статья СПЕЦИФИКА ЗВУКОРЯДНОГО СТРОЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПЕСЕН СЕЛА КОРОВИНО РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Специфика звукорядного строения традиционных песен села Коровино РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gabitova.docx91.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГАБИТОВА Э.,

студентка 4 курса музыкального колледжа им. С. А. Дегтярёва БГИКИ, ПЦК «Руководитель народного хора»

СУШКОВА Л. Н.,

преподаватель музыкального колледжа им. С. А. Дегтярёва БГИКИ – руководитель

СПЕЦИФИКА ЗВУКОРЯДНОГО СТРОЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПЕСЕН СЕЛА КОРОВИНО РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Село Коровино Ракитянского района Белгородской области является примером традиции Белгородско-Курского региона, подтверждением этого служит описание традиционного костюма, местной хореографии, а также песни бытующие в данном селе. Основным песенным жанром в селе являются танки и карагоды, таночные и карагодные песни, реже встречаются инструментальные и танцевальные произведения.

Песням с. Коровино свойственен гетерофонный склад многоголосия, являющийся по мнению исследователей наиболее древней формой многоголосия. Гетерофония - простейшая из форм многоголосия. Представляет собой одновременное сочетание близких вариантов одной мелодии, каждый певец использует весь объём звукоряда данной песни. Как правило, диапазон гетерофонных песен не превышает объёма квинты [3:78-79]. 

жито

Песни села Коровино привлекают внимание своей звуковысотной организацией. Здесь нашёл своё отражение архаический тип музыкального мышления, осознаваемый исполнителями без учёта темперированного музыкального строя.

Анализ показал, что большинство песен имеют в основе ангемитонную природу (ангемитоника – бесполутоновый звукоряд) [1]. Но, при этом, часто реализуются, как диатоника из-за добавления водных тонов к основным звукам (диатонический звукоряд. Т.е содержащий только чистые. Малые и большие интервалы и в виде исключения - тритон) [1]. Например, весенняя таночная песня «Ой, да воробчик Яшечка», имеет в основе звукоряд «до»-«ре»-«ми»-«фа#», но к крайним звукам добавляются вводный тон снизу (субтон) – «си», и вводный тон сверху (супертон) – «соль», что видоизменяет звукоряд, превращая его в диатонику:

Воробчик Яшечка

Другой вариант трансформации звукорядов возникает при движении мелодии вверх и вниз, когда ступени звукорядов воспринимаются исполнителями не как точный звук, а как ступень, не всегда имеющая конкретную привязку к высоте отностительно тепрерированного строя, т. е. певцы ориентируются на рельеф движения звуков, из-за чего они не всегда имеют точную высоту. При этом общее звучание песни не воспринимается, как фальшивое, и в целом звучит логично. В пример можно привести рельную Троицкую песню «Ой, братцы мои родные».

братцы

Не темперированная природа голоса и мышления исполнителей раскрывается в с. Коровино в полной мере. Например песня «Во городе жито» строится на пятиступенном звукоряде, разделяющем на равные составляющие ч. 4, что создало определённые трудности при расшифровывании и записи в нотном материале. 

В других песнях определённые звуки лада на протяжении всей песни звучат чуть выше, или чуть ниже, чем в темперированной системе. Например, в песне «Девки – молодки на улицу выходили» всегда повышается звук «Ля» (от четверти тона, до полутона) и понижается звук «Ми».

G:\Девки-мол.TIF

В традиции села встречаются песни, в которых самым неустойчивым звуком звукоряда оказывается финалис, который и имеет наибольшее количество вариантов (финалис – основной тон лада, конечный тон) [1]. Так в пример можно привести песню «Что это во конюшенке стуковня?»

G:\стук 1.TIF

G:\стук 2.TIF

Встречаются и песни с неточным звукорядом. При расшифровывании свадебной песни «Соезжала Татьянушка со двора» возникли трудности с определением звукорядного строения песни. Первый канал в течении всего первого куплета исполняет песню в целотоне:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\татьянушка.TIF

Остальные исполнители поют пятиступенную диатонику:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\татьянушка 2.TIF

В результате, все приходят к общему звукоряду - тетрахорду в квинте.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\татьянушка 3.TIF

При этом, на протяжении всей песни устой «ре-бемоль» не меняется, не смотря на смены звукорядов и субтонов. В дальнейшем звукоряд песни меняется несколько раз, и основным при аналитической работе мы выявили целотоновое построение. Объединяет все эти звукоряды в данном случае – устой и количество основных звукорядных ступеней (4), что является неизменным.

Также, при аналитической работе выяснилось, что в селе Коровино все известные песни (находящиеся в архиве кабинета народного творчества музыкального колледжа им. С. А. Дегтярёва БГИКИ) имеют гомогенный тип мелодической композиции, где все строфы исполняются на вариант одного мотива.

Литература:

  1. http//www.WIKI.HARMONICA.ru
  2. Голубятников Ю. Песенная традиция села Коровино Ракитянского района Белгородской области: Дипломная работа студента 4 курса БГМК им. С. А. Дегтярёва: Белгород, 2007 (на правах рукописи)
  3. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция: М, 2002.