ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Никишов Владимир Николаевич

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никишов Владимир Николаевич,

ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»,

Преподаватель,

г. Краснослободск, Республика Мордовия

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

                 Не существует сколько-нибудь

                           достоверных тестов на  одаренность,

                    кроме тех, которые проявляются

                 в результате активного участия

          хотя бы в самой маленькой

                           поисковой исследовательской работе.

                                                             А.Н. Колмогоров

Свою  задачу  педагог  видит  в  том,  чтобы  научить   студентов  оставаться людьми в любой жизненной ситуации. А главное стать человеком в этом мире людей. Педагог  должен  овладеть  новыми  стратегиями  своего  поведения  и  студентов,  создать современную    среду    и    современное  пространство    образования.

Образование    должно  быть  ориентировано  на обеспечение  самоопределения  личности,  создание  условий  для  еѐ  самореализации,  на развитие  гражданского  общества,  укрепление  и  совершенствование  правового государства.

У педагогов нашего техникума особая миссия и особые задачи. Ведь именно здесь происходит профессиональное становление и воспитание будущих специалистов со средним образованием, которым предстоит пройти все этапы модернизации и инноваций в обучении.

Наш педагогический коллектив считает, что в сложных условиях социально-экономических перемен особенно актуальным стало формирование воспитательного пространства, обусловленного социальными условиями жизни студентов и условиями их дальнейшей профессиональной деятельности.

С этой целью, наш педагогический коллектив техникума использует технологию исследовательской деятельности. Задачей, которой является дать студенту возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает студенту возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Исследования, которые проводят студенты, могут быть и узкими, и широкими, в зависимости от того, какие проблемы перед ними поставлены.

Большое внимание преподавателями уделяется внеаудиторной работе студентов, которая является логическим продолжением аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, которой инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения работы, затраты времени на её выполнение регламентируются рабочим учебным планом. Она служит: закреплению, углублению, расширению и систематизации знаний, полученных во время аудиторных занятий; овладению учебным материалом, формированию общетрудовых, профессиональных умений, развитию творческого мышления,  овладению технологическим инструментом.

Внедрение в учебно-воспитательный   процесс исследовательскую  деятельность позволяет: повысить интерес студентов к учебной деятельности, овладение ими различными способами работы,  развитие личностно-профессиональных качеств, таких как: профессиональное становление, умение работать в  команде,  принимать нестандартные решения, использовать инновационные идеи, проявлять индивидуальность и творчество, способность к саморазвитию в течение всей жизни.

Наш педагогический коллектив техникума считает, организация исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования. Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, более коммуникабельны и компетентны, активно участвуют в деятельности районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки, как студента, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Обществу требуется  специалист новой  формации – интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке, главной целью является получение новых знаний. То в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. Таким образом, наш педагогический коллектив считает, исследовательская работа является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях  разного уровня. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях он ни работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.

Считаю, что исследовательская деятельность - это процесс постоянного творчества. Творчески работающий преподаватель создает свою педагогическую систему, которую постоянно обновляет и совершенствует, добиваясь получения наилучшего результата в обучении и воспитании.

Качество исследовательской деятельности зависит от личностных качеств каждого из нас; умения совершенствовать свои достижения в профессиональном мастерстве, сфере творчества и образовательного процесса; от того, как мы сами можем вести здоровый образ жизни, подавая этим самым пример своим воспитанникам.

Воспитать у студентов потребность к непрерывному образованию, мыслительной деятельности помогают занятия исследовательской деятельностью, являющейся одним из способов активизации творческого потенциала личности. Такая деятельность направлена на создание качественно новых  ценностей, на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для  них на данном этапе развития. Этот вид деятельности даёт свободу выбора, предполагает осознание студентами цели и подчинения ей других интересов.

Таким образом, проводимая  в техникуме исследовательская работа, основанная на современных принципах и с учетом интересов студентов, способствует  качественной подготовке специалистов.

Поэтому,  основной целью своей деятельности считаю подготовку специалистов, которые должны быть всесторонне развитыми, обладать высокими нравственными качествами, иметь творческий потенциал, высокий профессионализм, социальную мобильность и стремление к саморазвитию.

Привлечение студентов к исследовательской деятельности служит повышению интереса к знаниям, стимулированию творческой активности, ознакомлению с методикой и техникой научных исследований, формирования навыков описания и обслуживания результатов исследований, публичных выступлений и участия в дискуссиях, формированию гражданской компетенции, созданию условий для социального и  профессионального роста.

В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности студентов, организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров. Различные достижения по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки.

Подводя итоги обсуждения проблемы, изложенной в данной статье, мы приходим к выводу, что исследовательская деятельность возможна как закономерная и специально организованная форма обучения для студентов. В таком обучении могут реализоваться познавательная активность студентов и поисковая направленность их сознания.

Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich