Программа по ОДНКНР

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6 класса составлена на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Вектор»;
  • Программы воспитания обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школы №20»;
  • Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России (далее – ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287)

 

 

 

Рабочая программа  ориентирована  на  учебник Виноградовой Н.Ф. (Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. Издательство: «Просвещение» 2021 г.

Место предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане

 

В соответствии с учебным планом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Вектор» на изучение  основ духовно-нравственной культуры народов России в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Резервное время – 1 ч.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 

 

Личностные:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
  • Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Раздел I. Что такое культура общества (4 ч.)

Культура общества. Культура общества – это результат человеческой деятельности, уровень развития общества на определенном историческом этапе. Словарь В.Даля и словарь Д. Ушакова. Источники развития культуры.

Человек - вера. Без веры жить нельзя. Вопрос в том, во что должен верить человек. Высказывания великих людей о вере и ее влиянии на жизнь человека. (А.П. Чехов, В.А. Зубков)

Раздел II. Нравственные ценности российской культуры (8 ч.)

Гражданин и государство. Человек, живя в обществе, не может быть изолирован от него. Занимаясь деятельностью, люди должны соблюдать определенные законы и правила, установленные в государстве и в обществе.

Кого называют патриотом. Проявление патриотизма в повседневной жизни является честный труд на благо Родины.

Героические страницы истории нашей страны. Бородинское сражение (М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский), Д. Давыдов, Василиса Кожина, Военная операция генерала Дорохова, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., И.Н. Кожедуб, Людмила Павличенко, Ф.К. Попов.

Нравственные ценности личности. Человек – биологическое и социальное существо, жизнь которого тесно связана и с природой, и с обществом. Понятие индвид, личность.

 

Раздел III. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей (4 ч.)

Семья – ячейка общества. Для чего создается семья. Функции семьи. Государство и семья. Семейный детский дом. Семейный очаг.

Семейные ценности. Какие качества воспитывали родители в детях в далеком прошлом. Традиционные религии семейных ценностях.

 

Раздел IV. Роль образования в развитии культуры общества (4 ч.)

Общество и образование. Чем выше уровень образования в обществе, тем более развитым оно становится. Образованность людей является условием для развития всех социальных сфер: промышленности, сельского хозяйства, экономики, науки, культуры.

Страницы истории развития образования. Начальное образование Руси. Образование в России в XVIII-XIX веках.

Религия и образование. Христианская вера и образование на Руси. Влияние ислама на развитие образования. Влияние буддизма на развитие образования. Влияние иудаизма на развитие образования.

 

Раздел V. Художественная культура народов России (12 ч.)

Области художественной культуры. Человек способен к творчеству. Источник творчества. Художественная культура помогает человеку организовать свой досуг.

Декоративно-прикладное искусство народов России. Декоративное – прикладное искусство – это художественное оформление предметов.

Выдающиеся деятели культуры народов России. Исаак Левитан, П.И. Чайковский, А.М. Павлова, А.С. Пушкин, Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский, С.Д. Эрьзя.

Художественная культура, рожденная религией. Православный храм, мечеть (исламский храм), буддийские храмы и монастыри, синагога.

Художественная культура традиционных религий России. Православная художественная культура, художественная культура ислама, вклад буддизма в мир искусства, иудаизм и художественная культура.

 

Раздел VI. Как сохранить культуру общества (2 ч.)

Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять. Культурное наследие, его виды, объекты. Как государство охраняет памятники культуры.

Обобщение и систематизация знаний по предмету. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_uchebnomu_predmetu_odnknr.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6 класса составлена на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Вектор»; 
  • Программы воспитания обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школы №20»;
  • Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России (далее – ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287)

Рабочая программа  ориентирована  на  учебник Виноградовой Н.Ф. (Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. Издательство: «Просвещение» 2021 г.

Место предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане

В соответствии с учебным планом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Вектор» на изучение  основ духовно-нравственной культуры народов России в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Резервное время – 1 ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Личностные:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
  • Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Раздел I. Что такое культура общества (4 ч.)

Культура общества. Культура общества – это результат человеческой деятельности, уровень развития общества на определенном историческом этапе. Словарь В.Даля и словарь Д. Ушакова. Источники развития культуры.

Человек - вера. Без веры жить нельзя. Вопрос в том, во что должен верить человек. Высказывания великих людей о вере и ее влиянии на жизнь человека. (А.П. Чехов, В.А. Зубков)

Раздел II. Нравственные ценности российской культуры (8 ч.)

Гражданин и государство. Человек, живя в обществе, не может быть изолирован от него. Занимаясь деятельностью, люди должны соблюдать определенные законы и правила, установленные в государстве и в обществе.

Кого называют патриотом. Проявление патриотизма в повседневной жизни является честный труд на благо Родины.

Героические страницы истории нашей страны. Бородинское сражение (М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский), Д. Давыдов, Василиса Кожина, Военная операция генерала Дорохова, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., И.Н. Кожедуб, Людмила Павличенко, Ф.К. Попов.

Нравственные ценности личности. Человек – биологическое и социальное существо, жизнь которого тесно связана и с природой, и с обществом. Понятие индвид, личность.

Раздел III. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей (4 ч.)

Семья – ячейка общества. Для чего создается семья. Функции семьи. Государство и семья. Семейный детский дом. Семейный очаг.

Семейные ценности. Какие качества воспитывали родители в детях в далеком прошлом. Традиционные религии семейных ценностях.

Раздел IV. Роль образования в развитии культуры общества (4 ч.)

Общество и образование. Чем выше уровень образования в обществе, тем более развитым оно становится. Образованность людей является условием для развития всех социальных сфер: промышленности, сельского хозяйства, экономики, науки, культуры.

Страницы истории развития образования. Начальное образование Руси. Образование в России в XVIII-XIX веках.

Религия и образование. Христианская вера и образование на Руси. Влияние ислама на развитие образования. Влияние буддизма на развитие образования. Влияние иудаизма на развитие образования.

Раздел V. Художественная культура народов России (12 ч.)

Области художественной культуры. Человек способен к творчеству. Источник творчества. Художественная культура помогает человеку организовать свой досуг.

Декоративно-прикладное искусство народов России. Декоративное – прикладное искусство – это художественное оформление предметов.

Выдающиеся деятели культуры народов России. Исаак Левитан, П.И. Чайковский, А.М. Павлова, А.С. Пушкин, Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский, С.Д. Эрьзя.

Художественная культура, рожденная религией. Православный храм, мечеть (исламский храм), буддийские храмы и монастыри, синагога.

Художественная культура традиционных религий России. Православная художественная культура, художественная культура ислама, вклад буддизма в мир искусства, иудаизм и художественная культура.

Раздел VI. Как сохранить культуру общества (2 ч.)

Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять. Культурное наследие, его виды, объекты. Как государство охраняет памятники культуры.

Обобщение и систематизация знаний по предмету.        

Календарно-тематический план

по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

на 2022- 2023 учебный год

 

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Раздел I. Что такое культура общества (4 ч.)

1.

Вводный инструктаж по ТБ ИОТ № 16

Культура общества

01.09-02.09

2.

Культура общества

05.09 – 09.09

3.

Человек и вера

12.09 – 16.09

4.

Человек и вера

19.09 – 23.09

Раздел II. Нравственные ценности российской культуры (8 ч.)

Гражданин и государство

26.09 – 30.10

Гражданин и государство

03.10 – 07.10

Кого называют патриотом

17.10 – 21.10

Кого называют патриотом

24.10 – 28.10

Героические страницы истории нашей страны

31.10-04.12

 10.

Героические страницы истории нашей страны

07.11-11.11

 11.

Нравственные ценности личности

14.11-18.11

 12.

Нравственные ценности личности

28.11-02.12

Раздел III. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей (4 ч.)

 13.

1.

Семья – ячейка общества

05.12-09.12

 14.

2.

Семья – ячейка общества

12.12-16.12

 15.

3.

Семейные ценности

19.12-23.12

 16.

4.

Семейные ценности

26.12-30.12

Раздел IV. Роль образования в развитии культуры общества (4 ч.)

17.

1.

Общество и образование

09.01-13.01

18.

2.

Страницы истории развития образования

16.01-20.01

19.

3.

Религия и образование

23.01-27.01

20.

4.

Религия и образование

30.01-03.02

Раздел V. Художественная культура народов России (12 ч.)

21.

1.

Области художественной культуры

06.02-10.02

22.

2.

Области художественной культуры

13.02-17.02

23.

3.

Декоративно-прикладное искусство народов России

27.02 – 03.03

24.

4.

Декоративно-прикладное искусство народов России

06.03-10.03

25.

5.

Выдающиеся деятели культуры народов России

13.03-17.03

26.

6.

Выдающиеся деятели культуры народов России

20.03-24.03

27.

7.

Выдающиеся деятели культуры народов России

27.03 – 31.03

28.

8.

Художественная культура, рожденная религией

10.04 – 14.04

29.

9.

Художественная культура, рожденная религией

17.04 – 21.04

30.

10.

Художественная культура, рожденная религией

24.04 – 28.04

31.

11.

Художественная культура традиционных религий России

01.05 – 05.05

32.

12.

Художественная культура традиционных религий России

08.05 – 12.05

Раздел VI. Как сохранить культуру общества (2 ч.)

33.

1.

Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять

15.05 – 19.05

34.

2.

Резервное время

22.05 – 26.05

Итого

Часов

Уроков повторения

по программе

34

выполнено