Виды графики

Серия из трёх презентаций раскрывает многообразие графического искусства: от основ и классификации (уникальная и печатная графика) до художественных техник (карандаш, пастель, уголь, тушь, акварель) и печатных методов (ксилография, гравюра, линогравюра, книжная миниатюра, плакаты). Материал сочетает теорию с примерами, историческими справками и практическим применением, демонстрируя эволюцию графики от древних времён до современных цифровых технологий. Подходит для учащихся, художников и всех, кто интересуется изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_1.pptx81.91 КБ
Файл chast_2.pptx1.8 МБ
Файл chast_3.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды графики Презентация подготовила преподаватель ИЗО ОБОУ ДО « Беловская детская школа искусств» Козлова Людмила Михайловна

Слайд 2

Источники для ознакомления Власов В. Г. Графика, графическое начало в искусстве, графичность // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т.. — СПб.: Азбука-Классика, 2005. — Т. III. — С. 282−288. Клингер М. Живопись и рисунок. — СПб., 1908. Эткинд М.Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX — начала XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — С. 94−95. Фаворский В. А. О графике как об основе книжного искусства (опыт теории графики) // Литературно-теоретическое наследие. — М.: Советский художник, 1988. — С. 309−316. — 588 с. Власов В. Г. Теория «двух установок зрения» и методика преподавания искусства // Пространство культуры. — М.: «Дом Бурганова », 2009. — № 3. — С. 65−76.

Слайд 3

Определение графики Графика — вид изобразительного искусства, название которого происходит от греческого слова "графо", означающего "писать, чертить, процарапывать". Этот термин восходит к др.-греч . γρᾰφικός ("письменный") от γράφω ("записывать, писать"). Основными изобразительными средствами в графике, которые называют графическими, являются свойства изобразительной поверхности (чаще всего белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. В отличие от живописных произведений, графические работы передают самое главное без лишних деталей, как бы отражая саму идею произведения. Они могут быть выполнены в черно-белой гамме или с использованием цвета. Благодаря этому окружающий мир в графике выглядит очень выразительным, хотя и несколько условным, образным. Отдельные самостоятельные произведения графики называют станковой графикой. Когда несколько таких листов объединены общей идеей, они образуют графическую серию.

Слайд 4

Классификация графики Графика по способу создания изображения делится на два основных раздела: уникальную (рисовальную) и печатную (тиражную) . Уникальная графика включает произведения, существующие в единственном экземпляре, такие как рисунок, набросок, монотипия или коллаж. Печатная графика подразумевает создание авторских печатных форм, с которых печатается тираж эстампов — от нескольких оттисков до сотен и даже тысяч экземпляров, в зависимости от техники и художественного замысла. Среди проявлений массовой культуры выделяются лубок (в станковой печатной графике) и карикатура (в газетно-журнальной). Плакат, как относительно молодой жанр, сформировался в XIX веке в виде театральных афиш (работы Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека), а позднее стал инструментом политической пропаганды (плакаты В. Маяковского, Д. Моора , А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше). В XX веке многие традиционные виды прикладной графики вошли в сферу графического дизайна , рекламы и визуальных коммуникаций, расширив её границы и возможности.

Слайд 5

По своему назначению графика подразделяется на несколько направлений. Станковая графика охватывает произведения, созданные как самостоятельные работы (станковый рисунок, эстамп, гравюра, акварель). Книжная графика включает оформление печатных изданий — иллюстрации, буквицы, обложки, шрифтовые решения. Журнальная и газетная графика занимается визуальным оформлением периодики, включая карикатуры и иллюстрации. Прикладная и промышленная графика находит применение в дизайне почтовых марок, денежных знаков, рекламных материалов, упаковки и фирменной символики. Графика письма объединяет каллиграфию и искусство шрифта. Отдельное место занимает плакат , который служит средством рекламы, политической агитации или социальных сообщений. Мультипликация и компьютерная графика представляют собой современные направления, активно развивающиеся в цифровую эпоху.

Слайд 6

История графики Графика — древнейший вид изобразительного искусства, берущий начало в наскальных рисунках первобытного человека и орнаментах на орудиях труда эпохи неолита. Первые изображения были не просто украшениями, а своеобразной протописьменностью , передающей информацию через символы. Например, египетские пиктограммы IV тысячелетия до н. э. изображали события в условной форме: сокол (бог Гор) символизировал победу царя Нармера над Нилом, а шесть цветков лотоса означали шесть тысяч пленных. Долгое время графика существовала в прикладной форме — украшала керамику, металл, рукописные книги. В Китае каллиграфия и рисунок считались равнозначными искусствами, а в VIII веке художник Ван Вей прославился одновременно как мастер иероглифов и живописи. В 868 году в Китае появилась первая печатная гравюра на дереве (ксилография), которая в Европе распространилась лишь в XV веке, став орудием политической пропаганды.

Слайд 7

Развитие печатной графики Гравюра на дереве (ксилография) Первые европейские гравюры были примитивными, поясняя тексты для неграмотных. Техника: рисунок вырезался на доске, краска наносилась на выпуклые части, а оттиск получали под прессом. В России ксилография развивалась с XVI века — первой известной гравюрой считается иллюстрация из «Апостола» Ивана Фёдорова (1564). В XVII веке появился лубок — народные картинки, раскрашенные вручную (например, «Кот казанский» с намёком на Петра I). Литография (XIX век) Рисунок наносился жирным карандашом на камень, затем протравливался. Оноре Домье превратил литографию в острое оружие сатиры, обличая буржуазное общество.

Слайд 8

Гравюра на металле Резцовая гравюра (XV век) — рисунок прорезался на медной доске, давая чёткие линии. Альбрехт Дюрер довёл её до совершенства в работах вроде «Рыцарь, смерть и дьявол». Офорт (XVII век) — рисунок травился кислотой, позволяя передавать тонкие светотеневые переходы. Рембрандт создавал в этой технике психологически глубокие портреты и пейзажи. Акватинта (XVIII век) — имитировала тональность акварели. Франсиско Гойя использовал её в сериях « Капричос » и «Ужасы войны». Цветная гравюра В Японии XVIII–XIX веков Утамаро и Хокусаи создавали яркие многоцветные гравюры с чёткими линиями. В Европе техника « кьяроскуро » имитировала светотень, используя сближенные тона.

Слайд 9

От примитивных наскальных рисунков до сложных техник офорта и литографии графика прошла долгий путь, оставаясь важным средством художественного выражения. Сегодня традиционные методы соседствуют с цифровыми технологиями, но суть искусства — лаконичность и выразительность — остаётся неизменной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение рисунка Графический рисунок — это вид изобразительного искусства, основанный на использовании линий, штрихов, пятен и тональных контрастов, создаваемых на плоскости (чаще всего на бумаге). В отличие от живописи, где основным средством выразительности является цвет, графика опирается на монохромность или ограниченную цветовую палитру.

Слайд 2

Рисунки первобытных людей

Слайд 4

Рисунок графитным карандашом Все, кто когда-либо писал или рисовал простым карандашом, знакомы с графитом. Однако мало кто задумывается, что стержень карандаша состоит не из чистого графита, а из смеси графита с глиной, заключённой в деревянный корпус. Именно пропорция глины в составе определяет степень твёрдости или мягкости карандаша. Существует основная система классификации карандашей по твёрдости, разделяющая их на две категории. Карандаши с маркировкой "H" (от английского " hard ") относятся к твёрдым - чем выше цифра перед буквой (например, 2H или 6H), тем светлее получаются линии. Так, карандаш 6H оставляет значительно более светлый след, чем 2H. Противоположная категория - карандаши "B" (от " black ") - мягкие, где увеличение цифры означает более тёмный оттенок линии. В российской маркировке этим обозначениям соответствуют "Т" (твёрдый) и "М" (мягкий). Для художественных целей обычно выбирают мягкие карандаши серии "B" или "М".

Слайд 5

Шкала твёрдости графитовых карандашей, принятая в западных странах (и часто встречающаяся у нас), включает промежуточный вариант "HB", который в российской системе маркируется как "ТМ" (твёрдо-мягкий) и занимает среднее положение в шкале. Реже встречается обозначение "F", также соответствующее "ТМ". Отдельно стоит упомянуть бездревесные карандаши, которые, как следует из названия, не имеют деревянного корпуса. В продаже они могут встречаться под названиями "графит в лаке" или "графитовые стержни" (в последнем случае без лакового покрытия). Обычно такие стержни имеют круглое сечение и затачиваются стандартной точилкой. Предназначенные в первую очередь для черчения и рисования, эти карандаши обычно относятся к мягкой части шкалы твёрдости - чаще всего это HB, 2B, 4B, 6B и 8B.

Слайд 6

Примеры рисунков графитным карандашом

Слайд 9

Рисунок пастелью Пастель (от французского pastel , итальянского pastello , происходящего от итальянского pasta — "тесто") представляет собой группу художественных материалов и особую технику рисования, занимающую промежуточное положение между графикой и живописью. Хотя теоретически работы, выполненные пастелью на бумаге, принято относить к графическим произведениям. Этот материал обычно выпускается в форме мелков или неоправленных карандашей — брусков с круглым либо квадратным сечением. Существует три основных разновидности пастели: сухая, масляная и восковая. Масляная пастель создаётся путём прессования пигмента с льняным маслом. Сухая пастель производится аналогичным способом, но без использования масляной основы. Что касается восковой пастели, то её основу составляют высококачественный воск и пигментные добавления. Стоит отметить, что масляная пастель преимущественно используется в учебном процессе, тогда как сухая пастель находит применение как в обучении, так и в профессиональном художественном творчестве, позволяя создавать полноценные произведения искусства.

Слайд 10

Примеры рисунков пастелью

Слайд 12

Рисунок углём Уголь (этимологически связанный с понятием огня) представляет собой традиционный материал для рисования в форме тонких палочек. Его изготавливают путём специального обжига очищенных от коры древесных веток различных пород. Этот процесс, известный как карбонизация или коксование древесины, происходит при высоких температурах в герметичных контейнерах, что позволяет сохранить исходную структуру древесины. Для работы уголь обычно затачивают под углом 45 градусов с одной стороны, что позволяет варьировать толщину линий от тончайших до широких. Наилучшие результаты достигаются при использовании шероховатой бумаги голубых или серых оттенков. Свойства угля зависят от породы исходного дерева: от матово-серых тонов натурального угля до глубоких чёрных оттенков прессованного варианта.

Слайд 13

В XIX веке появился усовершенствованный вид материала - прессованный уголь. Его производят из угольного порошка, связанного растительным клеем. Такой уголь создаёт особенно насыщенные, бархатистые штрихи. Масляный уголь отличается чистыми, выразительными линиями и не образует характерной для обычного угля пыли. Для его изготовления: угольные фрагменты помещают в герметичную ёмкость, заливают высыхающим маслом (например, льняным), оставляют для пропитки (процесс неполной абсорбции), перед использованием излишки масла удаляют полотенцем. Такой материал сохраняет все преимущества традиционного угля, устраняя при этом основные неудобства работы с ним.

Слайд 14

Примеры рисунков углём

Слайд 17

Рисунок сангиной Сангина (от французского sanguine и латинского sanguineus , что означает "кроваво-красный") представляет собой художественные карандаши красно-коричневых оттенков без оправы. Этот материал существует в двух видах: натуральная и искусственная сангина, состоящая из каолина и оксидов железа. Наиболее популярен теплый красно-коричневый тон, близкий к естественному телесному цвету, что делает сангину особенно востребованной при изображении человеческого тела. Работы, выполненные сангиной, отличаются особой живописностью. Художник может варьировать технику исполнения - смачивать материал для изменения плотности и толщины штриха, а также легко корректировать неудачные линии. История использования сангины восходит к эпохе Возрождения, когда ею создавали свои шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэль, а пик популярности материала пришелся на XVII-XVIII века. К неоспоримым достоинствам сангины относятся ее исключительная светостойкость, богатая палитра доступных оттенков, демократичная цена качественных материалов и универсальность - она прекрасно сочетается с другими графическими техниками. Однако у этого материала есть и существенный недостаток: рисунки со временем теряют частицы пигмента. Для сохранения работ художники применяют специальные фиксирующие лаки или помещают готовые произведения под стекло.

Слайд 18

Примеры рисунков сангиной

Слайд 21

Рисунок тушью и пером Тушь представляет собой краску на основе сажи с добавлением воды и связующих компонентов. В качестве связующих веществ используются шеллак, желатин, казеин или синтетические смолы, от которых зависит водостойкость материала. Качественная тушь должна обладать тремя ключевыми характеристиками: устойчивостью к воде после высыхания, насыщенным черным цветом и хорошей текучестью при работе с пером или рейсфедером . Для определения качества туши проводят простой тест: на чертежной бумаге выполняют линии разной толщины, после высыхания помещают лист под струю воды на 1 минуту. Настоящая водостойкая тушь сохранит свои линии без изменений . Основная разница заключается в составе и принципе действия. Чернила представляют собой раствор красителя, который впитывается в бумагу, тогда как тушь состоит из пигмента и связующего, образуя на поверхности бумаги устойчивую пленку.

Слайд 22

Отмывка - специальная техника создания объемного изображения с помощью разбавленного раствора туши или черной акварели. Она помогает визуализировать будущие конструкции, придавая чертежам наглядность и глубину. Существует два основных метода отмывки: Классическая лессировка - послойное нанесение тонких прозрачных слоев с обязательной просушкой каждого слоя. Этот метод позволяет достичь особой легкости и глубины тона. Алла прима - более простая техника, при которой работа выполняется за один сеанс с использованием растворов разной насыщенности. Дополнительно элементы рисунка могут подкрашиваться цветом ( иллюминирование ). Само название "отмывка" происходит от визуального эффекта, напоминающего слегка вымытый акварельный рисунок, где сохранились только самые стойкие пигменты. Эта техника широко используется в архитектурной графике для создания выразительных и наглядных изображений.

Слайд 23

Примеры рисунков пером и тушью

Слайд 25

Рисунок акварелью Природа акварели находится на границе двух видов изобразительного искусства. Ключевое различие между ними заключается в подходе: графика определяется рисунком и условностью цвета, тогда как живопись - колористикой . Акварель может проявлять свойства обоих направлений, в зависимости от техники исполнения. В России сложилась традиция относить акварель к графике. Это связано с историческим фактом - в Союзе Художников СССР акварельные работы экспонировались на выставках графического сектора. Западная искусствоведческая традиция рассматривает акварель как самостоятельный вид изобразительного искусства, равноправный с графикой и живописью. Особое положение акварель занимает в восточной художественной традиции, где она фактически составляет основу живописного искусства. Существует упрощённый критерий классификации: всё, что создано на бумажной основе, принято считать графикой. Однако акварель продолжает оставаться уникальным явлением, сочетающим графическую чёткость с живописной свободой.

Слайд 26

Примеры рисунков акварелью


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Печатная графика Печатная графика — это вид изобразительного искусства, в котором изображение создаётся путём переноса краски с печатной формы (матрицы) на бумагу или другую поверхность под давлением. В отличие от уникальной графики (например, рисунка), печатная графика позволяет тиражировать произведение, создавая несколько идентичных или вариативных оттисков (эстампов).

Слайд 2

Ксилография Ксилография (от греч. ξύλον — «дерево» и γράφω — «пишу, черчу») — это древнейшая техника гравирования по дереву и печати изображений, относящаяся к высокой печати. В этой технике мастер вырезает изображение на деревянной доске, оставляя выпуклые части, которые затем покрываются краской и переносятся на бумагу под давлением. Углублённые участки остаются белыми, создавая контрастный рисунок. Зарождение ксилографии Ксилография впервые появилась в Китае во II веке н. э., что связано с изобретением бумаги и потребностью тиражирования буддийских текстов и изображений. Самый ранний сохранившийся образец — страница из «Алмазной сутры» (868 год), найденная в пещерах Дуньхуана . Позже техника распространилась в Корее и Японии, где использовалась для создания религиозных свитков и книг. В Европу ксилография пришла в конце XIV века, вероятно, через арабские страны, где её применяли для набойки тканей. Первые европейские гравюры, такие как «Святой Христофор» (1423 г.), носили религиозный характер.

Слайд 3

Процесс создания: 1)Подготовка доски : Используется древесина продольного распила (груша, бук, липа), которую тщательно полируют. Рисунок наносится на доску в зеркальном отражении, часто через кальку или копировальную бумагу. 2)Гравировка : Специальными инструментами (штихелями, резцами) мастер вырезает контуры, удаляя фоновые участки. В обрезной ксилографии линии режутся вдоль волокон, что придаёт штрихам угловатость . 3)Печать : На выпуклые части валиком наносится типографская краска, после чего к доске прижимается бумага. Для цветных гравюр ( кьяроскуро ) используют несколько досок, каждая — для своего цвета. Развитие и влияние В Европе ксилография достигла расцвета в XVI веке благодаря Альбрехту Дюреру, создавшему шедевры, такие как серия «Апокалипсис». В XIX веке техника возродилась благодаря торцовой гравюре Томаса Бьюика, позволившей более тонкую детализацию. В Японии ксилография стала основой для укиё-э , прославившись работами Хокусая. Ксилография не только положила начало книгопечатанию, но и остаётся важной частью художественной графики, сочетая ремесленную точность с выразительностью штриха

Слайд 4

Примеры ксилографии

Слайд 6

Гравюра на металле Гравюра на металле — это вид графического искусства, при котором изображение создаётся путём гравировки (механической или химической) на металлической пластине (медь, сталь, цинк и др.) с последующей печатью оттисков на бумаге. Эта техника относится к глубокой печати, где краска заполняет углублённые штрихи, а затем переносится на бумагу под давлением печатного станка . Зарождение гравюры на металле Техника гравюры на металле появилась в середине XV века в Европе. Считается, что первые образцы были созданы в Италии и Германии. Одна из древнейших известных резцовых гравюр — «Бичевание Христа» (1446 г.), выполненная неизвестным немецким мастером. Первоначально этот метод использовали ювелиры для украшения оружия и доспехов, а затем он стал самостоятельным художественным направлением. Во Флоренции ювелир Мазо Финигуэрра разработал ранние образцы, а в Германии мастера, такие как Мартин Шонгауэр и позже Альбрехт Дюрер, довели технику до совершенства.

Слайд 7

Процесс создания Подготовка пластины Используется отполированная металлическая доска (чаще медь или сталь). Рисунок наносится на неё в зеркальном отражении, иногда через кальку или с помощью травления. Гравировка Резцовая гравюра : Мастер вырезает линии штихелем, создавая углубления. Этот метод требует высокой точности и физической силы, так как металл (особенно сталь) твёрдый. Офорт : Пластину покрывают кислотоупорным лаком, рисунок процарапывают иглой, затем травят кислотой (например, азотной). Этот способ позволяет создавать более плавные линии и тонкие эффекты. Печать Краску втирают в углубления, излишки удаляют. Влажную бумагу прижимают к пластине прессом, и изображение переносится на лист. Для цветных гравюр используют несколько пластин, каждая — для своего цвета. Развитие и влияние В XVI–XVII веках гравюра на металле стала важным инструментом репродукции живописи (например, работы Маркантонио Раймонди по мотивам Рафаэля). В XVIII–XIX веках стальные пластины заменили медные из-за долговечности, а офорт стал популярен среди художников, таких как Рембрандт и Гойя. Сегодня традиционные методы дополняются современными технологиями, включая лазерную гравировку.

Слайд 8

Примеры гравюры на металле

Слайд 11

Линогравюра Линогравюра — это техника высокой печати, при которой изображение вырезается на линолеуме или аналогичном полимерном материале, а затем переносится на бумагу или другую поверхность. В отличие от ксилографии (гравюры на дереве), линолеум мягче и податливее, что позволяет создавать более свободные и выразительные штрихи, крупные пятна и контрастные композиции . Зарождение линогравюры Линогравюра появилась на рубеже XIX–XX веков , вскоре после изобретения линолеума как напольного покрытия. Первыми её начали использовать немецкие художники из группы «Мост» (1905 г.), которым требовались большие печатные формы для плакатов — деревянные доски таких размеров были непрактичны. В России техника распространилась после 1907 года благодаря Николаю Шевердяеву и Ивану Павлову, которые адаптировали её для книжной иллюстрации и станковой графики.

Слайд 12

Процесс создания Подготовка эскиза : Рисунок разрабатывается на бумаге с учётом контраста чёрного и белого, затем переводится на линолеум в зеркальном отражении через кальку или копировальную бумагу. Гравировка : С помощью штихелей (резцов) вырезаются участки, которые должны остаться белыми. Линолеум толщиной 2.5–5 мм позволяет работать с разными штрихами — от тонких линий до крупных пятен. Печать : Краска (типографская, офортная или акриловая) наносится валиком на выпуклые части формы. Бумага прижимается вручную (ложкой, скалкой) или на прессе, создавая оттиск. Для цветных гравюр используют несколько досок — по одной на каждый цвет. Особенности и влияние Линогравюра ценится за декоративность и лаконизм. Её применяли Анри Матисс , Пабло Пикассо, советские мастера (А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский), а современные художники используют её в иллюстрациях и текстильном дизайне. Несмотря на мягкость материала, линогравюра позволяет создавать тиражи, хотя и меньшие, чем в ксилографии.

Слайд 13

Примеры линогравюры

Слайд 15

Книжная миниатюра Книжная миниатюра — это искусство создания небольших живописных или графических изображений, украшающих рукописные книги. Эти иллюстрации включают не только сюжетные композиции, но и декоративные элементы: заставки, буквицы (инициалы), орнаменты на полях (маргиналии). Само название происходит от латинского minium — киноварь, красная краска, которой первоначально выделяли заглавные буквы в античных и средневековых рукописях . Зарождение книжной миниатюры Истоки книжной миниатюры восходят к поздней античности (IV–V вв. н. э.) , когда свитки из папируса стали заменяться пергаментными кодексами — более долговечными и удобными для иллюстрирования. Ранние образцы сохранились в византийских рукописях, таких как «Венский Диоскорид » ( ок . 512 г.) и «Евангелие Раввулы » (586 г.), где миниатюры сопровождали научные и религиозные тексты 210. В Европе расцвет миниатюры связан с эпохой Каролингов (VIII–IX вв.) и созданием шедевров вроде «Золотого Евангелия из Лорша », обильно украшенного золотом и яркими красками. На Русь искусство миниатюры пришло из Византии в XI веке, о чём свидетельствуют «Остромирово Евангелие» (1056–1057 гг.) и «Изборник Святослава» (1073 г.) с их византийскими по стилю изображениями евангелистов и святых.

Слайд 16

Процесс создания Материалы и основа : До XV века использовался пергамент (особо обработанная кожа), позже — бумага. Текст писали чернилами, а для миниатюр применяли натуральные пигменты: киноварь, лазурит, охру, а также золото для украшения. Техника : Художник работал после переписчика, заполняя отведённые пустые участки страниц. Сначала наносился контур, затем слоями — краски. В византийских и древнерусских рукописях часто использовали яичную темперу, что придавало изображениям плотность и яркость. Сюжеты : В христианской традиции преобладали библейские сцены, образы святых и евангелистов. В светских рукописях (например, персидских или позднесредневековых европейских) появлялись исторические события, портреты правителей и даже бытовые зарисовки. Орнаменты : Заглавные буквы (инициалы) превращались в сложные композиции с растительными мотивами, фигурами животных или фантастических существ, особенно в кельтских и армянских рукописях . Упадок и наследие С изобретением книгопечатания в XV веке рукописная миниатюра уступила место гравюре, но её традиции повлияли на станковую живопись и портретную миниатюру Возрождения. Сегодня сохранившиеся памятники, такие как «Лицевой летописный свод» Ивана Грозного (XVI в.) с 16 тыс. изображений, служат бесценными источниками для изучения истории, искусства и культуры.

Слайд 17

Примеры книжной миниатюры

Слайд 20

Обложка книги Книжная обложка — это внешнее покрытие книги, выполняющее защитную, информационную и эстетическую функции. Она предохраняет страницы от повреждений, привлекает внимание читателей и отражает содержание издания. В зависимости от материала и конструкции различают мягкие обложки (из картона или плотной бумаги) и твёрдые переплёты (из кожи, ткани, дерева или современных композитных материалов ). Зарождение книжной обложки Прототипы обложек появились ещё в античности . В Древнем Египте папирусные свитки хранились в кожаных чехлах, а в Месопотамии глиняные таблички помещали в деревянные ящики. Однако первой полноценной обложкой считается диптих — две скреплённые дощечки из дерева, металла или слоновой кости, использовавшиеся в Греции и Риме для записей. Их наружная сторона часто украшалась гравировками или драгоценными камнями. В Средние века обложки превратились в предмет роскоши. Религиозные рукописи оформляли золотыми окладами, бархатом и самоцветами, а для защиты от краж их приковывали цепями к полкам. С изобретением печатного станка (1440 г.) обложки упростились: основными материалами стали кожа и дерево с тиснёными узорами. В России при Петре I деревянные крышки заменили на картонные, а кожаные переплёты украшали золотым тиснением. Эволюция и современные тенденции В XIX веке промышленная революция удешевила производство: появились тканевые и бумажные обложки, а к концу века — цветная литография, позволившая добавлять иллюстрации. В 1939 году издательство Pocket Books запустило массовый выпуск дешёвых книг в мягких обложках с броскими, часто провокационными изображениями (« палп-фикшн »).

Слайд 21

Сегодня обложки создаются как для печатных, так и для цифровых книг. Популярны: Минимализм — акцент на шрифтах и лаконичных графических элементах. Подарочные издания — с бархатом, тиснением фольгой или даже имитацией драгоценных камней. Интерактивные элементы — QR-коды, связывающие бумажные книги с электронными версиями. Процесс создания Концепция Редакторы и дизайнеры анализируют содержание книги, целевую аудиторию и тренды. Для художественной литературы часто разрабатываются оригинальные иллюстрации, например, акварельные или графические работы, как в случае с обложкой книги «„Я“ значит „ястреб “» . Дизайн Используются графические редакторы ( Adobe Illustrator , Photoshop ) или онлайн-инструменты ( Canva , Placeit ). Важно учитывать: Шрифты — должны быть читаемыми даже в миниатюре (например, в интернет-магазинах ) . Цвета и композиция — например, тёмные тона и блинтовое тиснение создают эффект винтажности . Печать и отделка Для твёрдых переплётов применяют: Тиснение фольгой — для выделения названия. Лакирование — чтобы изображение не стиралось . Мягкие обложки печатают на ламинированном картоне (200–500 г/м²), иногда с эффектом «софт тач » для тактильной привлекательности.

Слайд 22

Примеры обложек книг

Слайд 24

Книжная иллюстрация Книжная иллюстрация — это вид графического искусства, представляющий собой визуальное изображение (рисунок, гравюру, фотографию и др.), которое сопровождает, дополняет или интерпретирует текст литературного произведения. Её цель — сделать содержание более наглядным, передать эмоциональную атмосферу, визуализировать героев или ключевые сцены, а также украсить книгу. Зарождение книжной иллюстрации История книжной иллюстрации восходит к Древнему Египту , где уже в III–II тысячелетиях до н. э. папирусные свитки украшались изображениями, сопровождавшими религиозные гимны и заклинания. Позднее традиция иллюстрирования распространилась на античные рукописи, такие как «Илиада» и «Энеида», а также на византийские и средневековые манускрипты. В Древней Руси первые иллюстрации появились в XI веке в рукописных книгах, таких как «Остромирово Евангелие» и «Изборник Святослава». Эти изображения создавались вручную, украшались золотом и минеральными красками, что делало книги уникальными и дорогими. Переломным моментом стало изобретение книгопечатания в середине XV века. Иоганн Гутенберг в Германии и Иван Фёдоров в России начали использовать гравюры на дереве и металле для массового производства иллюстрированных книг. В XVIII–XIX веках развитие литографии и фотомеханических методов (цинкография, автотипия) позволило усовершенствовать качество и детализацию изображений.

Слайд 25

Процесс создания Выбор стиля и техники Художник-иллюстратор определяет подход: реалистичный (как у Дмитрия Кардовского ), символический (как у Михаила Врубеля) или декоративный (как у Ивана Билибина ). Используются различные материалы: акварель, тушь, гравюра, цифровые инструменты ( Adobe Photoshop , Illustrator ). Работа с текстом Иллюстратор анализирует произведение, выделяя ключевые сцены или персонажей. Например, Владимир Фаворский подчёркивал, что художник должен стать «соавтором» книги, передавая не только сюжет, но и дух эпохи. Создание эскизов На этом этапе разрабатываются композиции, учитывающие формат книги, шрифт и расположение текста. Для детских книг особенно важна яркость и простота образов (как в работах Виктора Чижикова ). Печать и вёрстка Готовые иллюстрации интегрируются в макет книги. В современных условиях используются офсетная печать или цифровые технологии, позволяющие точно передать цвет и детализацию. Эволюция и значение В XX веке книжная иллюстрация стала самостоятельным искусством благодаря таким мастерам, как Александр Бенуа («Мир искусства») и Владимир Лебедев (советская детская книга). Сегодня она продолжает развиваться, сочетая традиционные техники с цифровыми методами, оставаясь важным элементом культуры и образования.

Слайд 26

Примеры книжных иллюстраций

Слайд 29

Плакат Плакат — это крупноформатное печатное или рукописное изображение, сочетающее графику, текст и цветовые акценты для передачи информации, рекламы, агитации или художественного сообщения. Его ключевые черты — броскость, лаконичность и способность мгновенно привлекать внимание даже на расстоянии. Плакаты используют в рекламе, политике, социальных кампаниях, образовании и искусстве, а их создание требует учёта визуальной иерархии, контраста и эмоционального воздействия. Зарождение плаката Истоки плаката восходят к античности : в Древнем Египте и Риме создавали объявления о беглых рабах или театральных представлениях, наносимые на папирус или деревянные доски ( alba ). В Средневековье плакаты эволюционировали в гравюрные «летучие листки» — например, агитационные листовки времён Реформации в Германии (XVI век). Однако настоящий расцвет жанра начался в XIX веке с развитием литографии. Немецкий изобретатель Алоиз Зенефельдер в 1796 году разработал технологию плоской печати на камне, что позволило тиражировать цветные изображения. Французский художник Жюль Шере в 1860-х годах сформулировал принципы современного плаката: яркость, лаконичность и акцент на одной доминирующей фигуре. Его работы, как и афиши Анри де Тулуз-Лотрека для кабаре « Мулен Руж » (1890-е), превратили плакат в самостоятельное искусство.

Слайд 30

Создание плаката Концепция и дизайн Художник или дизайнер определяет цель плаката (реклама, агитация, декор) и целевую аудиторию. Для рекламных плакатов ключевыми становятся слоган и визуальный образ, например, стилизованные рисунки в стиле ар-нуво Альфонса Мухи или фотомонтажи Джона Хартфилда . Политические плакаты (как советские «Окна РОСТА») используют метафоры и символы — серп и молот, образы рабочих. Техники исполнения Исторически плакаты создавались вручную (литография, гравюра), но с XX века доминирует полиграфия: офсетная печать, шелкография , а сейчас — цифровая печать. Для художественных плакатов применяют смешанные техники: коллаж, акриловую живопись, цифровую графику ( Adobe Photoshop ). Важную роль играет шрифт: например, конструктивисты (Родченко, Стенберги ) использовали геометрические буквы для киноплакатов . Печать и распространение Современные плакаты печатают на плотной бумаге (от 150 г/м²), холсте или самоклеящейся плёнке. Для уличной рекламы выбирают влагостойкие материалы, а для интерьерных постеров — матовую или глянцевую ламинацию . Тираж зависит от цели: массовые агитационные плакаты СССР выпускались сотнями тысяч экземпляров, а авторские работы — ограниченными сериями. Эволюция и влияние В XX веке плакат стал мощным инструментом пропаганды (например, антифашистские плакаты Пикассо) и рекламы (узнаваемые образы Coca-Cola ). Сегодня он сохраняет актуальность в цифровую эпоху, адаптируясь к соцсетям и цифровым билбордам , но традиционные методы (например, шелкография ) ценятся в арт-дизайне .

Слайд 31

Примеры плакатов

Слайд 34

Этикетка Этикетка — это графический или текстовый носитель информации, наносимый на товар в виде наклейки, бирки или ярлыка. Она содержит ключевые данные: название продукта, производителя, дату производства, срок годности, состав, а также рекламные и маркетинговые элементы. Этикетка выполняет защитную, идентифицирующую и коммуникативную функции, помогая потребителю отличать оригинальную продукцию от подделок и принимать осознанные решения при покупке. Зарождение этикетки История этикетки насчитывает более двух тысячелетий. Её прообразом стали клейма , которые древние виноделы и ремесленники наносили на амфоры, глиняные сосуды и металлические изделия для маркировки товаров. Например, в Древнем Египте и Риме кусочки папируса или кожи с надписями привязывали к сосудам с вином, указывая происхождение и год урожая. В Средние века клейма использовались для обозначения качества элитных товаров — вин, украшений, оружия. Переломным моментом стало изобретение бумаги в Европе. Первые бумажные этикетки появились в XVIII–XIX веках, но из-за дороговизны материала они долгое время оставались предметом роскоши. Виноделие стало двигателем прогресса: к 1820 году этикетки для бутылок приобрели привычную форму (прямоугольную или овальную) и начали украшаться орнаментами, гербами и даже сценами из жизни, чтобы привлекать покупателей. В 1880 году появились первые цветные этикетки , напечатанные методом литографии, что положило начало коммерческому дизайну. Например, французские и немецкие виноделы создавали уникальные оформления для разных стран, учитывая культурные особенности.

Слайд 35

Эволюция технологий В 1935 году американец Р. Стентон Эйвери изобрёл самоклеящуюся этикетку , совершив революцию в индустрии. Его технология включала клейкий слой на бумажной основе с силиконовой подложкой, что упростило процесс маркировки. Позже Эйвери внедрил синтетические материалы, устойчивые к влаге и температуре, а также конвейерные методы производства. В 1980-х годах развитие струйной и лазерной печати позволило создавать этикетки малыми тиражами даже в офисных условиях. Современный процесс создания Дизайн : Разрабатывается с учётом бренд-айдентики и законодательных требований (например, указание состава). Для премиальных товаров привлекают художников — так, Сальвадор Дали и Пабло Пикассо создавали этикетки для вин. Печать : Используются офсетная, флексографическая или цифровая печать. Для спецэффектов применяют тиснение фольгой, лакирование или голографические элементы. Материалы : Бумага, полимеры (ПВХ, ПЭТ), ткань или даже силикон. Самоклеящиеся варианты доминируют благодаря удобству нанесения. Финишная обработка : Вырубка, ламинация , нарезка в рулоны или листы. Для пищевых продуктов используют экологичные клеи и краски. Сегодня этикетки — это высокотехнологичные продукты, включающие QR-коды, NFC-метки и даже Bluetooth-чипы для отслеживания товаров. Они остаются ключевым инструментом маркетинга и защиты бренда, продолжая традиции, заложенные древними ремесленниками.

Слайд 36

Примеры этикеток

Слайд 39

Почтовая марка Почтовая марка — это специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый государственными или иными уполномоченными почтовыми ведомствами. Она имеет определённую номинальную стоимость и служит для подтверждения факта оплаты услуг по пересылке корреспонденции (писем, открыток, бандеролей). Марка наклеивается на почтовое отправление и гасится штемпелем, предотвращая её повторное использование. Помимо основной функции, марки являются объектом коллекционирования (филателии) и часто представляют собой миниатюрные произведения искусства, отражающие культурные, исторические или политические события. Зарождение почтовой марки Первая официальная почтовая марка, известная как «Чёрный пенни» , была выпущена 1 мая 1840 года в Великобритании. Её создание связано с именем Роуленда Хилла , реформатора почтовой системы. До этого почтовые услуги оплачивались получателем, что было неудобно и дорого. Хилл предложил унифицировать тарифы и ввести предоплату с помощью марок. На «Чёрном пенни» изображался профиль королевы Виктории, а стоимость составляла 1 пенни, что сделало пересылку писем доступной для широких слоёв населения. Хотя идея знаков почтовой оплаты существовала и ранее (например, в XVII веке в Париже использовались «почтовые билеты», а в 1830-х годах проекты марок предлагали швед Треффенберг и австриец Кошир ), именно британская реформа стала поворотным моментом в истории почты.

Слайд 40

Процесс создания почтовых марок Дизайн и утверждение Современные марки разрабатываются художниками-графиками, часто на конкурсной основе. Тематика может быть посвящена юбилеям, выдающимся личностям, природе, искусству или историческим событиям. Например, в СССР марки нередко отражали достижения космонавтики или пропагандистские сюжеты . Печать Марки печатаются на специальной бумаге с водяными знаками и зубцовкой (перфорацией для удобства отделения). Используются различные техники: офсетная, металлография, глубокая печать. В XIX веке применялась литография, а сегодня — высокоточные цифровые методы. Защитные элементы Для предотвращения подделок марки могут включать микротекст, голограммы, люминесцентные краски или скрытые изображения. Например, на некоторых советских марках делали надпечатки для защиты от фальсификаций. Клеевой слой Оборотная сторона марки покрывается клеем (раньше использовали гуммиарабик, сейчас — синтетические составы). В XX веке появились самоклеящиеся марки, упрощающие использование. Выпуск в обращение Марки поступают в почтовые отделения и часто сопровождаются конвертами первого дня — специальными коллекционными изделиями с памятными штемпелями. Эволюция и значение С момента своего появления почтовые марки стали не только инструментом оплаты, но и средством пропаганды, искусства и даже инвестиций (например, редкие экземпляры вроде «Перевёрнутой Дженни» или «Тифлисской уники» оцениваются в миллионы долларов ). Сегодня, несмотря на развитие электронной почты, марки остаются важной частью культурного наследия и филателистического коллекционирования.

Слайд 41

Примеры почтовых марок

Слайд 43

Спасибо за внимание