рабочая программа НПО по Всеобщей истории

рабочая программа с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vseobshchey_istorii.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  к предмету «Всеобщая история»

        Данный курс всемирной истории отражает основные этапы, процессы, события истории зарубежных стран с древнейших времен до конца XX века. Методической основой программы курса -  является цивилизационный  подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.

        Программа «Всеобщая история»   составлена в соответствии  с современными требованиями и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного)  образования по истории, утвержденного министерством образования РФ от 5 марта 2004 года.

 Программа была составлена на основании нормативных документов:

  1. приказ № 56 Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 1999 «Об утверждении минимума содержания среднего (полного) общего образования»
  2. федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории от 5 марта 2004 года
  3. Приказ № 302 от 07 декабря 2005  Министерства  образования РФ «об утверждении федеральных  перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования на 2006-2007 учебный год»
  4. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования»
  5. примерная программа  среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории. (Методическое пособие «О преподавании истории в 2005-2006 учебном году» под редакцией С.И. Козленко.)
  6. Программы для общеобразовательных учреждений: история 10-11 классы. М.: «Дрофа», 2004 
  7. Примерная программа 2004 года «Россия и мир с древнейших времен до конца 20 века для общеобразовательных учреждений 10-11 классы».  

 Программа составлена из расчета Рабочего учебного плана к специальности:

  1. к специальностям  «Автомеханик», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Оператор ПВМ»:
  • 1 курс – 42 часа
  • 2 курс -  30 часа

  Структура программы подчинена основным формам учебной работы:

  1. используются все типы уроков: вводный, повторительно-обобщающий,  урок изучения нового материала, комбинированный, урок проверки и учета знаний, урок  применения знаний и формирования  умений и навыков.
  2. применяются виды уроков: лекция , лекция с элементами беседы(вводной, аналитической, эвристической, заключительной). А также практикум или лабораторный урок, семинар,  проблемное изложение, контрольная работа.
  3. Применяются все виды контроля: входной, текущий, итоговый (входящие и текущие контрольные работы, повторительно-обобщающие уроки, итоговое тестирование)

  Основными целями и задачами программы являются:

  1. освоение, систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся
  2. обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи
  3. воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений на основе культурных традиций, нравственных и социальных установок
  4. формирование исторического мышления, понимание причинно-следственных связей
  5. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию к окружающей реальности
  6. воспитание гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации, уважения к другим культурам.
  7. формирование гражданских идеалов и патриотических чувств, активной жизненной позиции, умения определять  собственное отношение к дискуссионным  проблемам прошлого и современности.

      Методической         основой программы курса  являются  цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса. Содержательные основные линии программы реализуются  в синхронно-параллельном изучении двух курсов -  «истории России» и «всеобщей истории».

       Региональный компонент реализуется через темы: «Смутное время. Спасители Отечества», «Эпоха Наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года», «Вторая мировая война. Битва под Москвой», «Начало холодной войны»,  «Мир на пороге XXI века.

      Программа реализует межпредметные связи.  Связь с предметом «Обществознание»  выражается   изучением социально-политического развития государств на различных этапах, а также применением знаний специфической терминологии (гражданское общество, общественно-экономическая формация, доктрина, референдум, научно-техническая революция и т.д.) История и обществознание тесно переплетены, лишь с той разницей, что история исследует, оценивает, изучает  факты прошлого и настоящего в частности, а обществознание рассматривает  законы развития общества в целом. Использование интерактивного  обучения (внедрение информационных технологий, создание презентаций) позволяет  активизировать умения и навыки учащихся,  полученные при изучении «программного  обеспечения», «информатики». Специфика работы с историческими картами и схемами, геополитическим фактором,  позволяют учащимся  активизировать знания  предмета «географии». Произведения «литературы» используются для создания ярких образов в  изучении  истории, культуры, эмоционального восприятия исторических личностей (отрывки исторических романов, литературные  портреты великих людей). Межпредметные связи предусматриваются с химией и биологией, физикой, математикой  в знакомстве с достижениями  выдающихся ученых мира. Межпредметные связи  со специальностями «Автомеханик» и «Оператор ПВМ» реализуется через темы «Научно-техническая революция и общество в 70-80-х гг. XX века»,  «Научно-технический прогресс».

     В разделе первом «Цивилизация Древнего мира и раннего средневековья» рассматриваются темы «Древний Восток», «Рождение европейской средневековой цивилизации», «Исламский мир». Детально изучается путь развития от присваивающего хозяйства до зарождения раннесредневековых государств.

      В разделе втором  «Западная Европа в XI-XV веках» изучается проблема взаимодействия культур, становление христианства и ислама через темы: «Экономическое и политическое развитие», «Взаимодействие средневековых цивилизаций», «Культура Средневекового Запада».

     В разделе третьем «Запад в новое время» освещаются изменения, которые произошли в Новое время, история создания колониальных империй, формирование европейского абсолютизма, возникновения гражданского общества, изучается эпоха Просвещения, революции XVIII века, эпоха Возрождения.

     В разделе четвертом «Запад в XIX веке, становление индустриальной цивилизации»  изучаются наполеоновские войны, крах наполеоновской империи, промышленный переворот, становление индустриального запада, революции середины XIX века, гражданская война в США, особенности развития западных стран во 2/2 XIX  века.

     В разделе  пятом «Культура XIX века» раскрываются проблемы научно-технического прогресса и культуры XIX века.

     В разделе шестом «Мир в первой половине                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          XX  века» раскрываются новые тенденции в развитии мирового общества, модернизационные процессы, рассматриваются первая мировая война, ее причины, основные военные действия, итоги войны, послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. В разделе исследуются причины мирового кризиса, пути выхода из кризиса в различных странах, рождение тоталитарных режимов в Европе, модернизация в странах Востока.

     В разделе седьмом «Вторая мировая война»  изучаются причины, основные этапы, итоги войны, победа антигитлеровской коалиции над германским фашизмом.

     В разделе восьмом «Биполярный мир и холодная война» раскрываются проблемы послевоенного противостояния между членами антигитлеровской коалиции, истоков «холодной войны», Создание НАТО и ОВД, Берлинский и Карибский кризисы.

      В разделе девятом «Социалистические страны Европы, Запад и «третий мир» во второй половине XX века» изучается проблематика возникновения социалистических государств  Восточной Европы, крах социалистической системы. Также рассматриваются темы общественно-политического развития Запада в 40-50 гг.     XX века, научно-техническая революция в 70-80 гг. XX века, проблемы стран Азии, Африки и Латинской Америки.

      В разделе десятом «Духовная жизнь» раскрываются темы развития науки, научно-технического прогресса, основные тенденции развития мировой художественной культуры.

Требования к уровню подготовки выпускника

               В результате изучения Всеобщей истории учащийся  должен знать/понимать:

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории
  2. периодизацию всеобщей истории
  3. современные версии важнейших проблем всеобщей истории
  4. особенности исторического пути России, ее роль в мировом обществе

Учащийся  должен уметь:

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
  2. критически анализировать источник исторической информации (характеристика автора, время, обстоятельства и цели его создания)
  3. анализировать карты, схемы, тексты, таблицы, видеоматериал
  4. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
  5. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
  6. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, доклада, презентации.

Учащийся  должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности
  2. использование навыков исторического анализа социальной информации
  3. осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

       Предмет истории, основные периоды всеобщей истории, цивилизация, культура, общество, гражданское общество, сословия, общественно-экономическая формация, движущие силы, производительные силы, народ и нация, роль России в мировой истории, проблемы глобализации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА  «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

Введение. (1 час)

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Основные концепции исторического развития человечества.

Требования к знаниям: учащийся должен знать функции истории как науки, цели и задачи ее изучения, основные концепции исторического развития.

Раздел 1. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ    (11 часов)

Требования к знаниям: студент должен иметь представление о процессе развития общества, основных проблемах. Особенности древнейших цивилизаций. Студент должен понимать сущность мировых религий, влияние античности на средневековье.

Требования к умениям: умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять причинно-следственные связи, умения сравнивать, сопоставлять, создавать письменные высказывания, составлять тезисы конспекта, навыки работы с картой и первоисточниками.

ТЕМА 1.1. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР. (3 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю  древних речных цивилизаций, возникновение первых государств на Востоке и в  античном мире, знать основные термины.

Требования к умениям: учащийся должен уметь работать с картой, учебником самостоятельно уметь систематизировать материал, должен уметь пользоваться  таблицей, делать выводы.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хоз-ва к производящему. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Ремесло и торговля. Государство. Деспотия. Речные цивилизации. Мифологическая картина мира. Античные цивилизации Средиземноморья. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Римский мир. Формирование индо-будийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовной традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем мире.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады «Речные цивилизации», «Город-полис в Древней Греции», «Кризис Римской империи». Подготовить рефераты «Формирование научной формы мышления в античном обществе», «Возникновение религиозной картины мира».

Тема 1.2. РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.(3 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать эволюцию средневековой цивилизации, предпосылки ее возникновения, важные факты, события и термины.

Требования к умениям: учащийся должен уметь самостоятельно работать с документами, сравнивать, работать с картой, уметь  доказывать свою точку зрения.

 Кризис Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь средневековья. Этническая карта мира.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о варварских племенах, о средневековых городах.

Тема 1.3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.       (3 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать природу и хозяйство Западной Европы, варварские королевства, империю Карла Великого, особенности феодализма, причины феодальной раздробленности, влияние католической церкви на цивилизацию.

Требования к умениям: учащийся должен уметь работать с учебником, картой, решать познавательные задачи.

 Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство. Формирование раннефеодального общества. Феодальная лестница. Политическая раздробленность. Образование Священной Римской империи. Сословия. Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о империи Карла Великого, составить схему феодальной лестницы.

Тема 1.4. ИСЛАМСКИЙ МИР.(2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю возникновения ислама, арабские завоевания, историю возникновения  Арабского халифата, мусульманскую культуру.

Требования к умениям: учащийся должен уметь анализировать фактический материал, строить причинно-следственные связи, работать с картой.

 Аравия – родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Раскол в исламе. Арабский халифат во второй половине 7-10 веков. Мусульманская культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о халифате Аббасидов.

РАЗДЕЛ 2. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В XI-XV ВЕКАХ.(7 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать экономическое и политическое развитие Европы в XI-XV веках, взаимодействие средневековых цивилизаций, культуру европейских народов.

Требования к умениям: учащийся должен уметь работать с картой, учебником, источниками, уметь анализировать, делать выводы, составлять описание культурного памятника.

Тема 2.1, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.(2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю возникновения ремесла, средневековых городов, торговли и банковского дела, причины укрепления королевской власти, ослабление Священной Римской империи, изменение роли церкви в жизни общества.

Требования к умениям: учащийся должен уметь подводить итоги, работать с текстом учебника, участвовать в эвристической беседе.

 Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Город. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви. Еретики.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о династии Капетингов, династии Валуа, подготовить рефераты о столетней войне и войне Алой и Белой Розы.

Тема 2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать католический, православный и мусульманский миры в раннее средневековье, историю крестовых походов, судьбу Византии и южнославянских государств, германскую экспансию в Восточной Европе.

Требования к умениям: учащийся должен уметь  творчески решать познавательные задачи, ярко и аргументировано участвовать в беседе, уметь работать с текстом учебника и выполнять письменные задания.

Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о крестовых походах.

Тема 2.3. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА. (3 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать «мир идей» средневековья, христианскую культуру XI-XV веков, «рыцарскую» культуру, «крестьянскую» культуру, «городскую» культуру.

Требования к умениям: Учащийся должен уметь характеризовать памятники культуры, составлять описания, уметь составлять таблицу «типология средневековой культуры».

 Картина мира. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

Самостоятельная работа учащихся: составить таблицу «Типология средневековой культуры»

Раздел 3. ЗАПАД В НОВОЕ ВРЕМЯ.( 9 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать закономерности экономической эволюции западного общества, роль католической ментальности в формировании общественных отношений нового типа.

Требования к умениям: умение проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа. Навыки работы с текстами, картами, схемами, иллюстрациями, должен уметь применять навыки  устного изложения материала, доказательств и выводов.

Тема 3.1.  ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать экономику Европы, эпоху Великих географических открытий, социальную структуру западноевропейского общества, реформацию и контрреформацию, причины зарождения новой европейской цивилизации.

Требования к умениям: учащийся должен уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, работать с картой, учебником, заполнять таблицу, делать выводы.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV-XVI веков. Начало колониальных захватов и создание колониальных империй. Формирование нового  пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Реформация. Лютеранство и кальвинизм. Контр реформации и религиозные войны. Протестантизм Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о великих географических открытиях и великих путешественниках.

.

Тема 3.2. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII ВЕКЕ. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать социально-экономическое развитие Европы в XVII веке, утверждение абсолютизма, английскую революцию XVII века, движущие силы революции.

Требования к умениям: учащийся должен уметь характеризовать государство по форме правления, характеризовать революцию, на основе учебника выявлять причины и итоги революции, уметь работать  источниками и схемами.

Социально-экономическое развитие Европы в XVII веке. Развитие товарно-денежных отношений. От  сословно-представительной монархии к Европейскому абсолютизму. Английский абсолютизм. Английская революция XVII века. Начало формирования гражданского общества и правового  государства.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады об Оливере Кромвеле.

Тема 3.3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. (1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать революцию в естествознании, общественные идеи века Просвещения, просвещенный абсолютизм.

Требования к умениям: учащийся должен уметь характеризовать взгляды основных представителей Просвещения, уметь выявлять суть революции в естествознании, уметь работать с учебником, иллюстрациями.

Научные открытия и появление механистической картины мира. Ньютон. Рационализм. Материализм и атеизм. Вольтер, Руссо, Монтескье. Просвещенный абсолютизм в странах Европы. Идеология Просвещения и конституционализм.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты о философах просветителях 18 века.

Тема 3.4. РЕВОЛЮЦИИ 18 СТОЛЕТИЯ. (2 часа)

Требования к знаниям: Учащийся должен знать причины революций, основные события, итоги революций.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь работать с источниками (учебник, карта), уметь составлять таблицу «революции XVIII  века».

 Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. Вашингтон. Принятие декларации независимости США.  Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о Джордже Вашингтоне, Томасе Джефферсоне, Джоне Адамсе, Максимильяне Робеспьере, Жорже Дантоне, Жан-Поль Марате, Жаке Эбере.

Тема 3.5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI-XVIII ВЕКОВ.( 2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать эпоху Возрождения, искусство барокко, придворное искусство эпохи абсолютизма.

 Требования к умениям: учащийся должен уметь критически анализировать памятники культуры, должен уметь дискутировать,  уметь составлять таблицу «особенности основных художественных  стилей европейской культуры XVI-XVIII веков», уметь создавать презентации.

 Идеи гуманизма. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Франция – центр художественной европейской культуры.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о Рафаэле, Рубенсе, Рембрандте, Бахе.

Раздел 4. ЗАПАД В XIX ВЕКЕ. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.(9 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать, как складывалось гражданское общество, правовое государство, знать эволюцию западного общества, взаимодействие государств Европы, России и стран Востока.

Требования к умениям: учащийся должен уметь характеризовать период,  войны, строить причинно-следственные связи,  развивать навыки работы с текстами, схемами, картами, уметь предоставлять результаты своего труда в виде реферата и эссе.

Тема 4.1. ЭПОХА НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН.(1 час) 

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю Франции от республики к империи Наполеона I, войны Наполеона, Отечественную войну 1812 года

 Требования к умениям: учащийся должен уметь работать с картой, причинно-следственными связями, уметь сопоставлять факты и события, подводить итоги, заполнять таблицу  «Наполеоновские войны».

Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Поход Наполеона в Россию и гибель великой армии. Крах наполеоновской империи.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о Наполеоне Бонопарте, Михаиле Кутузове.

Тема 4.2. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЗАПАДА. (2 часа)

Требования к знаниям: учащиеся должны знать изменения в сельском хозяйстве Англии, промышленный переворот, социальные последствия промышленного переворота.

Требования к умениям: Учащийся должен уметь работать с учебником для заполнения таблицы «основные изобретения эпохи промышленного переворота», уметь строить причинно-следственные связи, участвовать в эвристической беседе

 Развитие капитализма и социальной структуры индустриального общества в XIX веке. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX века. Мировосприятие человека индустриального общества

Тема 4.3. РЕВОЛЮЦИИ И РЕФОРМЫ. (3 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать Венский конгресс и историю создания Священного союза, революции во Франции, революционное движение в Европе, реформы в Великобритании, гражданскую войну в США, знать типологию войн.

Требования к умениям: учащийся должен уметь выявлять причинно-следственные связи, уметь характеризовать революцию, войну, уметь работать с картой и схемой.

 Венский конгресс и его решения. Образование Священного Союза. Революции    1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848-1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Борьба против рабства в США. Гражданская  война. Эволюция системы международных  отношений.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты о революциях 1848-49 гг.  в Европе.

Тема 4.4.  КОЛОНИАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ. (1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать причины ослабления «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Колониальные империи:  Голландию, Францию, Англию. Последствия колонизации для стран Востока, возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Требования к умениям: учащиеся должны уметь анализировать, систематизировать изучаемый материал, уметь работать с учебником и составлять таблицу «колониальная политика и владения европейских держав в XVI-XIX  веках»

Ослабление «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной политики.

Самостоятельная работа учащихся:  составить таблицу «Колониальная политика и владения европейских держав в 16-19 веках».

Тема 4.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН Запада во второй половине XIX века. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать особенности возникновения национальных государств в Европе, возникновение новых лидеров в экономике: США, Германии. Знать колониальную политику изучаемого периода, общественные отношения  и политические партии.

Требования к умениям: учащийся должен уметь строить причинно-следственные связи, уметь характеризовать социальные реформы, черты индустриальной цивилизации Запада, уметь характеризовать общественные и политические течения.

Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить реферат «Новые лидеры мировой экономики».

Раздел 5. КУЛЬТУРА 19 ВЕКА.(6 часов)

Требования к знаниям: студент должен понимать связь между интенсивным развитием науки и изменениям в жизни общества, должен знать новые стили и направления в мировой художественной культуре.

Требования к умениям: навыки анализа исторического источника, использования межпредметных связей

Тема 5.1. Научно-технический прогресс.(2)

Требования к знаниям: учащийся должен знать научные представления о строении природы, эволюционную картину мира, развитие образования, средства массовой информации, влияние НТП  на развитие общества.

Требования к умениям: учащийся должен уметь строить причинно-следственные связи, использовать межпредметные связи в области биологии, химии, физики, машиностроения, делать выводы.

 СМИ. Эволюционная картина мира. Научно-технический прогресс в конце XIX века. Проблемы периодизации НТР.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады «Эволюционная картина мира», «Влияние НТР на развитие общества».

Тема 5.2 Мировая художественная культура.(4 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать литературу, мировой литературный процесс, основные направления художественной культуры, театральное искусство, изобразительное искусство, музыкальное искусство.

Требования к умениям: учащийся должен уметь классифицировать произведения, уметь написать творческое сочинение «Мое любимое произведение (любое) 19 века»

 Литература. Художественная культура. Изобразительное искусство. Музыка.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты о Бальзаке, Золя, Конан Дойле, Бичер-Стоу, Флобере, Твене, Гюго, Дюма, Делакруа, Манэ, Ренуаре, Бетховене, Брамсе, Шуберте,  Штраусе, Шопене, Листе, Григе, Сибелиусе, Россини, Гуно, Вагнере.

Раздел 6.  МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX  ВЕКА (7 ЧАСОВ)

Требования к знаниям: учащийся должен знать Модернизационные процессы в странах Запада, особенности экономики Запада. Учащийся должен знать геополитическую обстановку накануне первой мировой войны, знать предпосылки и причины войны, итоги войны, противоречия Версальско-Вашингтонской системы, революционные процессы в Европе.  Учащийся должен знать предпосылки экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, «новый курс» в США, политику Народного фронта во Франции, истоки тоталитаризма в Европе.

Требования к умениям: Учащийся должен уметь дискутировать, уметь самостоятельно подготовиться к семинару, успешно проводить поиск информации в различных источниках, формулировать свою точку зрения. Учащийся должен уметь использовать пространственный анализ для изучения исторического процесса, работать с учебником, картой, строить причинно-следственные связи, уметь заполнять таблицы и составлять схемы и диаграммы. Учащийся должен уметь выявлять экономические особенности государств, характеризовать государство по формам правления и режима, сопоставлять демократическое и тоталитарное государства по признакам.. 

Тема 6.1. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. (1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать новые тенденции в развитии стран Запада, колониальную политику Англии, Франции, Германии и т.д.

Требования к умениям: учащийся должен уметь работать с учебником и уметь заполнять таблицу «Колониальная политика в начале 20 века».

Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Проблема периодизации научно-технической революции. Циклы экономического развития  стран Запада в конце 19- начале 20 века.  Колониальная политика. Формирование монополистического капитализма. Кризис классических идеологий на рубеже 19-20 веков и поиск новых моделей общественного развития.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады об идейных течениях и политических партиях.

Тема 6.2. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.(1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать причины, этапы, военно-политические блоки, основные военные сражения, итоги войны.

Требования к умениям: учащийся должен уметь характеризовать войну, уметь работать с картой, схемами, таблицами, статистикой, учебником. Участвовать в дискуссии.

 Геополитическая обстановка накануне войны. Экономические, политические, социально-психологические, демографические причины войны. Планы участников войны. Начало войны. Основные сражения 1914-1917 гг. Выход России из войны. Окончание войны, ее итоги.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить реферат «Итоги первой мировой войны»

Тема 6.3. ПОСЛЕВОЕННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ЕВРОПЕ. (1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать содержание мирных договоров, работу конференций, революционные процессы в Европе.

Требования к умениям: учащийся должен уметь строить причинно-следственные связи, уметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую, систематизировать изучаемый материал,  уметь составлять таблицу «Территориальные изменения в Европе», анализировать фрагменты Версальского договора, находить положения, которые привели к новым противоречиям в Европе, уметь характеризовать революции.

Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Противоречия в среде  победителей. Версальский договор. Проблема России на переговорах. Распад империй и образование новых государств. Вашингтонская конференция. Революционные процессы в Европе.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить рефераты «Мирная конференция в Версале», составить таблицу «Территориальные изменения в Европе».

Тема 6.4. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  КРИЗИС.(1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать  эпоху «процветания»  на Западе, начало кризиса, Великую депрессию, меры преодоления кризиса в США,  особенности кризиса в США и Франции.

Требования к умениям: учащийся должен уметь выявлять причинно-следственные связи, характеризовать кризис, сопоставлять факты в таблице «Особенности экономического кризиса в странах Запада».

Экономическое развитие  стран Запада в 20-е гг.. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф. Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса.  Политика Народного фронта во Франции.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о Ф. Рузвельте.

Тема 6.5. ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ В ЕВРОПЕ. (1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю рождения тоталитаризма, характеристику тоталитарного режима, установление фашизма в Италии, Нацистский фашизм в Германии.

Требования к умениям: учащийся должен уметь анализировать причинно-следственные связи, выражать свою гражданскую позицию по отношению к фашизму, уметь работать с учебником, сопоставлять факты в сравнительном анализе демократии и фашизма.

Тоталитарная идеология. Установление фашистского режима в Италии. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о характерных чертах тоталитарных режимов.

Тема 6.6. МОДЕРНИЗАЦИЯ В СТРАНАХ ВОСТОКА. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю развития стран после первой мировой войны, революцию в Турции, национально-освободительное движение в Индии, революцию в Китае.

Требования к умениям: учащийся должен уметь характеризовать внутреннее и внешнеполитическое развитие стран Востока после мировой войны, уметь работать с учебником, историческим материалом, уметь дискутировать, характеризовать революции.

Страны Востока после Первой Мировой Войны.  Распад Османской империи и рождение новой Турции. Национально-освободительное движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революция в Китае. Гражданская война в Китае.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о Кемале Ататюрке, Мохандасе Карамчанде Ганди, Сунь Ятсене, Чан Кайши.

Раздел 7. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (4 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать причины и характер войны, ее периодизацию, основных участников, главные сражения, итоги войны.

Требования к умениям: учащийся должен уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.  Учащийся должен уметь работать различными источниками информации: с картой, с видеоматериалом, с учебником, с мемуарами, с  таблицами, со схемами, с  письмами,  с медиакартами, со статистикой,.

Учащийся должен уметь создавать презентации и защищать свои проекты. Обобщение опыта поисковой работы.

Тема 7.1. АГРЕССИЯ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ. ( 2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать причины и периодизацию войны, разгром Польши, «странную войну», разгром Франции, «Битву         за Англию», военные действия в Африке и на Балканах, позиции СССР в начале мировой войны, Отечественную войну 1941-1945 гг..

Требования к умениям: учащийся должен уметь работать с учебником и картой для составления хронологии завоеваний Гитлеровской Германии, устанавливать причинно-следственные связи, уметь выражать свою гражданскую позицию к захватническим войнам, характеризовать войну.

Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. «Странная война» на Западе. Оккупация Дании и Норвегии. Разгром Франции. «Битва за Англию». Война в Северной Африке. Агрессия Италии и Германии на Балканах. Внешняя политика СССР накануне ВОВ.  Великая отечественная война.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить реферат «Вторая мировая война».

Тема 7.2. ПОБЕДА АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать  завершающий этап Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., открытие второго фронта, движение сопротивления, завершение войны в Европе, роль СССР в победе над фашизмом, войну с Японией, итоги второй мировой войны.

Требования к умениям: учащийся должен уметь работать с картой, учебником, статистикой войны, различными источниками. Уметь делать выводы, анализировать, дискутировать.

Стратегическая  обстановка к началу 1944 года. Начало освобождения стран ЦЮВ Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 году. Движения Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Война с Японией. Потсдамская конференция.  Историческое значение победы СССР в Второй мировой войне. Итоги Второй мировой войны.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады об антигитлеровской коалиции, работе Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях.

Раздел 8. БИПОЛЯРНЫЙ МИР И ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. (4 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать различные точки зрения на причины возникновения «холодной войны» и ее последствия для международных  отношений, знать основные события «холодной войны».

Требования к умениям: учащийся должен уметь строить причинно-следственные связи, уметь работать с электронными ресурсами, самостоятельно исследовать источники, мемуары.

Тема 8.1. НАЧАЛО ПРОТИВОСТОЯНИЯ. (1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать истоки «холодной войны», раскол Европы, создания социалистического лагеря, ядерное противостояние.

Требования к умениям: учащийся должен уметь с учебником, картой, участвовать в эвристической беседе.

Политические последствия войны. Противоречия между членами антигитлеровской коалиции.  Начало «холодной войны». Просоветская власть в странах Восточной Европы. Создание СЭВ. Создание  НАТО. Гонка вооружений. Война в Корее и ее последствия.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады «Истоки «холодной войны»», «Карибский кризис».

Тема 8.2. МИР НА ГРАНИ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ.(3 часа)

 Требования к знаниям: учащийся должен знать отношения СССР со странами Запада в середине 50-х – начале 60-х гг., Карибский кризис, борьбу за влияние в «третьем мире», войну во Вьетнаме.

Требования к умениям: учащийся должен уметь характеризовать международную обстановку, характеризовать войну, находить причинно-следственные связи.

 Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И.В. Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Женева 1955 года. Создание ОВД. Берлинская стена. Карибский кризис. Война во Вьетнаме.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить сравнительный анализ войны в Корее и во Вьетнаме.

Раздел 9. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX  ВЕКА.(9 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать послевоенные изменения в экономике и политике стран Запада, итоги развития Запада к началу 90-х гг., проблемы НТР и формирование постиндустриальной цивилизации, знать характеристику стран «третьего мира». Учащийся должен знать эволюцию политического курса построения социализма в странах Европы, знать причины и последствия внутриполитических кризисов в социалистических странах.

Требования к умениям: учащийся должен уметь критически анализировать источники различного типа, анализировать материал, уметь работать с учебником, учащийся должен уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь дискутировать, делать выводы.

ТЕМА 9.1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДА В 40-60 ГГ. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать роль США в послевоенном мире, политическую жизнь Западной Европы, «государство благосостояния».

Требования к умениям: учащийся должен уметь анализировать сильные и слабые стороны «государства благосостояния», уметь дискутировать, работать с учебным материалом.

 Возрастание политической и экономической роли США после Второй  Мировой Войны. США – лидер западного мира. Политическая жизнь Западной Европы.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о странах Запада в 40-60 гг. XX века.

Тема 9.2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ОБЩЕСТВО В 70-80 гг. (1 час)

Требования к знаниям: учащийся должен знать НТР, ее социальные, экономические проблемы, движения протеста, кризис «государства благосостояния» и переход к политике неоконсервизма.

Требования к умениям: учащийся должен уметь работать со статистикой, выявлять причинно-следственные связи, уметь дискутировать, анализировать источники информации.

Новый этап НТР и его последствия. Социально-экономические и политические процессы в странах Запада. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития.

Тема 9.3. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. (2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать последствия ликвидации колониальной зависимости, прозападную модернизацию Южной Азии, историю «новых индустриальных стран». Знать влияние ислама на развитие стран Азии и Африки, особенности Латинской Америки.

Требования к умениям: учащийся должен уметь выявлять причины деколонизации, характеризовать государства, сопоставлять факты для сравнения развития стран Азии и Латинской Америки.

Деколонизация и выбор пути развития страны. Прозападная модернизация в Южной Азии. Япония – лидер экономики Азии. Влияние ислама в странах Азии и Африки. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Ближневосточный конфликт. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Тема 9.4. КРАХ СОЦИАЛИЗМА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ. (4 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать последствия перестройки в СССР и  социалистическом лагере, предпосылки преобразований, революции конца 80-х,  национальные конфликты и экономические проблемы.

Требования к умениям: учащийся должен уметь выявлять причинно-следственные связи, работать со статистикой, работать с картой.

Общие черты экономического и политического  кризиса стран «реального  социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в  СССР на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции». Распад Восточного блока. Национальные конфликты.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о революции В Румынии, о распаде Югославии, о разделе Чехословакии, об объединении Германии.

Раздел 10. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.(6 часов)

Требования к знаниям: учащийся должен знать общие тенденции развития культуры, связь культуры с политикой, экономикой.

Требования к умениям: учащийся должен уметь использовать межпредметные связи, анализировать художественное произведение, самостоятельно готовиться к конференции.

Тема 10.1. Развитие научной мысли. ( 2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю теории относительности, микробиологии, космологии, психологии,  учения о ноосфере

Требования к умениям: учащийся должен уметь сопоставлять факты, уметь использовать знания, полученные на других предметах.

Теория относительности и новая научная картина мира. Развитие космологии, учение о ноосфере.

Тема  10.2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. ( 2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю развития транспорта, ядерного оружия, атомной энергетики, ракетостроения, космонавтики, информационных технологий.

Требования к умениям: учащийся должен уметь характеризовать достижения НТР и выявлять ее влияние на судьбу человечества, уметь работать с научным материалом, использовать  межпредметные связи.

Развитие транспорта, ядерного оружия, атомной энергетики, ракетостроения, космонавтики, информационных технологий.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о современных тенденциях развития информационных технологий.

Тема 10.3.  ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ( 2 часа)

Требования к знаниям: учащийся должен знать историю авангардизма, реализма, музыки, архитектуру,  высокую и массовую культуру  XX  века.

Требования к умениям: учащийся должен уметь характеризовать художественное произведение, уметь анализировать иллюстрацию. Находить причинно-следственные связи.

Авангардизм, отражение жизни общества в реалистическом искусстве, музыка, архитектура,  массовая культура.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить доклады о современном искусстве, мировой массовой культуры.

Литература к предмету «Всеобщая история»

  1. О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин «Россия и мир». Учебник для 10 класса. Дрофа. Москва. 2006.
  2. О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин «Россия и мир». Учебник для 11 класса. Дрофа. Москва. 2006.

Электронные ресурсы:

  1. http //rsl.ru.
  2. http //textbook.int - edu.ru.
  3. Образовательная Коллекция 1C «Всеобщая история»