В. строительство переходов.

10.  К природным ресурсам относится:

А.  растительность и животный мир, почва, минеральные соли;

Б. заводы, фабрики;

В. оборудование мастерской.

Вариант 8 (выбрать вариант правильного ответа)

1.  Урбанизация это:

А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;

Б. процесс повышения роли села в жизни общества;

В. высшая  форма организации производства  для человеческого общества.

2.   Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:

А.  кислотный дождь;

Б. фреон;

В.  смог.

3. Биологическое загрязнение связано с

А. патогенными микроорганизмами;

Б. наличием в почве солей  тяжелых металлов;

В. с наличием диоксинов в окружающей среде.

4.  При расчётах платы за загрязнение среды учитывают

А. вредность вещества, массу загрязнителя;

Б. вид предприятия;

В. место расположение предприятия.

5.  ЮНЕП – это:

А.  программа при ООН   по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;

Б.  всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;

В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.

6. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

А.  предприятия химической и угольной промышленности;
Б.  сельское хозяйство;
В.  бытовую деятельность человека;

7.  Мероприятие, направленное на восстановление  свойств земли, называется

 А. рекультивация;

 Б. дезертификация;

 В. мелиорация.

8. Экологический кризис – это

А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;

Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;

В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

9.   Вредные вещества классифицируются на

А.      на 5 классов опасности;

Б.   на 4 класса опасности;

В.     на 3 класса опасности.

10.  К исчерпаемым природным ресурсам относят:

А.  солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;

Б. животные;

В. атмосферный воздух и энергия ветра.

Вариант 9 (выбрать вариант правильного ответа)

1. Пестициды – это

А. вещества, применяемые для обогащения почвы элементами питания;

Б. вещества, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками, вредителями и возбудителями болезней;

В. вещества, применяемые для ускорения созревания культурных растений.

2. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности называется

А. прогноз погоды;

Б.  мониторинг;

В.  посты наблюдения ГАИ.

3. Оптимальный экологический фактор – это

А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;

Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;

В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.

4.Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:

А. биогенным;          

Б. гетерогенным;

В. антропогенным.

5. Ноосфера – это:

А. сфера прошлого;
Б.  сфера разума;
В. сфера будущего.

6. ПДВ – это:

А. программно-достаточная вентиляция;

Б. проектно декларированный взнос;

В. предельно допустимые выбросы.

7. Вырубка лесных массивов приводит к:

А. увеличению видового разнообразия птиц;
Б.  увеличению видового разнообразия млекопитающих;
В. нарушению кислородного режима.

8. Санкционированные свалки – это

А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;

Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными  требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований  санитарно-эпидемиологического надзора;

В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.

9. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:

 А. образуется в результате космических излучений;

 Б.  препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;

 В.  препятствует загрязнению атмосферы.

10. Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах,  называется

А. компостированием;

Б. сжиганием;

В. пиролизом.

Вариант 10 (выбрать вариант правильного ответа)

1. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №

А. 67;

Б.  42;

В.  15.

2. Ноосфера – это:

А. сфера прошлого;
Б.  сфера разума;
В. сфера будущего.

3. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности, называется

А. прогноз погоды;

Б.  мониторинг;

В.  посты наблюдения ГАИ.

4.  К природным ресурсам относится:

А.  растительность и животный мир, почва, минеральные соли;

Б.  заводы, фабрики;

В.  оборудование мастерской.

5. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

А.  резких колебаний температуры;
Б.  канцерогенных веществ;
В.  радиоактивного загрязнения;

6. Пестициды – это

А. ядохимикаты, используемые для  борьбы с сорняками, вредителями и  возбудителями болезней растений;

Б. ядохимикаты, используемые для борьбы с мышами;

В. ядохимикаты, используемые для борьбы с болезнями.

7.  При расчётах платы за загрязнение среды учитывают

А. вредность вещества, массу загрязнителя;

Б. вид предприятия;

В. место расположение предприятия.

8.  Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:

А. образуется в результате космических излучений;

Б.  препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;

В.  препятствует загрязнению атмосферы.

9. Экологический кризис – это

А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;

Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;

В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

10.  ЮНЕП – это:

А.  программа при ООН   по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;

Б.  всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;

В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.

Критерии оценки выполнения тестовых заданий.

Правильно выполненное задание оценивается -1 балл. Неправильно выполненное задание-0 баллов.

При выполнении теста №1, состоящего из 30 предложенных заданий возможное получение максимального балла -15 баллов.

При выполнении теста №2, состоящего из 10 предложенных заданий возможное получение максимального балла -10 баллов.

Критерии оценок теста  №1:

Процент результативности (правильных ответов)

Количество баллов

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

95 ÷ 100

14-15

5

отлично

80 ÷ 94

12-13

4

хорошо

60 ÷ 79

9-11

3

удовлетворительно

менее 60

Менее 9

2

неудовлетворительно

Критерии оценок теста  №2:

Процент результативности (правильных ответов)

Количество баллов

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

95 ÷ 100

10

5

отлично

80 ÷ 94

8-9

4

хорошо

60 ÷ 79

6-7

3

удовлетворительно

менее 60

Менее 6

2

неудовлетворительно

 

  1. Практические работы

Практическая работа №1 (ПЗ 1)

Тема: Основные функции природных и антропогенных экологических систем.

Цель работы: сравнительное описание естественных природных и искусственных (антропогенных) экологических систем.; закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных и антропогенных экосистем.

Оборудование: учебное пособие, видеоматериалы, презентации по теме.

Основные теоретические сведения

Экосистема - это функциональное единство живых организмов и среды их обитания. Основные характерные особенности экосистемы — ее безразмерность и безранговость. Замещение одних биоценозов другими в течение длительного периода времени называется сукцессией. Сукцессия, протекающая на вновь образовавшемся субстрате, называется первичной. Сукцессия на территории, уже занятой растительностью, называется вторичной.

Единицей классификации экосистем является биом — природная зона или область с определенными климатическими условиями и соответствующим набором доминирующих видов растений и животных.

Особая экосистема — биогеоценоз — участок земной поверхности с однородными природными явлениями. Составными частями биогеоценоза являются климатоп, эдафотоп, гидротоп (биотоп), а также фитоценоз, зооценоз и микробоценоз (биоценоз).

С целью получения продуктов питания человек искусственно создает агроэкосистемы. Они отличаются от естественных малой устойчивостью и стабильностью, однако более высокой продуктивностью.

Экологическая система, или экосистема, — основная функциональная единица в экологии, так как в нее входят организмы и неживая среда — компоненты, взаимно влияющие на свойства друг друга, и необходимые условия для поддержания жизни в той ее форме, которая существует на Земле. Термин экосистема впервые был предложен в 1935 г. английским экологом А. Тенсли.

Таким образом, под экосистемой понимается совокупность живых организмов (сообществ) и среды их обитания, образующих благодаря круговороту веществ, устойчивую систему жизни.

Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально- энергетическими связями. Растения могут существовать только за счет постоянного поступления в них углекислого газа, воды, кислорода, минеральных солей. Гетеротрофы живут за счет автотрофов, но нуждаются в поступлении таких неорганических соединений, как кислород и вода.

В любом конкретном месте обитания запасов неорганических соединений, необходимых для поддержания жизнедеятельности населяющих его организмов, хватило бы ненадолго, если бы эти запасы не возобновлялись. Возврат биогенных элементов в среду происходит как в течение жизни организмов (в результате дыхания, экскреции, дефекации), так и после их смерти, в результате разложения трупов и растительных остатков.

Следовательно, сообщество образует с неорганической средой определенную систему, в которой поток атомов, вызываемый жизнедеятельностью организмов, имеет тенденцию замыкаться в круговорот.

Экотоп часто рассматривают как абиотическую среду, не преобразованную растениями (первичный комплекс факторов физико-географической среды), а биотоп — как совокупность элементов абиотической среды, видоизмененных средообразующей деятельностью живых организмов.

Существует мнение, что термин «биогеоценоз» в значительно большей степени отражает структурные характеристики изучаемой макросистемы, тогда как в понятие «экосистема» вкладывается, прежде всего, ее функциональная сущность. Фактически же между этими терминами различий нет.

Следует указать, что совокупность специфического физико-хи- мического окружения (биотопа) с сообществом живых организмов (биоценозом) и образует экосистему:

Экосистема = Биотоп + Биоценоз.

Равновесное (устойчивое) состояние экосистемы обеспечивается на основе круговоротов веществ. В этих круговоротах непосредственно участвуют все составные части экосистем.

Для поддержания круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие запаса неорганических веществ в усвояемой форме и трех функционально различных экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов.

Продуцентами выступают автотрофные организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений.

Консументы - гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы.

Редуценты живут за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения. Классификация эта относительная, так как и консументы, и сами продуценты выступают частично в роли редуцентов в течение жизни, выделяя в окружающую среду минеральные продукты обмена веществ.

Масштабы экосистемы в природе весьма различны. Неодинакова также степень замкнутости поддерживаемых в них круговоротов вещества, т.е. многократность вовлечения одних и тех же элементов в циклы. В качестве отдельных экосистем можно рассматривать, например, и подушку лишайников на стволе дерева, и разрушающийся пень с его населением, и небольшой временный водоем, луг, лес, степь, пустыню, весь океан и, наконец, всю поверхность Земли, занятую жизнью.

В некоторых типах экосистем вынос вещества за их пределы настолько велик, что их стабильность поддерживается в основном за счет притока такого же количества вещества извне, тогда как внутренний круговорот малоэффективен. Таковы проточные водоемы, реки, ручьи, участки на крутых склонах гор. Другие экосистемы имеют значительно более полный круговорот веществ и относительно автономны (леса, луга, озера и т.п.).

Экосистема — практически замкнутая система. В этом состоит принципиальное отличие экосистем от сообществ и популяций, являющиеся открытыми системами, обменивающимися со средой обитания энергией, веществом и информацией.

Однако ни одна экосистема Земли не имеет полностью замкнутого круговорота, поскольку минимальный обмен массой со средой обитания все-таки происходит.

Экосистема является совокупностью взаимосвязанных энергопотребителей, совершающих работу по поддержанию ее неравновесного состояния относительно среды обитания за счет использования потока солнечной энергии.

В соответствии с иерархией сообществ жизнь на Земле проявляется и в иерархичности соответствующих экосистем.

Экосистемная организация жизни является одним из необходимых условий ее существования. Как уже отмечалось, запасы биогенных элементов, необходимых для жизни организмов на Земле в целом и на каждом конкретном участке на ее поверхности, не безграничны. Лишь система круговоротов могла придать этим запасам свойство бесконечности, необходимое для продолжения жизни.

Поддерживать и осуществлять круговорот могут только функционально различные группы организмов. Функционально-экологическое разнообразие живых существ и организация потока извлекаемых из окружающей среды веществ в циклы — древнейшее свойство жизни.

С этой точки зрения устойчивое существование многих видов в экосистеме достигается за счет постоянно происходящих в ней естественных нарушений местообитания, позволяющих новым поколениям занимать вновь освободившееся пространство.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведения по теме работы.
  2. Изучить функции и способности разных типов экологических систем окружающей природной среды.
  3. Заполнить таблицу с помощью анализа полученной информации о функциях и способностях разных типов экосистем среды.
  4. Сделать выводы в отношении сравнительного анализа двух типов экосистем.

Практическая часть работы

Заполнить таблицу 1.

Сделать вывод.

Ответить на контрольные вопросы.

Таблица 1. Основные функции природных и антропогенных экосистем.

Природные экосистемы

(луг, лес, водоём)

Антропогенные экосистемы

(город, завод, сельскохозяйственное поле)

Преобразуют и накапливают солнечную энергию

?

?

Потребляют О2 и продуцируют СО2 при сжигании топлива

Формируют плодородную почву

?

?

Расходуют много пресной воды и загрязняют ее

Создают местообитания разным видам организмов

?

?

Производят отходы, переработка которых стоит огромных денег

Обладают способностью сохранять стабильность и самовосстанавливаться

?

Контрольные вопросы

  1. Какие потребности удовлетворяет человечество, взаимодействуя с природой?
  2. Какие отрицательные экологические последствия возникают в результате хозяйственной деятельности человека? Приведите примеры их современного проявления.
  3. Дайте определение понятия «природопользование»
  4. Назовите основные виды природопользования. В чем их особенности?
  5. Дайте определение природно-ресурсному потенциалу

Практическая работа №2 (ПЗ 2)

Тема: Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы человечества.

Цель работы:  определить основные источники загрязнения биосферы и признаки экологического кризиса; познакомиться с экологическими последствиями загрязнения окружающей природной среды токсичными и радиоактивными веществами;

Оборудование: учебное пособие, видеоматериалы, слайды, презентации по теме.

Основные теоретические сведения

Основными  проблемами охраны природной  среды, вызванными несоответствием между желаемым  и фактическим состоянием природных комплексов, в первую очередь являются:

1) соблюдение равновесия между воздействием на природные комплексы и их возможностями самоочищения;

2) предотвращение нарушений взаимосвязей между экосистемами;

3) исключение случаев нарушения круговорота веществ и энергии в природе.

Уже давно минули те времена, когда надо было доказывать важность экологических проблем для жизни человечества. В настоящее время они стали одними из острейших проблем, когда под угрозу уничтожения поставлено все живое на Земле. Вмешательство человека во все сферы природы привело: к уничтожению озонового слоя, к гибели планктона в Мировом океане из-за повышения температуры воды, обусловленного «парниковым эффектом» - это лишь некоторые из целого ряда проблем, грозящих катастрофическими последствиями для человечества и вообще всего живого на Земле.

Состояние окружающей среды свидетельствует о том, что дальнейшее существование  человечества  неразрывно связано с защитой природы, со строжайшим контролем за производством и потреблением, с экологизацией политики.

Экологию, как взаимосвязь природы и общества должны знать все, т.к. человечество вступило в противоречие с природой. Если люди не будутпринимать  меры  по  предотвращению  загрязнения  ОПС, то существующий экологический кризис может перерасти в экологическую катастрофу.

           

Экологический кризис – это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризуется  несоответствием развития производительных сил и производственных отношений  в человеческом обществе  ресурсно-экологическим возможностям биосферы.

Критическое состояние окружающей среды, вызванное  расточительным   использованием природных ресурсов (вода, воздух, почва, растительный и животный мир) и загрязнением  ОПС, в итоге  угрожает существованию человека.

Выход из экологического кризиса возможен только через экологическое образование и воспитание всего населения.  

В соответствии  с законом  Российской Федерации  « Об охране окружающей природной среды » /1992 г. /, в  целях повышения  экологической  культуры общества и профессиональной подготовки специалистов установлена система всеобщего, комплексного  и  непрерывного  экологического  воспитания  и  образования, охватывающая  процесс дошкольного, школьного  воспитания и образования, профессиональной  подготовки  специалистов  в средних  и высших   учебных заведениях. В средних  и  высших учебных заведениях  предусмотрено  преподавание  специального  курса  по  охране  природной   среды  и  рациональному природопользованию.

В 20 веке перед человечеством стал ряд глобальных экологических проблем, таких как:  

1. увеличение численности населения на планете;

2. «парниковый» эффект;

3. кислотные дожди;

4. озоновые дыры;

5. деградация земель;

6. загрязнение Мирового океана;

7. военные конфликты;

8. нерациональное использование природных ресурсов и многие другие проблемы, которые сдерживают устойчивое развитие общества.

  Человечество – биологический вид, представляет собой сложную социально-политико-экономическую систему, которая называется цивилизацией   или человеческим обществом.  Как и любой другой организм, человек развивается благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Основную массу веществ и энергии человек получает от других животных и растений. Непрерывный процесс обмена веществ между человеком  и природой приводит к изменению и развитию как самого человека, так и сферы его обитания. Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе не просто как биологический вид, а как общество.

Стратегия выживания человечества:

Энергосбережение

Ресурсосбережение

Регулирование численности населения

Уменьшение загрязнения окружающей среды

Отказ от потребительского подхода

ХХ век поставил проблему выживания человечества на первое место по значимости среди других проблем в силу появления неотвратимых признаков  уничтожения уже не только целых народов, но и среды обитания.

Устойчивым  считается  развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Понятие устойчивого развития  мирового сообщества появилось в 1980 г. в докладе  «Всемирная стратегия охраны природы», представленного  Международным  союзом  охраны  природы  и  природных ресурсов, а  в обиход  вошло после  публикации доклада «Наше общее будущее» (1987 г.), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию. Представления об устойчивом  развитии по сей  день носят общий характер, их сравнивают с философским  камнем,  который  искали средневековые  алхимики.

Как  известно, получить  из олова  золото  не удалось, но  в  процессе  поисков родилась  химия. Остается  надеяться, что  на  пути  к  устойчивому  развитию представления о нем конкретизируются,  и человечество научится экологическому образу жизни, что сохранит биосферу как среду обитания.

Влияние человека на биосферу (В) может быть выражено формулой:

В=НУТ,

где Н – народонаселение;

      У - уровень жизни (питание и все  другие потребности  человека);

       Т - технология.

Из формулы, очевидно, что для снижения влияния человека на биосферу прежде всего необходимо:

1.стабилизировать численность народонаселения планеты;

2.снизить потребление материальных благ, т.е. индивидуальное давление каждого человека на биосферу  (в первую очередь населения «золотого миллиарда» богатых стран, ведь сегодня средний американец «давит» на биосферу в 20 раз больше, чем средний индус);

3.экологизировать технологии – снизить  абсолютное  и  особенно  удельное                                  (в пересчете на единицу продукта) потребление ресурсов и энергии и уменьшить загрязнение окружающей среды.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведения по теме работы.

2. Составить таблицу 2. Изменение глобальной экологической среды

  1. Сделать выводы об перспективах развития человеческой цивилизации в условиях экологического кризисаж.

Практическая часть работы

Заполнить таблицу 2.

Сделать выводы.

Ответить на контрольные вопросы.

Таблица 2. Изменение глобальной экологической среды

Экологические проблемы современности

Описание возможных последствий для окружающей природной среды среды и человека

Неконтролируемый рост численности населения планеты

?

Загрязнение гидросферы нефтепродуктами, тяжелыми металлами и др.

?

Нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков

?

Вырубка и деградация лесных массивов, прежде всего влажных тропических лесов

?

Истончение озонового слоя и увеличение притока ультрафиолетовой радиации

?

Изъятие из недр огромных масс вещества, дефицит сырья и топлива

?

Радиационное загрязнение обширных участков

?

Эрозия посв, засоление, заболачивание, опустынивание

?

Загрязнение атмосферы СО2, СН4 и др., угроза парникового эффекта

?

Токсикация полей пестицидами, гербицидами, инсектицидами

?

Контрольные вопросы

1. Чем объясняется  “парниковый эффект” и каковы его последствия?

2. Почему истощается озоновый слой  Земли?

3. Чем вызваны кислотные дожди?

4. Из каких источников попадают в атмосферу оксиды  серы  и  азота?

5. Каковы особенности загрязнения пресноводных и морских экосистем?

6. В чем сущность процесса антропогенного эвтрофикации водоемов?

7. Каковы основные причины деградации почв?

8. Какова роль лесов на планете?

9. В  чем  причина  снижения  биологического разнообразия в  биосфере? Каковы последствия?

10. Почему сохранение природных экосистем – главное условие сохранения жизни на Земле?

Критерии оценки качества выполнения практических работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Студенты  используют указанные преподавателем источники знаний, включая страницы учебника, таблицы из приложения к учебнику, страницы из справочных сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

 Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи преподавателя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу студентов. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с формулами, допускают ошибки в вычислениях/

Отметка «2»  выставляется в том случае, когда студенты не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны по причине плохой подготовки.

2.4  Теоретические вопросы для дифференцированного зачета  

1. Какое значение имеет природа в жизни человека?

2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

3.  Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

4.  С какого времени истории человек стал бережно относиться к природе?

5. В  чем  принципиальное  отличие  в  решении  проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?

6.  Перечислите  правила и  принципы охраны природы, дайте  их краткую характеристику.

7. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования, ограниченности, способности к восстановлению   возобновлению.

8. В чем отличие использования   возобновимых  и   невозобновимых  природных ресурсов?

9. Охарактеризуйте  современные  экологические  проблемы  энергетики.

10. Обоснуйте экологические характеристики альтернативных  источников энергии.

11. Чем объясняется  “парниковый эффект” и каковы его последствия?

12. Почему истощается озоновый слой  Земли?

13. Чем вызваны кислотные дожди?

14. Из каких источников попадают в атмосферу оксиды  серы  и  азота?

15. Каковы особенности загрязнения пресноводных и морских экосистем?

16. В чем сущность процесса антропогенного эвтрофикации водоемов?

17. Каковы основные причины деградации почв?

18. Какова роль лесов на планете?

19. В  чем  причина  снижения  биологического разнообразия в  биосфере? Каковы последствия?

20. Почему сохранение природных экосистем – главное условие сохранения жизни на Земле?

21. Перечислите важнейшие природоохранительные законы РФ.

22. Как отражена охрана природы в Конституции РФ?

23. Как разрабатываются и принимаются законы по охране природы в России?

24. Какая организация координирует и проводит государственную политику по рациональному природопользованию и охране окружающей среды?

25. Какие государственные организации отвечают за рациональное использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды?

26. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в России?

  1. Какой  закон  является  основным  в  системе  экологического законодательства в РФ, в чем его особенности?
  2. Перечислите  объекты  охраны  окружающей  природной  среды.
  3. Какие вы знаете виды ответственности за  экологические правонарушения?
  4. Какова цель экологического нормирования? Что такое  ПДК?
  1. Перечислите задачи экологического мониторинга.
  2. Какой  закон  является  основным  в  системе  экологического законодательства в РФ, в чем его особенности?
  3. Перечислите международные принципы охраны природы.
  4. Основы экологического права в России.
  5. Концепция устойчивого развития. Перестройка мирового порядка.
  6. Экологические правонарушения. Каковы виды ответственности за них?

2.5. Практические задания для дифференцированного зачета

   1. Найти соответствие между нормативами качества среды и объектами экологического мониторинга.

   2. Рассчитать кумулятивный эффект воздействия на среду конкретных поллютантов.

   3. Сравнить функции природных и антропогенных экосистем на примерах.

   4. Тест №3

Условия проведения дифференцированного зачета

1. Место (время) выполнения задания: в учебном кабинете. 

2. Максимальное время подготовки: 45 минут

3. Организация контроля и оценки уровня освоения программы УД

Критерии оценки ответа в устной или письменной форме:

        «5» - полное изложение полученных знаний в устной  или письменной форме, в соответствии с требованиями учебной программы; правильное определение специальных понятий; владение терминологией; полное понимание материала; умение обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры; последовательное и полное с точки зрения технологии выполнения работ изложение материала.

        «4» - изложение полученных знаний в устной  или письменной форме, удовлетворяющее тем же требованиям, что и для оценки «5»; наличие несущественных терминологических ошибок, не меняющих суть раскрываемого вопроса, самостоятельное их исправление; выполнение заданий с небольшой помощью преподавателя.

        «3» - изложение полученных знаний неполное; неточности в определении понятий или формулировке технологии или структуры; недостаточно глубокое и доказательное обоснование своих суждений и приведение своих примеров; непоследовательное изложение материала.

  1.  Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

Основная литература:

1.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник- 2-е изд., испр. - Москва, Форум: ИНФА-М, 2020, 256с. (Среднее профессиональное образование).

2.Клименко И.С. Экологические основы природопользования :учебное пособие для СПО/И.С. Клименко-2 изд.-Саратов Профобразование. Аи Пи Эр Медиа.2018.- 108с.-ISBN978-5-4486-0123-1, 978-5-4488-0203-4-Текст электронный//Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт).-URL:http://www.iprbookshop.ru 77009.html .-Режим доступа для авторизир. пользователей.

3.Скопичев В.Г. Экологические основы природопользования: учебное пособие/В.Г. Скопичев - СПб.: Квадро, 2018.-392 стр.-ISBN978-5-906371-69-8.- Текст. электронный./электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт).-URL: http://www. Iprbookshop ru/74597.html .-Режим доступа для авторизир. пользователей.

Дополнительная литература:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие  для  студентов учреждений среднего профессионального образования-9-е изд., М.-издательский центр «Академия»,2009-208 стр.
  2. Петелин А.Л., Гаев Т.Н., Бреннер А.Л.,  Естествознание: учебник, М: Форум,2014-256 стр.:ил. (Профессиональное образование).
  3. Трушина Т.П.-изд.3-е дополненное и переработанное-Ростов н/Д, Фени кс, 2005 -416с. (СПО).
  4. Мамонтов, С.Г. Общая биология: Учебник. - М. : Кнорус, 2016. - 324 с. - (Среднее профессиональное образование).

Электронные издания (электронные ресурсы

1. Информационный портал Национальная электронная библиотека (Режим доступа): URL: http://нэб.рф 

2. Информационный портал Электронно-библиотечная система Znanium.com (Режим доступа): URL: http://znanium.com/ 

3. Информационный портал Электронная библиотека Юрайт (Режим доступа): URL: https://biblio-online.ru/