рабочая программа НПО по истории

рабочая программа с календарно-тематическим планированием 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_rossii.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к предмету «ИСТОРИЯ РОССИИ»

      Программа «Истории России» составлена в соответствии требованиями Государственного образовательного Стандарта и обязательного минимума содержания среднего полного образования. Программа была составлена исходя из нормативных документов:

  1. приказ № 56 Минобразования РФ от 30 июня 1999 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования»
  2. Совместный приказ Министерства Образования Российской Федерации и Российской академии образования от 29 января  2004 года № 315/2 «О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования  от 23 декабря 2003 года № 21/12 «О проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих   программы общего образования»».  
  3. Приказ № 1089 от 5 марта 2004 года  Минобразования РФ «Об утверждении  федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего полного общего образования»
  4. Приказ № 302 от 07 декабря 2005  Министерства  образования РФ «об утверждении федеральных  перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006-2007 учебный год»
  5. Приказ Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  6. примерная программа  среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории. Методическое пособие «О преподавании истории в 2005-2006 учебном году» под редакцией С.И. Козленко.
  7. Программы для общеобразовательных учреждений: история 10-11 классы. М.: «Дрофа», 2004

 Программа составлена из расчета Рабочего учебного плана:

  1. к специальностям «Оператор ПВМ», «Автомеханик», «Слесарь по ремонту автомобилей»:
  • 1 курс – 75 часа
  • 2 курс -  59 часа

  Структура программы подчинена основным формам учебной работы:

  1. используются все типы уроков: вводный, повторительно-обобщающий,  урок изучения нового материала, комбинированный, урок проверки и учета знаний, урок  применения знаний и формирования  умений и навыков.
  2. применяются виды уроков: лекция, лекция с элементами беседы (вводной, аналитической, эвристической, заключительной), практикум или лабораторный урок, семинар,  проблемное изложение, контрольная работа.
  3. итоговая аттестация проводится  на устном экзамене (25 билетов)

  Целями и Задачами программы являются:

  1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин
  2. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами
  3. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе
  4. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации
  5. Формирование  исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

      Методической         основой программы курса  являются  цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса. Содержательные основные линии программы реализуются  в синхронно-параллельном изучении двух курсов -  «истории России» и «всеобщей истории».

       Региональный компонент реализуется через темы «Северо-Восточная Русь»,  «Возвышение новых русских центров и начало  собирания земель вокруг Москвы»,  «Эпоха Куликовской битвы»,  «Смутное время. Спасители Отечества», «Отечественная война 1812 года», «Великая отечественная война. Битва под Москвой», «Новая экономическая политика»,  «Кризис и распад советского государства».

      Программа реализует межпредметные связи с  предметами.  «Москвоведение» через темы «Северо-Восточная Русь», «Возвышение Москвы»,  «Москва – третий Рим», «Битва под Москвой». Связь с предметом «Обществознание»  выражается   изучением социально-политического развития России на различных этапах, исследуя,  историю правовой системы от  судебников с 11 века до нового Российского законодательства,  осуществляется связь с предметом «право». Использование интерактивного  обучения (внедрение информационных технологий, создание презентаций) позволяет  активизировать умения и навыки учащихся,  полученные при изучении «программного  обеспечения», «информатики». Специфика работы с картами и схемами, географическим и климатическим фактором требует от учащихся знаний   «географии». Знания «литературы» применяются для создания ярких образов в  изучении  культуры, древнего летописания. Межпредметные связи предусматриваются с химией и биологией в знакомстве с достижениями  выдающихся ученных России  Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова и т.д.

     В первом разделе «Древняя Русь» представлены темы «Переход от присваивающего хозяйства к производящему», «Восточнославянские племена и их соседи», «происхождение  древнерусского государства у восточных славян», «Христианизация Руси», «Политическая раздробленность Руси», «Монгольское нашествие», «Русь и Золотая Орда при Александре Невском». В содержании раздела уделяется внимание занятию и общественному строю восточных славян, праву на Руси, княжеским усобицам, влиянию Византии. В разделе показана идея Руси и степи, идея  единства Русской земли, роль монгольского завоевания истории Руси.

      Во втором разделе «Российское государство в 14-17 веках» освещаются темы «Борьба за гегемонию в Северо-восточной», «Великое княжество Московское», «Завершение объединения Русских земель и образование Российского государства», «установление царской власти», «Смута», «Воцарение династии Романовых», «Бунташный век», «Россия накануне преобразований». Подчеркнута роль городов в объединительном процессе, взаимосвязь процессов объединения и освобождения от монгольского ига. Формирование сословно представительной монархии, изучается начало оформления династии Романовых. Рассматривается роль церкви в формировании государства, особенности формирования централизованного государства, формирование трех братских народов, феномен самозванства, рост территории государства, формирование национального самосознания.

       В третьем разделе « Российская империя в 18 веке» изучаются темы «Эпоха Петра Великого», «Просвещенный абсолютизм», « «Расцвет дворянской империи», «Экономика и население России во второй половине XVIII века». Рассматриваются проблемы взаимоотношения власти и общества, социально-экономического развития страны,  расширения государства, превращения в империю.

        В четвертом разделе «Россия на пути модернизации»  представлены  темы  «Особенности экономики России в первой половине 19 века», «Отечественная война 1812 года», «Россия в годы правления Николая I», «Превращение России в мировую державу», «Реформы 1860-70-х гг.», «Государственно-социальная система России  в конце XIX века». Показан кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, особенности либеральных реформ в России, оживление общественной жизни, освещаются темы «образование и наука», «Архитектура»,  «Научно-технический прогресс», «Изобразительное искусство».

          В пятом разделе «Россия в начале 20 века» раскрываются особенности модернизации, причины нарастания социальных проблем, причины и  этапы первой российской революции. Изучается значение реформаторской деятельности                     П.А. Столыпина, роль государства в мировой истории через темы « Россия на рубеже веков», «Кризис империи», «революция 1905-1907 гг.»,  «Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина».

           В шестом разделе «Первая мировая война и революционные потрясения» дается характеристика  планов России в первой мировой войне, рассматривается проблематика революционной ситуации, итоги февраля 1917 года, провозглашение советской власти, причины и развитие гражданской войны, истоки «белого» и «красного» террора.

            В седьмом разделе «СССР. Социалистический эксперимент» определены вопросы выбора путей национально-государственного развития, концепции построения социализма в отдельно взятой стране, идеологических основ советского общества.

             В разделе восьмом «Великая Отечественная война» рассматриваются причины, этапы и итоги войны, определяющая  роль СССР в победе над фашизмом.

             В разделе девятом «СССР с 1945-1991 гг.»  рассматриваются темы  «Советский союз в первые послевоенные десятилетия», «СССР в годы «коллективного руководства»», «Перестройка и распад СССР».

               В  разделе десятом                   «Российская Федерация» освещается становление российской государственности, переход к рыночной системе, проблема глобализации и достойного места России в мировом сообществе.

Требования к уровню подготовки выпускника

               В результате изучения истории России ученик должен знать/понимать:

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории
  2. периодизацию отечественной истории
  3. современные версии важнейших проблем отечественной истории
  4. особенности исторического пути России, ее роль в мировом обществе

Ученик должен уметь:

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
  2. критически анализировать источник исторической информации (характеристика автора, время, обстоятельства и цели его создания)
  3. анализировать карты, схемы, тексты, таблицы, видеоматериал
  4. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
  5. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
  6. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации.

            Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности
  2. использование навыков исторического анализа социальной информации
  3. осознания себя как представления исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

       Предмет истории, основные периоды российской истории, цивилизация, культура, общество, сословия, общественно-экономическая формация, движущие силы, производительные силы, народ и нация, роль России в мировой истории, проблемы глобализации.

Итоговой формой контроля знаний является устный экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА  «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Введение. История России – часть всемирной истории. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.  

Требования к знаниям:    учащийся должен знать основные концепции исторической науки, историю ее возникновения, цели и задачи изучения предмета.

Раздел I. Древняя Русь (18 часов)

Требования к знаниям: учащийся  должен знать факты, явления, процессы становления Древнерусского государства. Понимать принципы периодизации русской истории, знать особенности исторического развития, должен чувствовать взаимосвязь истории России и мира.  Учащийся  должен знать важнейшие методологические концепции процесса дробления Киевской Руси, их научную и мировоззренческую основу. Также  студент должен разбираться в особенностях историко-политического анализа процесса раздробленности, понимать историческую неизбежность монгольского ига и экспансии Крестоносцев.

Требования к умениям: учащийся  должен уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа, использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для освоения истории древнерусского государства. Учащийся  должен уметь критически анализировать источники исторической информации, различать в ней факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, участвовать в дискуссиях о влиянии монгольского завоевания на нашу историю.

Тема 1.1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству.(1 час)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать  основные группы населения Европы, определение индоевропейцев, связь между индоевропейцами и славянами, причины перехода к производящему хозяйству. Знать что такое Великое переселение народов,  и какими причинами оно вызвано.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь пользоваться картой, совершенствовать навыки работы с учебником, составления опорного конспекта, уметь составлять картосхемы и отвечать на поставленные вопросы.

Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов.

Тема 1.2. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. (1 час)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян, первое восточнославянское государство – анты, восточнославянские племена, их жизнь, занятия, общественный строй, религию, взаимоотношения с соседями.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь определять по карте территорию древних славян, давать характеристику местам поселения древних славян и их занятиям, делать выводы о жизни восточных славян, их занятиях, их общественном строе, исходя из письменных и археологических источников, давать оценку роли религии в жизни древних славян.

Анты. Славяне на берегах реки Волхов. Восточнославянские племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о том, что символизируют образы и обряды древнейших славянских праздников.

Тема 1.3. Происхождение государственности у восточных славян. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать закономерные и объективные процессы образования государства, знать различные точки зрения (в том числе и норманнскую теорию) на образование первого восточнославянского государства, первые упоминания о русских князьях, их деятельности по созданию и укреплению Древнерусского государства.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь обобщать, логически мыслить, совершенствовать навыки самостоятельной работы с книгой, строить логическую схему по образованию государства.

Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Право на Руси. Образование государства. Норманская теория. Антинорманисты. Категории населения. Первые русские князья.  Княжеские усобицы.

Самостоятельная работа учащихся: рефераты о первых русских князьях

Тема 1.4. Христианизация Руси. (1 час)

Требования к знаниям: Учащийся должен знать собирательный образ князя  Владимира, цели проводимых им войн, походов и реформ, крещения Руси. Историческое значение принятия христианства на Руси.

Требования к умениям: учащийся должен уметь отвечать на тестовые вопросы,  участвовать во фронтальной беседе, делать выводы

Князь Владимир. Реформы. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить сообщение «Роль христианства в развитии древнерусской культуры»

Тема 1.5. Время усобиц. (2 часа)

Требования к знаниям: Учащийся должен знать вторую усобицу, приход князя Ярослава к власти, международные связи Древнерусского государства, законы «Русской правды», феодальные усобицы, начало феодальной раздробленности, складывание феодальных отношений.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь доказывать, что в первой половине XI века сложились феодальные отношения, уметь анализировать «Русскую Правду», оценивать феодальную раздробленность.

Вторая усобица на Руси. Ярослав Мудрый во главе Руси. «Русская правда». Русское общество в 11 веке. Возникновение феодальной земельной собственности. Междоусобицы сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады на темы: «Образы Бориса и Глеба в русской культуре», «Первый русский монастырь. Его подвижники. Святые Антоний и Феодосий».

Тема 1.6 Политическая раздробленность. (4 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать определение и характеристику  феодализма и феодальной раздробленности, причины формирования самостоятельных феодальных княжеств на Руси, основные княжества и земли.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь делать выводы, анализировать проблему раздробленности на основании полученных знаний в 6-9 классе, уметь работать с картой, составлять таблицу и опорные конспекты.

Причины распада Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах. Монархии и республики. Русь и степь. Княжеские усобицы. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Особенности культурного развития русских земель.

Самостоятельная работа учащихся: написать реферат о половцах и их роли в жизни Руси, подготовить небольшие доклады о князьях удельной Руси.

Тема 1.7 Культура Руси в 10 – 13 веках (1 час)

Требование к знаниям: учащийся должен знать специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России, феномен русской культуры, ее связь с русской церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси.

Требования к умениям: учащийся должен выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, уметь описывать изображение, фотографию, уметь использовать межпредметные связи, анализировать древние литературно-исторические произведения.

Зарождение культуры Руси. Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература. Архитектура. Искусство. Фольклор. Быт народа.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады «Русский героический эпос. Его особенности», «Наставление государя», «Архитектура Древней Руси».

Тема 1.8. Экспансия с запада и Востока (4 часа)

Требования к знаниям: Учащийся должен знать военный аспект противостояния земледельцев и кочевников, закономерности переселения кочевников, раскрыть военно-грабительский характер монгольской державы и героическую борьбу народных масс против монголо-татарских завоевателей. Учащийся должен знать причины поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами, как осуществлялось власть Золотой Орды над Русью. Учащийся должен знать, благодаря чему  удалось отбить попытки немцев и шведов подчинить себе Новгород.

Требования к умениям: учащийся должен уметь анализировать, работать со схемами, картой, мультимедийной картой.

Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Образование  Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда.  Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады «Особенности военной доктрины татар-монгол», «Военно-монашеские ордена», «Александр Невский – политик и полководец».

Раздел 2. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 14-17 ВЕКАХ (18 часов)

Требования к знаниям: учащийся  должен знать факты, характеризующие целостность процесса объединения русских земель и завершения монгольского ига, периодизацию изучаемого раздела, главные общеполитические задачи объединенной России. Учащийся должен понимать процесс складывания самодержавной власти, особенности и эволюцию формирования сословно-представительной монархии, причины Смуты. Учащийся  должен иметь гражданскую позицию в вопросах борьбы народа за независимость.

Требования к умениям: учащийся  должен уметь пользоваться знаковыми системами

( текстами, картами, таблицами, электронной продукцией), формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, уметь доказывать свою позицию на нестандартных уроках-судах и уроках-конференциях.

Тема 2.1. Борьба за политическую гегемонию в Северо-восточной Руси. (3 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен понимать историческую необходимость объединения русских земель в единое государство, предпосылки начала борьбы с монголо-татарами, начало объединения вокруг Москвы, Куликовскую битву.

Требования к умениям: учащийся должен уметь дать оценку и выражать свое отношение к роли ордынского ига на Руси, уметь делать выводы о причинах создания единого государства.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Самостоятельная работа учащихся: составить генеалогическое древо литовских князей, начиная с Гедимина. Подготовить рефераты «Сергий Радонежский», «Александр Невский».

Тема 2.2.Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать  причины феодальных войн, причины создания единого государства, историческое значение этого процесса.

Требования к умениям: учащийся должен уметь совершенствовать умение доказывать свою точку зрения, делать выводы, обобщения, анализировать исторические документы и источники.

        Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва-третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклад «Объединение Руси»

Тема 2.3. Установление царской власти. Реформы середины 16 века. (3 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать особенности политического развития России в 16 веке, преодоление остатков феодальной раздробленности, укрепление централизованного государства и установление царской власти и дальнейшее закрепощение крестьян, боярское правление, судебник 1550 года, реформы Избранной Рады. Учащийся должен знать основные направления внешней политики Ивана Грозного

Требования к умениям: Учащийся должен уметь участвовать в беседе, составлять таблицы, делать выводы, работать с картой.

        Реформы середины 16 века. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в 16 веке. Ливонская война.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить материалы  к уроку-суду над Иваном Грозным.

Тема 2.4.Смута. Пресечение правящей династии. Борьба с речью Посполитой и Швецией. (2 часа)

Требования к знаниям: Учащийся должен знать причины Смуты, интервенцию польских и шведских феодалов, феномен «самозванства», итоги борьбы русского народа с интервенцией, начало династии Романовых.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь самостоятельно подготовиться к семинару, уметь аргументировать свой ответ, формулировать  выводы и заключения.

        Обострение социально-экономических противоречий. Дискуссия о причинах смуты. Феномен самозванства. Социальные движения в начале 17 века.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады «Борис Годунов: исторический портрет», «Лжедмитрий – авантюрист или расчетливый политик?».

Тема 2.5. Восстановление самодержавия. Первые  Романовы. Социальные движения 17 века. (6 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю Земского Собора 1613 года, о начале выхода из кризиса, о преодолении последствий Смуты, о совместном правлении с Земским Собором, роль Русской православной церкви, цели проведения церковной реформы и ее суть, историю «бунташного века»

Требования к умениям: учащийся должен уметь составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, уметь характеризовать личности и ее роль в истории,  уметь обобщать факты изученных ранее крестьянских войн.

        Ликвидация последствий смуты. Система крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения 17 века.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклад «Старообрядцы».

Тема 2.6. Развитие культуры в 14 – 17 веках. (2 часа)

  Требования к знаниям: учащиеся должны знать сущность и значение культурных достижений  14-17  веков

Требования к умениям: учащиеся должны уметь выполнять творческие работы.

       Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в 14 – 17 веках. Усиление светских элементов в русской культуре 17 века.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты «Исторические памятники Москвы»

Раздел 3.  РОССИЯ В 18  веке  (15 часов)

Требования к знаниям: учащийся  должен знать взаимосвязь истории России с мировой историей данного периода. Учащийся должен знать периодизацию, особенность развития Петровской России, итоги Северной войны, результаты петровских реформ, проблематику эпохи дворцовых переворотов, версии и трактовки важнейших проблем просвещенного абсолютизма

Требования к умениям: учащийся  должен уметь классифицировать исторические источники по типу информации, должен уметь систематизировать материал программы и создавать проектные работы. Учащийся должен углублять свои навыки работы с текстами, картами, схемами, уметь характеризовать войну.

Тема 3.1. Эпоха Петра Великого. Преобразования. (5 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать Реформаторскую деятельность Петра Великого.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь самостоятельно изучать материал учебных пособий, работать  с картами и атласами,  сопоставлять и анализировать факты, делать выводы, обобщать изученный материал, уметь применять полученные знания при решении проблемных задач, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы.

        Петровские преобразования. Северная война. Провозглашение империи. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Дворянства – господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Значение петровских реформ в истории России.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить биографические доклады «Гетман Мазепа», «Александр Меньшиков», «Фельдмаршал Шереметев», «Петр Великий».

Тема 3.2. Россия в период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм. (6 часов)

Требования к знаниям:  учащийся должен знать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра, определение «Дворцовый переворот».

Требование к умениям:  учащийся должен уметь создать сравнительную характеристику преемников Петра Великого, работать с картой, уметь составлять генеалогическое древо Романовых, уметь характеризовать войны, составлять таблицы.

      Россия в период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм. Семилетняя война. Русско-турецкие войны.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о преемниках Петра Великого. Составить схему губернского устройства России согласно «Учреждению о губерниях», составить генеалогическое древо Романовых от Михаила  до Екатерины Великой.

Тема 3.3. Социально-экономическое и культурное развитие России в 18 веке. (4 часа)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать особенности церковного развития, сословный состав, восстание Е.Пугачева, национальную политику.

Требования к умениям: Учащийся должен уметь работать со статистикой, таблицами, диаграммами, строить причинно-следственные цепочки, делать выводы.

        Русская церковь. Сословия и социальные группы. Народы России. Восстание Е. Пугачева. Культура, духовная жизнь и быт в 18 веке.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о церковных и религиозных деятелях: Дмитрии Ростовском, Феофане Прокоповиче, Арсении Мацевиче, Андрее и Семене Денисовых. Подготовить доклады  об архитекторах, живописцах.

Раздел 4. РОССИЯ В 19 ВЕКЕ. На пути модернизации. (23 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать сущность общественных отношений в начале 19 века, проблематику отечественной войны 1812 года, причины и итоги восстания декабристов, крымскую войну, реформы 1860-1870 гг., причины и итоги русско-турецкой войны 1877-78гг., эволюцию общественных движений,

Требования к умениям: учащийся должен уметь систематизировать новый материал, продолжать развивать навыки работы с текстами, таблицами, схемами, картами, продолжать проектную работу по данной тематике, должен уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Учащийся должен уметь дать характеристику войны и революции, предоставить результаты самостоятельной работы в форме реферата. 

Тема 4.1.. Особенности экономики России в первой половине 19 века (2 часа)

Требования к знаниям: Раскрыть главную цель и показать основные направления внутренней политики Александра I. Знание особенностей экономики.

Требования к умениям: Учащийся должен уметь работать со статистикой, таблицами, диаграммами, строить причинно-следственные цепочки, делать выводы.

         Господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить эссе на тему «Итоги социально-экономического развития России в первой половине 19 века».

Тема 4.2. Превращение России в мировую державу.(7 часов)

Требования к знаниям: Учащийся должен знать направления внешней политики России, причины и характер войны, основные события, заграничные походы, восстание декабристов, реакционную политику Николая 1, причины и характер Крымской войны, причины поражения в ней.

Требования к умениям: Учащийся должен уметь работать с картой, таблицей, схемой, уметь конспектировать, работать с источниками информации, делать выводы.

        Отечественная война 1812 года. Заграничные походы русской армии 1813-1812 годов.  Внутренняя политика Александра 1. Выступление декабристов. Начало правления Николая – попытки укрепить монархию. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Подготовить доклад «Самая интересная страница Отечественной войны 1812 года».
  • Заполнить анкету « Мое отношение к проблеме защиты Родины».
  • Подготовка материалов к уроку-суду над декабристами.  
  • Написать сочинение на тему «Положительные и отрицательные черты внутренней политики Николая 1: что преобладало?»
  • Подготовить доклады о героях Крымской войны «П.С. Нахимов: от Синопа до Севастополя», «В.А. Корнилов – организатор обороны Севастополя», «Н.И. Пирогов – новатор военной хирургии».

Тема 4.3.Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. (4 часа)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать факты отставания России от развитых стран и причины необходимости отмены крепостного права, знать проекты отмены крепостного права, знать реформы и их значение.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь использовать научно-исследовательский  подход при работе с источниками, уметь анализировать документы, делать выводы, строить схемы.

        Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870 гг. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и Модернизационные процессы.

Самостоятельная работа учащихся:

  • подготовить  доклад на тему  «Мой проект отмены крепостного права»
  • подготовить реферат «Земство и государство: характер взаимоотношений»

                                                                                                       

Тема 4.4.. Внешняя  политика России в 60-70 гг. 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. (4 часа)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать место и роль России в системе международных отношений после поражения в Крымской войне, территориальные изменения Российской империи, должны знать об участии России в русско-турецкой войне, итоги войны.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь самостоятельно изучать материал учебных пособий, работать  с картами и атласами, сопоставлять и анализировать факты, делать выводы, обобщать изученный материал, уметь применять полученные знания при решении проблемных задач, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы.

       Международное положение России после Крымской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и освободительная борьба славянских народов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Берлинский конгресс.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить реферат «Герои русско-турецкой войны 1877-1878 гг.».

Тема 4.5. Общественное движение в 60-70 годы 19 века. Радикалы. Народничество. (2 часа)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать причины подъема общественного движения в России, три направления общественного движения, историческое значение общественного движения

Требования к умениям: учащиеся должны уметь составлять конспективные записи лекции, должны уметь работать с презентацией, делать выводы и обобщения.

         Движение за конституцию. Радикалы и правительство. Народничество. Три течения народничества.  Народнические кружки в начале 70-х гг. Оживление либерального движения.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады « «Охота» на Александра второго: покушения на монарха в 1866-1881 гг.», «Хождение в народ: надежда и разочарования», «Бакунин (Лавров, Ткачев) – идеолог народничества».

Тема 4.6. Промышленный подъем 90-х годов 19 века. Достижения и просчеты. (2 часа)

Требования к знаниям: Учащиеся должны знать тенденции развития Экономики, промышленное развитие, деятельность С.Ю.Витте, рабочий вопрос.

Требования к умениям: Учащиеся должны уметь работать со статистикой, таблицами, картой, атласом, уметь обобщать и делать выводы.

        Правительственная политика в области промышленности. Промышленный подъем. Рабочий класс. Рабочее движение.

Тема 4.7. Духовная жизнь российского общества. (2 часа) 

Требования к знаниям: учащиеся должны знать сущность и значение культурных достижений  19 века, знать значение российской культуры, ее влияние на формирование мировой культуры.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь выполнять творческие работы, должны уметь характеризовать памятники культуры.

         Образование и наука. Архитектура, скульптура, живопись. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело. Православная церковь.

         Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады об архитекторах, художниках, о театрах.

РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА (11 часов)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать особенности российской экономики, социального развития, внутреннюю и внешнюю политику государства, общественные движения, первую российскую революцию, реформы П.А. Столыпина, российский парламентаризм, формирование политических  партий.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь работать с источниками, уметь анализировать, обобщать, грамотно строить устный развернутый ответ, уметь работать   с картой, атласом, схемами, диаграммами, таблицами, выполнять творческие задания.

Тема 5.1. Социально-экономическое развитие России   начале 20 века. (2 часа) 

Требования к знаниям: учащийся  должен знать причины и итоги первой русской революции и ее движущие силы, особенности экономического развития и промышленного подъема, место России в Первой мировой войне.

Требования к умениям: учащийся должен уметь рассуждать, анализировать, использовать знания, полученные на уроках кономики, строить причинно-следстивенные связи

Основные тенденции в развитии экономики. Особенности социально-экономических отношений в России. Общий ход экономического развития в начале 20 века.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить реферат «Отцы российского капитализма», предприниматели начала 20 века города Москвы».

Тема 5.2. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце 19 – начале 20 века. (3 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать особенности социального состава России, знать причины русско-японской войны, основные события, понимать итоги войны.

Требования к знаниям: учащийся должен уметь сопоставлять, различные  источники, формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей.

        Положение сословий. «Зубатовщина».  Основные направления внешней политики. Русско-японская война.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о последнем русском императоре, «С.Ю. Витте: исторический портрет на фоне эпохи».

Тема 5.3. Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции (1 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать особенности процессов образования политических партий и народных движений.

Требования к умениям: уч-ся должен уметь классифицировать политические течения и народные движения по направлениям, определеить их программные требования, уметь работать со схемами и таблицами, уметь представлять каждую партию

         Рабочее движение. Образование партии эсеров. Становление российской социал-демократии. Земское движение. Идейные течения в интеллигентской среде. «Союз освобождения».

Тема 5.4 Революция 1905-1907 гг. (3 часа)

Требования к знаниям: Уч-ся должны причины, этапы, основные события и итоги революции.

Требования к умениям: уч-ся должны уметь раскрыть характер революции, находить причинно-следственные связи, уметь анализировать документ.

        «Новый курс». Гапоновщина. Кровавое воскресенье.  Начало революционного движения. Манифест и булыгинская Дума. Всероссийская политическая забастовка. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Реформы 1905-1906 гг. Российский парламентаризм. Государственный переворот. Итоги революции.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты

«Роль русской интеллигенции в подготовке революции»

«Георгий Гапон: тайны жизни и смерти»

Тема 5.5.. Третьеиюньская монархия (2 часа)

Требования к знаниям: уч-ся должен знать политическую систему, направленную на подавление революционных выступлений, на расширение социальной опоры самодержавия путем столыпинских реформ

Требования к умениям: учащиеся должны уметь рассуждать, работать с документом и схемами, таблицами, показать навыки обобщения изучаемого материала. 

         Новая политическая система. Реформы П.А. Столыпина.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты

«Столыпинский порядок» в действии»

«П.А. Столыпин: исторический портрет на фоне эпохи»

Раздел 6.  Первая мировая война. РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ (10 часов)

Требования к знаниям: учащийся  должен знать причины,  периодизацию, основные  события 1МВ и революций 1917 года,  итоги революций и гражданской войны.

Требования к  умениям: учащийся должен уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,  пространственные и временные рамки изучаемых революций и войны. Учащийся должен критически анализировать источник исторической информации, различать в нем факты и мнения, исторические описания и объяснения.

 Тема 6.1.. Россия в Первой мировой войне (2 часа)

Требования к знаниям:  учащиеся должны знать причины, этапы,  основные события, характер 1первой мировой войны, роль России в войне. Знать, как относились различные слои населения к войне, знать военно-политический потенциал России.

Требования к умениям: Учащиеся должны уметь сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, работать с атласом.

          Международная обстановка накануне первой мировой  войны. Россия в системе военно-политических союзов. Россия в первой мировой войне в 1914-1916 гг.: удачи и поражения.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить  доклад «Г. Распутин в истории России».

Тема 6.2.. Февральская революция 1917 года (3 часа)

Требования к знаниям: Учащиеся должны знать причины революции, какие задачи она должна была решить, ход революции, итоги революции, мероприятия новой власти, причины поражения Корнилова, приход большевиков к власти, II съезд Советов.

Требования к умениям: учащийся должен уметь оценивать результаты революции, причины раскола общества, анализировать новый материал, работать с документом, строить причинно-следственные связи.

        Революция 1917 года. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Кризисы власти. Феномен двоевластия. Углубление раскола общества. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты»

«В.И. Ленин – «немецкий шпион»? Версии, факты»

«В.И. Ленин (А.Ф. Керенский): портрет на фоне эпохи»

«Ленин в Октябре»

«Москва в феврале 1917 года»

Тема 6.3. Становление советской России (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать, как власть большевиков утвердилась в центре и на местах. Знать формирование советской политической системы, последствия Брестского мира.

Требования к умениям: учащийся должен уметь  работать с документом, атласом, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

        Утверждение советской власти в центре и на местах. Формирование советской государственной политической системы. Социально-экономическая политика большевиков. Начало «культурной революции» Внешняя политика советской власти. Брестский мир.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклад «Утверждение Советской власти в Москве»

Тема  6.4. Гражданская война и интервенция (4 часа)

Требования к знаниям: Учащийся должен знать причины, периодизацию, основные события войны,  проблему иностранного вмешательства в дела России, политику военного коммунизма, политические силы и движения в период Гражданской войны, итоги войны и причины победы большевиков.

Требования к умениям: учащийся должен уметь конспектировать лекцию учителя, делать выводы, строить логические цепочки, искать причинно-следственные связи.

        Цели и идеология противоборствующих сторон. Дискуссия о причинах и хронологических рамках Гражданской войны. Политика военного коммунизма. Курс на мировую революцию. Коминтерн. Итоги Гражданской войны. Переход к НЭПу.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты «Православная церковь и Октябрьская революция», «Наш край в годы гражданской войны», «Третий цвет гражданской войны: «Зеленное движение», «Наш край в годы НЭПа  и первых пятилеток».

Раздел 7.  СССР: СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (7 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать основные факты, процессы, явления советского периода: НЭП, коллективизацию, индустриализацию, культ личности Сталина.

Требования к умениям: учащийся должен уметь пользоваться историческими источниками, уметь дискутировать, уметь формулировать свою точку зрения, уметь анализировать и делать выводы, характеризовать войну. Учащийся должен находить причинно-следственные связи.

Тема 7.1.   Развитие советского общества в 20-30 годы.  (7 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать основные факты, процессы, явления советского периода: НЭП, коллективизацию, индустриализацию, культ личности Сталина.

Требования к умениям: учащийся должен уметь пользоваться историческими источниками, уметь дискутировать, уметь формулировать свою точку зрения, уметь анализировать и делать выводы, характеризовать войну. Учащийся должен находить причинно-следственные связи.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 года. Причины свертывания НЭПа. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Дипломатическое признание СССР между мировыми войнами.

Самостоятельная работа учащихся:

  • подготовить рефераты « «Головокружение от успехов» и смерть от голода»», «Страна – «Архипелаг ГУЛАГ», «СССР – Япония: военные конфликты 1938-1939 гг.».
  • Подготовить доклад «Моя семья в годы коллективизации и индустриализации»

Раздел 8.         ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. (8 часов)

Требования к знаниям: Студент должен знать  Великую Отечественную войну, этапы, роль СССР во Второй мировой войне, итоги войны.

Требования к умениям: студент должен уметь пользоваться историческими источниками, уметь анализировать и делать выводы по материалу, знать характеристику войны.

Тема 8.1.  В.О.В.. (8 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать причины и периодизацию Великой Отечественной войны, основные сражения, героев-полководцев, работу тыла, партизанское движение, достижения культуры в военные годы, внешнюю политику СССР, итоги и последствия войны, роль СССР в освобождении Европы.

Требования к умениям: учащийся должен уметь анализировать документальный материал, уметь работать с картой, схемами и таблицами, видеоматериалом, искать причинно-следственные связи, работать с учебником, делать выводы, уметь обобщать.

 Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй Мировой войне.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Города-герои (на выбор)», «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны».

РАЗДЕЛ 9. СССР  С 1945 – 1991 ГГ. (15 часов)

Требования к знаниям: УЧАЩИЙСЯ должен знать политические последствия войны, противоречия между союзниками, сущность «холодной войны», процесс десталинизации, сущность утопических планов построения социализма, реформы Н.С. Хрущева, кризис «развитого социализма»

Требования к умениям:  учащийся должен уметь проводить носик исторической информации, критически анализировать  источники, различать факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи.

 Тема 9.1 СССР 1945-1953 гг. (2 часа)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать политическую систему СССР после войны, новый виток репрессий, начало формирования социалистической системы, причины и развитие холодной войны.

Требования к умениям: учащийся должен уметь проводить носик исторической информации, критически анализировать  источники, различать факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940- гг. Складывание мировой социалистической системы. Холодная война и ее влияние на экономику, и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты  «Сумерки сталинизма: вторая волна террора (1946-1953)», «И.В. Сталин: портрет на фоне эпохи».

Тема 9.2  СССР в 1953-1964 годах: попытки реформирования общества (4 часа)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать итоги борьбы за власть, реформы политической системы, взгляды руководства КПСС на культ личности, на демократизацию общественной жизни, концепцию развитого социализма.

Требования к умениям: учащийся должен уметь проводить носик исторической информации, критически анализировать  источники, различать факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи.

        Попытки преодоления культа личности. 20 съезд КПСС. Экономические реформы 1950-1960 гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория построения развитого социализма. Конституция 1977 года. Диссиденты. Особенности развития культуры в 1950-1960 гг. Наука и образование в СССР.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты «Н.С. Хрущев: исторический портрет на фоне эпохи», «Первые!!! Мировые успехи советской науки и техники в 50-60х гг.», « Альтернативы политического развития в 50-е годы. Причины победы Н.С.Хрущева».

       

Тема 9.3  Советский Союз в последние десятилетия своего существования (9 часов)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать причины начала перестройки, ее итоги, причины провала реформ М.С. Горбачева, историю распада СССР

Требования к умениям: учащиеся должны уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.

        Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. Политика разрядки. Афганская война. Причины распада СССР.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты «Л.И. Брежнев: исторические портрет на фоне эпохи», «Итоги перестройки», «М.С. Горбачев: исторический портрет на фоне эпохи».

Раздел 10 . РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (1991 –2005 гг.) (8 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать основные факты, явления новейшей истории России, ее внутриполитические и экономические проблемы, основные ветви власти РФ, политические движения РФ, политические институты, знать Конституцию РФ, гимн РФ.

Требования к умениям: учащийся должен определять свою позицию по отношению к явлениям современной жизни, использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой информации, должен осознавать себя как представителя исторически сложившейся страны – России. Учащийся должен уметь проводить поиск исторической информации и систематизировать ее в форме конспекта, реферата, рецензии, эссе.

Тема 10.1. Кардинальные перемены в стране (3 часа)

Требования к умениям: учащиеся должны знать проблемы становления нового государства, основные политические события, национальное развитие РФ, особенности экономики, причины региональных военных конфликтов, этапы становления новой России

Требования к знаниям: учащийся должен уметь пользоваться историческими источниками, уметь дискутировать, уметь формулировать свою точку зрения, уметь анализировать и делать выводы, характеризовать войну. Учащийся должен находить причинно-следственные связи.

        Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 года. Политический кризис 1993 года. Конституция Российской Федерации 1993 года. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения РФ. Переход к рыночной экономике. Президентские выборы 2000 года. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклад на тему «Москва в годы кардинальных перемен», реферат «Б.Н. Ельцин: исторический портрет на фоне эпохи».

Тема 10.2. Россия в современном мире (5 часов)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать основные проблемы, которые стоят перед Россией, особенности современного положения России.

Требования к умениям: учащийся должен определять свою позицию по отношению к явлениям современной жизни, использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой информации, должен осознавать себя как представителя исторически сложившейся страны – России.

         Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и глобализация. Укрепление национальной безопасности, достойное место в мировом сообществе.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить сообщения на основе источников СМИ о происходящих событиях в мире, об участии России в мировых политических процессах в текущем году.

Литература

А. Учебники по истории России:

  1. Сахаров А.Н.,. История  России с древнейших времен до конца 16 века. 10 кл. 2006. Русское слово.
  2. Сахаров А.Н. Боханов А.Н. История России. 17   – 19 века. 10 кл. 2006. Русское слово.
  3. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров/ История отечества  XX- начало XXI  века. 11 кл. 2006. М.: Русское слово.
  4. Ионов И.Н. Российская цивилизация. 10-11 кл. 2001-2002. Просвещение.

Б. Дополнительная литература для самостоятельной работы:

  1. Алданов М.А. Заговор. М., 1994 г.
  2. История России в лицах. Биографический словарь. М., 1997г.
  3. История Отечества: Справочник школьника М., 1996 г.
  4. Энциклопедия для детей в 9т. История России.  М., 1997
  5. История Отечества в документах М., 1994 .
  6. Страницы истории Советского общества. Факты, проблемы, люди. М., 1989.

В. Электронные ресурсы:

  1. http: //rsl.ru.
  2. http://textbook.int - edu.ru.
  3. http://www.hist.msu.ru/ER - электронная библиотека истфака МГУ
  4. http://rsl.ru - Интернет хранилище Российской Государственной библиотеки
  5. http://www/museum.ru - Музеи России
  6. http://www.kreml.ru - Московский Кремль
  7. http://www.tretyakov.ru - Виртуальная экспозиция Третьяковской Галереи
  8. http://www.hermitage.ru - Эрмитаж

Г. Учебные и справочные пособия:

  1. Антонова Т.С. Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. электронный учебник «История России 20 век»  в 4 частях. 2005. Клио Софт.
  2. Энциклопедия истории России (862-1917 гг.) электронная версия  2002. . «Коминфо».
  3. Рассказы русских летописей. 1993. Издательский центр «Витязь»

Д. Учебно-методическая литература:

  1. Козленко С.И. Московский региональный компонент школьного курса истории. Из-во МИОО. 2005
  2. О преподавании истории в 2006-2007 учебном году: Методическое пособие. Из_во МИОО. 2006
  3. Загладин Н.В. Всемирная История 20 век. Материалы для учителя. 2007. Дрофа
  4. Историческое образование в современной России под редакцией                      Е.Е. Вяземского. Справочно-методическое пособие для учителя. 2007. Дрофа.
  5. Старобинская Г.И. История России с древнейших времен до конца 19 века. Поурочное планирование к учебникам А.Н. Сахарова и А.Н. Боханова  «История России» для 10 класса, 2007, Дрофа.
  6. А.В. Игнатов. Методическое пособие  к учебнику О.В. Волобуева и др. «Россия и мир в 20 веке». 2005. «Новый учебник».
  7. В.В. Кириллов, М.Н. Чернова. Поурочные методические разработки по истории России в 2 частях для 10-11 класса. 2006. Эксмо.
  8. Тесты по истории России с древнейших времен до конца 20 века. 2 части. 10-11 классы.2002. Дрофа.
  9. Б.Н.Серов, А.А. Лагно. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс. 2005 «Вако».
  10. 3000 тестов и проверочных работ по истории для школьников и поступающих в ВУЗы. 2000. Дрофа.
  11. // Преподавание истории и обществознания в школе» Научно-методический журнал (2004-2007)
  12. //  История. Научно-методическая газета для учителей истории и обществознания. (2006-2007). Издательский дом 1 сентября.
  13.  История отечества (882-1917гг.) мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор. 2004. Современный Гуманитарный университет.
  14. Примерные билеты и ответы по истории для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников  11 кл. общеобразовательных учреждений / Автор составитель Ю.И. Максимов. М.: Дрофа, 2007.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

А. Настенные карты:

  1. Карта «Великая Отечественная война  1941-1945 гг.»
  2. Карта «Европа в 1924-1939 гг.»
  3. Карта «Киевская Русь в 9 –начале 12 века»
  4. Карта «Мир после 2-й мировой войны»
  5. Карта «Отечественная война 1812 года»
  6. Карта «Первая мировая война»
  7. Карта «Раздробленность Руси в 12- в первой четверти 13 века»
  8. Карта «Революция 1905-1907 гг.»
  9. Карта «Российское государство в 16 веке»
  10.  Карта «Российская империя с начала 19 века по 1861 г.»
  11. Карта «Российская империя во второй половине 18 века»
  12. Карта «Российская империя в 18 веке»
  13. Карта «Россия в 19 веке – начале 20 века»
  14. Карта «Россия в 1907-1914 гг.»
  15. Карта «Смутное время в России в начале 17 века»
  16. Карта «Европа после первой мировой войны»
  17. Карта «Российское государство в 17 веке»
  18. Карта «Россия с конца 17 века до начала 60-х гг. 18 века»

   

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЖАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ   № 57

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ

(НПО)

ДЛЯ ПРОФЕССИЙ:

профессия

Всего часов

1 курс

2 курс

История России

Всеобщая история

История России

Всеобщая история

1

30.20 «автомеханик»

206 (117/89)

75

42

59

30

2

2.19 «слесарь по ремонту автомобилей»

206 (117/89)

75

42

59

30

3

1.9. оператор ЭВМ

206 (117/89)

75

42

59

30

Москва 2007

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

______________ В.Л. Дупак

(Рабочая программа составлена в

соответствии с Государственными

требованиями к  минимуму

содержания и уровню подготовки

выпускника по профессии)

Автор____________ О.В.  Максимчук.

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания

предметно-цикловой

комиссии

от_________________ №______

Председатель ПЦК

______________О.В. Максимчук

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

                                                                                                        

№/№

Наименование раздела, темы

Количество часов (история России)

Количество часов (Всеобщая история)

1

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 1. Цивилизация древнего мира и раннего средневековья                                                                                                

11

Тема 1.1. Древний Восток и античный мир

3

Тема1.2. Рождение европейской средневековой цивилизации

3

Тема 1.3. Страны западной Европы в раннее средневековье

3

Тема 1.4. Исламский мир

2

2

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 1. Древняя Русь                                                                                                

18

Тема 1.1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству

1

Тема 1.2. Праслявяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи

1

Тема 1.3 Происхождение государственности у восточных славян

2

Тема 1.4 Христианизация Руси

1

Тема 1.5. Время усобиц

2

Тема 1.6. Политическая раздробленность

4

Тема 1.7. Культура Руси в 10-13 веках

1

Тема 1.8. Экспансия с Востока и Запада

4

3

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел  2. Западная Европа в XI-XV веках                                                                                                

7

Тема 2.1. Экономическое и политическое развитие

2

Тема 2.2. Взаимодействие средневековых цивилизаций

2

Тема 2.3. Культура средневекового Запада

3

4

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 2. Российское государство в XIV-XVII веках                                                                                                

18

Тема 2.1. Борьба за политическую гегемонию в Северо-восточной Руси.

3

Тема 2.2 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства

2

Тема 2.3.Установление царской власти. Реформы середины 16 века.

3

Тема 2.4. Смута. Пресечение правящей династии. Борьба с речью Посполитой и Швецией

2

Тема 2.5. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Социальные движения 17 века.

6

Тема 2.6. Развитие культуры в 14-17 веках

2

5

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 3. Запад в Новое время                                                                                                

9

Тема  3.1.Европа в начале нового времени

2

Тема 3.2. Государство и общество стран Западной Европы в 17 веке

2

Тема 3.3. Эпоха Просвещения

1

Тема 3.4.  Революции 18 столетия

2

Тема 3.5.  Тенденции развития европейской культуры 16-17 веков

2

6

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 3. Российская империя в XVIII веке                                                                                                

15

Тема 3.1 Эпоха Петра Великого

5

Тема 3.2 Россия в период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм

6

Тема 3.3 Социально-экономическое и культурное развитие России в 18 веке

4

7

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 4. Запад в XIX веке                                                                                                

9

Тема 4.1. Эпоха Наполеоновских войн

1

Тема 4.2. Промышленный переворот и становление индустриального Запада

2

Тема 4.3. Революции и реформы

3

Тема 4.4. Колониальные империи

1

Тема 4.5. Особенности развития стран Запада во второй половине 19 века

2

8

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 4.        Россия на пути модернизации                                                                                                

23

Тема 4.1. Особенности экономики России в первой половине 19 века

2

Тема 4.2 Превращение России в мировую державу

7

Тема 4.3 Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права

4

Тема 4.4. Внешняя политика России в 60-70 годы 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

4

Тема 4.5. Общественное движение в 60-70 19 века. Радикалы. Народничество

2

Тема 4.6. Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты.

2

Тема 4.7. Культура 19 века

2

9

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 5. Культура XIX века                                                                                                

6

Тема 5.1. Научно Технический Прогресс

2

Тема 5.2. Мировая Художественная Культура

4

10

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 5. Россия в начале 20 века

11

Тема 5,1. Социально-экономическое развитие России

2

Тема 5.2 Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце 19-начале 20 века

3

Тема        5.3. Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции                                                        

1

Тема 5.4. Революция 1905-1907 гг.

3

Тема        5.5. Третьеиюньская монархия

2

11

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 6. Мир в первой половине 20 века                                                                

7

Тема 6.1. Новые тенденции в развитии общества

1

Тема 6.2. Первая мировая война

1

Тема 6.3. Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе

1

Тема 6.4. Мировой экономический кризис

1

Тема 6.5. Тоталитарные режимы в Европе

1

Тема 6.6. Модернизация стран Востока

2

12

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 6. Россия в первой мировой войне и вихре революций                                                                                                                

10

Тема 6.1. Россия в Первой мировой войне

2

Тема 6.2. Февральская революция 1917 года

3

Тема 6.3. Становление советской власти

2

Тема 6.4. Гражданская война и интервенция

4

13

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 7.  Вторая мировая война                                                                                

4

Тема 7.1. Агрессия гитлеровской Германии

2

Тема 7.2. Победа антигитлеровской коалиции

2

14

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 7. Социалистический эксперимент в СССР                                                                                                

7

Тема 7.1. Развитие советского общества в 20-30 гг.

7

15

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел  8 .Великая отечественная война                                                                                                

8

Тема 8.1. Великая Отечественная война

8

16

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 8. Биполярный мир и «холодная война»                                                                                                

4

Тема 8.1. Начало противостояния

1

Тема 8.2. Мир на грани ядерной войны

3

17

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 9. СССР после Великой Отечественной войны                                                                                                

15

Тема 9.1. СССР с 1945-1953 гг.

2

Тема 9.2. СССР с 1953-1964 гг. Попытки реформирования

4

Тема 9.3. СССР в 70-80 гг.

9

18

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ  

РАЗДЕЛ 9. Социалистические страны Европы Запад и третий мир во второй половине XX века                                

9

Тема  9.1. Общественно-политическое развитие Запада в 40-60 годы

2

Тема 9.2. НТР и общество

1

Тема 9.3. Страны Азии, Африки, Латинской Америки

2

Тема 9.4. Крах социализма в Восточной Европе

4

19

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 10. Россия в современном мире                                                                                                 

8

Тема 10.1. Кардинальные перемены в России

3

Тема 10.2. Российская федерация в современном мире                                                

5

20

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел 10. Духовная жизнь в XX веке                                                                                                

6

Тема 10.1. Развитие научной мысли

2

Тема 10.2. Научно-технический прогресс

2

Тема 10.3. Основные тенденции развития МХК

2

Итого по курсам (1 курс/ 2 курс):                                                                                                

(75/59)

(42/30)

Итого по предметам:                                                

134

72

Всего:                        

206

Преподаватель общественных дисциплин ______ О.В. Максимчук