Контрольная работа на тему СПОСОБНОСТИ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бобрецова Надежда Петровна

СПОСОБНОСТИ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Институт педагогики и психологии

Кафедра дошкольного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ТЕМУ: «СПОСОБНОСТИ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность/профиль

Педагогика и психология дошкольного образования

Исполнитель студентка 431 Доз группы

Бобрецова Н.П.

 Научный руководитель: к.п.н, доцент

кафедры ДО Сибиркина Е. Н.

Отметка о зачете__________

Сыктывкар, 2021

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы развития изобразительных способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………6-17

1.1. Характеристика понятия «изобразительные способности»……………….6

1.2. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности…………10

1.3. Психолого-методические условия развития творческих способностей дошкольников……………………………………………………………………14

Глава 2. Практическая часть……………………………………………...18-23

2.1. Методы и приемы, направленные на развитие способностей к изобразительной деятельности дошкольников………………………………..18

Заключение……….…………………………………………………………..…24

Список литературы……………………………….………………….…….…..25


Введение

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования модернизируется система дошкольного образования в России: идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии, меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования изобразительных способностей [1].

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.) [2].

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму [3].

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии [3].

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст ребенка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4-летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко [4].


Глава 1. Теоретические основы развития изобразительных способностей у детей дошкольного

1.1. Характеристика понятия «способности к изобразительной деятельности»

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. [4]

Г. В. Лабунская и Н. П. Сакулина считают, что процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Л. А. Венгера, Н. П. Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей. [6]

В. И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

- способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться (целостность восприятия);

- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

- способность оценивать пропорции;

- способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

- способность оценивать перспективы сокращения. [7]

Своеобразный подход к выделению содержания способностей к изобразительной деятельности предлагает А. Г. Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изобразительной деятельности, которая имеет свою структуру.

 I компонент - ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики, ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла;

 II компонент - опорное свойство:

-острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии);

-специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого выделяется фон способностей - эмоцииональная настроенность, легко возникающая у ребенка благодаря высокой эмоциональной чувствительности.

Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А. Г. Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной, и в исполнительной деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы, выделенная исследователем структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способности. [5]

Особого внимания заслуживают исследования Н.П.Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом по проблеме способностей к изобразительной деятельности.

Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Сакулина соответственно выделяет 2 группы способностей к изобразительной деятельности:

-способность к изображению

- способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоит из 3 компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже, время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями, способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина. [6]

В этой же работе она выделяет показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.

Сакулина Н.П. выделяет качества, необходимые для создания художественного рисунка, т.е. «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. [6]

Таким образом изобразительные способности детей дошкольного возраста, рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Она характеризуется разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия изобразительные способности.


1.2. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности

Известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения. Педагогика рассматривает развитие ребенка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то, конечно, у старших ребят быстрее возникнет замысел, так как опыта у них в познании окружающего мира больше [5].

Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.

Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия — цветом, формой, композиционным построением.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании еще нет прочного следа, который образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней [8].

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее второй рисунок все же говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла, Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение, например: что ты нарисовал? Какой хороший мячик, нарисуй еще такой же.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей [9].

Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков. В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.

Первые детские работы отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другими, отсюда и несоответствие пропорций. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали.

Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Вначале действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами. Статичность позы изображаемого объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения. Но создать подлинно динамичный образ трудно, так как восприятия детей еще не развиты. Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать ее на бумаге или в глине. Лишь постепенно развивается способность видеть эти изменения, изображать их, словесные и игровые приемы передачи движения заменяются изобразительными.

На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности, причем лист для удобства рисования может быть повернут и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами. Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название «фриз» [10].

С развитием содержания усложняется и фризовое расположение; вверху листа бумаги появляется полоса, изображающая небо, на нем часто рисуется солнце, линия земли покрывается травой, песком и т. д. Все предметы располагаются в ряд. Каждый из них рисуется отдельно, не заслоняя другие; для ребенка важно на этой ступени изобразить предмет таким, каким он является в действительности, со всеми его частями; позиции зрительного подхода к изображаемому с одной точки, зрения у ребенка еще нет. Изображение предметов в рисунке связано с умением передавать цветовые отношения. Развитие способности передавать цвет начинается с овладения самим цветом независимо от его связи с окраской предмета. Затем с развитием чувства цвета вообще ребенок учится использовать его для раскраски предметов, применяя яркие декоративные сочетания, иногда совпадающие с реальными. Старшие дошкольники стремятся к реальной окраске с использованием различных оттенков.

Таким образом, мы видим, что развитие изобразительных способностей проходит ряд этапов. Вопросы развития их тесно связаны с проблемой детского творчества.

Изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх.


1.3. Психолого-методические условия развития творческих способностей дошкольников

      Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения [11].

Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.

      Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: имеется в виду, стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает [12]. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это невозможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач».

     Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел [13].

      Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов [13]. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

     Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л. С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое» [14]. Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

В исследовании В.И. Тютюнника [Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте] показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку.

Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда.

До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность - не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая - нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости» [14].

Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).

Формирование этих личностных свойств, по мнению психологов, приходится на период в 3-5 лет.

К трем годам у ребенка, по данным Эльконина появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослыми» [15]. У детей появляется «потребность в компенсации» - и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца второго и четвертого года жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.

Первая ситуация на пути создания такой атмосферы - развитие чувств психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относится с уважением. Более того, учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Некоторые авторы исследований детского творчества отмечают важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей.

Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в группе, воспитатель дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.


Глава 2. Практическая часть

2.1. Методы и приемы, направленные на развитие способностей к изобразительной деятельности дошкольников

Методы и приемы обучения должны отбираться в соответствие с целями и задачами педагогической деятельности, спецификой изобразительной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ведущие методы, способствующие решению поставленных задач:

 1. Для развития художественно-эстетического восприятия и отношения:

- показ, наблюдение, анализ, пример взрослого; (показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности);

 - метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

 - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

 - метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.

2. Для формирования художественных умений используются практические методы:

- метод разнообразной художественной практики: показ, упражнение, объяснение; - метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

 - метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

 - метод эвристических и поисковых ситуаций (И. А. Лыкова) [16].

При использовании этих методов необходимо собственное проявление чувств и эмоций, отношения педагогом. Например, интонационная выразительность при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью. Яркое эмоциональное проявление педагогом своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность.

Исходя из того, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, занятия должны включать игровые ситуации, моменты, дидактические игры с художественно-эстетическим содержанием, такие как:

- настольно – печатные игры: «Съедобное-несъедобное», «Ожившая картина», «Составь натюрморт», «Дополни натюрморт», «Разрезные картинки», «Разложи правильно», «Радуга», «Собери картинку», «Основные цвета»;

 - игры с цветом: «Цветы из палитры», «Букет», «Корзина с цветами».

 - игры с формой: «На что похожи облака».

Такие игровые занятия вызывают у детей положительные эмоции, хорошее настроение. Игры включаются как на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности. Также игровая деятельность применяется в предварительной работе. Игровые технологии на занятиях по изобразительному искусству обладают художественно-эстетической направленностью. Для поддержания у детей интереса к обучению необходимо создание проблемных ситуаций, внедрение элементов исследовательского поиска. Эмоциональная насыщенность игровых ситуаций, по мнению Г. Г. Григорьевой [17] способствует активизации воображения, интуитивному решению им изобразительных задач, повышению инициативности ребенка в создании рисунка или поделки.

На развитие художественного восприятия большое влияние оказывает ознакомление с искусством, которое осуществляется на занятиях, таких как «Знакомство с пейзажем», «Пейзаж в живописи», «Что такое натюрморт», «Творчество И. И. Шишкина» и другие. Рассматривание картин вызывает у детей эмоциональный отклик на образное содержание произведений живописи, сопереживание настроения художественных образов, позволяет познакомить с разными видами живописи. В процессе ознакомления в произведения живописи подводили детей к пониманию того, что в них присутствует настроение – это либо грусть, тоска или радость, беспокойство.

Художественное восприятие старших дошкольников обогащали включением в занятия образно-выразительных средств музыка (прослушивание музыкальных композиций) и литературы (чтение стихов сказок, рассказов). Совокупность различных видов искусств помогает создавать особую художественно-эстетическую атмосферу, которая пробуждает детский интерес, обогащает художественное восприятие детей новыми ощущениями и впечатлениями, побуждает к творческой деятельности.

Одним из приемов для поддержания интереса являются рассказы о красоте природы («Солнечный свет осени» (по В. Корабельникову); В. Волина. «В гостях у природы»), сказки с фантазийными героями «Про глупого змея и умного солдата», цветах (В. Катаев «Цветик-семицветик»); использование художественного слова (загадки, стихотворения).

Стихи и рассказы концентрируют детское внимание на выразительных особенностях произведений живописи и дополняют содержание картины новыми ассоциациями. Так через эмоциональное восприятие сказки «Про глупого змея и умного солдата» старшие дошкольники знакомятся со средствами художественного выражения пластического образа (обтекаемое туловище, огнедышащие головы, перепончатые крылья). Зрительные впечатления старшие дошкольники получают путем рассматривания иллюстраций к рассказам, сказкам, репродукций картин русских художников.

Для развития художественного восприятия детей проводится предварительная работа: непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т. д. рассматривание репродукций картин о временах года, явлениях природы и т.п

При ознакомлении с графическими работами дети обучаются рисованию штрихом. Для достижения большей выразительности в рисунках детям предлагается использовать штрихи разного характера. Обращать внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, резкой, такой же выразительной, как и цвет, именно она выстраивает изображение в определенном эмоциональном направлении.

Уделять внимание обучению детей технике смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное многоцветье тонов. Дети уже владеют навыками смешивания красок, полученные в младшей и средней группах. Продолжить эту работу: анализировать различные цвета; составлять их оттенки; смешивать краски для получения новых; добавлять белую краску в другие; соединять краски, получать контрастные цвета – холодные и теплые. Поощрять самостоятельное экспериментирование детей с цветом для получения необходимых цветов и оттенков.

Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию использовать нетрадиционные способы изображения (занятие «Морозные узоры»). Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Для создания детьми изобразительных образов использовать следующие нетрадиционные техники: набрызг, рисование по мокрой бумаге, по мятой бумаге, рисование пальцами и ладошкой, кляксография, способ выдувания.

Развитие художественных способностей неразрывно связано с чувственной сферой детей, их переживаниями. Поэтому на занятиях необходимо добиваться от детей чувственных проявлений, таких как бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

В работе по развитию художественно-творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности можно также использовать следующую классификацию методов и приемов:

Словесный метод - указание педагога, беседа, использование словесного художественного образа.

Наглядный метод - показ репродукций картин, наглядных пособий, различных приемов и техник изображения.

Мотивация - яркий, занимательный материал, задания.

Игровой метод - использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Оживление - использование зрительного, литературного и музыкального образов.

 Создание ситуации успеха - творческие задания.

Метод оригинальности - использование разных материалов.

Таким образом, в процессе комплекса занятий дошкольники постепенно подводятся от восприятия красоты в художественном произведении, эмоционального отклика на прекрасное к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок, а далее к желанию самостоятельно воплотить художественный образ в собственной художественной деятельности.

 В самостоятельной изобразительной деятельности дети имеют в свободном пользовании изобразительные средства и оборудование, необходимое для творчества. На столах располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным и бросовым материалом. Каждый ребенок имеет возможность подойти к ним и сразу же начать действовать.

Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности должен обеспечить положительный результат в развитии показателей художественных способностей, а именно:

 - эффективно развивать художественное восприятие;

 -понимать красоту и выражать свое отношение к прекрасному в художественном произведении; воспитывать потребность в познании прекрасного;

 - совершенствовать художественные умения и приемы в области разных жанров изобразительного творчества: рисовании, лепке, аппликации.


Заключение

Очень важно развивать у ребёнка изобразительные способности. Прежде всего, потому, что развитые изобразительные способности - это результат художественно-эстетического развития, а это одно из направлений развития и образования детей дошкольного возраста – образовательных областей. В свою очередь сформированные изобразительные способности являются следствием развития детской творческой деятельности.

Происходит развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой изобразительной деятельности; активно проявляется творческий потенциал. Благодаря изобразительной деятельности дети могут самовыражаться, развивается эмоциональная сфера. Происходит совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта.

Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является средством развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. С помощью изобразительной деятельности у детей формируется алгоритм действий в выражении своей идеи.

            


Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. URL: http://минобрнауки.рф

2. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 188 с.

3. https://multiurok.ru/files/razvitiie-izobrazitiel-nykh-sposobnostiei-dietiei.html

4. Мухина B. C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 2001. - 365 с.

5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.

6. Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием. - М., 1959.

7. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1991.

8. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду - М.: Просвещение, 2007. - 413 с.

9. Киреенко В, И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М, 1999. - 207 с.

10. Онисько Т. Ю. Изобразительная деятельность дошкольников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010. // http://festival.1september.ru/articles/599216/

11. Левин В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2009. 56 с.

12. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 2011. 92 с.

13. Ендовицкая Т.А. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. С.73-75

14. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 368 с: ил. ISBN 978-5-91180-111-3

15. Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 68–78.

16. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.

17. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 1997. – 268 с.