К вопросу о методике работы в ансамблях саратовских гармоник

Саратовская гармоника - уникальное явление музыкальной культуры России.  Яркий, сочный тембр при маленьком размере, переливистый звон колокольчиков, неподражаемая манера игры - все эти характеристики Саратовской гармоники хорошо известны жителям и гостям Средней Волги. Целью данной работы является обратить внимание искусствоведов и культурологов на формирование традиции в современности на примере ансамбля саратовских гармоник "Озорные колокольчики" Красноармейского РДК Саратовской области (руководитель Александр Вейс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_garmoshka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

О методике работы в ансамбле саратовских гармоник на примере ансамбля Красноармейского РДК «Озорные колокольчики» руководитель А. Вейс.

Гармонь, как музыкальный инструмент, появилась в России в 30-х годах XIX века. К концу XIX столетия она бытует уже повсеместно с региональными разновидностями: череповецкая, вятская, невская, шуйская, саратовская,  татарская и др. Их отличают по внешнему виду, типу построения звукоряда. С 60-х годов XIX века саратовские мастера стали изготавливать гармоники, которые отличались от прежних конструкций особой силой звучания, своеобразным звонким тембром, наличием колокольчиков. Специально для ансамблей саратовских гармоник мастера изготавливали уникальные инструменты, на основе звукоряда саратовской гармоники: по внешнему виду им были присвоены названия «черепашка» (от четырех до восьми клавиш), «сапожок».

С открытием в начале XX века в Саратове гармонного цеха, инструмент становится более доступным, что способствует расширению ареала его бытования. В Саратове известны имена индивидуальных исполнителей на гармонике: династия Тунаковых, К. Карамышев, Е. Яркин, С. Шалимов, Г. Рычагов, а также солистов профессиональных ансамблей - Д. Пятницын, И. Карлин. Ансамбли п. Дубки (худ. рук. Е. Нахов), ДК Профтехобразования (худ. рук. В. Новиков), «Волгари» ДК «Мир» (худ. рук. В. Шмелев), детский ансамбль ЦДДТ г. Саратова (худ. рук. С. Попов). На сегодняшний день инструмент распространился не только в Саратовской области. В 70-е годы XX века ансамбль гармонистов был организован при ДК автомобильного завода ВАЗ г. Тольятти. В Камышине выпускником Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова В. Банковым создан ансамбль гармонистов. Саратовская гармоника включена в курс изучения народных инструментов музыкального училища г. Элисты (Калмыкия) Известны исполнители в Москве, Туле, Рязани.

С начала XX века саратовская гармоника прочно входит в быт Красноармейского района Саратовской области. В селах района и сегодня можно увидеть гармонику в домах, услышать рассказы о том, как на праздниках, свадьбах приходили гармонисты со своими инструментами и удивляли гостей мастерством и виртуозностью игры.

Во время Великой Отечественной войны произошла вынужденная миграция населения. Жителей немецких сел в срочном порядке отправляли в Сибирь, среднюю Азию, на Алтай, а их дома предоставлялись для поселения эвакуированным семьям. Переселенцы из Тамбова, Рязани, Калуги, Смоленска, Вятки, Волгограда с большим старанием перенимали исполнительский опыт наших земляков-гармонистов. Каждый гармонист невольно привносил в игру нечто свое, придавал ей некоторые характерные особенности, свойственные музыкальному стилю родных мест.

Под аккомпанемент гармоники исполняются, в основном, песни Саратовской области, частушки. Звонкий, слегка резковатый тембр гармоники находится в контексте с  не менее звонкой манерой пения.

В 1964г. в Красноармейском Доме культуры, на базе ансамбля баянистов Владимиром Ивановичем Вейсом был создан ансамбль саратовских гармоник "Озорные колокольчики". На протяжении многих лет Владимир Иванович, занимался поиском музыкального материала. Ему удалось найти уникальные красноармейские наигрыши, для фиксации которых им была разработана система «цифровой нотации".

Этот ансамбль  представляет собой самодеятельный коллектив, состоящий из людей разного возраста (от 10 до 50 лет), разных профессий. Количество гармонистов основного состава колеблется от 8 до 15 человек. В настоящее время коллективом руководит сын Владимира Ивановича - Александр Владимирович Вейс. Александр Владимирович по профессии хореограф народного танца, но продолжает дело отца, несмотря на возможность заниматься в профессиональном танцевальном коллективе. Сейчас в ансамбле 17 человек, 9 из них – школьники. Вместе с основным инструментом – гармоникой каждый из участников осваивает инструменты «по выбору»: балалайка, духовые (жалейка, свистульки, берёста), шумовые (трещотки, ложки, бубен). В коллективе используются ударная установка, бас-гитара, баян.

Организация творческого процесса – сложная и интересная задача, поэтому в основу ее методики положен поиск нестандартных решений. Репетицию можно условно разделить на три этапа. Занятия ансамбля проводятся по группам. Сначала приглашаются молодые участники, не вошедшие в основной состав. Для работы над техникой исполнения Владимиром Ивановичем Вейсом были разработаны упражнения, с которых начинают обучение младшие участники коллектива. Затем они занимаются индивидуально над произведением, предложенным руководителем. Каждый гармонист заучивает мелодию основного наигрыша. Завершением данного этапа можно считать коллективное проигрывание изучаемой мелодии. На этом этапе развиваются навыки коллективного исполнения в унисон, развивается чувство ритма, особое внимание уделяется соблюдению темпа, динамики. Присутствующие при этом участники основного состава нередко помогают в работе молодым исполнителям советом, показом «с пальцев», пропеванием мелодии, совместным проигрыванием. Таким способом в коллективе поддерживается дух взаимовыручки и поддержки.

Далее по плану репетиции - «сыгрывание». Каждый участник занимает свое «концертное» место. Руководитель сидит напротив ансамбля с баяном и корректирует исполнение. Основной целью данного этапа является доработка, «оттачивание» материала. В этот период вводятся шумовые, духовые, ударные инструменты, балалайка. Постановка концертного номера включает в себя и элементы театрализации: передвижение солистов по сцене, имитация звуков природы и быта (перестук сторожей, скрип двери, пение птиц, шум ветра). Руководитель не требует строгого исполнения зафиксированного музыкального материала. Каждый исполнитель вправе варьировать мелодию основного наигрыша, в результате чего возникают новые идеи «доработки» собственного наигрыша. По результатам оценки коллег и с разрешения руководителя особенно удачные находки внедряются в музыкальную ткань номера и закрепляются за конкретным исполнителем. Однако даже такой принцип работы над произведением не является эталонным и конечным. Дух творческого соревнования, способность к адаптации на любой концертной площадке побуждают исполнителей к постоянному совершенствованию игры и представляют движущую силу развития наигрыша.

Попытки академической аранжировки мелодий, переложение классических произведений для ансамбля саратовских гармоник не в состоянии передать подлинный колорит инструмента. Одной из причин данного явления могут служить конструктивные особенности инструмента. При всей своей уникальности, саратовская гармоника имеет главную отличительную черту своей конструкции - одна и та же кнопка при движении меха «разжим» и «сжим» воспроизводит звуки разной высоты. В основе звукоряда натуральный мажор. Известны гармоники тональностей Соль мажор, Ля-бемоль мажор, Ля мажор, Си-бемоль мажор, Си мажор, До мажор, Ре мажор, Ми-бемоль мажор, Ми мажор. Звукоряд правой клавиатуры включает в себя первую, вторую, а также неполные малую и третью октавы. Звукоряд левой клавиатуры состоит из баса и готовых аккордов. В результате, гармоника может воспроизводить в правой руке одноголосную мелодию с элементами параллельных движений в терцию, сексту, октаву и лишь две гармонические функции - Т «разжим» и D «сжим» - в левой. Тонические звуки исполняются при движении меха «разжим», трезвучия S и D на одном инструменте исполнить невозможно. При игре с колокольчиками частая смена меха не позволяет воспроизведение гармонического сопровождения (как хромка, баян). Для этого в ансамбле используются балалайка, бас-гитара, баян.

Ближе к концу репетиции приходят взрослые участники основного состава. Начинается «мастер-класс», или, как говорят сами участники коллектива - «сейшн». Предлагается тема для исполнения, все ее подхватывают. На фоне мелодии основного наигрыша в унисон, по негласному уговору, желающие исполняют свою вариацию соло. Сольные фрагменты не регламентируются по времени, и зависят только от мастерства исполнителя, его настроя, вдохновения. Нередко такие экспромты приобретают устоявшуюся форму последовательности наигрышей и составляют основу для нового концертного номера. Принцип импровизационности не случайно стал применяться в ансамбле. Концертные номера «Озорных колокольчиков» по форме представляют собой попурри из народных мелодий, песен, наигрышей. Самые известные наигрыши на саратовской гармонике, «Саратовские переборы», по форме напоминают собой рондо: А+Б+А1+В+А2+Г+А3 и т.д., где роль рефрена выполняет собственно «перебор», а эпизодами выступают вариации на темы волжских припевок: «Во лесочке комарочки», «Жигули», «Сирень цветет» и другие.

Такой подход руководителя - использование приема импровизационного варьирования - способствует самореализации каждого исполнителя, развитию музыкального мышления, музыкальной памяти, эстетического вкуса.

Веяние времени влияет на внедрение в ансамбль гармонистов современных музыкальных инструментов. Балалайка-контрабас, ввиду технической сложности, была заменена бас-гитарой. Ударная установка, ранее состоявшая из рабочего барабана и хай-хета, с приходом в коллектив профессионального ударника, наоборот используется в полном комплекте. Нововведения не только пополняют спектр выразительных средств, тембровое разнообразие, но также позволяют ансамблю расширять свой репертуар за счет использования современных мелодий. Одна из последних работ коллектива - фантазия на танцевальные ритмы современной эстрады. Ансамбль постоянно аккомпанирует вокальной группе, на некоторые произведения поставлены танцевальные композиции.

В 1999 году в честь 35-летнего юбилея ансамбля на Красноармейской земле проводился Первый фестиваль народной музыки «Веселые наигрыши». По мнению руководства, проведение таких фестивалей будет способствовать не только сохранению подлинной культуры, но и появлению новых форм и жанров в современном искусстве.