ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА

Гончарова Ирина Олеговна

Рассмотренные в статье стратегии визуальной коммуникации и разработанные на их базе рекомендации по  работе с произведениями искусства универсальны и могут быть использованы при работе со всеми произведениями изобразительного искусства – архитектурой, живописью, скульптурой, а также предметами декоративно-прикладного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_goncharova_i.o.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

И.О. Гончарова

МБОУДОД «ДХШ №1»

e-mail: HistoriaSztuka@mail.ru

Зритель должен уметь не только смотреть на произведения искусства, но и замечать его самые мелкие детали, воспринимая их во взаимосвязи, выдвигая свои предположения смысла и значения, затаившиеся в них, формулировать и отстаивать свое собственное мнение об увиденном шедевре.

Педагогу необходимо целенаправленно и систематически работать над созданием определенных педагогических ситуаций, что бы развить зрительные навыки учащегося. В процессе обучения основной целью становиться научить ребенка взаимодействовать с произведениями искусства, посредством посещения музея и занятий, беседы на которых посвящены шедеврам мирового искусства и о том, как правильно их надо смотреть. Для достижения результата педагогу необходимо выработать стратегию визуальной коммуникации, которая будет соответствовать его целям и задачам, а также совпадать с программным содержанием и учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей.

Для выявления наиболее эффективной стратегии развития визуального языка коммуникации были рассмотрены следующие исследования: подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно – модернистско - постмодернистского художественно-эстетического опыта ХХ века В. В. Бычкова, а также исследования К. Вульфа, М. С. Кагана, Л. С. Выгодского и Ж. Пиаже.

Наиболее эффективной стратегией развития визуального языка коммуникации можно считать стратегию, основанную на исследованиях, Л. С. Выгодского и Ж. Пиаже, и дополнительную теорию стадий эстетического развития, разработанную во второй половине XX века американской исследовательницей Абигайль Хаузен.

Данная стратегия визуальной коммуникации помогает не субъективно реагировать, а помочь ребенку задуматься о возможности существования нескольких различных трактовок и плоскостей понимания произведений искусства. В процессе обучения искусству, опыт полученный начинающим художником даст больше возможностей выразить себя и пронаблюдать, как выражают себя другие учащиеся, в результате столкновения разных точек зрения. Этот опыт позволит задуматься над замыслом самого автора.

Стратегии визуальной коммуникации позволяют раскрыть роль педагога при организации взаимодействия ребенка с изобразительным искусством. Преподаватель выступает в непривычной для себя роли фасилитатора. Он ставит перед собой задачу организации свободной дискуссии, в создании таких условий, когда ребенок чувствует себя максимально комфортно, с удовольствием включается в напряженный процесс общения с высоким искусством. Его участие не должно сводиться к категорическим репликам или высказыванию собственных суждений, что требует немалого мастерства.

Преподаватель не ассоциируется с образом мудрого наставника, эксперта, знающего «правильные» ответы на все вопросы или готового с блеском продемонстрировать образцы искусствоведческого разбора художественных произведений.  

 Он должен руководствоваться конкретными правилами поведения:

– задавать установленные вопросы;

– давать высказаться всем желающим;

– проявлять искренний интерес к мнению учащихся;

– терпеливо и внимательно выслушивать детей, реагировать на каждое высказывание, показывая вербально или невербально, что позиция ребенка услышана;

– прояснять высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;

– принимать любую версию, высказываемую учащимися, если она подтверждена конкретными наблюдениями;

– не подменять высказывание учащегося, расширяя его мысль или модифицируя ее направленность;

– не оценивать ответы учащихся («правильно» – «неправильно», «хорошо» – «плохо»).

Рекомендации, которые важно соблюдать при работе с произведениями искусства, опирающиеся на стратегию визуальной коммуникации:

Педагог начинает с того, что предлагает детям рассмотреть то или иное произведение искусства (его подлинник в музее или слайд-изображение), без предварительной информации о нем,  и высказать свое мнение по поводу увиденного. Отсутствие названия произведения, его автора, время создания и бытования, наводит ребенка на мысль обратиться к собственным жизненным впечатлениям, имеющемуся  опыту общения с искусством, субъективным переживаниям и ассоциациям, исходить из своих возможностей, оценки и интерпретации. Тем самым преподаватель организует групповую дискуссию, в которой дети свободно обмениваются мнениями. В процессе беседы преподаватель задает вопросы «открытого типа» (Что ты видишь на картине?; Что происходит на картине?; Что ты видишь на картине такого, что позволяет так тебе говорить?), а также узконаправленные специализированные  опросы (Кто герой?; Где это происходит?;  На что хотел обратить наше внимание художник? и другие).

Для вербализации художественного образа, каждое высказывание педагог заканчивает своей перифразой. Следует по окончанию дискуссии, дать задание, если есть возможность, рассмотреть произведения искусства не только в классе, но и в музее. Это позволит учащемуся открыть для себя вроде бы знакомый объект культурного наследия с новой стороны.

Предложенные авторами стратегии визуальной коммуникации и разработанные на их базе рекомендации по  работе с произведениями искусства универсальны и могут быть использованы при работе со всеми произведениями изобразительного искусства – архитектурой, живописью, скульптурой, а также предметами декоративно-прикладного искусства.

Список использованных материалов:

  1. Учебно-методическое пособие «От человека образованного –
    к человеку культуры». Авторский коллектив: Л.М. Ванюшкина (руководитель), Л.К. Ермолаева, Е.Н. Коробкова, А.Д. Рапопорт, Н.Г. Шейко.
  2. ДеСантис К, Хаузен А. введение в теорию стадий эстетического развития // Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып. 2. «Образ и мысль». – СПб., 1997, с. 33-48.
  3. Осорина М. В. Психологические проблемы восприятия картины зрителем в музее // Художественный музей в образовательном процессе. Тезисы выступлений на научно-практической конференции «Художественный музей в образовательном процессе».–  СПб., 1998.