Феномен гиперактивного поведения ребёнка и причины его появления

Артемьева Наталья Витальевна

Трудных детей не бывает. Это мы их делаем трудными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Феномен гиперактивного поведения ребенка и причины его появления

                                                                                 Трудных детей не бывает.

Это мы делаем их трудными.

Т.П. Хризман

         В конце XIX века в книге Ф. Шольца «Недостатки в характере ребенка. Вторая золотая книжка» была выделена и описана группа детей, называемая им «беспокойными, трудными» детьми.

         По словам автора, подобный ребенок от других отличается тем, что подвижность у него распространяется большей частью на весь организм. Руки и ноги находятся в беспокойном произвольном движении, но данные движения эти дети выполняют не твердо и уверенно, а, напротив, они излишне «мечутся» во все стороны и своей неуклюжестью лишь осложняют дело. Таких детей, пишет автор, можно назвать «трепещущими», а болтливость ничто иное, как перенесение мускулатурного беспокойства на область речи.

         На наш взгляд, достаточно условное обозначение весьма сложного и противоречивого феномена детского поведения, поэтому и сегодня по-прежнему дискуссионных остаются вопросы: определения понятия «гиперактивность» и его содержание, выделение основных структурных компонентов и связей между ними.

         Из анализа отечественной и зарубежной литературы следует, что гиперактивное поведение уже стало объектом исследования различных специалистов, однако наибольшее число опубликованных работ является исследованиями клинического направления.

         Однако неясно, говорят ли они о связи  гиперактивности с эмоциональными проявлениями, или же о том, что эмоциональная сфера предоставляет собой один из структурных компонентов гиперактивности.

         В последнее время исследователи, утверждавшие  главной характеристикой гиперактивности  повышенную активность поведения, подчеркивают важность такого симптома как осложнение вследствие нарушения внимания, тем самым переносим акцент на особенности внимания и настроения ребенка.  Гиперактивность как особый вариант поведения выражается в характерных особенностях двигательного развития и тесно связана с нарушением внимания и эмоциональной сферы. В обобщенном виде эти ведущие симптомы выглядят следующим образом:    

         Особенности моторно-двигательного развития: неловкость движения; нарушения координации и гармоничности двигательных комплексов: ребенок способен производить определенные движения, но не может составить из них гармоничного целого; общая повышенная активность, затруднение в освоении движений; синкинезы - связанность  целенаправленных движений с движениями конечностей тела, языка и т.д.; повышенное мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.

         Особенности внимания и контроля: кратковременная концентрация внимания; слабая концентрация внимания; рассредоточение внимания; ригидность внимания (плохая переключаемость); персеверации (не может оторваться от определенного предмета или способа решения)

         Особенности эмоциональной сферы: возбудимость, апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, эмоциональная лабильность, смена настроения, негативизм, чувство страха, агрессивность, манерничанье.

         Одно из недавних исследований, выполненных в русле клинического

подхода и посвященных данной проблеме, так и называются «Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста» (20, с.14). В этой работе картина гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста представлено сочетанием собственно двигательной расторможенности, повышенной отвлекаемости, то есть нарушений внимания и эмоционально-волевых расстройств. Эти нарушения, по данным автора, находятся в различных соотношениях, проявляются не постоянно и имеют не отчетливый ситуационный характер. Особенно сложной для лечебно - коррекционный работы являются случаи гиперактивного поведения с ярко выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы.

         В работе Д. Добсона гиперактивное поведение и проявление повышенной активности рассматривается как болезнь или недуг.

         Повышенная двигательная активность не контролируемая, включает склонность ребенка быстро отвлекаться, находиться в постоянно беспокойном состоянии и неспособность к двигательной концентрации внимания. У таких детей также могут быть проблемы визуального восприятия, заключающиеся в неспособности правильно воспринимать смысл символа и печатного материала, а так же проблемы эмоционального характера; при наличии последних, болезнь трудно поддается лечению. Следуя этой точке зрения автора, можно заключить: нарушение визуального восприятия и эмоционального нарушения не является специфическими для гиперактивного поведения.

         Анализ работ клинического направления позволяет сделать следующие выводы:

1.Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться  незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций)

2.Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптомов: избытка двигательной активности, нарушения эмоционального поведения, дефицит внимания.

         Перейдем к рассмотрению  проблемы гиперактивности в психолого-педагогических исследованиях. Нужно отметить, что в отечественной психологии почти нет работ, специально посвященных изучению гиперактивных детей. Немногие исследования касаются лишь отдельных характеристик детей с таким типом поведения.

         В исследованиях В. Петрунек, В.П. Таран направленных на изучение темперамента, дается характеристика холерического темперамента, близкого к характеристике изучаемого нами гиперактивного типа поведения: ребенок активен, непоседлив, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, но если общение не интересно, тут же охладевает внимание, отвлекается. Он неусидчив и беспокоен, хватается за многие дела, но при снижение к ним интереса быстро отвлекается, меняет игру. Легко возбудим, часто вступает в конфликт, но не злопамятен.

         В публикациях Е. Госпаровой дана аналогичная характеристика детей называемая автором «шустриками». Ярко выраженный «шустрик»- это непоседливый, неугомонный, подвижный гиперактивный ребенок, его трудно приучить к порядку, ему с трудом удается любая деятельность, сковывающая его активность. Этот ребенок не способен выполнить задание, результат которого невиден сразу. Таким детям трудно удержать образ цели.

Цель меняется несколько раз во время деятельности. Дети не могут удержать в памяти определенную последовательность деятельности, потому что она для них внутренне не структурирована, а отсюда -  беспорядочные случайные отвлечения.

         Как один из вариантов категории трудных детей шумливый, подвижный ребенок представлен в исследовании Е. Е. Сапоговой. В ее работах дети разделены на две категории. К одной из них относится излишне шумные, дерзкие, подвижные, агрессивные, неуправляемые, непослушные дети; другую же образуют дети вялые, медлительные, тихие, плаксивые, капризные, упрямые, не контактные, «непослушные».

         На наш взгляд, остается неясным основание разделения детей на такие две категории. В обоих случаях речь идет о психически нормальных, здоровых детях. К 6-ти годам, дополняет автор, первый тип обновляется новыми качественными характеристиками: повышенной возбудимостью и расторможенностью.

         По мнению других исследователей (В. Тржесоглава и другие), гиперактивность проявляется в избытке двигательной активности, не зависит от возраста и пола. В работах Е.М. Мостюковой, Г.В. Грибановой, А. Г. Московкиной указывает, что у детей  при семейном алкоголизме синдром повышенной возбудимости и двигательной расторможенности уже проявляется при рождении и является даже одним из симптомов алкогольного синдрома плода. В дошкольных учреждениях трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. К подростковому возрасту эмоциональная возбудимость, колебания настроения и трудности поведения усиливаются. В работе М. Е. Поляковой гиперактивность встречается у детей

от 2 до 4 лет.

         На основании анализы литературы можно сделать следующие выводы:

1. Наибольшее число опубликованных работ по изучению гиперактивности являются исследования клинического направления. Психофизиологической основой гиперактивного поведения в этих работах выступает незрелость, несовершенство, нарушения и расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций).  Однако остаётся неясным как гиперактивность соотноситься я минимальными мозговыми дисфункциями: в одних исследованиях они выступают по отношению друг к другу как следствие и причина, в других изучаются параллельно и независимо друг от друга, в третьих – гиперактивность выступает одним из структурных компонентов самой  ММД.

2. Наличие минимальных мозговых дисфункций разной степени сложности не может считаться универсальным объяснительным фактором, ответственным за содержание гиперактивности и её причины; необходима разработка психолога - педагогического подхода к изучению данного феномена поведения, его структуры и динамики, конкретных условиях воспитания и обучения ребёнка

3. В большинстве исследований гиперактивность рассматривается в виде ряда симптомов, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетанья трёх из них: избытка двигательной активности, нарушение эмоционального поведения и дефицит внимания. Различное соотношение этих (основных) симптомов и ряда дополнительных проявлений позволяют предположить разные варианты гиперактивности, в соответствии с которыми и должна строиться дифференцированная работа.

4. Изучение гиперактивности в психологической литературе идёт в направление уточнение понятие «гиперактивность» её  основных

составляющих. Однако и сегодня актуальными задачами остаются: выявления динамики разных форм гиперактивного поведения, выяснение причин лежащих в основе гиперактивного поведения; поиск психологических путей коррекции сниженных  регулятивных возможностей психики у гиперактивным детей.

         Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивностью, нарушения внимания, импульсивностью.

         Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживается нарушение двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Пример: неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25-30 % выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивного поведения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями.

         Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей, как в

разнообразных поведенческих ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения встать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игры со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к трамватизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

         Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц и пр. Недостаточная сформированность координации движения ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.

Так же у таких детей имеются проблемы с концентрацией внимания,  выраженная отвлекаемость.

Вывод: Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности очень разнообразны, но наблюдение и диагностика проводятся по трем основным направлениям: повышенная двигательная активность, дефицит внимания и гиперактивность.

1. Причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (то есть этиология и патогенез) сложны и остаются

недостаточно выявленными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, биохимические, нейрофизиологические, социально-психологические и  другие концепции. В настоящее время этот синдром нередко рассматривает с позиций развёрнутой

биопсихосоциальной патологической модели.

         Пренатальные и перинатальные патологические факторы. Возникновению синдрома дефицита вниманию с гиперактивностью способствуют асфиксия новорождённых, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.  При сравнительном анализе анамнестических данный о детях с этим синдромом и их здоровых сверстников в первой группе чаще выявлялись заболевания матери во время беременности, возраст матери моложе 20 лет, переношенная беременность, длительные роды, заболевания ребенка на первом году жизни, недоношенность.

В последние годы важная роль в генезе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью отводится раннему органическому повреждению ЦНС. При этом преобладание данного синдрома среди мальчиков (соотношение мальчиков и девочек среди таких пациентов в среднем составляет 5:1). Связывается с более высокой уязвимостью мозга мальчиков под влиянием пре- и перинатальных патологических факторов. Между  тем установлено, что отдалённые исходы пре- и перинатальных патологических воздействий в значительной степени опосредуются социально-психологическим факторами.

У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре - перинатальной патологии в основном исчезают к школьному возрасту, тогда как у детей из семей с низким социально-экономическим статусом они продолжают сохраняться.

Генетические факторы. Наличие в анамнезе факторов раннего органического повреждения центральной нервной системы удаётся установить не у всех пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Как было показано в последние годы, важная роль в развитии этого синдрома принадлежит генетическим факторам.

В пользу генетической природы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью свидетельствуют также результаты семейных генеалогических исследований. В одной из таких работ обследовались родные и двоюродные родственники 59 гиперактивных детей и 41 здорового ребенка (контрольная группа). Ретроспективно синдром дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте был диагностирован у 20% родителей детей, страдающих синдромом, по сравнению с 5% родителей здоровых детей. При анализе объединенной информации, собранной на прямых и двоюродных родственников, обнаружилось, что частота встречаемости гиперактивности значительно выше среди родственников гиперактивных детей. Как показывают другие исследования, частота встречаемости гиперактивности существенно выше у родственников детей с этим синдромом, особенно по линии отца.

Результаты изучения различных семей также указывает на существование генетического компонента в формировании этого синдрома.

По самоотчетам родителей, частота встречаемости гиперактивности среди

приемных родителей и их родственников значительно ниже, чем среди

родственников биологических родителей гиперактивных детей. Таким образом, прослеживается отчетливая тенденция к выявлению семейных случаев синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Нейробиологические факторы.  Согласно современным представлениям, важную роль в патогенезе синдрома играет дисфункция нейромедиаторных систем мозга. Нейромедиаторы - общее название биологических веществ, выделяемых нервными окончаниями, которые обусловливают провидение нервных импульсов в синапсах. Медиаторы - это химические посредники нервного возбуждения. В зависимости от вызываемых эффектов различают  возбуждающие и тормозные медиаторы. К числу основных нейромедиаторов относятся дофамин, норадреналин, серотонин.

Многочисленные исследования были направлены на поиск первичного биохимического дефекта и изучение обмена дофамина, норадреналина и серотанина. Полученные результаты не позволяют сделать вывод об избирательных нарушениях в какой-либо одной из нейромедиаторных систем при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Поэтому предложена гипотеза  о сложном сочетанном вовлечении нескольких нейромедиаторных систем мозга в патогенез этого заболевания.  

Морфологические теории. Современные теории о качестве области анатомического дефекта рассматривают лобную долю и прежде всего префронтальную область. Представления о вовлечении лобной доли основываются на сходстве клинических симптомов, наблюдающихся при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и у больных с поражением лобной доли. У пациентов обеих групп отмечаются выраженная изменчивость и нарушенная регуляция поведения, отвлекаемость, слабость

активного внимания, двигательная расторможенность, повышенная возбудимость и отсутствие контроля импульсов. Высказано предположение о том, что возникновение синдрома обусловливается изменениями со стороны нейромедиаторных связей между префронтальными отделами и подкорковыми ядрами (хвостатым ядром). Данные клинические наблюдения согласуются с результатами некоторых инструментальных исследований. При определении мозгового кровотока у детей с этим заболеванием по сравнению со здоровыми сверстниками обнаружено снижение кровотока в лобных долях, подкорковых ядрах и среднем мозге, причем в наибольшей степени изменения были выражены на уровне хвостатого ядра. По мнению авторов, изменения со стороны хвостатого ядра у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью были результатом его гипоксически- ишемического поражения в период новорожденности, так как оно локализует в зоне смежного кровоснабжения бассейнов передней и средней мозговых артерий и поэтому является наиболее ранимой структурой в условиях дефицита кровотока. Имея тесные связи со зрительным бугром, хвостатое ядро выполняет важную функцию модуляций (преимущественно тормозящего характера) полисенсорной импульсации, а отсутствие торможения полисенсорной импульсации может оказаться одним из патогенетических механизмов этого заболевания.

Теории дисфункции системы arousal. Arousal – это реакция активации, которая приводит к усилению состояния сознания и выражается в целом ряде изменений дыхания, кровенаполнения сосудов, кожно-гальванической реакции (которая относится к числу вегетативных компонентов ориентировочного рефлекса), а так же хорошо известные в электрофизиологии явления депрессии  альфа-ритма и ряде специальных

форм изменений электрической активности мозга. Проявление синдрома нередко объясняются с двух противоположных позиций – избыточного влияния arousal и их недостаточности. Теории избыточных влияния arousal сводятся к тому, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью получают чрезмерную стимуляцию, поскольку они не в состоянии избирательно «отфильтровывать» поступающую сенсорную информацию, в результате чего формируются «перераздрожение» коры больших полушарий и нарушения внимания. Согласно теориям функциональной недостаточности активирующих систем мозга, низкий уровень arousal вместе со слабостью тормозящих контролирующих механизмов приводит к тому, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью отвлекаются на стимулы, которые игнорируются здоровыми детьми. Ряд исследователей считают ключевой проблемой при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью чрезмерную изменчивость темпа и амплитуды колебания уровня arousal и реактивности. Различные составляющие arousal недостаточно синхронизированы, параметры реакции расширены, а колебания отличаются значительным размахом и непредсказуемостью. В результате дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью не способны к регуляции своей активности (как ее цели, так и  количественной стороны) в ответ на требования ситуации. Обоснование рассматриваемых гипотез затруднено в связи со сложностью экспериментальных подтверждений.          

         Нейрофизиологические изменения у детей с гиперактивностью согласуются с гипотезой о нарушениях со стороны arousal в сторону, как функционального угнетения, так и гиперактивации.  

Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связано с

микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия в первую очередь для здоровья детей. Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, никеля и других микроэлементов. В России наиболее распространенным токсикатом из группы тяжелых металлов стал свинец, высокая концентрация которого в природных средах и накопление в организме человека обусловлены промышленными выбросами и увеличением количества автомобилей, работающих на низкокачественном бензине.

Целенаправленные исследования показали, что увеличение уровня свинца в крови до 5-10 мкг/дл коррелирует у детей с возникновением проблем со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания двигательной расторможенности, а также к снижению коэффициента интеллекта IQ.

         Остается невыясненным, формируется ли у детей вследствие неблагоприятных факторов внешней среды гиперактивность, или речь идет о развитии церебрастенического синдрома в результате хронического токсического взаимодействия.

Роль пищевых факторов. Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования гиперактивности являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванный искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами. Удаление этих веществ из продуктов питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения у большинства гиперактивных детей.

Между тем в ходе тщательных исследований подтвердить данную концепцию не удалось.

Установлено, что обычные концентрации пищевого сахара также не оказывают влияние на поведение с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Однако такие дети склонны к непослушанию и нарушениям рациона питания, в результате чего они периодически употребляют избыточное количество сладкого. Поэтому были специально изучены последствия больших количеств сахара на поведение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Детям двух групп (здоровым и гиперактивным) через 2 часа после завтрака (для которого использовались продукты с повышенным содержанием белков и углеводов) давали большое количество сахара или плацебо (нейтрального вещества). Прием сахара после «углеводного» завтрака приводил к ухудшению показателей внимания по данным психологического тестирования у детей обеих групп. Между тем употребление сахара после «белкового» завтрака не сопровождалось подобными нарушениями.

Большую проблему представляют собой пищевые аллергии. Необходимо провести наблюдения и соотнести, какие именно продукты сочетаются с плохим поведением ребенка и как меняется его поведение в зависимости от рациона.

Таким образом, данные исследований свидетельствуют о важном значении сбалансированности питания детей школьного возраста, которое должно включать необходимое количество белков.

         Итак, системы мозга, обеспечивающие функции внимания и моторного контроля, имеют сложную многоуровневую организацию. Разрабатываемые

различными исследованиями подходы к изучению этиологии и патогенеза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в большинстве своем затрагивают лишь отдельные аспекты этой сложной проблемы, в частности нейрохимические, регуляции arousal и другие. Тем не менее, на современном этапе можно обозначить две основные группы факторов, детерминирующие развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: 1- раннее повреждение центральной нервной системы, связанное с негативным влиянием на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов; 2- генетические факторы. Что же касается обнаруженных заболеваний нейрохимических, нейроанатомических и нейрорегуляторных нарушений, то они закономерно обуславливаются ранним органическим повреждением центральной нервной системы, наследственностью либо их сопряженным действием.    

Социально-психологический фактор. В качестве самостоятельного фактора нами не анализировалась психолого-педагогическая запущенность, поскольку, с одной стороны, она является закономерным следствием ряда других рассматривавшихся факторов, а с другой – ее оценка достаточно сложна и обычно носит субъективный характер.

Следует отметить, что в значительной части обследованных семей обстановка была в целом благополучной, родственники детей с синдрома дефицита внимания с гиперактивностью проявили высокую степень заинтересованности в преодолении имевшихся у ребенка проблем.

         Формирование концепции гиперактивности имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях  у детей.

         Минимальные мозговые дисфункции у детей в связи с их частой распространенностью представляют значительную проблему, привлекающую

к себе внимание широкого круга специалистов, в том числе медиков, психологов, педагогов, социальных работников.  

         При минимальных мозговых дисфункциях наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих  такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие, праксис и другие виды психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с таким диагнозом находятся на уровне нормы или, в отдельных случаях, субнормы, но при этом испытывают значительные трудности  в школьном обучении и социальной адаптации. В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция», который стали использовать применительно к группе  различных по своим причинам и механизмам развития.

         Изучение анамнеза показывает, что  у многих детей с минимальными мозговыми дисфункциями и гиперактивностью  в период новорождённости  обнаруживается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, нарушениями сна и аппетита, частыми срыгиваниями, тремором (дрожанием) подбородка и рук. В ряде случаев выявление в неврологическом статусе этих симптомов либо признаков повышения внутричерепного давления, изменений со стороны мышечного тонуса, рефлексов новорождённого, а также очаговых симптомов служит основанием для постановки диагноза «перинатальная энцефалопатия». Как  правило, возникновение симптомов минимальных мозговых дисфункций или их нарастание приурочено к началу посещения детского сада (3года) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена, неспособностью центральной нервной системой справляться  с новыми требованиями, предъявляемыми к ребёнку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.  К возрасту 6-7 лет совпадает с началом становления письменной речи (письмо,

чтение). Для детей этого возраста с минимальными мозговыми дисфункциями характерна высокая частота нарушений формирования академических навыков и проблем поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно-сосудистой дистонии.      

  Причины минимальных мозговых дисфункций у большинства детей определялись отягощённым анамнезом, и прежде всего различными неблагоприятными воздействиями на развивающийся мозг в периоды внутриутробного развития и родов. Ведущую роль в формировании таких дисфункций патологии беременности и/или  родов (85%).

         Помимо фактора раннего органического повреждения мозга существенная роль в развитии минимальных мозговых дисфункций принадлежит генетическим механизмам. Признаки минимальных мозговых дисфункций были выявлены в результате непосредственного обследования у родных братьев (сестёр) пациентов и ретроспективно – у их родителей. У значительного числа обследованных нами детей этиология минимальных мозговых дисфункций, носила комплексный характер и определялась как органическим повреждением центральной нервной системе, так и генетическими механизмами.

         Среди мальчиков частота встречаемости минимальных мозговых дисфункций оказалось в 2,3 раза выше, нежели среди девочек. Это может быть объяснено рядом причин:

1) более высокой уязвимостью центральной нервной системы плода мужского пола по отношению к пре- и перинатальным патологическим воздействиям;

2) меньшей степенью функциональной специализации больших полушарий у девочек по сравнению с мальчиками, что обусловливает больший резерв компенсации функций при поражении системы мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность;

3) влиянием  наследственных факторов.

         Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации явились неврозы и невротические реакции. Ведущие  причиной невротических страхов, в этой группе детей были острые и хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье.

Негативные внутрисемейные социально-психологические факторы, выявленные при обследовании детей с гиперактивным поведением.

Таблица 1.

Негативные внутрисемейные социально-психологические факторы

Частота  встречаемости,

%

Воспитание в неполной семье:

Отсутствие отца

Отсутствие матери

Отсутствие обоих родителей

Повторный брак у родителей.

Частые конфликты у детей

Различные подходы к воспитанию ребенка у родителей и бабушки и/или дедушки

Низкий уровень образования у одного или обоих родителей

Продолжительная разлука с родителями

Длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей

Алкоголизм у родителей:

У отца

У матери

У обоих родителей

Наркомания (у обоих родителей)

Низкая материальная обеспеченность семьи

Неблагоприятные бытовые условия

23

1

3

8

19

12

19

7

3

9

2

2

1

25

14

Как видно из таблицы 1, среди неблагоприятных внутрисемейных социально-психологических факторов чаще всего имели место воспитание в неполноценной семье – 26% случаев, частые конфликты – 18%, низкий уровень образования у родителей – 19%, алкоголизм у родителей – 13%,  низкий уровень материальной обеспеченности семьи – 25%, неудовлетворительный уровень проживания – 14%.

       

 Не вызывает сомнения, что возможности компенсации свойственных данному заболеванию когнитивных и поведенческих нарушений существенно ограничиваются при отсутствии понимании родителями и другими родственниками причин и проявления этих нарушений, неправильном отношении и недостаточном внимании к детям с гиперактивностью, возникающим в результате вышеперечисленных обстоятельств.

Таким образом, важная роль в формировании гиперактивности принадлежит раннему повреждению центральной нервной системы в период беременности и родов (84% случаев), и социально-психологическому фактору (63%).

         Выводы:

1. Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться  незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в формировании таких дисфункций играет патология беременности и/или родов.

2. Социально – психологической фактор гиперактивного поведения у ребенка может являться неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.

3. Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности с нарушением координации движения; нарушения эмоционального поведения - быстрая смена настроения; дефицит внимания.

4. Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются: медикаментозная терапия (психостимуляторы); психотерапия (медитация, аутогенная тренировка, семейная психотерапия, поведенческая терапия);    специальное обучение (классы – коррекции).