Фонд оценочных средств дисциплины "История вокального искусства"

Савельева Ирина Петровна

" История вокального искусства" дисциплина по выбору для студентов по направлению подготовки  44.04.01  Педагогическое образование "Музыкальная культура и образование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработчик: к. культурологии, доцент

кафедры музыкального образования Савельева И.П.

Нижневартовский государственный университет

Фонд оценочных средств дисциплины

ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

3 семестр

Наименование разделов/ тем

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Наименование оценочного средства

Индикаторы достижения компетенций

Уровень освоения

Пороговый (балл.)

Средний (балл.)

Высокий (балл.)

Текущий контроль

Раздел 1. Зарубежные вокальные школы

 1.1. Итальянская вокальная школа .

Изучение теоретического материала.

Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам

Конспект

Собеседование

Практическое задание

ПК-3.1.

 

10-12

13-15

16-18

 1.2. Французская вокальная школа.

Изучение теоретического материала.

Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам

Собеседование

Практическое задание

ПК-3.1.

ПК-3.2.

ПК-3.3.    

10-12

12-14

14-17

 1.3. Немецкая вокальная школа.

Изучение теоретического материала.

Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам 

Собеседование

Практическое задание

ПК-3.1.

ПК-3.2.

ПК-3.3.    

10-12

12-15

15-17

Раздел 2. Отечественные вокальные традиции

2.1. Русская вокальная школа .

Изучение теоретического материала.

Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам 

Конспект

Собеседование

Практическое задание

ПК-3.1.

ПК-3.2.

ПК-3.3.    

10-13

13-15

15-18

Всего

40-49

50-59

60-70

Промежуточная аттестация

Подготовка к зачету по разделам курса

зачет

 ПК-3.1.

 ПК-3.2.

ПК-3.3.

15-20

21-25

26-30

Соответствие итоговых оценок по 100-балльной и оценок «зачтено»/ «не зачтено»

Сумма баллов БРС

Итоговая оценка

0-54

«не зачтено»

55-100

«зачтено»

Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения (индикаторам) и критериям их оценивания

Планируемые результаты обучения (индикаторы)

Обобщенные критерии оценивания результатов обучения

Недостаточный

Пороговый

Средний

Высокий

ПК-3.1.

Знает:

характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности и требования к разработке программно-методического обеспечения их реализации;

Не знает

Слабо знает, плохо описывает

Достаточно полно знает

Свободно описывает; четко систематизирует

ПК- 3.2.

Умеет:

осуществлять педагогическую деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в соответствующей предметной области и разрабатывать программно-методическое обеспечение их реализации;

Не умеет

Слабо ориентируется

Умеет

Хорошо ориентируется

ПК-3.3.

Владеет:

способами реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствующей предметной области; методиками, технологиями и опытом разработки программно-методического обеспечения их реализации.

Не владеет

Недостаточно владеет

Хорошо владеет

Свободно владеет; в совершенстве владеет

2. Перечень оценочных средств

№ п/п

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в ФОС

Изучение теоретического материала

Конспект

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное в виде  грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта.

Темы конспектов

Подготовка к собеседованию по заданным вопросам

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа педагогического работника с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/разделам дисциплины

3

Выполнение практического задания

Практическое задание

Словарь терминов

Тематика глоссария

3. Текущий контроль

Наимено-вание ОС

Раздел 1. Зарубежные вокальные школы

Конспект  1.1. Итальянская вокальная школа 

Собеседование.

Практическое задание.

Содержа-ние ОС

Изучение теоретического материала.

Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам:

1.Возникновение оперы.

2.Вокальная педагогика Италии XVII - XVIII веков.

3.Итальянское вокальное искусство XIX века.

4.Дж. Верди и его роль в развитии вокального искусства Италии середины XIX века.

5.Вокальная педагогика Италии  XIX века.

6.Вокальное исполнительство Италии первой половины  XX века.

7. Вокальная педагогика Италии  первой половины  XX века.

8.Театр Ла Скала.

9.Исполнительство второй половины XX века.

10.Вокальная педагогика Италии на современном этапе.

11.Центр усовершенствования при театре Ла Скала.

12.Подготовка певцов-премьеров и примадонн.

Составление глоссария по темам курса.

Например:

№ п/п

Понятие

Содержание

1

Гуманисты эпохи Возрождения

Данте, Бокаччо, Петрарка, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело

2

Домашнее музицирование эпохи Возрождения

Пение под сопровождение лютни, виолы, арфы, маленького органа

3

Песенные жанры эпохи Возрождения

Фроттола, виланелла, канцона, мадригал

4

Родоначальники оперы

Я.Пери, Дж. Каччини, О.Ринуччини

И т.д.

Критерии оценки и баллы

При оценке учитываются следующие критерии:        

1.Знание материала по данному учебному предмету

- содержание материала раскрыто в полном  объеме, предусмотренным программой и учебником – 3 балла;

- не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 1 балл;

- не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов;

2.Последовательность изложения

- содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано – 3 балла;

- последовательность изложения материала недостаточно продумана – 1 балл;

- путаница в изложении материала – 0 баллов;

3.Владение речью и терминологией

- материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии – 3 балла;

- в изложении материала имелись затруднения и допущены ошибки в определении понятий и в использовании терминологии – 1 балл;

-  допущены ошибки в определении понятий – 0 баллов;

4.Знание характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности и требования к разработке программно-методического обеспечения их реализации:

- содержание материала раскрыто в полном  объеме, предусмотренным программой – 3 балла;

- не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 2 балла;

- не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов;

5.Умение осуществлять педагогическую деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в соответствующей предметной области и разрабатывать программно-методическое обеспечение их реализации:

- умеет подбирать и обосновывать формы, методы и средства обучения по музыкальному образованию – 3 балла;

- испытывает затруднения при выборе и обосновании форм, методов и средств обучения по музыкальному образованию - 2 балла;

- путаница в выборе и обосновании форм, методов и средств обучения по музыкальному образованию – 1 балл;

6.Владение способами реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствующей предметной области; методиками, технологиями и опытом разработки программно-методического обеспечения их реализации:

- показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами – 3 балла;

- приведение примеров вызывает затруднение – 2 балла;

- неумение приводить примеры при объяснении материала – 0 баллов;

Количество баллов (макс.) – 18, Количество баллов (мин.) – 10.

Наимено-вание ОС

Собеседование  1.2.  Французская вокальная школа 

Практическое задание

Содержа-ние ОС

Изучение теоретического материала.

Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам:

1.Французское вокальное искусство XVII-XVIII веков.

2.Вокальная педагогика Франции XVII-XVIII веков.

3.Вокальное искусство Франции XIX века.

4.Вокальная педагогика Франции XIX века («Искусство пения» Жильбера Луи Дюпре, «Школа пения» Мануэля Гарсиа).

5.Вокальное искусство Франции XX века.

6.Вокальная педагогика Франции XX века.

7.Вокальная педагогика Франции на современном этапе.

Составление глоссария по темам курса.

Например:

№ п/п

Понятие

Содержание

1

Крупнейшие мастера искусства, литературы, живописи

Ф.Рабле, П. Ронсар. Н.Пуссен, К. Лежен

2

Клеман Жаннекен

Композитор, мастер полифонического письма

3

Клод Лежен

Композитор, мастер полифонического письма

4

«Академия поэзии и музыки» (1570 г.)

Создана и возглавлена Жаком

Антуаном Баифом

И т.д.

Критерии оценки и баллы

При оценке учитываются следующие критерии:        

1.Знание материала по данному учебному предмету

- содержание материала раскрыто в полном  объеме, предусмотренным программой и учебником – 2 балла;

- не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 1 балл;

- не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов;

2.Последовательность изложения

- содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано – 3 балла;

- последовательность изложения материала недостаточно продумана – 1 балл;

- путаница в изложении материала – 0 баллов;

3.Владение речью и терминологией

- материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии – 3 балла;

- в изложении материала имелись затруднения и допущены ошибки в определении понятий и в использовании терминологии – 1 балл;

-  допущены ошибки в определении понятий – 0 баллов;

4.Знание характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности и требования к разработке программно-методического обеспечения их реализации:

- содержание материала раскрыто в полном  объеме, предусмотренным программой – 3 балла;

- не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 2 балла;

- не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов;

5. Умение осуществлять педагогическую деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в соответствующей предметной области и разрабатывать программно-методическое обеспечение их реализации:

- умеет подбирать и обосновывать формы, методы и средства обучения по музыкальному образованию – 3 балла;

- испытывает затруднения при выборе и обосновании форм, методов и средств обучения по музыкальному образованию - 2 балла;

- путаница в выборе и обосновании форм, методов и средств обучения по музыкальному образованию – 1 балл;

6. Владение способами реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствующей предметной области; методиками, технологиями и опытом разработки программно-методического обеспечения их реализации:

- показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами – 3 балла;

- приведение примеров вызывает затруднение – 2 балла;

- неумение приводить примеры при объяснении материала – 0 баллов;

Количество баллов (макс.) – 17, Количество баллов (мин.) – 10.

Наимено-вание ОС

Собеседование   1.3.  Немецкая вокальная школа.

Практическое задание.

Содержа-ние ОС

Изучение теоретического материала.

Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам:

1.Вокальная педагогика Германии XIX века (Школа примарного тона).

2.Немецкое вокальное искусство XX века.

3.Вокальная педагогика Германии XX века.

4.Оперная культура в Германии.

Составление глоссария по темам курса.

Например:

№ п/п

Понятие

Содержание

1

Гамбургский оперный театр

1678-1738  гг. – первый национальный оперный театр

2

«Адам и Ева»

первая немецкая опера, композитор Иоганн Тейле

3

Рейнгард Кейзер

Немецкий композитор, автор 116 опер, мастер немецкого речитатива

4

Георг Филипп Телеман

Немецкий композитор, возглавлял оперу в Гамбурге, написал «Упражнения для пения»

И т.д.

Критерии оценки и баллы

При оценке учитываются следующие критерии:        

1.Знание материала по данному учебному предмету

- содержание материала раскрыто в полном  объеме, предусмотренным программой и учебником – 2 балла;

- не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 1 балл;

- не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов;

2.Последовательность изложения

- содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано – 3 балла;

- последовательность изложения материала недостаточно продумана – 1 балл;

- путаница в изложении материала – 0 баллов;

3.Владение речью и терминологией

- материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии – 3 балла;

- в изложении материала имелись затруднения и допущены ошибки в определении понятий и в использовании терминологии – 1 балл;

-  допущены ошибки в определении понятий – 0 баллов;

4. Знание характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности и требования к разработке программно-методического обеспечения их реализации:

- содержание материала раскрыто в полном  объеме, предусмотренным программой – 3 балла;

- не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 2 балла;

- не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов;

5. Умение осуществлять педагогическую деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в соответствующей предметной области и разрабатывать программно-методическое обеспечение их реализации:

- умеет подбирать и обосновывать формы, методы и средства обучения по музыкальному образованию – 3 балла;

- испытывает затруднения при выборе и обосновании форм, методов и средств обучения по музыкальному образованию - 2 балла;

- путаница в выборе и обосновании форм, методов и средств обучения по музыкальному образованию – 1 балл;

6. Владение способами реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствующей предметной области; методиками, технологиями и опытом разработки программно-методического обеспечения их реализации:

- показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами – 3 балла;

- приведение примеров вызывает затруднение – 2 балла;

- неумение приводить примеры при объяснении материала – 0 баллов;

Количество баллов (макс.) – 17, Количество баллов (мин.) – 10.

Наимено-вание ОС

Раздел 2. Отечественные вокальные традиции

Конспект 2.1.  Русская вокальная школа

Собеседование.

Практическое задание.

Содержа-ние ОС

Изучение теоретического материала.

Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам:

1.Первоистоки русской национальной школы пения (народно-песенное творчество, искусство церковного пения).

2.Русская вокальная культура  XVIII столетия (театральное искусство, итальянская музыка в России, первые государственные учреждения по воспитанию профессиональных музыкантов и деятелей театра).

3.Период первых русских опер до эпохи М.И. Глинки.

4.Роль русского романса в истории отечественного вокального искусства.

5.Композиторы певцы и педагоги доглинкинской эпохи.

6.Творчество М.И. Глинки – основоположника русской композиторской и вокальной школ. Художественные и педагогические воззрения М.И. Глинки.

7.Вокальное искусство середины и начала 60-х годов XIX столетия.

8.Отечественная вокальная школа на современном этапе.

Составление глоссария по темам курса.

Например:

№ п/п

Понятие

Содержание

1

Первый русский придворный театр  

1672-1676 гг.

2

Итальянские композиторы, выступавшие в России

Ф. Арайя, Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д.Чимароза

3

Крепостные театры в России

П.М. Волконского, Н.П. Шереметьева, А.Р. Воронцова

4

Выдающиеся певцы придворной певческой капеллы

М. Полторацкий, Д. Бортнянский, М.  Березовский, П. Скоков

И т.д.

Критерии оценки и баллы

При оценке учитываются следующие критерии:        

1.Знание материала по данному учебному предмету

- содержание материала раскрыто в полном  объеме, предусмотренным программой и учебником – 3 балла;

- не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 1 балл;

- не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов;

2.Последовательность изложения

- содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано – 3 балла;

- последовательность изложения материала недостаточно продумана – 1 балл;

- путаница в изложении материала – 0 баллов;

3.Владение речью и терминологией

- материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии – 3 балла;

- в изложении материала имелись затруднения и допущены ошибки в определении понятий и в использовании терминологии – 1 балл;

-  допущены ошибки в определении понятий – 0 баллов;

4. Знание характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности и требования к разработке программно-методического обеспечения их реализации:

- содержание материала раскрыто в полном  объеме, предусмотренным программой – 3 балла;

- не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала – 2 балла;

- не раскрыто основное содержание учебного материала – 0 баллов;

5. Умение осуществлять педагогическую деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в соответствующей предметной области и разрабатывать программно-методическое обеспечение их реализации:

- умеет подбирать и обосновывать формы, методы и средства обучения по музыкальному образованию – 3 балла;

- испытывает затруднения при выборе и обосновании форм, методов и средств обучения по музыкальному образованию - 2 балла;

- путаница в выборе и обосновании форм, методов и средств обучения по музыкальному образованию – 1 балл;

6. Владение способами реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствующей предметной области; методиками, технологиями и опытом разработки программно-методического обеспечения их реализации:

- показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами – 3 балла;

- приведение примеров вызывает затруднение – 2 балла;

- неумение приводить примеры при объяснении материала – 0 баллов;

Количество баллов (макс.) – 18, Количество баллов (мин.) – 10.

4. Промежуточная аттестация

Наимено-вание ОС

Зачет

Содержа-ние ОС

Перечень  вопросов

  1. Возникновение оперы.
  2. Вокальная педагогика Италии XVII-XVIII веков.
  3. Итальянское вокальное искусство XIX века
  4. Джузеппе Верди и его роль в развитии вокального искусства Италии середины XIX века.
  5. Вокальная педагогика Италии середины XX века
  6. Вокальное исполнительство  Италии первой половины XX века.
  7. Театр Ла Скала.
  8. Исполнительство второй половины XX века.
  9. Вокальная педагогика Италии на современном этапе.
  10. Центр усовершенствования при театре Ла Скала.
  11. Подготовка певцов-премьеров и примадонн.
  12. Выдающиеся вокальные исполнители Испании.
  13. Выдающиеся мастера бельканто.
  14. Французское вокальное искусство XVII-XVIII веков.
  15. Вокальная педагогика Франции XVII-XVIII веков.
  16. Вокальное искусство Франции XIX века.
  17. Вокальная педагогика Франции XIX века («Искусство пения» Жильбера Луи Дюпре, «Школа пения» Мануэля Гарсиа).
  18. Вокальное искусство Франции XX века.
  19. Вокальная педагогика Франции XX века.
  20. Вокальная педагогика Франции на современном этапе.
  21. Вокальная педагогика Германии XIX века (Школа примарного тона).
  22. Немецкое вокальное искусство XX века.
  23. Вокальная педагогика Германии XX века.
  24. Оперная культура в Германии.
  25. Первоистоки русской национальной школы пения (народно-песенное творчество, искусство церковного пения).
  26. Русская вокальная культура  XVIII столетия (театральное искусство, итальянская музыка в России, первые государственные учреждения по воспитанию профессиональных музыкантов и деятелей театра).
  27. Период первых русских опер до эпохи М.И. Глинки.
  28. Роль русского романса в истории отечественного вокального искусства.
  29. Композиторы певцы и педагоги доглинкинской эпохи.
  30. Творчество М.И. Глинки – основоположника русской композиторской и вокальной школ. Художественные и педагогические воззрения М.И. Глинки.
  31. Вокальное искусство середины и начала 60-х годов XIX столетия.
  32. Отечественная вокальная школа на современном этапе.

Критерии оценки и баллы

Число баллов, которое может получить за зачет студент, составляет от 15 до 30.

При оценке учитываются следующие критерии:

  1. Знание понятий, категорий.
  2. Правильность выполнения практического задания.
  3. Владение методами и технологиями, запланированными в рабочей программе дисциплины.
  4. Владение специальными терминами и использование их при ответе.
  5. Умение объяснить делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы.
  6. Логичность и последовательность ответа.
  7. Демонстрация способности участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем.

От 26 до 30 баллов оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

ОТ 21 до 25 баллов оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

От 15 до 20 баллов оценивается ответ, свидетельствующий, в основном, о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.