"Мифы"

Методическая разработка по фольклору,тема "Мифы-сказка"

подробное заняти по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklyor_skazka_g.doc585.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Миф - фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека.

Различают:  героические мифы; и  этиологические мифы, объясняющие причины событий и обычаев.

Вампир /Упырь / Вампир - в европейской мифологии - мертвец, который по ночам покидает свою могилу и сосет кровь у спящих людей. В реальном мире вампир натурализуется в виде летучей мыши. Считается, что против вампиров следует использовать железо, чеснок и колокольный звон.

Упыри - (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь, болг. въпиръ, вампир, чеш. и словац. upir, польск. upior; этимология неясна), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных; образ Упыря. заимствован народами Западной Европы у славян

Чудо /Miracle / Чудо - в религиозных и мифических представлениях - сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы.

Одиссей /Одиссей/ - герой гомеровских поэм "Илиада" и "Одиссея"; мифический царь острова Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, дочери Автолика. Одиссей:

- отличался своим интеллектом;

- испытал массу приключений;

- изображался бородатым мужчиной в овальной шапочке греческих моряков. 

Амазонки /Амазонки/  - в древнегреческой мифологии - народ женщин-воительниц, обитавших на берегах современного Азовского моря или в Малой Азии.

Для сохранения рода амазонки вступали в браки с мужчинами соседних племен, отсылая затем мужей на родину.  Амазонок изображали в виде прекрасных женщин с развитой мускулатурой.

Подменыши - в западноевропейской низшей мифологии дети фей или старые эльфы, которые подменивают в колыбели человеческих младенцев. По поверьям, сверхъестественные существа разного рода время от времени нуждались в связи с лучшими из смертных, чем и объяснялись их действия. Подменышей узнавали по дурному нраву, сморщенным тельцам и личикам и необычайной прожорливости. Представлялось, что избавиться от подменыша можно либо дурным обращением с ним (тогда эльфы или феи забирали его обратно), либо заставив его выдать свой истинный возраст.

Руны - это магические и алфавитные знаки, которые высекали на камнях, вырезали на дереве. Рунами украшали различные предметы быта, одежду, посуду, оружие, писали заклинания над входом в дом и на носу корабля - одним словом, их использовали повсеместно. Многие рунические знаки имеют древнейшее происхождение - они восходят к магическим символам кельтских жрецов-друидов, от которых впоследствии перешли к германским, а затем и к скандинавским племенам.

Задание 3.

3.1. Подготовить классификацию кумулятивных сказок с учетом причин происходящих событий, наличия или отсутствия речевых формул, типа персонажа.

Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько специфическими композиционными и стилевыми особенностями, что выявление их в особый разряд не вызывает никаких сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки.

В русском сказочном репертуаре можно насчитать около двадцати различных типов кумулятивных сказок. Необходимо решить вопрос, что, собственно говоря, представляют собой кумулятивные сказки. Неясность этого вопроса приводит не только к путаной классификации, но их ложным заключениям по существу изучаемого материала.

Основной композиционный прием кумулятивных сказок состоит в каком-либо многократном, все нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная таким образом цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем порядке. Простейшим примером нарастания ведущего к разрыву цепи, может служить всем известная «Репка», примером обратного развития цепи – сказка «Петушок подавился». Кроме принципа цепи возможны и другие виды постепенного нарастания или нагромождения, ведущего к какой-нибудь внезапной комической катастрофе. Отсюда и название сказок – накоплять, нагромождать, увеличивать.

Сказки эти бывают по стилю и способу исполнения двоякими: одни мы называем формульными, другие – эпическими. Характерными и типичными для кумулятивных сказок являются первые, т.е. формульные.

Посадил дед репку - выросла большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.   Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку.

3. 2. Охарактеризовать одну волшебную сказку с учетом особенностей пространственных и временных отношений, главного события, типа героя и его помощников.

Работа над системой образов волшебной сказки на начальном этапе обучения, как правило, ограничивается анализом системы персонажей, однако со временем должна по возможности включать и анализ образов других масштабов – от образов-деталей до образа сказочного мира в целом.

Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:

содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;

определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;

определение специфики волшебной сказки через особенности ее системы образов.

При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Разобраться в пестром чудесном мире волшебной сказки ребенку поможет типология сказочных персонажей, созданная В.Я. Проппом [1,2]. Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям:

вредитель (антагонист),

даритель,

чудесный помощник,

похищенный герой (искомый предмет),

отправитель,

герой,

ложный герой.

Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности. В этом поможет “Картотека сказочных персонажей”, разработанная на основе теории В.Я. Проппа.

Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут. Для этого целесообразно составить еще одну вспомогательную картотеку – “Картотеку волшебных предметов”.

Знакомство младших школьников с системой персонажей волшебной сказки осуществлялось на уроках чтения сказок “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” и “Крошечка-Хаврошечка”.

В ходе анализа образов первой сказки важно провести сравнение действующих лиц – братьев и Ивана-царевича – и на основе сопоставления их характеров и поведения подвести детей к выводу о типах этих героев. Раскрывая особенности характера каждого из героев, дети отметили, что Иван-царевич не боялся трудностей, был смелым, храбрым, настойчивым, любил отца и слушался его и потому его можно назвать “настоящим героем”. Братья же завистливы, хитры, жестоки, коварны, убили Ивана, чтобы завладеть Жар-птицей и Еленой Прекрасной, следовательно, они – “ложные герои”.

При анализе образа волка дети выдели такие его качества, как умение предсказывать будущее, способность превращаться, оживлять героев, что позволило назвать его “чудесным помощником”. Аналогично проходила работа над определением функций “волшебных предметов”, а также других персонажей сказки.

Следующим этапом работы над системой персонажей стало обобщение их характеристик и установление взаимосвязей между образами, в результате чего создалось целостное представление о действующих лицах произведения, причем представление более высокого уровня и качественно иное, чем на первом этапе, – представление о системе образов именно как о системе.

Изучение системы образов продолжалось при домашнем чтении, где учащиеся, анализируя прочитанные дома русские волшебные сказки, находили “чудесных помощников” и “вредителей”, “дарителей” и “волшебные предметы”. В ходе эвристической беседы сделан вывод о том, что ни один персонаж сказки не является случайным, все герои играют собственную роль (“функцию”) в сказочном повествовании.

3.3. Охарактеризовать одну бытовую сказку с учетом особенностей пространственной организации произведения, особенностей конфликта (спора) как главного события сказки.

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота "бытовых" сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок - о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа - это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Анализ русской народной сказки " Колобок"

Русская народная сказка "Колобок"- сказка о животных.

Сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобок и "положила на окошко студится". А колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился он встречал различных зверей ( медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали. Когда он повстречался с лисицей, колобок спел ей песенку, но она притворилась глухой и попросила колобка сесть ей "на носок, да пропеть ещё разок". Колобок сел лисе на нос, та его и съела.

Главные герои сказки - колобок и лисица. Колобок - добрый, простой, смелый. Лиса - хитрая, ласковая.

Мораль сказки: "Говори меньше, думай больше", " Догадка не хуже разума", " С умом задумано, да без ума сделано", "Легко хвалится, легко и свалится".

В сказке имеются повторения фраз, таких как "Колобок, колобок я тебя съем", " Не ешь меня, я тебе песенку спою". Также повторяется песня колобка.

Детям следует объяснить такие слова, как сусек, амбар, студится.

Сказка соответствует требованиям к содержанию произведений для детей, т. е. доступна для детского понимания, интересная для детей, небольшая по объему, язык простой, сюжет развивается быстро, небольшое количество непонятных слов.

Данная сказка предназначена для чтения детям младшего и среднего дошкольного возраста.

Задание 4.

Опираясь на учебники по литературному чтению разных авторов, выявить особенности подбора и работы с произведениями одного из малых фольклорных жанров (на выбор); составить методические рекомендации к уроку.

 Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать”. Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе; о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом, Тили – бом”.На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично. Прибаутка про курочку – рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку рябу.С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном – об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях “Лошадка”, “Мишка”, “Зайка”.Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно.Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” – о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности.Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.Знакомство малыша суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, произведения 3. Александровой “Топотушки”, Е. Ильиной “Топ-топ”. Стихотворения “На санках”, О. Высотской и “Больная кукла” В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребёнком, – все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу.Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что это гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырёхстишья – фольклор для самых маленьких.Существенную роль в процессе развития речи выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.Первоначально основу эстетического воздействия художественного слова составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например “бай – бай”, “дай – дай”; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием.Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову к книге.Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром.Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарноеобобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге.

Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.

Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.

Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” – понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.).

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Интегрированное занятие группы второго года жизни (познавательное, речевое общение, продуктивная деятельность).   «Петушок и его семья»

Задачи:

Продолжать учить детей рассматривать игрушки (петушок, курочка, цыплята). Называть домашних птиц, части тела и движения. Закрепить представление детей о том, что петушок - это папа, курочка - мама, и детеныши - цыплятки. Это семья. Активизировать в речи детей слова: петушок, курица, цыплята, гребешок, бородушка, перышки, лапки, зернышки. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. Расширять ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений. Воспитывать интерес к наблюдению и бережное заботливое отношение к домашним птицам.

Методические приемы: Беседа, вопросы и ответы, показ, чтение потешек, игровые действия, объяснение, загадывание загадок.

Предварительная работа с детьми: Чтение потешек, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах; рассматривание игрушек, беседа.

Материал к занятию: Игрушки (петушок, курочка, цыплята).

Организация занятия: Занятие проводится в группе.

Продуктивная деятельность: Рисование зернышек.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в группу.

- Посмотрите, ребята, сколько много у нас сегодня гостей.

- А теперь все посмотрели глазками на меня. Сегодня мы с вами пойдем гулять на птичий двор.

«Мы идем, идем, идем и на птичий двор придем».

- Так куда мы с вами пришли? (Ответы детей). Посмотрите и скажите, что здесь есть? Сережа скажи: цветочки, а это что? Алеша скажи: забор, а это что Алина? (дерево). Правильно, молодцы.

- А кто на дереве сидит? Посмотрите внимательно (ответы детей, птички) Правильно. Смотрите, смотрите, какая маленькая птичка на веточке сидит.

- Ребята, давайте послушаем, как поют птички. (Звучит пение птиц, фонограмма)

- Мы всё гуляем, гуляем и никого на птичьем дворе не встретили.

- Кто же здесь живёт?

- Слушайте, ребятки, загадываю вам загадку.

«Рано утром встаёт, громко песни поёт»

- Кто это? Ответы детей (петушок). Скажи Кира, кто это? Скажи Алина, кто это? Правильно петушок. Ребята, а давайте его позовём к нам на птичий двор. Скажем «Петушок, петушок, золотой гребешок». Серёжа, позови его, не слышит петушок. Кристина, позови его, не идёт петушок.

- Давайте все громко вместе позовём его. Выходи к нам петушок покажи свой гребешок!

(Раздаётся голос петушка)

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!            Игра «Вышла курочка гулять». И т. д.

Задание 5.

Усвоив содержание понятий рифмы, строфы, системы стихосложения, двусложных и трехсложных размеров стиха, выписать из учебников по литературному чтению (авторов указать!) не менее десяти вопросов и заданий, направленных на формирование у детей представлений о стихотворном ритме и рифме.

                                                               В детстве каждый ребёнок – поэт…

                                                               Дать ребёнку радость поэтического вдохновения,

                                                                           пробудить в его сердце живой родник

                                                               поэтического творчества – это такое же важное

                                                                           дело, как научить читать и решать задачи.

                                                        В.А.Сухомлинский

Проблема развития творческих способностей учащихся сегодня глубоко актуальна, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного потенциала человека.

В первом классе ребенок улавливает специфичность звукового построения речи, ощущает её выразительность, постигает значения отдельных слов, сопоставляя их со словами-синонимами, учится эмоциональной речи.

Основная задача на этом этапе  - формировать у учащихся представление о стихотворной речи. Чтобы сочинять стихи, нужно уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова, и главное, надо уметь рифмовать.

Элементы работы над рифмой ввожу  уже на первых  уроках, когда дети выделяют гласные и согласные звуки. Особое внимание  при этом уделяю правильному и четкому произнесению согласных звуков. Читая слоги-слияния, дети дополняют их до полного смысла слова или, наоборот, подбирают к слогу слово, оканчивающееся на него.

Например, игра «Слоговой аукцион»

 Цель: Развитие чувства рифмы.          

                                                  ма - яма, рама, дама,

   ба – барабан, банан, баня, бабушка

са – оса, небеса, чудеса, голоса

       ок – пушок, снежок, кружок, сачок

Выигрывает тот, кто называет слово последним.  Выясняем с детьми, что такое рифма, пользуясь толковым словарем. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Рифмовать – значит подбирать  слова для получения рифмы. Знакомство  с рифмой можно провести на примере отрывка повести Н. Носова о Незнайке «Как Незнайка сочинял стихи».

 Игра   «Помоги Незнайке сочинить стихи». 

Цель:        Учить детей различать звуковую и смысловую стороны речи.

Учитель. Ребята, вы узнали эту книгу? Сегодня я вам расска жу, как Незнайка сочинял стихи.

В конце первого класса ввожу игру «Буриме», где ведётся комплексная работа над осмыслением текста, рифмой и ритмом.        

 Работу ведём в классе, коллективно сочиняя одно стихотворение. Игра «Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Выбирать рифмы  для начала следует попроще: мышка  -книжка –крышка –шишка или зайка - стайка – шкатулка -булка. Вот что может получиться:

          На столе лежала книжка,                                              На полянку вышел зайка.

          Пробежала мимо мышка.                                              Видит – там синичек стайка.

        На неё упала крышка,                                                    Он открыл свою шкатулку,

Вмиг на лбу у мышки – шишка.                                            Дал синицам с маком булку.

Параллельно работе над ритмом и рифмой ведётся работа по развитию речи учащихся. Дети  знакомятся с понятием многозначности, учатся использовать синонимические средства, применять антонимы, вводят в свой пассивный словарь фразеологические обороты.

Во втором классе продолжаю работу по совершенствованию навыка находить рифмы в лирических произведениях, определять особенности построения стиха. Формирую умение стихосложения, используя изученные правила и законы.

В этом возрасте ребенок более отчетливо чувствует единую звуковую структуру, ярко выражает свое отношение к окружающему, стилистически более точно оформляет   свои высказывания. На этом этапе обучаю детей определять главную мысль стихотворения на уроках литературного чтения, предлагаю им дополнить четверостишие из учебника, выписанное на доску с недостающей последней строчкой; затем – с недостающими второй и четвёртой строчками. При этом направляю детскую фантазию, пробуждаю творческое воображение, чтобы дети осознанно сохраняли идею стихотворения, заложенную автором изначально. Например, записать на доске стихотворение  В.С. Шефнера

                 Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

                                                                 Дождь……

  Пробежал по крыше.

Прошу продолжить недостающую строчку, найти рифмы. Варианты детей: замедленный немножко, задумчивый немножко, как будто по дорожке. А у поэта: в серебряных сережках. Затем сравнить, чей вариант лучше и почему.

Развивая умение мыслить логически, второклассники учатся восстанавливать деформированные тексты стихотворений.

           Например:  Сыплет черемуха снегом,                                  

                               Ходят грачи в полосе.

                               Зелень в цвету и росе,

                               В поле, склоняясь к побегам,

                                                          С.Есенин

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе,

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.             С.Есенин

Дети пробуют  пока не сочинять стихотворение, а, скорее, составлять.

На данном этапе можно использовать следующие виды работы:

Упражнение «Чуткое ухо»

  1.  Составьте стихотворение

      Дружно                           _______________________

    Ударились                      _______________________

   Об лёд                              _______________________

   И на реке                         _______________________

    Рыбы                               _______________________

    Ледоход                          _______________________

    Начался                        _______________________

                                                             В. Берестов

     Дети учатся сочинять, как поэт В. Берестов, идут по пути рождения стихотворного сочинения. Стихотворение не просто восстанавливается – оно рождается. Учатся слышать каждое слово («Чуткое ухо!»), чувствовать его.

Следующий вид деятельности - работа над лексическим значением слова. Учу детей выбирать нужное слово, ставить его в нужную форму, читать с нужным ударением.

            Игра «Сочиняю вместе с…»

            Идёт - по деревьям шагает,           солнце

            Трещит по замёрзлой воде,           сияние

            И яркое ________играет              облако

             В косматой его бороде.                 небо

                                      Н. Некрасов    

     Все четыре предложенных существительных среднего рода формально подходят к прилагательному ЯРКОЕ. Важно не просто отвергнуть три слова из четырех, но и сформулировать причины, по которым слова отрицаются. Практически осваивается ритмика стиха.

Упражнение «Сочиняю, как…»

Осторожно_____                     мальчик                   __________спрашивает мать:

Из калитки вышел,                  ветер                        «Где изволил пропадать?

Постучал в окошко,                                                   Али звёзды воевал?

Пробежал по крыше.                                                  Али волны всё гонял?»

                       М. Исаковский                                                              А.Н.Майков

Возникает проблемная ситуация для написания стихотворения: вставляешь слово МАЛЬЧИК - получается стихотворение, но не Исаковского, а другое. Вставишь слово ВЕТЕР – рождаются стихи Исаковского. И каждый ученик – участник нового сочинения.

Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению. И, конечно, проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов.

Учебник для второго класса – «Родное слово» Климановой Л.Ф.и др. – несомненно, является не только книгой для чтения, но и книгой для творческого размышления. Используя, материал учебника провожу  разнообразные творческие задания по сопоставлению, сравнению, подбору, придумыванию различных видов средств художественной выразительности на основе знакомства с произведениями народного поэтического творчества. На данном этапе работы необходимо показать учащимся неповторимость ритмического звучания каждого стихотворения. С этой целью можно воспользоваться различными жанрами детского фольклора, написанными  в стихотворной форме. Открывая тайну «живого» русского слова, выполняя творческие задания, дети приобретают первый опыт стихосложения.

        Изучая тему «Колыбельные песни», учащиеся знакомятся с особенностями этих произведений. Колыбельные песни - это небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение, характеризующееся напевностью, мелодичностью и нежностью. Ученики наблюдают за ритмом песен, составляют их ритмическую схему. Рассматривают варианты народных и авторских  колыбельных песен.

Затем предлагаю творческое задание: самостоятельно сочинить колыбельную песню.

Через знакомство с небылицами совершенствуется умение подбирать рифмы или сохранять ритмический рисунок стиха, используя слова с не рифмующимся окончанием.  Небылица- это рассказ  о том, чего не может быть.  

Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (стихотворных строк), объединённых в ритмическое и синтаксическое целое смыслом, рифмой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров.

Рифма – созвучие концов стихов,  звуковой повтор.

Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) С. А. Есенина и его лирическими стихотворениями; закрепить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах; формировать навык выявления в художественном тексте фольклорных образов.

 Основные виды деятельности: слово о поэте; заочная экскурсия; выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам учебника.

 Термины: фольклорные образы, метафора, олицетворение, сравнение.

Заочная экскурсия на родину поэта, в село Константиново, с демонстрацией слайдов, альбомов, фотографий и чтением фрагментов из стихотворений «Туча кружево в роще связала...», «Я, пастух, мои палаты...», «Край ты мой заброшенный...» и др.

 Чтение и анализ стихотворения «Топи да болота...». Работу с текстом могут направить вопросы 1—3 учебника. Здесь обращается внимание на смену настроения и особую грустную интонацию.

Чтение и анализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы...», уже, возможно, знакомого пятиклассникам. В ходе беседы могут быть использованы вопросы 1—3 учебника.

Поэзия и проза   как формы художественной речи

Задачи: обобщить представления учащихся о художественной речи и ее основных формах; сформировать первоначальные навыки определения стихотворного размера и способа рифмовки.

 Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение стихотворения и стихотворения в прозе; наблюдения над особенностями ритма в произведении.

Термины: художественная речь, поэзия, проза, ритм, рифма, монорим, стихотворный размер, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей.


 

Комментарии

Сказки,буду ждать комментарии.