Образовательная программа дополнительного образования детей "Изобразительное искусство"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Изобразительное искусство" разработана для учащихся 3-х классов, обучающихся по прграмме стандарта второго поколения. Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю. Материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся (8-9 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx64.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №53»

        «УТВЕРЖДАЮ»

        Директор МБОУ СОШ №53

   _____________ С.В.Тимоненкова                                  

        «____»________________

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Изобразительное искусство»

 

Всего часов: 70 ч.

1 год обучения: 70 ч.

Возраст учащихся: 8-9 лет.

Рассмотрена и одобрена                         Программу разработала         

на заседании педагогического  совета                         Корякина Елена Михайловна,

МБОУ СОШ №53                         учитель ИЗО высшей  

Протокол №     от                                    квалификационной категории.

Секретарь___________________

Ульяновск 2013г.


Пояснительная записка

Направленность программы  «Изобразительное искусство»

является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

 

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

 Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
  • развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 8–9 лет;
  • исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Возрастные особенности первого года обучения.

       ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 8 - 9 ЛЕТ.

Ребенок девяти лет пытается все делать быстро: двигаться, есть, читать, говорить. Ему нравится, когда взрослые обращают на него внимание, как на равного себе. Ребенок очень интересуется человеческими отношениями: как и почему люди дружат, за что осуждают друг друга и т.д. Дети в возрасте восьми – девяти лет продолжают везде совать свой нос: почему горит свет и как работает машина, что внутри телевизора и почему так, как именно он работает, - вопросов больше, и на каждое ребенку нужно получить как можно более точный и исчерпывающий ответ.

  Дети 8 – 9 лет очень впечатлительны и слишком чувствительны к критике, любят обсуждать действия знакомых им людей, а также и свои собственные, очень хорошо знают о своих недостатках, но не всегда могут с ними справиться. Иногда они плохо ладят с другими детьми, время от времени бывают агрессивные даже с мамой. Если в этом возрасте ребенок развивается нормально, у него сильнее начинает проявляться чувство долга и стремление к различным достижениям. У него уже хорошо развита коммуникабельность. Ребенок ставит перед собой и пытается решать реальные задачи, его фантазия и игры направленные на активное усвоение предметных действий.

ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА 8 – 9 ЛЕТ

У мальчиков этого возраста более развита способность к творческой деятельности. Если к нему в руки попадает любой новый предмет (особенно игрушка - в этом возрасте дети еще очень любят играть с ними), они придумывают для себя новые игры, используя эти предметы, как бы мы с вами сказали, не по назначению. А вот девочки идут по проторенной дорожке, пытаясь видоизменить их под хорошо знакомые, давно освоены игры.  Возраст 8-9 лет - время расцвета творческих поисков ребенка. В этот период желательны интенсивные и разнообразные занятия изобразительной деятельностью. Это так называемая схематическая стадия, где символ, лишь отдаленно может напоминать предмет, вполне устраивает ребенка. С 9 лет у ребенка начнет пробуждаться реалистичное воспроизведение предметов и явлений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 8 – 9 ЛЕТ

Все четче проявляются психологические различия между мальчиками и девочками.  

Даже если мальчик думает и рассуждает не хуже, а лучше девочки, заставить его думать именно на уроке труднее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в том, что они чаще девочек нарушают дисциплину на уроке, слишком шумят на перерыве. Мальчика труднее приучить поддерживать порядок, особенно если раньше вы уделяли этому меньше внимания.    У них менее развитые усидчивость, настойчивость, терпеливость, исполнительность, аккуратность. У мальчиков этого возраста чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады настроения - от излишней самоуверенности к абсолютной потере уверенности в себе. Словарный запас у мальчиков значительно больше, чем у девочек, особенно благодаря понятиям более отдаленных предметов и обобщенных явлений. В их лексиконе преобладают слова, передающие действие, тогда как девочки более склонны к предметно-оценочным словам.  

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Программа

 Тематическая разработка занятий с детьми 8 – 9 лет  

(Третий  год обучения)

Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 8–9 лет.

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Основы художественной грамоты.

32

2.

Графика.

28

3.

Декоративно-прикладное творчество

10

Итого:

70

  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
  • Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
  1. Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.  
  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
  • Гравюра на картоне.
  • Прикладная графика. Открытка,  поздравление, шрифт.
  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

Календарно-тематический план  

Тема

Количество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Виды УУД: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

аудиторные

внеаудиторные

1.

Вводное занятие «Как стать художником?»

1

1

-

Умение пользоваться красками и кисточкой на уроке, овладение навыками организации рабочего места.

Планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

2-3

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

2

2

-

Передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок. Что такое композиция. Правила её составления.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

4-5

«Город мастеров» - работа в технике граттаж.

2

2

-

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Этапы выполнения техники.

 Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

6-7

«Чудо – матрёшки» - роспись матрёшки Полхов – майданской росписью.

2

2

-

        Использовать декоративные элементы, узоры для украшения матрёшки. Понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного

искусства. Знакомство с

Полхов – майданской

росписью. Рассматривание

образцов матрёшек.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Извлечение необходимой информации. Формирование любви к родному русскому искусству. Формировать эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8-9

«Монотипия пейзажная» – нетрадиционная техника рисования.

2

1

1

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки. Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Формирование мотивации к учению. Организовывать своё рабочее место. Работать по плану.

10-11

Приём рисования по сырому, или равномерноокрашенному.

2

1

1

Использовать различные

средства живописи, основные

 и составные, тёплые и холодные

цвета. Понятие техники

«по-сырому». Использования

приёма для закрашивания

листа сплошным

слоем краски.

Использование знаково-символических средств.

12-13

Использование карандашей в рисовании цветов.

2

1

1

Овладеть приёмами работы различными графическими материалами.

Виды акварельных

карандашей. Правила

нанесения акварельных карандашей,

их смешение. Свойства

акварельных карандашей.

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

14-15

Художественный приём «заливка». Рисование неба.

2

1

1

Овладеть на практике

основами цветоведения.  Понятие

«заливка». Использование заливки

для изображения неба, воды,  гор.

Выполнение действий по алгоритму.

16-17

Рисование по сырому. Пейзаж.

2

1

1

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки. Рисование пейзажа по влажному листу альбома.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

18-19

Многослойная живопись.

2

2

-

Овладеть основами языка

живописи. Понятие

многослойной живописи.

 Этапы выполнения техники.

Моделирование и преобразование объекта.

20-21

Кляксография обычная. Рисование природы.

2

1

1

Наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток. 

Способы рисования кляксами.

Поиск и выделение необходимой информации.

22-23

Кляксография трубочкой.

2

2

-

Овладевать нестандартной техникой изображения картины. Самостоятельный выбор рисунка.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию.

24-25

Техника рисования «Свеча + акварель».

2

1

1

Создавать графическими   средствами композицию пейзажа и постройки. Изучение нетрадиционной техники. Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Поиск и выделение необходимой информации.

26-27

Рисование пальчиками (творческая работа).

2

2

-

Разработка идеи, творческое выполнение работы. Изображать в нестандартной технике реальные и фантастические образы. Разработка

идеи, творческое выполнение работы.

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

28-29

Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.

2

1

1

Использовать элементарные

правила перспективы для изображения

природы, пейзажа, сюжетных

сцен. Понятие линейной и

воздушной перспективы.

Правила линейной и воздушной

перспективы. Использовании

 точки схода при рисовании.

Выполнение действий по алгоритму. Использование знаково-символических средств.

30-31

Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

2

2

-

Использовать декоративные

элементы, узоры для

украшения реальных

и фантастических образов. Знакомство

 с Хохломской росписью.

Основы росписи, её элементы.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

32-33

«Подводное царство» - рисование рыбок.

2

2

-

Изображать растения, рыб, подводный мир. Разновидности рыбок.

Правила рисования рыб.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

34-35

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

2

2

-

Моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнаментов. Понятие «стилизация». Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

Моделирование и преобразование объектов.

36-37

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

2

2

-

Различать произведения народных промыслов России и художественных ремёсел. Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, деятельности.

38-39

Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».

2

2

-

Составление композиции посредством аппликации. Творческий подход

 к коллективному составлению панно.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Формулировать и удерживать учебную задачу. Применять правила и пользоваться инструкцией. Вырабатывать решения при работе в коллективе.

40-41

«Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

2

2

-

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла. Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

42-43

Азбука рисования. Пропорции.

Плоскостное и объёмное изображение.

2

1

1

Пропорции – соотношение частей по величине.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

44-45

Рисование с натуры и по памяти.

2

2

-

Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование  по памяти.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

46-47

   Пейзаж. Образ дерева. Живописная связь неба и земли.

2

1

1

Использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен. Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств.

48-49

Времена года.

2

1

1

Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Выполнение действий по алгоритму.

50-51

Бумажная пластика. Полуплоскостные изделия.Объёмные композиции.

2

2

-

Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.

Формирование мотивации к учению. Определять и формулировать цель деятельности на занятии.

52-53

Сувенирные открытки.

2

2

-

Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

54-55

Азы композиции. Линия горизонта.

Композиционный центр.

2

1

1

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

56-57

Ритм и движение.

2

1

1

Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Моделирование и преобразование объекта. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

58-59

Рисунок. Волшебная линия. Точка.

2

2

-

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам. Работать по плану. Применять правила и пользоваться инструкцией. Слушать и понимать речь других.

60-61

Пятно. Форма.

2

2

-

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Использовать знаково-символических средств. Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок. Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам. Участвовать в диалоге на занятии.

62-63

Выразительные средства графических материалов. Цветные карандаши.

2

2

-

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

 Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию. Поиск необходимой информации из различных источников.

64-65

Выразительные средства графических материалов. Гелевые ручки, тушь.

2

2

-

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Поиск необходимой информации из различных источников.

66-67

Выразительные средства графических материалов. Восковые мелки, фломастеры.

2

2

-

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Поиск необходимой информации из различных источников.

68-69

Выразительные средства графических материалов. Пастель, уголь.

2

2

-

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Выдвижение гипотез. Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок. Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам.

70

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.

1

1

-

Организация выставки работ.

  Обобщение знаний

   Основные цвета, ритм, орнамент, тёплые, холодные цвета, смешанные цвета.

   

Анализировать  свои  рисунки  и рисунки своих одноклассников. Участвовать в диалоге на уроке.

Всего

70

57

13

 

Содержание программы:

   Тема №1  Вводное занятие «Как стать художником?»

      Тип учебных занятий: Урок-игра.

Ученик должен знать: техника безопасности при работе художественными материалами, правила работы акварелью и гуашью.  

Ученик должен уметь: правильно работать художественными с художественными материалами, выполнять требования техники безопасности.

Форма организации познавательной деятельности: Фронтальная

Метод обучения: Репродуктивный.

 Дидактический материал: Дидактические  карточки-задания.

ТЕОРИЯ: Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах работы.  Техника безопасности при работе.

Планирование работы на кружке.

   Тема №2-3  «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации.  Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

  Тема №4-5 «Город мастеров» - работа в технике граттаж.

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

  Тема №6-7 «Чудо – матрёшки» - роспись матрёшек Полхов- майданской росписью.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

  Тема №8-9 «Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования.

ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.        

ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой половине его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него снят оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Тема №10-11  Приём рисования по сухому, или равномерно окрашенному.

ТЕОРИЯ: Понятие техники «по-сырому». Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

Тема №12-13 Использование карандашей в рисовании цветов.

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

Тема №14-15  Художественный приём «заливка». Рисование неба.

ТЕОРИЯ:  Понятие «заливка». Использование заливки для изображения неба, воды,  гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

Тема №16-17 Рисование по влажному. Пейзаж.

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

Тема № 18-19  Многослойная живопись или сухим по сухому.

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.  

 

Тема № 20-21 Нетрадиционная техника рисования «Кляксография обычная».

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и наливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам,  на одну половину капнуть тушь, а  другой его прикрыть).  Далее верхний лист  снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются (можно нарисовать птицу, облака и т. д.).                                  

Тема №22-23  Нетрадиционная техника рисования «Кляксография трубочкой.

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются (рисуют дерево, опавшую листву, кустарники  и т.д.).

Тема № 24-25  Техника рисования «Свеча + акварель».

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Тема № 26-27  Рисование пальчиками.        

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ нанесения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается  (гриб мухомор, травка, листики и т. д.).

Тема №28-29   Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.        

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использовании точки схода при рисовании.

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

Тема №30-31 Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

Тема №32-33 «Подводное царство» - рисование рыбок.

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

ПРАКТИКА:  Рисование рыб разного вида.  Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

Тема №34-35 Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

ТЕОРИЯ: Понятие «стилизация». Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.

Тема №36-37 Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

ПРАКТИКА:  Рисование  элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

Тема №38-39  Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путём обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки, голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем на основу

Тема №40-41 «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

Тема №42-43  Азбука рисования.

Тема 1 Пропорции.

Пропорции – соотношение частей по величине.

Тема 2 Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».

Тема №44-45 Рисование с натуры и по памяти.

 Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование  по памяти.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела птиц».

Тема №46-47    Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Тема 1 Образ дерева.

 Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».

Тема 2 Живописная связь неба и земли.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

Тема  №48-49 Времена года.

Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».

 Тема № 50-51  Бумажная пластика.

Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.

Тема 1 Полуплоскостные изделия.

Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.

Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир».

Тема 2 Объёмные композиции.

Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.

Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик».

Тема № 52-53 Сувенирные открытки.

Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)

Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка».

Тема №54-55  Азы композиции.

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Тема 1 Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

Тема 2 Композиционный центр.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

Тема №56-57  Ритм и движение.

Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».

Тема №58-59 Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 2. Точка.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

 Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Тема №60-61  Пятно. Форма.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

 Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема №62-63 Выразительные средства графических материалов. Цветные карандаши.

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

 Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема №64-65   Выразительные средства графических материалов. Гелевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

Тема №66-67 Выразительные средства графических материалов. Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

Тема №68-69 Выразительные средства графических материалов. Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Тема №70  Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.

ПРАКТИКА: Организация выставки работ.

Тип учебного занятия:  обобщение знаний

Ученик должен знать:  основные цвета, ритм, орнамент, тёплые, холодные цвета, смешанные цвета.

Ученик должен уметь:  анализировать  свои  рисунки  и рисунки своих одноклассников.

Форма организации познавательной деятельности:  фронтальная

Метод обучения:  иллюстративный

Дидактический материал:  Рисунки учащихся за год.

 

 

 

 

 

 

 

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия третий год обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 академического часа, количество часов в неделю 2 часа, 70 часов в год.  

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

 

Формы и виды контроля

выставки

 

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Перечень литературы и средств обучения

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

   б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

      Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003  

      Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2006.–96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

 Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

                     Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград:

                     Учитель, 2009 .

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и

      педагогов. –     Ярославль: Академия развития, 1997

     Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми:

      Учеб.-метод. пособие.   – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. –

      М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.:

     Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

 Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 

Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

 Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

 в) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

 Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  •  Мультимедийный проектор
  •  Экран
  • Компьютер

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  • Хохлома
  •  Полхов-Майдан
  • Городецкая роспись
  •   Введение в цветоведение. 16 штук
  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора)
  •  Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические (1 набор)
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  •  Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

 

 

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

Коллекция для видео «Чудеса Света»

Коллекция для видео «Музеи России.  Эрмитаж»

Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

Методические рекомендации

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

  • где работают художники;
  • основные жанры живописи;
  • наш вернисаж;
  • богатства земли Русской;
  • техника безопасности;
  • как прекрасен этот мир;
  • информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.

Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.

Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.