Хоровой концерт второй половины XX начала XXI века

Сагирова Алина Нурлановна

Напрленность (профиь) "Музыкальное образование"

статья затрагивает становление духовного концерта в России.

предназначена для учащихся СПО и ВУЗов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravlennost.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Хоровой концерт второй половины XX начала XXI века»

Духовный хоровой концерт в качестве самостоятельно жанра отечественной музыки сложился еще в конце XVII века. В то время стали вместо пения протяжного причастного стиха исполнять более сложные музыкальные произведения, порой носившие виртуозный характер. Эти произведения сочинялись на канонические тексты молитв. Несмотря на то, что подобное пение не предполагалось церковным Уставом, оно прочно вошло в практику Литургии и церковного многоголосия. На рубеже XX-XXI веков наблюдается возрождение духовной культуры нашей страны и данный процесс затронул и жанр духовного концерта. Наряду с возрождением традиционного жанра появляется и его современная разновидность, представляющая собой хоровой цикл, состоящий из ряда самостоятельных частей, которые объединяет сюжет на тексты песнопений из различных богослужебных книг[1].

К основным предпосылкам возрождения и развития жанра духовного концерта стоит отнести следующие

  • появление в жанровой системе церковной музыки хоровых циклов, которые обладают художественной

и музыкальной ценностью, опираются на канонические тексты

                    и продолжают или развивают традиции церковного пения;

  • начало активного взаимодействия церковных певческих форм и светской академической музыки, что является одним из принципов Нового направления и выступает основной причиной поимка новых фактурных и тембровых красок;
  • увеличение числа хоровых коллективов, практикующих концертное исполнение духовной музыки

вне храма, в заведениях культуры и на различных конкурсах и фестивалях.

Данные факторы явились причиной того, что стали появляться сочинения на духовные тексты, которые изначально не предназначались для исполнения в храме и были призваны решать задачи музыкально-просветительской деятельности. Для таких сочинений предполагался большой охват аудитории слушателей. В настоящее время жанры духовной музыки заняли особое место в творчестве отечественных композиторов и помимо самого жанра «концерт» появляется термин «концертность».

Хоровая музыка современных композиторов, сочиняющих духовные произведения, представляет собой необычайное разнообразие композиторских решений и принадлежит к руслу основных новаторских тенденций вокальной музыки второй половины прошлого века, отмеченной интересом к фольклору и романтизму. Уникальность музыки композиторов конца XX – начала XXI века не обошла стороной и его хоровое творчество, однако, несмотря на использование целого ряда новаторских приемов, композиторам удалось сохранить свою индивидуальность и узнаваемость практически в каждой хоровой миниатюре и в монументальных полотных. Так, например, ранние произведения Ю.А. Фалика уже обладают яркими концертными качествами, что послужило основной для появления в творчестве композитора такого монументального жанра, как хоровой концерт. Именно «концертность» как авторское качество сочинений Ю.А. Фалика определило успех всех его музыкальных произведений. Особенность хорового письма Ю.А. Фалика обусловлены сочетанием различных компонентов, среди которых тяготение к ясному и прозрачному звучанию и в тоже время стремление к совершенному стилю и форме, что присуще многим композиторам, представителям петербургской школы. Именно петербургская композиторская школа повлияла и на театральность номером Ю.А. Фалика.

Мелодии композитора поражают воображение своим разнообразием, при этом, какие-то из них лаконичны, а другие имеют достаточно широкий интонационный размах, что приближает их к непосредственно инструментальному звучанию. Ходы на увеличенные и уменьшенные интервалы, секундовые созвучия и созвучия с неаккордовыми тонами являются обязательными в хоровых партитурах Ю.А. Фалика. Интонации хоров строятся от литературного текста, а инструментальное их воплощение средствами хоровых партий, вероятно, связано с первыми успехами композитора в роли виолончелиста. Литературный текст для Ю.А. Фалика всегда представляется источником глубокого смысла и вместе с тем и стимулом к созданию номой мелодии.

Жанр духовного концерта на сегодняшний момент  прочно вошел в композиторскую практику под разными авторскими наименованиями, такими, например, как духовный концерт (Н. Н. Сидельников, А. И. Микита), концерт для хора (Д. В. Смирнов «Тебе поем»), хоровой цикл (Ю.А. Фалик «Литургические песнопения», «Чудотворные лики»), но принадлежит к одному названному жанровому типу.


[1] Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX—XXI столетий. Майкоп, 2011. С. 223.