Мировая архитектура

Спирина Екатерина Владимировна

Архитектура

         АРХИТЕКТУРА (лат . architectura, от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения.

Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ - небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).

 

Древний Египет

3 периода:

1. Древнее царство XXVIIIXXIII в.в. до н.э.

  Появление пирамид. Пирамиды зарождаются от прямоугольной платформы, плиты.

Выразительные средства:

1. Массивность архитектуры.

2. Четкие геометрические формы.

3. Стремление к ансамблю архитектуры

4. Отсутствие оконного пространства.

5.Строительство храмовых сооружений

6. Строительный материал – камень

 

2. Среднее царство XXIIXVIII в.в. до н.э.

Вместо гробниц – скальные скрытые погребения (самое извесное скрытое захоронение – заупокойный храм Амининхета III, названный лабиринтом). Кроме скальных гробниц продолжают строить обширные храмы, сохраняющие прямоугольную форму. Продолжается городское строительство. Пространство вокруг храмов искусственно очищается.

3. Новое царство XVIXI в.в.

В.с.:

1. Грандиозность и масштабность.

2. Акцент на светскую архитектуру.

3. Увеличение храмовой архитектуры.

4. Камень – основной строительный материал.

5. Сохранение ансамбля в архитектуре.

6. Появление новых архит. форм:

*появляется колона (3 вида: папирусообразные, лотосообразная, пальмообразная)

*пилоны, обелиски, стелы.

7. Скульптурное оформление храмов.

Яркими памятниками архитектуры являются храмы Амон Ра в Карнаке и Луксоре (154 колоны)

 

Шумерская цивилизация

(возникла 5000л до н.э. в др. Месопотамии)

В отличии от Египта – основной строительный материал – глина. Из сырой необожженной делали кирпичи (для строительства); из обожженной – посуду, таблички для письма.

         Шумерская цивилизация – это прежде всего городская архитектура. Именно шумеры первыми стали строить город, обнесенный высокой неприступной стеной.

В.С.:

1. Основной строительный материал – белая глина.

2. Развитие и храмового и городского строительства.

3. Опора на прямоугольную форму.

4. постройка оснований платформ – в основании здания.

5. Строительство зиккуратов (башня).

6. Строительство городских стен с воротами.

Вавилонская культура

 

         В плане архитектуры искусство вавилонян далеко ушло от шумеров.

В.с.:

1. Строительный материал – глина.

2. Башни – зиккураты (храмовые) (триада).

3. Строительство мостов на опорах.

4.Производство глазурованного кирпича

5. Появление орнамента с изображением животных (лев, бык, драконы)

6. Появление водопровода и канализации.

7. Появление 2-х, 3-х этажного строительства.

8. Обилие оконного и террасного пространства.

Вавилон был знаменит своими башнями и 3-х уровневой стеной с большим количеством ворот. Самые знаменитые – «Ворота богини Иштар» 12 метров в высату.

 

Ассирийска культура

Строят также как и в Вавилоне. Внутри сложная планировка. В Ассирии был знаменит ландшафтный дизайн.

         В VIIв. В Ассирии используют колоннадную архитектуру.

 

Крито – микенская культура

         Это городская цивилизация, а город – огромный дворец, в котором было колоссальное количество помещений: комната для проживания царской семьи, комната для проживания жрецов, для привилегированных особ, прислуги… Специальных храмов не строили. Они выбирали специальные места для святилищ и специальные залы во дворце (горная пещера, священная роща…- любое красивое место), несколько красивых залов во дворце для церемоний.

         Дворцовый комплекс – основа архит. Крита. Столица Крита – город Клосс.

         Самые известные: лабиринт Минотавра г.Фресс(т), г.Закро, г.Маллия.

В.С.:

1. Основной материал – камень.

2.Дворцовый комплекс, как единое целое.

3. Наличие очень сложной планировки (лабиринт)

4.Сочетание религиозной и бытовой функции дворца.

5. Появление ритуальных басеннов   (ввели понятие на Крите)

6. Прямоугольная форма внутри дворца (52-28м)

7. Ориентация дворца по сторонам света с севера на юг.

8.Тематическое посвящение дворца великой богини.

9. Связь дворца с горными святилищами.

10.Рельефные росписи стен.

11. Сложная система вн.дворов, переходов, лестниц  и т.д.

12. Священные сады перед дворцами и около святилищ.

13. Строительство колоннады, как самостоятельного архит. решения (несущая опора)

14. 2-х уровневое строительство.

 

Микены

         Для микенов характерно строительство горных городов – крепостей, обнесенных высокой стеной. Сохраненные микенские города порождают массивностью и мощностью каменной кладки (Микены, Тринф)

В.С.:

1. Массивная циклоническая кладка.

2. Монументальность архитектуры.

3. Материал – камень (большие, грубо оттесанные глыбы)

4. Украшение стен и ворот рельефной скульптурой.

5. Строительство дворца внутри крепости.

6. Появление мегарона (храмового помещения дворца прямоугольной формы)

7. Разделение мегарона на 2 части.

8.Строительство погребальных толосов (каменных усыпальниц округлой формы в виде холма)

9. Строительство мостов и подземных бомбоубежищ – казематов

 

Древняя Греция

4 основных периода:

1. Геометрика (гомеровский пер.) IXVIII до н.э.

2.Архаический период (древний) VIIVI вв до н.э.

         Для греков иск.арх. связанно с храмовым строительством. Именно храмы являются сосредоточением культуры и политической жизни греков.

         Появление понятия ОРДЕРА – особой системы, соотношение несущей (колона) и несомой (балка) конструкций – антамблемент. Ордер (порядок).

         Было 3 периода:

*Дорический

*Ионический (7в. до н.э.)

*Коринфский (5в. до н.э.)

В.С.:

1. Все храмы ярко разукрашивались контрастными цветовыми сочетаниями: красный – синий, золотой – синий, зеленый – золотой.

2.Основной материал для постройки храмов изначально служит известняк, затем – мрамор.

3. Важнейшее значение имеет расположение храма.

 

3. Классический период Vвв до н.э.

         Активно развивается и храмовое и городское строительство, появляются новые типы общественных заведений, развивается частное строительство (виллы, дома, дворцы). Вместо отдельно стоящего храма, строится хр. комплексы – акрополи.

В.С.:

1. Акрополь – религиозный и культурный центр города (строится на самом высоком месте)

2.Слияние 2 ордеров: ионического и дарического.

3. Общественные здания: школы, библиотеки, 1-е музеи (7муз), стадионы.

4 .Появление АГОРЫ – центра площади.

5.  Строительство театра в форме полукруглого цирка с амфитеатром.

6.Основной строительный материал – мрамор.

7. Появление новых архитектурных элементов – облицовка, исп.гарильефа и барельефа, исп.вместо колон статуй (женщины – кариотиды, мужчины – атланты)

Памятником греческой арх.кл.пер.является афинский акрополь – хр.Зевса и Геры.

 

4. Эллионический пер. IVI вв до н.э.

         В иск.арх. с одной стороны наблюдается активное греческое городское строительство, а с другой чисто восточное тяготение к грандиозности и масштабности.

         Во времена походов Александра Македонского было основано более 40 новых городов (Александрия). Кроме того, были расширены и процветали такие греческие города как Пирган, Сиракузы,   Делфы, Афины, Египетская Александрия (библиотека), Антиохия.

ВС:

1. Прямоугольное планирование городских улиц.

2. Квадратичная форма города.

3. Выделение особого места для агоры, обнесенное патриком (для тени).

4. Строительство общественных зданий, школ, библиотек.

5. Появление научно-технических сооружений: маяки, обсерватории, музеи.

6. Стремление к гигантским формам в строительстве.

7. Широкое распространение  ионического ордена, но с широким фризом.

Памятники архитектуры:

1. Храм Зевса в Пергаме.

2. Фароский маяк.

3. Пеликернарский мавзолей (от имени царя Мавсола).

 

Раннехристианское  искусство

(I – V в.в. н.э.)

I. Скрытый период (до 313г).

II. Официальный период (с 313г.)

 

I. Скрытый период.

         Архитектура не развивалась. Для своих богослужений христиане приспособили подземные убежища естественного происхождения, которые назывались «катакомбы» (от названия провинции Катакумб возле Рима.).

II. Официальный период.

Развитие христианской культуры официального периода связано прежде всего с развитием искусства архитектуры, т.к. главной задачей христиан было создание храмов, которых у них не было. Для этой цели идеально подошла римская базилика – дом общественных собраний.

В.С.:

1. Здание прямоугольной формы, каменное.

2. Ориентация здания с севера па восток. На востоке алтарная часть.

3. Появление нортекса (помещение для неверующих)

4. Появление аспиды (закруглой алтарной части храма)

5. условное разделение помещения базилики на нефы с помощью столбов, либо колон.

6. Отсутствие внешнего фасадного декора здания; перенос декора внутрь.

 

 

Искусство средних веков

3 периода:

I. Дороманское искусство (VI – IX в.в.)

II. Романское искусство (IX – XII в.в.)

III. Готический период (VIII – XIV в.в.)

 

I. Дороманская культура

         Города Остготтско Италии (Рим, Равенна, Милан) становятся центром в раннем средневековье развития искусства, сохраняя традиции римской архитектуры.

         Архитектура Каролингской империи (столица Аахен) была более суровой и воинственной.

Вестготская и Остготская архитектура

В.С.:

1. Строительство соборов и храмов по христианским признакам (до X в. – дерево, после X в. – камень)

2. Основной тип храма – базилика.

3. Строительство мостов, акведуков, дорог по римскому образцу.

4. Строительство монументальных гробниц – мавзолеев (по имени царя Мавсола).

5. Появление отдельного религиозного строения – баптистиля для крещения.

6. Использование в декоре (украшения) храма мозаики и фрески.

7. Орнаментальная декоративность.

8. Вход в базилику оформляется трех пролетной аркой.

9. Появление крипт (сводчатых подземных сооружений служащих для погребения)

 

Каролингская империя

В.С.:

1. Создание военных лагерей – бург.

В середине такого лагеря возводили башню, которую окружали рвом или полисадом. Именно с этой башни берет начало рыцарский замок.

2. Появление дворцовых построек.

3. Использование тяжелых арочных конструкций.

4. Сооружение крипт не под землей, а как второй части храма.

5. Разработка основных принципов городского строительства по центральному типу.

 

II. Романское искусство (римское)

                 

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.).

Архитектура проявляется как символ эпохи рыцарства уже в X в. И очень быстро распространяется по всей Европе. Активно строятся замки, монастыри, храмы. Расширяется городское строительство, при чем города сохраняют центрический тип: Мадрид, Прага, Будапешт, Париж, Лондон, Германия.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Артели мастеров переезжали из города в город, из страны в страну, тем самым, утверждая единый стиль архитектуры, называемый РОМАНСКИМ (Римский, т.к. были сохранены принципы римской крепостной архитектуры).

         В этом едином стиле существовали школы архитектуры: Бургундская школа архитектуры, Нормандская школа, Шамбор, Североагненская  школа.        

 

Замковая архитектура

В.С.:

1. Главные типы: феодальный замок, монастырский ансамбль, храм.

2. Оборонительный характер архитектуры: замок – крепость, храм – крепость.

3. Материал – камень.

4. Вместо деревянных перекрытий – каменные.

5. Строительство круглых башен.

6. Окружение замка круглым рвом, наличие подъемного моста и ворот.

7. Массивные замковые стены с узкими бойницами вместо окон.

8. Строительство ДОНЖОНА (главная башня замка) – основного места защиты и проживания.

9. Устройство подземелий («аварийный выход»)

 

Храмовая архитектура

В.С.:

1. Главный тип храма – БАЗИЛИКА.

2. Увеличение храма и в ширину и в высоту, особенно центральный неф.

3. Преобладание полуциркулярных (полукруглых) форм сводов.

4. Массивные, тяжелые столбовые опоры.

5. Гладкие, толстые стены с небольшим количеством оконных проемов.

6.Развитие разновысотного строительства.

7. Появление КОНТРАФОСОВ – дополнительного выступа в наросте стены.

8. Сохранение большого нортекса.

9. Появление Трансепта – поперечного нефа.

 

III. Готическое искусство 

         ГОТИКА (от итал . gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.). Готический стиль архитектуры сформировался в XIII веке во Франции и быстро распространился по всей Западной Европе завершивший развитие в Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.  Самым удивительным явлением XIII – XIVв. Было искусство архитектуры, т.к. именно в нем можно было выразить главную идею того времени «Бог и церковь превыше всего».

Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Готические соборы похожи на корабли с высокими мачтами являлись центром любого средневекового города.

Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

                   Вся Европа оделась в камень.

         Часто можно встретить сочетание Романской и Готической архитектуры, особенно в Англии и в Северной Италии.

 

В.С.:

1. Материал – камень.

2. Колоссальный масштаб.

3. Законченная архитектурная форма – шпиль.

4. Вытянутость по вертикали до 100м.

5.Коническая форма свода: дуги, конические арки, нервюры, аркбутаны.

6. Ажурная резьба по камню – стрельчатый орнамент.

7. Появление «готической розы» (круглое окно, украшенное резьбой над центральным порталом (входом)).

8. Пышный декор храма и снаружи и внутри: розетки, стрельчатый орнамент, рельефная и объемная скульптура, горгулии; гогули (декоративный водосток), пинакли (декоративные башенки).

9.  Появление ВИТРАЖЕЙ.

Техника цветного стекла со свинцовым переплетом.

10. Ассиметричность архитектуры.

11. Строительство ратушных башен с часами.

 

Английская архитектура

В.С.:

1. Растянутые фасады.

2. Различные по форме притвори (нортексы).

3. Двойной трансепт.

4. Прямоугольная аспида.

5. Огромная высота башен (до 130м)

6. Строительство небольшого по высоте нефа, по отношению к Быковым.

7. Цветовые контрасты между разными видами камня.

Памятники архитектуры

ФРАНЦИЯ:

Париж – Собор Парижской Богоматери

Реймский собор

Шарторский собор

Страсбургский собор

ГЕРМАНИЯ:

Кёльнский собор

Фрайбургский собор

 

ИТАЛИЯ:

Миланский собор (белый)

 

АНГЛИЯ:

Парламент

Вестминстерское аббатство

Кинттерберингский собор.

 

ПРАГА:

Собор святого Витта

Ренессанс

(Эпоха Возрождения)

(XIV – XVI в.)

 

         ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной  Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв.  его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Искусство архитектуры остается ведущим во всех странах Европы. Оно очень сильно видоизменяется и концентрируется теперь главным образом на городском.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

         Возрождение римской архитектуры дало новые технические возможности. Возвращение к аркам и куполам поменяло облик городов.

         В архитектуре Ренессанса прослеживается некая двойственность: с 1-й стороны – массивные материалы, здания больших масштабов; с другой стороны – тяготение к аркам, колонам, балконам, создающие эффект легкости и пространства.

В.С.:

1. Гармоничность архитектуры

2. Пропорциональность.

3. Возвращение римской системы градостроения: купольное строительство, арочное строительство, уличное строительство по квадратам.

4. Использование таких архитектурных форм как:

* колоннада (много колон)

*аркада (аркада на колоне)

*галерея (длинный коридор: с 1-й стороны закрыто, с другой – открыто)

5. Четкое оформление этажей (каждый этаж декорируется особым образом) (2-4 этажа)

1 – парад

2- жилой

3 – прислуга

6. Декоративное оформление окон.

7. Декор фасада и интерьера:

- мраморная облицовка

-карнизы приобретают важную роль – выделяют этажи (выступ)

- парадная лестница

- геометрический «шахматный» рисунок пола.

- кессоны на потолке в виде «греческих квадратиков»

8. Система внутренних двориков с садом и фонтаном (Испания, Италия, Португалия)

9. Основной материал – камень, мрамор, гранит, песчаник и т.д.

10.Появление граффити (рисунок на стене)

11. Появление профессиональных вывесок.

Архитекторы:

- Леонардо да Винчи

- Микеланджело

- Рафаэль (только 2 храма)

- Бролонте

- Брунеллески

- Джотто

- Палладио (в Италии)

- Альберти

-Браманте

-Леско

-Делорм (во Франции)

 

 

Барокко (XVII в.)

(жемчужина неправильной формы, красота изменчивости – португ.)

         Зародилось в Италии.

БАРОККО (итал . barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко  характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Особенностью развития архитектуры этого стиля является репрезентационный, парадный характер; при этом архитектура барокко проникнута чувственным духом ансамбля, т.е. соединение нескольких архитектурных эле6ментов в 1 целое: площадь – фонтан – собор;  загородный дворец – парковый ансамбль – фонтанный комплекс.

         Новой системой архитектуры становится 3-х лучевая система градостроения.  

Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).

В.С.:

1. Пышность

2. Декоративность

3.Динамичность скульптурного оформления

4. Стремление к выпуклым формам и линиям (полукруг или волюта); отход от прямой линии.

5. Дробление фасада на отдельные части.

6.Стремление к единому ансамблю

7. Монументальность архитектуры

8. Декоративное оформление фасада: позолота, лепнина, медальон (О), французский балкон, скульптура и др.

9. Резкое увеличение в объеме оконного пространства.10. Декор интерьера: золото, дорогие набивные ткани (парча, бархат), плафонная живопись (лепнина, картина), паркетная инхрустрация, скульптура.

 11. Пилястры (полуколонны)

 

Памятники архитектуры:

Все знаменитые дворцы:

*Версаль (внутри)

* Зимний дворец

* Екатерининский дворец

*Петергоф

* Кремлевский дворец (внутри)

Города:

*Вена

*Рим

*Германия (южная)

*Питер

*Москва

Архитекторы:

*Фларенцо Бернини

*Л. Бернини,

* Франческо Борромини (в Италии)

*Николо Сальви

*В.В.Растрелли (в России)

*Михаил Ухтомский (московский)

 

Классицизм     

Архитектура – это наиболее яркий вид классического искусства, в котором явно прослеживаются греческие традиции. Классическая архитектура отходя от преувеличенных декораций барокко, возвращается к прямым строгим линиям и формам, четко выделанным, геометрическим пропорциям, и глубокая цветовая гамма. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором.

         Классическая архитектура по началу требовала больших форм и объектов, но к XIX в. появляется сочетание как малых, так и крупных форм строительства.

         Классический ансамбль – это, прежде всего здания в парковом обрамлении.

В.С.:

1. Гармоничность

2.Пропорциональность

3. Определенная строгость форм и линий.

4. Опора на греческий ордер: прямоугольная форма и форма РОТАИДЫ (круг)

5. Использование элементов греческой архитектуры: колоны, портики, фризы, пилястры (полуколонны)

6. Симметричность архитектуры.

7. Чёткость.

8. Цветность: окрашенность фасада (белый – желтый, белый – зеленый, белый – розовый)

         Интерьерные цвета: красный, синий, зеленый, голубой, оранжевый.

9. Особая роль усадебной архитектуры (здания с парком, дом с парком и т.д.)

Архитекторы:

Строители Версаля: усадьба Людвига (резиденция).

Французы:

А. Лево

Мансар

Ленотр

К.И.Росси (в России)

Тварени

Баженов (дом Пашкова, библиотека им. Ленина)

Казаков (Кусково, Шереметьево, Архангельское)

В Москве Большой театр, больница Склифосовского, имение Павловское.

Ж. Ардуэн-Мансар,

 Ж. А. Габриель,

К. Н. Леду во Франции,

К. Рен в Англии,

А. Н. Воронихин,

 А.Д. Захаров,

 

Рококо

 

РОКОКО (франц . rococo, от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й пол. 18 в. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.  Красота асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству

         1.Центром формирования рококо был не дворцовый парадный интерьер, а салон частного дома, аристократическая гостиная, где тон задавали женщины, которые сделали свою повседневную жизнь искусством.

2.Взамен классических колон, пилястров и капителей появляется настенное панно, плафоны и «десдепорты» - декоративные композиции над дверными и оконными проемами.

         3.Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, появляется ПАДУГА – плавный, полукруглый переход, богато декорированный тонким орнаментальным рельефом, выполненным из гипса в стиле рокайль. Рельеф завивки плавно переходит в роспись золотом по белому фону, создавая причудливые арабески – насыщенный прихотливый узор, многократно повторяющийся.

         4. Использование огромного количества зеркал, которые помещали над камином и многочисленными проемами межу окнами.

 

Ампир

         АМПИР (от франц . empire, букв. - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).

 

По своей сути архитектура ампира тоже классика, с дополнительными утяжелительными ее элементами. Т.е. при таком же греческом ордере, симметричности, черности, цветности добавляется массивность и декоративность.

В.С.:

1. Парадность и помпезность архитектуры

2. Использование римской архитектурной мысли: триумфальные арки, вондомские колоны.

3. Главенствующее значение приобретает декоративный рельеф (барельеф и горельеф)

4.Утяжеление греческого ордера: 2-й ряд колон, барельефы ( и внизу), скульптура; цвет густой (розовый, зеленый, желтый, ярко голубой)

5. Появление Египетской архитектуры в Европе: стелы, обелиски, сфинксы

6.Изменения в интерьере: насыщенный цвет, рисованные золотые полоски, тяжелые обивочные и портьерные ткани, изгибы линий мебели, мебель массивная, тяжелая.

7.Акцент на общественную городскую архитектуру: (в Европе) биржи, суды, университеты, больницы, публичные библиотеки и т.д.

 

Романтизм

 

         РОМАНТИЗМ (франц . romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.

 Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика).

Реализм

РЕАЛИЗМ в искусстве: 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Импрессионизм

ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц . impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи

 

Модерн

МОДЕРНИЗМ, общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.

"МОДЕРН" (франц . moderne - новейший, современный) ("ар нуво", "югендстиль"), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. Представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России).

 

 

Авангардизм

 

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изо-искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

 

Кубизм

КУБИЗМ (франц . cubisme, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_arkhitektura.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Архитектура

        АРХИТЕКТУРА (лат . architectura, от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения.

Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ - небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).

Древний Египет

3 периода:

1. Древнее царство XXVIII – XXIII в.в. до н.э.

  Появление пирамид. Пирамиды зарождаются от прямоугольной платформы, плиты.

Выразительные средства:

1. Массивность архитектуры.

2. Четкие геометрические формы.

3. Стремление к ансамблю архитектуры

4. Отсутствие оконного пространства.

5.Строительство храмовых сооружений

6. Строительный материал – камень

2. Среднее царство XXII – XVIII в.в. до н.э.

Вместо гробниц – скальные скрытые погребения (самое извесное скрытое захоронение – заупокойный храм Амининхета III, названный лабиринтом). Кроме скальных гробниц продолжают строить обширные храмы, сохраняющие прямоугольную форму. Продолжается городское строительство. Пространство вокруг храмов искусственно очищается.

3. Новое царство XVI – XI в.в.

В.с.:

1. Грандиозность и масштабность.

2. Акцент на светскую архитектуру.

3. Увеличение храмовой архитектуры.

4. Камень – основной строительный материал.

5. Сохранение ансамбля в архитектуре.

6. Появление новых архит. форм:

*появляется колона (3 вида: папирусообразные, лотосообразная, пальмообразная)

*пилоны, обелиски, стелы.

7. Скульптурное оформление храмов.

Яркими памятниками архитектуры являются храмы Амон Ра в Карнаке и Луксоре (154 колоны)

Шумерская цивилизация

(возникла 5000л до н.э. в др. Месопотамии)

В отличии от Египта – основной строительный материал – глина. Из сырой необожженной делали кирпичи (для строительства); из обожженной – посуду, таблички для письма.

        Шумерская цивилизация – это прежде всего городская архитектура. Именно шумеры первыми стали строить город, обнесенный высокой неприступной стеной.

В.С.:

1. Основной строительный материал – белая глина.

2. Развитие и храмового и городского строительства.

3. Опора на прямоугольную форму.

4. постройка оснований платформ – в основании здания.

5. Строительство зиккуратов (башня).

6. Строительство городских стен с воротами.

Вавилонская культура

        В плане архитектуры искусство вавилонян далеко ушло от шумеров.

В.с.:

1. Строительный материал – глина.

2. Башни – зиккураты (храмовые) (триада).

3. Строительство мостов на опорах.

4.Производство глазурованного кирпича

5. Появление орнамента с изображением животных (лев, бык, драконы)

6. Появление водопровода и канализации.

7. Появление 2-х, 3-х этажного строительства.

8. Обилие оконного и террасного пространства.

Вавилон был знаменит своими башнями и 3-х уровневой стеной с большим количеством ворот. Самые знаменитые – «Ворота богини Иштар» 12 метров в высату.

Ассирийска культура

Строят также как и в Вавилоне. Внутри сложная планировка. В Ассирии был знаменит ландшафтный дизайн.

        В VIIв. В Ассирии используют колоннадную архитектуру.

Крито – микенская культура

        Это городская цивилизация, а город – огромный дворец, в котором было колоссальное количество помещений: комната для проживания царской семьи, комната для проживания жрецов, для привилегированных особ, прислуги… Специальных храмов не строили. Они выбирали специальные места для святилищ и специальные залы во дворце (горная пещера, священная роща…- любое красивое место), несколько красивых залов во дворце для церемоний.

        Дворцовый комплекс – основа архит. Крита. Столица Крита – город Клосс.

        Самые известные: лабиринт Минотавра г.Фресс(т), г.Закро, г.Маллия.

В.С.:

1. Основной материал – камень.

2.Дворцовый комплекс, как единое целое.

3. Наличие очень сложной планировки (лабиринт)

4.Сочетание религиозной и бытовой функции дворца.

5. Появление ритуальных басеннов   (ввели понятие на Крите)

6. Прямоугольная форма внутри дворца (52-28м)

7. Ориентация дворца по сторонам света с севера на юг.

8.Тематическое посвящение дворца великой богини.

9. Связь дворца с горными святилищами.

10.Рельефные росписи стен.

11. Сложная система вн.дворов, переходов, лестниц  и т.д.

12. Священные сады перед дворцами и около святилищ.

13. Строительство колоннады, как самостоятельного архит. решения (несущая опора)

14. 2-х уровневое строительство.

Микены

        Для микенов характерно строительство горных городов – крепостей, обнесенных высокой стеной. Сохраненные микенские города порождают массивностью и мощностью каменной кладки (Микены, Тринф)

В.С.:

1. Массивная циклоническая кладка.

2. Монументальность архитектуры.

3. Материал – камень (большие, грубо оттесанные глыбы)

4. Украшение стен и ворот рельефной скульптурой.

5. Строительство дворца внутри крепости.

6. Появление мегарона (храмового помещения дворца прямоугольной формы)

7. Разделение мегарона на 2 части.

8.Строительство погребальных толосов (каменных усыпальниц округлой формы в виде холма)

9. Строительство мостов и подземных бомбоубежищ – казематов

Древняя Греция

4 основных периода:

1. Геометрика (гомеровский пер.) IX – VIII до н.э.

2.Архаический период (древний) VII – VI вв до н.э.

        Для греков иск.арх. связанно с храмовым строительством. Именно храмы являются сосредоточением культуры и политической жизни греков.

        Появление понятия ОРДЕРА – особой системы, соотношение несущей (колона) и несомой (балка) конструкций – антамблемент. Ордер (порядок).

        Было 3 периода:

*Дорический

*Ионический (7в. до н.э.)

*Коринфский (5в. до н.э.)

В.С.:

1. Все храмы ярко разукрашивались контрастными цветовыми сочетаниями: красный – синий, золотой – синий, зеленый – золотой.

2.Основной материал для постройки храмов изначально служит известняк, затем – мрамор.

3. Важнейшее значение имеет расположение храма.

3. Классический период Vвв до н.э.

        Активно развивается и храмовое и городское строительство, появляются новые типы общественных заведений, развивается частное строительство (виллы, дома, дворцы). Вместо отдельно стоящего храма, строится хр. комплексы – акрополи.

В.С.:

1. Акрополь – религиозный и культурный центр города (строится на самом высоком месте)

2.Слияние 2 ордеров: ионического и дарического.

3. Общественные здания: школы, библиотеки, 1-е музеи (7муз), стадионы.

4 .Появление АГОРЫ – центра площади.

5.  Строительство театра в форме полукруглого цирка с амфитеатром.

6.Основной строительный материал – мрамор.

7. Появление новых архитектурных элементов – облицовка, исп.гарильефа и барельефа, исп.вместо колон статуй (женщины – кариотиды, мужчины – атланты)

Памятником греческой арх.кл.пер.является афинский акрополь – хр.Зевса и Геры.

4. Эллионический пер. IV – I вв до н.э.

        В иск.арх. с одной стороны наблюдается активное греческое городское строительство, а с другой чисто восточное тяготение к грандиозности и масштабности.

        Во времена походов Александра Македонского было основано более 40 новых городов (Александрия). Кроме того, были расширены и процветали такие греческие города как Пирган, Сиракузы,   Делфы, Афины, Египетская Александрия (библиотека), Антиохия.

ВС:

1. Прямоугольное планирование городских улиц.

2. Квадратичная форма города.

3. Выделение особого места для агоры, обнесенное патриком (для тени).

4. Строительство общественных зданий, школ, библиотек.

5. Появление научно-технических сооружений: маяки, обсерватории, музеи.

6. Стремление к гигантским формам в строительстве.

7. Широкое распространение  ионического ордена, но с широким фризом.

Памятники архитектуры:

1. Храм Зевса в Пергаме.

2. Фароский маяк.

3. Пеликернарский мавзолей (от имени царя Мавсола).

Раннехристианское  искусство

(I – V в.в. н.э.)

I. Скрытый период (до 313г).

II. Официальный период (с 313г.)

I. Скрытый период.

        Архитектура не развивалась. Для своих богослужений христиане приспособили подземные убежища естественного происхождения, которые назывались «катакомбы» (от названия провинции Катакумб возле Рима.).

II. Официальный период.

Развитие христианской культуры официального периода связано прежде всего с развитием искусства архитектуры, т.к. главной задачей христиан было создание храмов, которых у них не было. Для этой цели идеально подошла римская базилика – дом общественных собраний.

В.С.:

1. Здание прямоугольной формы, каменное.

2. Ориентация здания с севера па восток. На востоке алтарная часть.

3. Появление нортекса (помещение для неверующих)

4. Появление аспиды (закруглой алтарной части храма)

5. условное разделение помещения базилики на нефы с помощью столбов, либо колон.

6. Отсутствие внешнего фасадного декора здания; перенос декора внутрь.

Искусство средних веков

3 периода:

I. Дороманское искусство (VI – IX в.в.)

II. Романское искусство (IX – XII в.в.)

III. Готический период (VIII – XIV в.в.)

I. Дороманская культура

        Города Остготтско Италии (Рим, Равенна, Милан) становятся центром в раннем средневековье развития искусства, сохраняя традиции римской архитектуры.

        Архитектура Каролингской империи (столица Аахен) была более суровой и воинственной.

Вестготская и Остготская архитектура

В.С.:

1. Строительство соборов и храмов по христианским признакам (до X в. – дерево, после X в. – камень)

2. Основной тип храма – базилика.

3. Строительство мостов, акведуков, дорог по римскому образцу.

4. Строительство монументальных гробниц – мавзолеев (по имени царя Мавсола).

5. Появление отдельного религиозного строения – баптистиля для крещения.

6. Использование в декоре (украшения) храма мозаики и фрески.

7. Орнаментальная декоративность.

8. Вход в базилику оформляется трех пролетной аркой.

9. Появление крипт (сводчатых подземных сооружений служащих для погребения)

Каролингская империя

В.С.:

1. Создание военных лагерей – бург.

В середине такого лагеря возводили башню, которую окружали рвом или полисадом. Именно с этой башни берет начало рыцарский замок.

2. Появление дворцовых построек.

3. Использование тяжелых арочных конструкций.

4. Сооружение крипт не под землей, а как второй части храма.

5. Разработка основных принципов городского строительства по центральному типу.

II. Романское искусство (римское)

                

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.).

Архитектура проявляется как символ эпохи рыцарства уже в X в. И очень быстро распространяется по всей Европе. Активно строятся замки, монастыри, храмы. Расширяется городское строительство, при чем города сохраняют центрический тип: Мадрид, Прага, Будапешт, Париж, Лондон, Германия.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Артели мастеров переезжали из города в город, из страны в страну, тем самым, утверждая единый стиль архитектуры, называемый РОМАНСКИМ (Римский, т.к. были сохранены принципы римской крепостной архитектуры).

        В этом едином стиле существовали школы архитектуры: Бургундская школа архитектуры, Нормандская школа, Шамбор, Североагненская  школа.          

Замковая архитектура

В.С.:

1. Главные типы: феодальный замок, монастырский ансамбль, храм.

2. Оборонительный характер архитектуры: замок – крепость, храм – крепость.

3. Материал – камень.

4. Вместо деревянных перекрытий – каменные.

5. Строительство круглых башен.

6. Окружение замка круглым рвом, наличие подъемного моста и ворот.

7. Массивные замковые стены с узкими бойницами вместо окон.

8. Строительство ДОНЖОНА (главная башня замка) – основного места защиты и проживания.

9. Устройство подземелий («аварийный выход»)

Храмовая архитектура

В.С.:

1. Главный тип храма – БАЗИЛИКА.

2. Увеличение храма и в ширину и в высоту, особенно центральный неф.

3. Преобладание полуциркулярных (полукруглых) форм сводов.

4. Массивные, тяжелые столбовые опоры.

5. Гладкие, толстые стены с небольшим количеством оконных проемов.

6.Развитие разновысотного строительства.

7. Появление КОНТРАФОСОВ – дополнительного выступа в наросте стены.

8. Сохранение большого нортекса.

9. Появление Трансепта – поперечного нефа.

III. Готическое искусство        

        ГОТИКА (от итал . gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.). Готический стиль архитектуры сформировался в XIII веке во Франции и быстро распространился по всей Западной Европе завершивший развитие в Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.  Самым удивительным явлением XIII – XIVв. Было искусство архитектуры, т.к. именно в нем можно было выразить главную идею того времени «Бог и церковь превыше всего».

Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Готические соборы похожи на корабли с высокими мачтами являлись центром любого средневекового города.

Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

                Вся Европа оделась в камень.

        Часто можно встретить сочетание Романской и Готической архитектуры, особенно в Англии и в Северной Италии.

В.С.:

1. Материал – камень.

2. Колоссальный масштаб.

3. Законченная архитектурная форма – шпиль.

4. Вытянутость по вертикали до 100м.

5.Коническая форма свода: дуги, конические арки, нервюры, аркбутаны.

6. Ажурная резьба по камню – стрельчатый орнамент.

7. Появление «готической розы» (круглое окно, украшенное резьбой над центральным порталом (входом)).

8. Пышный декор храма и снаружи и внутри: розетки, стрельчатый орнамент, рельефная и объемная скульптура, горгулии; гогули (декоративный водосток), пинакли (декоративные башенки).

9.  Появление ВИТРАЖЕЙ.

Техника цветного стекла со свинцовым переплетом.

10. Ассиметричность архитектуры.

11. Строительство ратушных башен с часами.

Английская архитектура

В.С.:

1. Растянутые фасады.

2. Различные по форме притвори (нортексы).

3. Двойной трансепт.

4. Прямоугольная аспида.

5. Огромная высота башен (до 130м)

6. Строительство небольшого по высоте нефа, по отношению к Быковым.

7. Цветовые контрасты между разными видами камня.

Памятники архитектуры

ФРАНЦИЯ:

Париж – Собор Парижской Богоматери

Реймский собор

Шарторский собор

Страсбургский собор

ГЕРМАНИЯ:

Кёльнский собор

Фрайбургский собор

ИТАЛИЯ:

Миланский собор (белый)

АНГЛИЯ:

Парламент

Вестминстерское аббатство

Кинттерберингский собор.

ПРАГА:

Собор святого Витта

Ренессанс

(Эпоха Возрождения)

(XIV – XVI в.)

        ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной  Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв.  его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Искусство архитектуры остается ведущим во всех странах Европы. Оно очень сильно видоизменяется и концентрируется теперь главным образом на городском.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

        Возрождение римской архитектуры дало новые технические возможности. Возвращение к аркам и куполам поменяло облик городов.

        В архитектуре Ренессанса прослеживается некая двойственность: с 1-й стороны – массивные материалы, здания больших масштабов; с другой стороны – тяготение к аркам, колонам, балконам, создающие эффект легкости и пространства.

В.С.:

1. Гармоничность архитектуры

2. Пропорциональность.

3. Возвращение римской системы градостроения: купольное строительство, арочное строительство, уличное строительство по квадратам.

4. Использование таких архитектурных форм как:

* колоннада (много колон)

*аркада (аркада на колоне)

*галерея (длинный коридор: с 1-й стороны закрыто, с другой – открыто)

5. Четкое оформление этажей (каждый этаж декорируется особым образом) (2-4 этажа)

1 – парад

2- жилой

3 – прислуга

6. Декоративное оформление окон.

7. Декор фасада и интерьера:

- мраморная облицовка

-карнизы приобретают важную роль – выделяют этажи (выступ)

- парадная лестница

- геометрический «шахматный» рисунок пола.

- кессоны на потолке в виде «греческих квадратиков»

8. Система внутренних двориков с садом и фонтаном (Испания, Италия, Португалия)

9. Основной материал – камень, мрамор, гранит, песчаник и т.д.

10.Появление граффити (рисунок на стене)

11. Появление профессиональных вывесок.

Архитекторы:

- Леонардо да Винчи

- Микеланджело

- Рафаэль (только 2 храма)

- Бролонте

- Брунеллески

- Джотто

- Палладио (в Италии)

- Альберти

-Браманте

-Леско

-Делорм (во Франции)

Барокко (XVII в.)

(жемчужина неправильной формы, красота изменчивости – португ.)

        Зародилось в Италии.

БАРОККО (итал . barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко  характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Особенностью развития архитектуры этого стиля является репрезентационный, парадный характер; при этом архитектура барокко проникнута чувственным духом ансамбля, т.е. соединение нескольких архитектурных эле6ментов в 1 целое: площадь – фонтан – собор;  загородный дворец – парковый ансамбль – фонтанный комплекс.

        Новой системой архитектуры становится 3-х лучевая система градостроения.  

Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).

В.С.:

1. Пышность

2. Декоративность

3.Динамичность скульптурного оформления

4. Стремление к выпуклым формам и линиям (полукруг или волюта); отход от прямой линии.

5. Дробление фасада на отдельные части.

6.Стремление к единому ансамблю

7. Монументальность архитектуры

8. Декоративное оформление фасада: позолота, лепнина, медальон (О), французский балкон, скульптура и др.

9. Резкое увеличение в объеме оконного пространства.10. Декор интерьера: золото, дорогие набивные ткани (парча, бархат), плафонная живопись (лепнина, картина), паркетная инхрустрация, скульптура.

 11. Пилястры (полуколонны)

Памятники архитектуры:

Все знаменитые дворцы:

*Версаль (внутри)

* Зимний дворец

* Екатерининский дворец

*Петергоф

* Кремлевский дворец (внутри)

Города:

*Вена

*Рим

*Германия (южная)

*Питер

*Москва

Архитекторы:

*Фларенцо Бернини

*Л. Бернини,

* Франческо Борромини (в Италии)

*Николо Сальви

*В.В.Растрелли (в России)

*Михаил Ухтомский (московский)

Классицизм         

Архитектура – это наиболее яркий вид классического искусства, в котором явно прослеживаются греческие традиции. Классическая архитектура отходя от преувеличенных декораций барокко, возвращается к прямым строгим линиям и формам, четко выделанным, геометрическим пропорциям, и глубокая цветовая гамма. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором.

        Классическая архитектура по началу требовала больших форм и объектов, но к XIX в. появляется сочетание как малых, так и крупных форм строительства.

        Классический ансамбль – это, прежде всего здания в парковом обрамлении.

В.С.:

1. Гармоничность

2.Пропорциональность

3. Определенная строгость форм и линий.

4. Опора на греческий ордер: прямоугольная форма и форма РОТАИДЫ (круг)

5. Использование элементов греческой архитектуры: колоны, портики, фризы, пилястры (полуколонны)

6. Симметричность архитектуры.

7. Чёткость.

8. Цветность: окрашенность фасада (белый – желтый, белый – зеленый, белый – розовый)

        Интерьерные цвета: красный, синий, зеленый, голубой, оранжевый.

9. Особая роль усадебной архитектуры (здания с парком, дом с парком и т.д.)

Архитекторы:

Строители Версаля: усадьба Людвига (резиденция).

Французы:

А. Лево

Мансар

Ленотр

К.И.Росси (в России)

Тварени

Баженов (дом Пашкова, библиотека им. Ленина)

Казаков (Кусково, Шереметьево, Архангельское)

В Москве Большой театр, больница Склифосовского, имение Павловское.

Ж. Ардуэн-Мансар,

 Ж. А. Габриель,

К. Н. Леду во Франции,

К. Рен в Англии,

А. Н. Воронихин,

 А.Д. Захаров,

Рококо

РОКОКО (франц . rococo, от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й пол. 18 в. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.  Красота асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству

        1.Центром формирования рококо был не дворцовый парадный интерьер, а салон частного дома, аристократическая гостиная, где тон задавали женщины, которые сделали свою повседневную жизнь искусством.

2.Взамен классических колон, пилястров и капителей появляется настенное панно, плафоны и «десдепорты» - декоративные композиции над дверными и оконными проемами.

        3.Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, появляется ПАДУГА – плавный, полукруглый переход, богато декорированный тонким орнаментальным рельефом, выполненным из гипса в стиле рокайль. Рельеф завивки плавно переходит в роспись золотом по белому фону, создавая причудливые арабески – насыщенный прихотливый узор, многократно повторяющийся.

        4. Использование огромного количества зеркал, которые помещали над камином и многочисленными проемами межу окнами.

Ампир

        АМПИР (от франц . empire, букв. - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).

По своей сути архитектура ампира тоже классика, с дополнительными утяжелительными ее элементами. Т.е. при таком же греческом ордере, симметричности, черности, цветности добавляется массивность и декоративность.

В.С.:

1. Парадность и помпезность архитектуры

2. Использование римской архитектурной мысли: триумфальные арки, вондомские колоны.

3. Главенствующее значение приобретает декоративный рельеф (барельеф и горельеф)

4.Утяжеление греческого ордера: 2-й ряд колон, барельефы ( и внизу), скульптура; цвет густой (розовый, зеленый, желтый, ярко голубой)

5. Появление Египетской архитектуры в Европе: стелы, обелиски, сфинксы

6.Изменения в интерьере: насыщенный цвет, рисованные золотые полоски, тяжелые обивочные и портьерные ткани, изгибы линий мебели, мебель массивная, тяжелая.

7.Акцент на общественную городскую архитектуру: (в Европе) биржи, суды, университеты, больницы, публичные библиотеки и т.д.

Романтизм

         РОМАНТИЗМ (франц . romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.

 Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика).

Реализм

РЕАЛИЗМ в искусстве: 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Импрессионизм

ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц . impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи

Модерн

МОДЕРНИЗМ, общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.

"МОДЕРН" (франц . moderne - новейший, современный) ("ар нуво", "югендстиль"), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. Представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России).

Авангардизм

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изо-искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

Кубизм

КУБИЗМ (франц . cubisme, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.