Обзор творческой деятельности иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры

Бородина Ирина Борисовна

Статья посвящена обзору проектной, иконописной и реставрационной современной петербургской мастерской в честь св. преп. Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры.

Ключевые слова: Иконопись, православный образ, Александро-Невская лавра, Петербург, современное церковное искусство, храмовое проектирование, церковное художественное объединение, иконописная мастерская, иконопись, реставрация, храм Иннокентия и Софрония Иркутских, Новый Валаам, Дмитрий Мироненко, храмовый комплекс поселка Саперное.

I. B. Borodina

 

The Temple Projects of John of Damascene icon workshop (Alexander Nevsky Monastery)
 

The article is devoted to main projects for the church’s interior, created by contemporary Petersburg icon workshop named after St. John Damascene (Alexander Nevsky Monastery).

 

Key words: Icons, orthodox image, the Alexander Nevsky Monastery, St. Petersburg, contemporary church art, temple design, church art group, icon-painting workshop.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иконописно-реставрационная мастерская Александро-Невской лавры. Обзор деятельности.

Статья посвящена обзору проектной, иконописной и реставрационной современной петербургской мастерской в честь св. преп. Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры.

Ключевые слова: Иконопись, православный образ, Александро-Невская лавра, Петербург, современное церковное искусство, храмовое проектирование, церковное художественное объединение, иконописная мастерская, иконопись, реставрация, храм Иннокентия и Софрония Иркутских, Новый Валаам, Дмитрий Мироненко, храмовый комплекс поселка Саперное.

I. B. Borodina

The Temple Projects of John of Damascene icon workshop (Alexander Nevsky Monastery)

The article is devoted to main projects for the church’s interior, created by contemporary Petersburg icon workshop named after St. John Damascene (Alexander Nevsky Monastery).

Key words: Icons, orthodox image, the Alexander Nevsky Monastery, St. Petersburg, contemporary church art, temple design, church art group, icon-painting workshop.

Почти два десятилетия, с 1997 года, в Александро-Невской лавре существует и активно развивается иконописно-реставрационная мастерская Иоанна Дамаскина, создавнная по благословению Наместника лавры, архимандрита Назария (Лавриненко)[1]. С момента основания работами мастерской руководит иконописец и реставратор Дмитрий Мироненко.

В разные годы в мастерской подвизались или работают ныне Михаил и Елена Селецкие, Ольга Ивлева и Игорь Остапенко, Андрей Пономарев, Константин Воронов, Анна Карагина, Д. Джеймс-Леви, Марина Бубнова, Андрей Усалев и многие другие

Благоукрашение Александро-Невской лавры является приоритетом для мастерской Иоанна Дамаскина. Проекты, выполненные для обители – масштабны и разнообразны, на сегодняшний день они были осуществлены в стенных росписях, мозаиках, написании икон в различной стилистике, создании храмовых интерьеров.

В первый год существования в мастерской были написаны иконы Александра Невского с видом на лавру и образ Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», ставшие своеобразным эпиграфом ко всей последующей творческой деятельности мастерской. По сути, это был первый опыт, благодаря которому путем долгих исканий сформировался характер совместного созидания образа, основные принципы которого выражаются в использовании традиционных технологий и тщательной разработке каждого этапа написания иконы: от доскональной прорисовки картона до составления «карт выкрасок», с помощью которых осуществляется тщательный поиск колористической гаммы.

Всех входящих на монастырскую территорию встречает мозаичный образ Спасителя, расположенный на вратах, с другой стороны которых помещена аналогичная икона Богородицы Скоропослушницы, благословляющая и словно напутствующая всех выходящих.

Для главного, Троицкого собора Александро-Невской лавры, основной объем работ выполнен в стилистике синодального времени. Это серия из двенадцати крупноформатных ростовых икон, написанных маслом на холсте, и расположенных на пилонах в подкупольном пространстве собора, представляющая святых, чье земное служение непосредственно связано с Лаврой. Также для Троицкого собора выполнены за раку с частицами мощей Александра Невского и других святых пять ростовых икон благоверных князей.

В 2012 г. завершены проектно-иконописные работы в крипте Троицкого собора, где освящен крестильный храм в честь Иоанна Богослова.

Росписи домового храма Иннокентия и Софрония Иркутских, преобразованного из небольшой братской молельной, осуществлялись на протяжении тринадцати лет. Иконографическая программа призвана подчеркнуть особенность монашеского подвига: на северной и южной стенах в два регистра расположены изображения святителей и преподобных, а на западной – композиция «Видение лествицы преп. Иоанну Лественичку».

В 2006 – 2009 гг. был создан храм в честь Серафима Вырицкого в Феодорвском корпусе Александро-Невской Лавры, в бывшей келье самого преподобного. Мастерская спроектировала резные иконостас и киоты, ею написаны все иконы и разработана цветовая гамма интерьера.

В академической манере письма созданы также образа для иконостаса другого храма лавры – кладбищенской Никольской церкви, и для иконостаса церкви святителя Николая Мирликийского на крейсере Аврора. Эта небольшая церковь хоть и находится за пределами лавры, но курируется ею.

Под духовным окормлением Лавры также находится приход храма Александра Невского в Бизерте (Тунис), а попечение над церковным интерьером возложено на мастерскую Иоанна Дамаскина. В 2008-2009-х гг. были написаны две ростовые иконы на золотых фонах – Божьей Матери «Умиление» и Спасителя. Планируется орнаментальная роспись стен и декорировка иконостаса 1930-х гг. накладными резными панелями.

Несколько масштабных проектов воплощены мастерской как в пределах Санкт-Петербургвой епархии – на территории Приозерского благочиния, так и в отдаленных российских городах и за рубежом.

Один из самых масштабных проектов осуществлен мастерской в храмовом комплексе поселка Саперное Ленобласть, 1996-2006). Этот комплекс включает в себя верхний деревянный храм в честь Коневской иконы Божьей Матери, и нижний каменный в честь преп. Сергия Радонежского. Архитектура определила богословский аспект, повлиявший на построение программы убранства церквей. Нижний храм, как основание и фундамент верхнего, символизирует византийскую православную традицию, а верхний, базирующийся на нижнем – живое древо русского православия.

Подземное расположение храма преп. Сергия задает горизонтальное развитие иконографической программы. Живописные композиции (созданы в 2002-2003 гг. и возобновлены после пожара в 2006г.) заключены в отдельные мраморные рамы, и группируются подле объектов для совершения таинств или треб – купели, кануна, и, наконец, престола в алтаре. В притворе церкви входящих встречает и провожает ростовой образ покровителя храма, преп. Сергия Радонежского, а особенность социального и духовного служения прихода храма в Саперном, направленного на реабилитацию наркозависимых, раскрывается в многофигурных композициях «Исцеление преп. Сергием Радонежским бесноватого вельможи» и «Исцеление Господом гадаринских бесноватых».

Яркой особенностью верхнего деревянного храма являются расписные «небеса» – на каждой из восьми граней свода в форме восьмерика находится по образу бестелесных жителей горнего мира, воспевающих Богородицу, изображенную здесь же молящейся с покровом в руках.

Основное средоточие образной структуры в верхней церкви и центр притяжения взглядов – высокий четырехъярусный деревянный иконостас, в создании которого приняли также мастера иконописной мастерской Иоанна Богослова А. Стальнов, В. Жданова, В. Тихонова, Х. Прохорова и их ученики из иконописной школы при Духовной Семинарии. Вся живописная проповедь храма сконцентрирована здесь. Иконы слагаются в своеобразную стену, приоткрывающую молящимся тайны алтаря, своим расположением и догматическим смыслом объясняя недоступное телесным очам совершаемое священнодействие.

По объему, разнообразию проведенных работ и художественной ценности созданного, по своей цельности и завершенности храмовый комплекс в Саперном явился первым примером, продемонстрировавшим широкие возможности мастерской Иоанна Дамаскина. Помимо работ непосредственно внутри церкви, включающих в себя проектирование пространства, иконостасов, элементов храмового интерьера, церковной утвари, создание настенных росписей и написание икон, труды мастерской простерлись и на организацию пространства рядом с церковью.

Работа над убранством храма Покрова Божьей Матери в поселке Кутузовское (Ленобласть, 2009 г.) велась мастерской также комплексно: ею создано практически все – от написания икон, до проектов алтарной преграды, крещальной купели, декоративной облицовки пола и общей корректировки архитектуры церкви. Главной особенностью храма в первую очередь является то, что иконостас и другие ключевые элементы интерьера созданы из цельного камня – белоснежного мрамора, что придает особую выразительность и лаконичность всему пространству небольшой по размерам церкви, в чистой светлости которого ярким аккордом звучат величественные образа иконостаса, написанные в русле домонгольской иконописи – бессанкирным способом на золотых фонах. Сам иконостас выполнен по подобию П-образных византийских алтарных преград с выдвинутой вперед центральной частью. Престол также спроектирован по византийским мотивам – он является приставным к восточной стене и слитен с диаконником и жертвенником, более низкими по высоте. Хорос, парящий под сводом, довершает ощущение атмосферы восточно-христианского храма XIII в., выбранного в качестве стилистического ориентира для Покровской церкви.

В нижнем помещении храма расположена крестильня, доминантой которой является восьмигранная мраморная купель, а в апсиде написан образ Крещения Господня.

Убранство другой церкви Приозерского благочиния, Михаила Архангела в пос. Громово (2009 г.) решено совершенно в ином ключе – резной деревянный двухъярусный иконостас выполнен в неорусской стилистике, и ряд икон, содержащийся в нем, написан по мотивам и русской, и византийской иконописи.

Мастерской Иоанна Дамаскина выполнен проект по воссозданию утраченных элементов интерьера в Преображенском соборе Ново-Валаамского мужского монастыря, находящегося в Финляндии. Работа над новым иконостасом и киотами осуществлялась в течение трех лет (2009-2012), для выполнения деревянной резьбы была привлечена мастерская «Щегры». Узорочье иконостаса выполнено с подробной проработкой каждой детали, органичная соподчиненность которых придает особую изысканность обшей композицией. Не случаен каждый элемент резьбы, исполняющей не только лишь декоративную функцию, но имеющую глубокий символический смысл, раскрывающийся в полной мере в обрамляемых ею священных образах. Иконостас и киоты соответствуют неорусской стилистике, об этом говорит сложная, пульсирующая архитектоника конструкции, объединяющая разноформатные иконы, выполненные в различной стилистике. Одни из них написаны в русле синодальной традиции, с несколько наивной характеристикой образов, как, например, иконы апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного или Успения Богоматери. Другие – в русле московской иконописи XV века как икона, расположенная над царскими вратами и содержащая в себе одновременно эсхатологический образ Христа – Великого Архиерея и деисис – моление Богородицы и Иоанна Крестителя, а так же тему покровителей обители – коленопреклоненных преподобных Германа и Сергия Валаамских. В аналогичной живописной манере написаны иконы архангелов для диаконских дверей. Иконы праздничного ряда восходят к иконописи XVII века утонченностью пропорций, динамичностью поз изображенных фигур и изысканной декоративностью, однако по колориту полностью соответствуют тем, что вдохновлены иконописью XV века. Выполнение современных икон в различных манерах письма способствует объединению разновременных произведений церковного искусства, собранных в храме, в единый комплекс, поскольку несмотря на разницу в построении рисунка и иконного пространства, эти современные иконы объединяет колористическое решение.

Изначально мастерская во имя св. Иоанна Дамаскина создавалась исключительно как иконописная, однако очень скоро назрела необходимость в решении реставрационных задач. В 1999 г. был организован соответствующий отдел.

Реставрация, осуществляемая в мастерской, подразумевает, в отличие от музейной и антикварной, восстановление образа максимально цельно. То есть, помимо собственно реставрации, производится и реконструкция живописи. После первоначальных этапов – расчистки, реставрации основания, укрепления грунта и красочного слоя, иконописцы воссоздают утраченные элементы одежд, личного письма, надписания, словом, то, без чего икона не может быть моленным образом.

Помимо воссоздания современными мастерами утерянных элементов, реконструкция икон в мастерской производится и другими способами. Например, методом так называемой фрагментаризации, при котором вся живописная ткань изображения состоит из разновременных красочных слоев. В этом случае производится расчистка первоначальной живописи, а на месте ее утрат сохраняются позднейшие записи.

Некоторые иконы с повреждениями нимбов, надписаний, живописи ликов без их восстановления после реставрации из мастерской передаются в формирующийся музей Церковных древностей при Александро-Невской лавре.

Особое место в главном соборе Лавры занимают отреставрированные в мастерской объекты: иконы конца XVIII в. – ростовые образы Амвросия Медиоланского и Иакова, брата Божия, множество религиозных картин, особо почитаемые иконы – Александра Невского и «Невская Скоропослушница». Однако самая необычная и сложная реставрационная работа, проведенная мастерской для лавры, – расчистка и восстановление монументальных росписей на парусах Троицкого собора.

Росписи ΧΙΧ века в парусах собора были выполненны маслом прямо по штукатурке. Такая техника сама по себе не очень прочна из-за плохого сцепления с основанием, во-вторых из-за своей структуры масло не пропускает воздух и влагу, а в условиях подкупольного пространства храма это особенно губительно для живописи. Ветер и влажность явились основными факторами разрушения росписей. Помимо этого живопись была сильно загрязнена копотью, пагубная реставрация XX в. также сделала свое дело. Проведенная реставрация открыла величественные и красочные образа евангелистов на золотых фонах.

В мастерской для Лавры прошли так же реставрацию два почитаемых образа, особенно ценных для обители. Это поясная икона-мощевик Александра Невского и икона Богородицы «Невская Скоропослушница».

Реставрационный отдел мастерской Иоанна Дамаскина выполняет помимо работ для Лавры множество заказов от других епархий, монастырей, частных лиц.

Помимо крупных проектов сотрудники мастерской постоянно трудятся над множеством других заказов, в том числе частных.

Для мастерской характерен комплексный подход в деле создания храмовых интерьеров: он подразумевает планировку внутреннего церковного пространства, а в некоторых случаях и корректировку всей архитектуры храма, составление иконографической программы живописного убранства, написание святых образов, разработку отдельных элементов интерьера и церковной утвари.

В мастерской активно развивают современную иконопись в академической стилистике. В первую очередь это связано с необходимостью восполнения утраченной живописной развески Троицкого храма лавры и потребностью в наполнении других храмов иконами, соответствующими именно этой поздней традиции.

Работа мастерской формируется в соответствии с идеалом соборного служения, в ее состав входят опытные и талантливые специалисты, работы которых свидетельствует о серьезном и вдумчивом отношении к созданию или воссозданию сакральных изображений. В мастерской имеют возможность проходить стажировки выпускники художественных вузов и училищ, в ней также ведутся курсы иконописи.

Разносторонняя и плодотворная художественная деятельность мастерской Иоанна Дамаскина – свидетельство подлинного, живого и активно развивающегося современного церковного искусства.

Библиография

  1. Благосердием Богородицы. Храмовый комплекс в поселке Саперное. Альбом. Вступ. ст. – прот. С. Бельков, текст – Д. Мироненко. С-Пб, 2005.
  2. Кутейникова Н.С. Современная православная икона. Санкт-Петербург. Альбом. СПб.: Знаки, 2007.
  3.  Кутейникова Н. С. Образ Божий. Работы современных православных мастеров Санкт-Петербурга. Альбом. СПб.: Коломенская верста, 2009
  4. Мироненко Д. Г. Связь Академии художеств и Александро-Невской лавры. Продолжение традиций. Сб. науч. ст., вып. 7: Российская Академия Художеств, СПб Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 2008

        


[1] Архимандрит Назарий (Лавриненко) с 1996 г. благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии, наместник Александро-Невской лавры. В мае 2009 г.) избран епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. ему присвоен титул «Кронштадтский».