Урок изо в 3 классе.Декоративная работа « Красота в умелых руках» - применение простейших приемов росписи.

Никонова Алла Александровна

Данный урок способствует эстетическому воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей, воспитывает любовь и уважение к своей нации и культуре. Именно через декоративно-прикладное искусство мы можем сформировать у младших школьников   понимание «души народа». В процессе  этого урока дети овладевают простейшими навыками в проведении прямых и кривых линий, делении окружности на равные части, а также у  детей  идет развитие и совершенствование ассоциативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Декоративная работа « Красота в умелых руках» - применение простейших приемов росписи.

Класс: 3

Цели урока:

1.Познакомить уч-ся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

2.Формировать навыки и умения выполнять элементы хохломской росписи,   составлять  декоративную  композицию, учить последовательно выполнять задания с использованием   смешанной технологии.

3.Развивать у детей чувство гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте.

4.Реализовать личностно-ориентированное  образование учащихся, направленное на возрождение  российской культуры, нравственности, духовности через этнокультурный компонент образования.

Тип урока:  урок-практикум (составление узора самими учащимися )

Структура урока:

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

Беседа о золотой хохломе. Изложение нового материала: “Хохломская роспись. Ее история, особенность выполнения”
Техника исполнения элементов Хохломы выполнение элементов Хохломской росписи кистью.

Объяснение и показ простейших приемов выполнения хохломской травки,  кудрины, капелек, кустиков.

Физкультминутка

Самостоятельная работа учащихся – исполнение декоративной композиции на  рисунке матрешки на основе простейших приемов росписи.

Рефлексия. Подведение итогов занятия. Выставка рисунков и коллективное обсуждение.

Оборудование урока: Для учителя – выставка предметов с хохломской росписью, книги о хохломе, презентация, образец педагогического рисунка «Красота в умелых руках»;

Для учащихся -  предметы хохломской росписи,  листы бумаги с нарисованной матрешкой, гуашь 3 цвета, кисти, баночка для воды, тряпочка

Ход урока:

1.Организация класса

Готовность к уроку

2. Сообщение темы и целей урока Слайд 1

Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы проведем урок по теме «Золотая хохлома». Наш урок посвящен изучению старинного народного промысла – хохломской росписи или  хохломы.

3. Беседа о золотой хохломе. Слайд 2

Учитель.

-Что же это за удивительная Хохлома?

Человек издавна старался украсить свой дом : резьбой наличников, карнизов. Внутри дома - полотенце вышивая, расписывая посуду, обои. В каждом селе есть свои умельцы. Но есть села,  в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным,  выполняют какие-либо красивые вещи. Это и есть промысел…

- А  какие народные промыслы вы знаете? Верно, вы уже знакомы с искусством Полхов-Майдана и Гжели, Городца и Загорска, Жостова..

Слайд 3, 4, 5.Издавна  на Руси были народные умельцы, которые занимались росписью по дереву. И делали все это они своими руками без предварительного рисунка. Вот такие необыкновенной красоты шкатулки, чашки, ложки, солонки, хлебницы, ковши  расписывали народные умельцы. Сегодня на уроке мы будем говорить только об одном из этих промыслов. Вы узнаете, откуда появился старинный промысел «хохлома», технологию приготовления изделий из этого вида народного творчества, его отличительные особенности.

Слайд 6Послушайте стихотворение:

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета-

В зелени травы,

Рощи-перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан  парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Название «золотая хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г.Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области. Слайд 7

      Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце 17 века. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и зарубежом.

     Наряду с традиционными ковшами, подставками , братинами и различными по размеру ложками современные мастера изготовляют наборы различного назначения( для соков, мороженого, варенья и т.д.), декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

Слайд 8Все предметы привлекают внимание своей нарядностью и красочностью. Чтобы добиться этого эффекта, каждое изделие проходит ряд операций. Вырезанный из липы или березы вручную или выточенный на станке полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и другие дефекты, затем вновь покрывают маслом и подсушивают до неполного высыхания. Поверхность, имеющую отлип, натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят в закрытых шкафах-печах при 100-120  градусах С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон. Под пленкой лака все, что было серебряным, приобретает золотой цвет.

Слайд 9 - А какие цвета используют хохломские мастера?

Верно, цветов в хохломской росписи очень мало. Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок, выдерживающих температурный режим и дающих выразительные сочетания с «золотом». Их группу составляют красный, черный, зеленый и коричневый,  желтый цвета. Разнообразие росписи достигается умением находить варианты цветовых сочетаний, использованием одного цвета как главенствующего.

   Кроме того, существенные различия в художественном оформлении изделий достигаются несколькими приемами росписи: верховой и под фон.

Разновидностью  верхового письма является травка – написанные черным и красным цветом кустики и веточки, пояски, розетки.

Вариантом фоновой росписи  является Кудрина.

4.Объяснение и показ простейших приемов выполнения хохломской травки, кудрины, капелек, кустиков. Слайд 10,11,12, 13

Учитель: на   деревянную поверхность легким движением художник наносит растительные узоры красной или черной, желтой краской. Быстро еле касаясь, ведет мастер рисунок мягкой кистью.

Очень характерен «травный узор». , «Кудрина», «капельки», «кустик».

5.Педагогический рисунок

-Внимательно посмотрите, как я выполню узор в полосе. Масляных красок у нас нет, поэтому работаем гуашью.

1.Сначала изображаю стебель с крупными завитками. Узор должен быть ритмичным.

2.Пишем самые крупные травинки. Эти штрихи-травинки наносятся легкими движениями, без нажима.

3.Пишем ягодки.

4.Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы. Пишем легко, свободно, используя также короткие удары-  черные и красные точки. Травный узор закончен.

6.Физкультминутка
7.Самостоятельная работа учащихся – исполнение декоративной композиции на  заготовке матрешки на основе простейших приемов росписи.

-Предлагаю вам побывать хохломскими мастерами – художниками. Слайды 14,-20

-Матрешка готова, надо ее расписывать.

-Выбирайте по своему желанию заготовленную бумажную матрешку. Для рисования кистью нам нужны краски, какие?

(черная, желтая, красная)

8.Подведение итогов занятия. Выставка рисунков и коллективное обсуждение. Рефлексия.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

-На этом наш  урок окончен. Будьте внимательны ко всему, что вас окружает! Умейте разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, прыгающую с ветки на ветку белочку, порхающую бабочку, блеск серебристой воды и последний луч заходящего солнца. Запомните сказочный вид  хохломских вещей.

Список литературы:

1. Лыкова И.А Книга  «Золотая хохлома», издательство «Карапуз», 2009 год

2.Красильников А.В. «Золотая хохлома», Волго-вятское книжное издательство, г.Горький, 1979 год

3.Емельянова Т.И. «Золотая хохлома: декоративная роспись по дереву», издательство Интер- бизнес, Москва, 2001 год

4.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Учебник изобразительного искусства для 3 класса, Москва, 2007 год

5.Антонов В.П. Народные художественные промыслы России, Москва, 1998 год

6.Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву, Москва, 1970 год

7.Максимов Ю.В. У истоков мастерства, Москва, 1983 год

Методические рекомендации: данный урок способствует эстетическому воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей, воспитывает любовь и уважение к своей нации и культуре. Именно через декоративно-прикладное искусство мы можем сформировать у младших школьников   понимание «души народа». В процессе  этого урока дети овладевают простейшими навыками в проведении прямых и кривых линий, делении окружности на равные части, а также у  детей  идет развитие и совершенствование ассоциативного мышления.