«ОСТАТОЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ ВЛАДИСЛАВА СТШЕМИНЬСКОГО И ПРАВА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ»

Гончарова Ирина Олеговна

Выдающиеся деятели культуры и искусства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsheminskiy.doc486 КБ

Предварительный просмотр:

Выдающиеся деятели культуры и искусства

И.О. Гончарова

МБОУДОД «ДХШ №1»

e-mail: HistoriaSztuka@mail.ru

«ОСТАТОЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ ВЛАДИСЛАВА СТШЕМИНЬСКОГО И ПРАВА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ»

В Музее искусств-ms2 Лодзь проходила выставка Владислава Стшеминьского под названием "Powidoki życia. Władysław Strzemiński i prawa dla sztuki" (перевод).

Польша обладает многими замечательными музейными коллекциями. Одна из них, созданная в промышленном городе - Лодзи, представляет искусство польских конструктивистов. Еще в 20-е гг. ХХ века Владислав Стшеминьский (1893 – 1952 гг.) с соратниками из авангардистской группы «A.R.» («истинный авангард») начал собирать произведения мирового авангардизма. В феврале 1931 года в Лодзи была открыта галерея современного искусства[1], ставшая одной из первых в мире постоянных музейных экспозиций искусства авангарда. Она определила авангардный характер музея. Не случайно в стенах именно этого учреждения прошло открытие самой большой монографической выставки, основателя музея, Стшеминьского, художника, теоретика искусств, лидера «A.R.». Как недавняя модернизация этот проект объединяет в себе несколько месяцев выставки, цикл лекций, иностранные гости, семинар аналитического чтения текстов Стшеминьского и, как следствие, расширение образовательной программы.

Перед кураторами Паулиной Курц-Май, Ярославом Лубяк стояла непростая задача: структурировать работы, по творческим периодам художника. Молодая немецкая художница Катя Струнс организовала пространство для интерпретации его работ в форме проекта экспозиции. Подключила к ней различные элементы его визуальных и теоретических работ. Экспонаты были представлены с цитатами и конкретными установками – «архитектоничной» жизни Стшеминьского и ее «остаточного изображения»[2].

Название выставки точно отражает ее тематику. Его первая часть «Остаточное изображение» представляет явление фотохимической реакции протекающей в глазах, когда образ вещи формируется дольше, чем ее реальное восприятие – восприятие тогда переходит на тебя и происходит взаимное общение с образом. Это явление было ключевым элементом теории зрения на творческом пути Стшеминьского в 30-е года. Одно из произведений характеризующее это явление «Унистическая композиция» датированная приблизительно 1931 годом - представляет собой прямоугольное полотно, заполненное своеобразной иллюстрацией броуновского движения (хаотическое движение взвешенных частиц) с молекулярной точки зрения. Изобразив, таким образом, траекторию сканирующего движения человеческого глаза, находящегося в процессе считывания визуальной информации, Владислав Стшеминьский явил пример композиционного «принципа, отнесенного им к «ритмам физиологии»». Этот неоднозначный термин относится к тесно переплетенному искусству и биографии художника, который обратил внимание на закон, позволяющий искусству формулировать жизнь - отсюда вторая часть названия выставки «закон для искусства». Так же представлена его серия картин второй половины 40-х годов. В этот период художник вернулся к изображению отдельных фрагментов (обнаженная натура, натюрморты). К концу жизни Стшеминьский, сформулировал идею понятия «реализма познания» (создание изображений, выявленных посредством истины в повседневной жизни).

С тех пор, когда была последняя экспозиция работ художника, изменился взгляд на искусство. Поэтому с одной стороны выставка - это попытка переосмыслить его работы. С другой стороны возможность взглянуть по-новому на творчество этого художника. Анализируя работы Стшеминьского можно проследить его творческий путь и узнать много нового о его жизни, мироощущении. Его монохроматические картины с параллельными линиями, которые занимают всю поверхность холста и создают не только подобие вибрационной композиции пространства, но и прецедент монохроматической концепции, активно используемой сегодня.

Организация выставки очень удачна: музейщики отлично продумали дизайн экспозиции и внимательно подошли к созданию её текстового сопровождения. Был представлен каталог, заключающий в себе документацию работ включенных в экспозицию и презентацию концепции выставки. Интерпретация, представляющая анализ отдельных произведений Стшеминьского. Так же брошюра – небольшая публикация о проекте выставки.

Владислав Стшеминьский был одним из самых радикальных художников авангардного движения. Его эксперименты (с функциональной формой, унисона городского дизайна), направлены на повторное открытие живописи, скульптуры и архитектуры, типографии, и в конечном итоге жизни. Эта выставка ретроспектива художника для  переосмысления его работ.


[1]http://www.obieg.pl/wydarzenie

[2] «Теория видения» - теоретический труд Владислава Стшеминьского, в котором рассматриваются особенности зрительного восприятия визуального образа на основе физико-психологических особенностей человека. Работа долгое время циркулировала в рукописях, вплоть до официальной публикации в 1958 году (Strzemiński W. Teoria widzenia. Kraków, 1958).