Работа на конкурс Наш край

Гурова Галина Вячеславовна

Представлено краеведческое исследование ученицы 10 класса на районный краеведческий конкурс "Наш край". Тема: "Зов души", ученица рассказывает об истории создания, разрушения и восстановления храма в посёлке Володарского Ленинского муниципального района. Исследование охватывает исторические преиоды с XVII века до 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs_nash_kray.doc800.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс по краеведению

 среди школьников и учителей

Ленинского муниципального района

«Наш край»

     

Тема: «Зов души»

(об истории создания, разрушения и восстановления

храмов в пос. Володарского)

МОУ Володарская средняя

общеобразовательная школа

Автор:

 Огаркова  Юлия

10  класс

Руководитель:

Гурова Галина Вячеславовна

Учитель истории МОУ Володарской СОШ

Руководитель краеведческого кружка

 «Основы музееведения»

2011 г.

План

I. Вступление                                                                             стр.  3 – 4

II. Основная часть                                                                     стр. 4 – 12

п. 1. Об истории создания храмов                                           стр. 4 – 7

п.2.  Так разрушали святыни                                                   стр. 7 – 9  

п.3.  На пути восстановления храма                                       стр. 9 – 12

III. Заключение                                                                         стр. 12

IV. Приложение                                                                        стр. 13 – 24

V. Список исследований                                                          стр. 25

I. Вступление

Воздвигнут был во славу Бога,
И не найти, пожалуй, слога,
Чтоб описать мне как тогда,
Сияли златом купола.

Как по холмам в тиши печальной,
Распространял повсюду он,
Колоколов призыв кристальный,
Хрустально - чистый, добрый звон.

Пред ним персты втройне слагали,
Крестились вдоль и поперек,
Порой с печалью провожали
Обитый тканью мрачный гроб.

Весной, над строгими крестами,
Кружили черные грачи,
На пасху, шумными рядами,
К нему сходились куличи.

Попы здесь ладаны курили,
Кадилом разгоняя дым,
Молитвы к небу возносили,
Желали счастья молодым.

 
   В старину самое почетное место в городе или селе отводили под храм. Ставился он на самом высоком месте и был далеко виден. Церковь Иисуса Христа – это не только храмы, где люди возносят, молясь, свои умы и сердца к Творцу. Церковь – это все те, кто ходит в храмы, верующие в Бога люди. А чем больше храмов, тем больше чистых детских душ и нравственных начал духовности нашего народа, способствующих  его процветанию. Во все времена расцвета могущества русской земли государственная власть и церковь шли одни путём. Когда же убивали веру – была распята и Россия, но воскресает вера – воскресла и страна наша!

    В современной России с 90-х гг. XX века начинается период восстановления православных церквей,  храмов, монастырей.  

    Я хочу рассказать об истории создания, разрушения и восстановления

 храмов посёлка Володарского. Тема моего исследования: «Зов души». Тема исследования особенно актуальна для молодёжи современного периода.

    Цель исследования: проследить, какие храмы существовали на территории посёлка Володарского, кто были их владельцами, как менялось отношение  русских людей  к Святыням в различные исторические периоды.

    Основные методы и принципы исследования, используемые при написании работы: теоретическое исследование, анализ научной и краеведческой литературы.    

    Основными  источниками при изучении темы стали: 1) работа А.В. Бугрова «Наследство княжеских родов»; 2) материалы XIX Международных рождественских чтений 2011 г.;  3) воспоминания Клевцовой Т.И. 4) материалы школьной краеведческой комнаты  и другие.

II. Основная часть

п. 1. Об истории создания храмов 

    Семилетней девочкой впервые я вошла в храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Меня вела за руку мама. Удивлённому детскому взору открылся украшенный пахучей травой и ветками берёзы праздничный храм в Троицу. Я полюбила этот тихий и светлый приют Христа, добрые и светлые лица прихожан, среди которых немало моих сверстников.

    Обратимся, хотя бы немного, к тем давним временам, которые поведают нам интереснейшие предания и события, связанные с многовековой историей храма в посёлке Володарского.

    История создания храма относится к 1628 году. Деревня Лодыгино в это время продаётся из Конюшенного приказа боярину Алексею Фёдоровичу Шереметеву, а в 1631 г. царь Михаил Фёдорович закрепил куплю именным указом. Приложение 1.

    Новый владелец приложил немало усилий, чтобы отстроить селение. Превратив деревню Лодыгино в конюшенную слободку, он обустроил близ неё село Богородское с боярским двором и церковью Рождества Богородицы. Из переписной книги 1646 г. узнаём, что церковь была деревянной и имела приделы Святого Алексия Человека Божия и Параскевы Пятницы.Приложение 2.

    В середине XVII века Богородским владел Фёдор Иванович Шереметев, один из наиболее известных бояр в правление Михаила Фёдоровича. По завещанию Ф.И. Шереметева в 1661 г. село вместе с окрестными деревнями перешло внуку князю Якову Никитичу Одоевскому, астраханскому воеводе.

    Наиболее зримым отражением того времени стало строительство каменной Рождественской церкви, сменившей обветшавший деревянный храм. Она действовала ещё в начале XX века. Тогда её называли Алексиевской «кладбищенской» и даже (ошибочно) «часовней» - из-за её небольших размеров.

    В Советское время этот храм был перестроен под обычную палатку, где одно время был пункт заправки газа. Когда в 1997 г. Стали восстанавливать и возрождать церковь, то от прежнего сооружения остались лишь остатки стен, сложенных из блоков мячковского белого камня[1].  

    Церковь строилась боярином Я.Н. Одоевским как усадебная. По сохранившимся документам узнаём, что к 1676 г. она была выстроена. Скорее всего, по своим формам  она напоминала сохранившийся храм другого его имения – Архангельского, где в 1667 г. предположительно зодчим П.С. Потехиным была выстроена церковь Михаила Архангела.   Приложение 3 – 4.

    Небольшая одноглавая церковь перекликается с небольшими размерами остатков старого храма в Богородском и изображению этой одноглавой церкви на чертеже XVII века. Ряды кокошников гармонично поднимаются ввысь. Сравнительно скромные украшения церкви подчёркивают её грациозность, а белый цвет стен усиливает ощущение праздничности, красоты и гармоничного спокойствия[2].    

    На чертеже плана сельца Жданского и окрестностей по рекам Жданке и Пахре от 1661 – 1676 гг. канцелярии царя Алексея Михайловича,  среди изображённых селений можно увидеть село Богородское с каменной одноглавой церковью[3].   Приложение 5.  

    В 1684 г. Одоевский отдал Богородскую вотчину на Пахре в приданное дочери Анне Яковлевне, вышедшей замуж за  Дмитрия Михайловича Голицына. Приложение 6.   

    С тех пор более 100 лет Богородское удерживалось в роду Голицыных, превративших село в образцовую помещичью усадьбу[4].

    У своего двора Голицын построил каменную церковь. Указ о её строительстве был «запечатлён» 7 июня 1732 г. Первоначально храм хотели соорудить из материалов Рождественской церкви. Как говорилось в указе, «разобрав каменную ветхую церковь, построить вновь каменную во имя того же престола Рождества Пресвятой Богородицы». Однако вскоре князь изменил своё решение – теперь ему хотелось видеть «церковь пространнейшую», о которой бы говорили не только в соседних усадьбах, но и в Москве.  Средства собирали долго, а отделка храма затянулась до 1736 г.   Приложение 7.  

     По замыслу князя церковь получилась самой большой и богатой в округе. Она была выстроена в стиле барокко и посвящена образу Казанской Божией матери, считавшейся покровительницей царствующей династии Романовых.

    К сожалению, планы и чертежи церкви до нас не дошли. Её облик запечатлён всего лишь на двух фотографиях начала 1930-х гг., которые дают только общее представление о ней. Окна Казанской церкви обрамляли «барочные» наличники, а ярусы высокой колокольни отделялись карнизами, в том числе «крепованными», т.е. повторяющими сложную изогнутую линию выступов.

    С 1736 г. село стало называться Казанско-Богородским. Церковь простояла вплоть до середины 1930-х гг., когда (к тому времени уже закрытая) она была снесена до основания[5].  Приложение 8.  

    В 1741 г. Новым владельцем Богородской вотчины становится князь Алексей Дмитриевич Голицын (1697 – 1768 гг.). Приложение 9. За Богородским были записаны две каменные церкви, а также еловая, осиновая и берёзовые рощи. После смерти А.Д. Голицына в 1768 г.  село с деревнями перешло к его сыну Николаю (1751 – 1809)[6].  

    В Российском государственном архиве Древних актов сохранился план Богородского с соседними деревнями, составленный в 1794 г.  Приложение 10.  

    Карта называет поселения, которые вместе с садом занимали территорию более 45 десятин. Усадьба располагалась на высоком берегу реки. В центре её стояли старый храм и большая Казанская церковь.    

    В 1848 г.  Богородское перешло во владение Константина Павловича Нарышкина (1806 – 1880). При новом хозяине население села значительно уменьшилось: одни умерли, другие были отпущены на волю. За селом числилась одна православная церковь и ярмарка, ежегодно устраивавшаяся 8 июля, на летний праздник Казанской Богоматери. Размещаясь на площади перед церковью, она приносила помещику стабильный годовой доход, как и начатые по берегам р. Пахры разработки известняка[7].  

    Первые десять лет после отмены крепостного права были тяжёлым временем для Богородских крестьян. В 1875 г. крестьяне купили (на 7 лет) землю у бывших помещиков Нарышкиных (83 десятины за 2500 рублей). На ней оказались два господских деревянных флигеля, которые вскоре были проданы за 600 рублей. Эта покупка в основном была совершена в долг – местный священник ссудил крестьянам  1900 рублей на  5,5 % годовых[8].      

    Поскольку школы в селе ещё не было, грамоте учились у местного священника, который взимал до 10 рублей с человека. За три года он обучал элементарно считать, писать и читать[9].  

    «На месте нынешнего храма Святителя Николая Чудотворца был когда-то деревянный храм во имя Рождества Богородицы, который по ветхости разобрали и предположительно в XVII веке построили каменный храм из местного известняка. Тут полно каменоломен по берегам, можно даже в Кремль выйти, знаючи.

    Говорят, у нового храма было два придела: Преподобного Алексия Человека Божиего (30 марта)  и великомученицы Параскевы Пятницы (10 ноября), она обычно там, где источники и покровительница женщин. Храм простоял до той поры, пока не приехал князь Дмитрий Михайлович Голицын. Он не стал трогать старое здание, вокруг него был почти такой же каменный забор с чугунной оградой по периметру, только территория была больше.

    В посёлке, где-то у дома Хаевых, была часовня во имя Георгия Победоносца, туда в мае сгоняли скотину на молебен и окропляли водой для выгона на пастбище.

    Новый храм успешно построили, говорят, был очень благолепен, имена священников, дьяконов, пономарей нам известны с XVII века, приход за них молится, а они за нас.

    По описанию 1922 г. в храме было богатое Евангелие, восковое Распятие, деревянные ходы по периметру для певчих, на праздник 36 певчих приглашали. Регент и певчие всегда были мужчины.

    Храм во имя Казанской Божией Матери был холодный, а придел во имя Александра Невского – тёплый, т.к. была глубокая котельная. Сохранилось предание, что в храме выходил источник с чудотворной водой прямо в алтарь по трубам. На звоннице было несколько колоколов хорошего качества. Самый большой весил 9 тонн. Со звоном на радиус 20 километров. Колокольня четырёхъярусная, с неё был виден Павелецкий вокзал.  Приложение 11  

    Последним звонарём был Василий Постнов, очень искусный, люди приходили его специально послушать. Матушка была Мария Колосова, строгая, 5 детей, судьбы их неизвестны. Между старым и новым храмами стояли ряды лип и два дома: один – просфорная, другой – для сторожа, там потом была приходская школа, а позже сельсовет.

    Два раза в год в посёлке проводилась ярмарка – 21 июля и 4 ноября – на Казанскую. Они проходили на площади, там сейчас стоит дом Кулагиных, а на месте, где дом Махониной Тамары Ивановны, ставили карусели, качели и собирался народ со всей округи.

    Перед наполеоновским нашествием в лесу, по рассказам предположительно у «кривого дуба» (его сожгли в 2005 г.), была найдена маленькая икона Казанской Божией Матери. Принесённая в дом, она стала проявлять чудеса и со всей России к ней тянулись паломники.

    Дважды в год икону эту, на заказанных специально особых носилках, шесть крепких мужчин носили крестным ходом с праздничным песнопением, останавливаясь у специальных часовен в виде мраморных столиков или закрытых, там служили молебен; священник с клиром ходил с иконой в дом, если приглашали.

     Маршрут: от храма вдоль дороги, мимо «Микояна», там была дорога, она до сих пор по духу намолена, далее вдоль дубков к Прудкам – на входе была часовня у дома Русиновых. На выходе перед дорогой, в Редькино, вдоль реки до островка моста или на лодках специально на Малую и Большую Володарку (Юсупово), вдоль деревни, через р. Жданку по мостикам, по полевой дороге к Малому Саврасову, через брод, к Большому Саврасову, по берегу, через Холодный овраг и поднимались через городок к храму. Занимал этот путь 1 – 2 дня. Икона гостила и освещала дома и пространства.

    Природа в посёлке всегда была очень красивая. Мы не боялись ходить в лес. Зимой на лыжах, катались всем посёлком, у фабрики с горки к речке или на санях, или на клеёнке. Жил посёлок дружно. Фабрика тоже сплачивала: было два состава прекрасного хора, духовой оркестр, через который проходили почти все мальчишки. Любили играть в футбол и волейбол. Летом ставили купальни. Даже не верится, за какие-то 30-40 лет уничтожили всё»[10].

п.2.  Так разрушали святыни…

    В Казанско-Богородской церкви села Казанско – Богородское службы проходили вплоть до 1930 года.      

    Женщины рассказывали, как в 1930-е гг. в посёлке трудился кооператив текстильщиков. Бога постановили из жизни выкинуть, он был теперь ни к чему. Примерно в это же время в селе появился священник, который проводил беседы с населением об открытии службы в церкви вновь. Руководство посёлка всячески препятствовало этому. Противостояние сторон привело к разрушению церкви.  

    «Зачем надо было ломать?» «Почему такое варварское отношение к своей религии? К своей культуре?»  Воистину: «Захочет Господь наказать – разум отнимет».  

    «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью – под этим девизом взялись крушить Божий дом». Кто говорит, что кирпич к себе таскали, кто уверяет, что несли на строительство двухэтажных домов.  Мерзость запустения ворвалась в храм Господень[11].

    Местные жители рассказывают: «В 1922 г. посёлок принадлежал Раменскому району, в этом же году была проведена опись церковного имущества и изъяты ценности – оклад с чудотворной иконы, Евангелия и прочее, всего 32 предмета. Больше ничего не тронули. А вот с 1929 года началась борьба.

    На фабрике была сильная партъячейка и, по рассказам, инициатором разрушения храма явился её директор – говорят, его род выродился. Было проведено несколько собраний, рабочие были против закрытия – даже предлог, что там откроют новую школу для детей, не помог.  Трижды храм закрывали, два раза открывали, на третий – всё.

    Перед этим организовали уголовное дело на отца Константина Колосова, дьяка и дьячка. Якобы он организовал поджоги сараев, сена и занимался агитацией. Говорят, их выставили у стены храма, перед ними встали военные с винтовками и испытывали их веру выстрелами, униженный священник не сдался, а вот дьяк или дьячок отрёкся, а через год погиб под электричкой.      

    Священника и ещё 12 человек арестовали (имена их известны), в том числе деда и прадеда Беззубовых и увезли в Сухановскую тюрьму, т.е. теперешний Екатерининский монастырь, что с ними стало – не известно.

    Дома их до сих пор целы, с самого начала там живёт Виктор Мантов с матерью, ей 84 года, а с другой стороны – Бурмистровы. К дому священника (у колонки) пристроил дом дядька Владимира Малышева.

    Спустя какое-то время с храма стали сбрасывать колокола. Народ рыдал. Были неоднократные чудеса по всей России, в том числе и у нас. Рассказывают, что Матерь Божья неоднократно ходила по селу Богородскому, плакала, просила, чтобы её дети не прогоняли, переживала, как они будут без неё. Была прекрасна и скорбела. Люди, которые видели её, впадали в стопор.

    Власти нагнали конную милицию, а со стороны храма шёл крестный ход, его расстреляли, люди разбежались.

    Иконы из храма вынесли, сложили из них костёр и сожгли, одна женщина со слезами и, рискуя жизнью, вытащила и спрятала под юбку небольшую икону «Казанская», потом долго хранила её в семье и отдала в храм в 1998 г.

    Говорят, когда ломали Распятие, из него текла кровь. Когда сбрасывали колокол,  то он глубоко вошёл в землю, долго лежал, пока не пришла машина из Москвы и не распилили его, а после увезли.   Приложение 12.  

    Потом пригнали военных, они грели воду и горячей водой обливая, забивали в стены деревянные клинья, туда заложили тол и взорвали храм. Шум, пыль, осколки камня – как говорили жители – думали, что конец света. Грохота много, а толку мало: рухнул только купол – такая кладка была крепкая.  Рабочие же отказались разбирать храм и пригнали татар, у них был скот рыжий. Стоянка на месте 25-го дома называлась «Рыжскота», до девятиэтажки там стояло два кооперативных дома.

    Часть церковного имущества, рискуя жизнью, спрятала у себя Евфросинья Дёмина, но её дети продали всё за бесценок.

    Чудотворную икону унесли в с. Верхнее Мячково, последний раз она была там в 1947 г., потом икону украли вместе с 19-ю другими. Приложение 13.

     Развалины Казанского храма стояли до конца 1950-х годов, потом там пробурили скважину, вероятно на месте алтаря, устроили водокачку»[12].  

    По решению Раменского райкома партии, в 1931 г., в церкви следовало открыть семилетнюю школу, но решение выполнено не было, т.к. в церкви отсутствовало отопление. Некоторое время в ней проживали рабочие, но по той же причине общежитие закрылось. В церкви провели выпускной вечер первой семилетки.     

    «Из храмового камня построили несколько двухэтажек - №1,2,3,4,9 – до войны, старую школу, которая начала разваливаться сразу же, несколько частных домов.

    Теперь под видом панихиды верующие тайком собирались на новом кладбище, там крестили, отпевали, служили молебны.  

Застали мало рассказчиков, поумирали, а ещё больше поуезжали или попропадали. Всё в тайне. Что характерно, в посёлке среди учителей было много детей священников, а в 1990 – 2000 гг. много репрессированных»[13].

п.3. На пути восстановления храма

Юрий Шмидт   «Над храмами сверкают купола»

Над храмами сверкают купола,
Народу возвращаются иконы,
И мы идем и отдаем поклоны,
Под звон, что издают колокола.

Вернулось то, что ждали много лет,
Вернулась Вера к русскому народу,
Пройдя через гоненья и невзгоды,
Заблудшим душам подарила свет.

Те, кто хотел в нас Веру погубить,
Везде и всюду Храмы разрушали,
В склады и в магазины превращали,
Кресты на теле запретив носить.

Колокола Россию сберегали,
Народ предупреждая о врагах.
Но их, в те времена, во всех местах,
Снимая, за границу продавали.

Кресты, иконы, даже алтари -
Все разрушали, Веру убивая,
Простой народ от Храмов прогоняя.
Безумцы! Наша вера не горит.

Она прошла пожары и гоненья,
Господь простил, не виноват народ.
И с этой Верой мы идем вперед
Дорогой созиданий и свершений.

    Из рассказа Т.И. Клевцовой: «В 1991 году я была в командировке в Германии, три года, и прибыла домой в 1994 г. уже посещающей храм и меня очень тянуло туда, мне было там хорошо.

    У нас в посёлке ничего не было, только короб от храма на старом кладбище, кусты сирени все переплетены, старые липы, часть не украденных надгробий, которые потом успешно кто-то увёз. Там был пункт выдачи баллонов со сжиженным газом. Страшно сказать: входили через алтарь. Дежурила там тётя Нина Кулагина (ещё жива).

    В 1997 г. моя одноклассница – Ольга Тюленева, Анастасия Васильевна Кащеева и ещё много замечательных женщин,  они стали собирать подписи об открытии храма. В клубе посёлка было собрание. Приехал епископ Тихон Недосекин (из монастыря великомученицы Екатерины), он был тогда благочинный района. Провели собрание. 19 декабря 1997 г. на Николу Зимнего была отслужена назначенным  настоятелем Александром Колесниковым первая Литургия. Я не присутствовала, не знала».

    В декабре 1997 г. Решили вновь восстановить разрушенную церковь. Уже 26 февраля 1998 г. Состоялась первая служба. На объявленный заранее сход пришло человек пятьдесят. Почти все – женщины пенсионного возраста. Словом те, кто сами-то не всякий день хлеб с маслом едят. А тут задача непростая – храм строить. У многих на лицах растерянность, недоумение.

    Настоятель отец Александр (Колесников) Приложение 14.  рассказал, как прошёл первый молебен Святителю Николаю в совсем пустом, неприспособленном ещё помещении: «Люди стояли даже на улице и плакали.   - Нужен нам храм, батюшка, очень нужен – страдальчески кивали головами женщины, - и икону бы туда «Неупиваемая чаша».

- Ведь раньше на Руси храмы всем миром строили, - говорит Анастасия Васильевна Кощеева. – Давайте постараемся, кто, чем может…

Кроме четырёх стен в церкви и впрямь ничего нет: ни икон, ни утвари церковной,  ни стола, ни стула.    Приложение 15.  

- Молиться надо, Господа просить, - говорю им»[14].

    «После Рождества мы пришли в храм: состояние его было ужасным, но у всех был такой подъём, столько радости и доверия друг к другу. Несли кто, что мог. Кто трудился, кто готовил.  Из досок сделали маленький алтарь. Приложение 16.

    Провели звук через усилитель на улицу, побелили стены, принесли ткань, кто-то своими руками делал деревянное паникадило, кто-то панихидный стол, кто-то принёс из дома хрустальную люстру, кто еду – не было ни нот, ни книг. Почти ничего не умели.  

    Нам дали вагончик, в нём была трапезная. Был маленький огород, куча мусора. Пели и служили часто под дождём, держали зонт над головой. «Мороз под -25*С – как не замерзали?»

    Денег не было, собирали по копейкам: ходили по домам со сборами – нарывались на разное: даже бить пытались, матерились! Люди с достатком денег особенно не давали.

    Стали искать архивы, исторические справки – практически тогда всё было утеряно или закрыто. Да и пласт грехов лежал, как авгиевы конюшни, по мере отмаливания Господь за молитвы Богородицы, открывал страницы истории…

   Храм Святителя Николая назвали с подачи Аллы Семёновны. Мы все сначала переживали, т.к. очень чтил посёлок Казанскую, но потом привыкли – храм перед дорогой, а Святой Николай благословляет проезжающих»[15]. Приложение 17.

Из воспоминаний Клевцовой Таисьи Ивановны

Приложение 18.  

    «За холодным оврагом к Большому Саврасову идёт дорога. Там был березняк, когда-то стоял храм во имя Спаса – какого не помню, но люди, ещё живы, показывали в котловане, на месте кладбище, брали песок, а там каменные надгробия, кости. Дети ходили туда озорничать.

    Всегда был ключ. Звали его «Ключ на Спасе». Дорога раньше шла по поляне, где сейчас построили «поместье – охотничий домик». Владелец там строит частную часовню во имя Георгия Победоносца.

    В 1997 г., после открытия храма, мы стали искать источник, т.к. река засорилась, ключи забиты и старожилы показали «Ключ на Спасе», там во время войны стояла часть (окопы шли по всему берегу реки  - я сама в них играла) и ключ поддерживали. Потом всё забросили.  Собрались всем приходом и с отцом Александром (Колесниковым) пошли молиться. Что всех поразило: расчистили и, когда во время молебна батюшка читал молитву, то било три фонтанчика воды. Закончилась молитва – и нет воды. Вычистили, поставили металлический короб 1м*1м, вода набралась полная, немного отдавала ржавчиной, но была вкусная и с 2004 г. не ходили – проблемы были в храме.

    В этом году 8 августа вдруг нас к источнику потянуло. Пришли и поразились: осина упала, ключ затянуло, а бумажная икона «Знамение» Новгородская цела».

    «В 2002 г. на месте Казанского храма мы поставили  Поклонный крест – так чудесно всё сложилось. Пришла администрация посёлка и предложила рядом с насосной станцией на месте старой цистерны поставить Крест, появился вдруг «Человек», подаривший этот крест, а с г. Бреста таможенники подарили на мраморе икону Казанской Божией Матери. Мы так воодушевились, пять дней расчищали, готовили крестовину, ступени, цветы.  10 августа отслужили молебен.  Приложение 19.

    Все годы мы келейно 40 человек по 40 дней читали Псалтирь. Читали акафисты Святым по 40 дней с именами по 500 – 600 человек. Явлено было чудо на Блаженную Ксению – никто из жителей посёлка не погиб во время теракта на м.Автозаводской, хотя два человека были в эпицентре – они выжили. 13 человек – ранены, остальные просто или не поехали, или вышли, у кого какая причина. Весь посёлок собирал деньги, еду, ездили к ним. Почувствовали соборность, тепло – то, к чему тянется испокон века русский человек, и это всегда давала церковь.

    Вера и история в посёлке так переплелись, что кроме фабрики ничего не осталось. Всё – новоделы.

    Вероятно, где-то ещё есть фрески, иконы. Двери в огородах, плиты. Одну, всю просверленную, принесли с фабрики. Также было три иконы - Преображения Господня и Георгия Победоносца – принесли все чёрные, батюшка (Александр) не велел выбрасывать, поставил их в алтарь. Спустя какое-то время увидели, что они стали восстанавливаться в росписи и поняли тогда, что это за иконы, а третья икона – Казанская, что в пределе лежит, и носят крестными ходами, неделю благоухала. Главное, что храм восстанавливается».

   Следует выделить основные этапы восстановления Храма в посёлке Володарского. Приложение 20.

III. Заключение

      Любовь к храмам и святым местам вызывала у русских людей особое отношение. Они часто несли туда своё горе и в стенах храмов находили помощь, отраду и утешение. Наши предки осознавали, что храмы являются хранителями веры и духовного просвещения, что они - оплот Православия, без которого не могло бы быть и самой России. Православие, в лице Церкви, создало общерусскую письменность, общерусскую историческую науку и духовно-нравственный закон.

    Менялись эпохи, менялись взгляды, лишь одно остаётся неизменным в сердцах людей – вера, надежда и любовь.

    История храмов в посёлке Володарского проста и запутана, пройдя через эпоху неверия и ханжества, современная Россия возвращает себе свои Святыни и сохраняет их для будущих поколений, а значит, хранит Отечество.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Фото. Царь Михаил Фёдорович

Приложение 2.      Изображение с икон:

 Картинка 4 из 7419                                      Картинка 10 из 4842

Святая Параскева Пятница                  Святой Алексий Человек Божий

                                                             

Приложение 3.

Изображение с иконы Архистратига Михаила

Приложение 4.  

Михаило – Архангельская церковь в селе Архангельском (1667 г.)

 Приложение 5.

Чертёж земель по речке Жданке.

Фрагмент с изображением с. Богородского (1670-е гг.)

Приложение 6.

Дмитрий Михайлович Голицын

   

Приложение 7.

Первая страница книги сбора пожертвований на строение Казанской церкви в Богородском. 1732 – 1736 гг.

Приложение 8.

Казанская церковь в селе Богородском. Фото 1930 г.

Приложение 9.

Князь Алексей Дмитриевич Голицын

Картинка 2 из 14

Приложение 10.

Усадьба в Богородском. Прорисовка с плана 1794 г.

Приложение 11.

Казанская церковь с. Богородского. Фото 1930 г.

Приложение 12.

Сброс колокола с Казанской церкви с. Богородское. Фото 1932 г.

Приложение 13.

Храм в с. Верхнее Мячково

Приложение 14.  Отец Александр (Колесников)  (в центре)

Приложение 15. Полуразрушенный храм. 1997 г.

Приложение 16.

Деревянный алтарь в храме.

 

Приложение 17.  Восстановленный храм

Русские Церкви  Николаевский храм.

Приложение 18.  

Таисья Ивановна Клевцова. Учитель Духовного краеведения МОУ Володарской СОШ.

Приложение 19.   Подготовка территории под поклонный Крест на месте разрушенного Казанского храма

Установленный поклонный Крест.

 

  Крестный ход на место разрушенной Казанской церкви

Приложение 20.

Основные этапы восстановления храма в пос. Володарского

Список  литературы

  1.  А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. «Вымпел», Видное, 2006.
  2. А.П. Зименков, А.В. Плотников. Видновский край с древнейших времён до наших дней. Очерки истории.  Москва, 2006.
  3. Православный календарь Храма Святителя Николая. Пос. Володарского, 2011.
  4. Рождение храма. Иеромонах Софроний (Горохольский). Видное, 2007.

Список исследований

  1.  Материалы из фонда школьной  музейной комнаты
  2.  Материалы XIX Международных Рождественских чтений 2011.
  3.  Материалы, представленные Клевцовой Т.И.


[1] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 17 – 18

[2] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 20

[3] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 21

[4] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 23

[5] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 27 - 28

[6] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 30 – 32

[7] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 41

[8] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 47

[9] А.В. Бугров. Наследство княжеских родов. Исторический очерк. Видное, 2006. Стр. 48

[10] Из воспоминаний Т.И. Клевцовой – учителя курса  Духовного краеведения Подмосковья в МОУ Володарской СОШ

[11] Из материалов школьной музейной комнаты

[12]  Из воспоминаний Т.И. Клевцовой – учителя курса  Духовного краеведения Подмосковья в МОУ Володарской СОШ

[13]  Из воспоминаний Т.И. Клевцовой – учителя курса  Духовного краеведения Подмосковья в МОУ Володарской СОШ

[14] Из материалов школьной музейной комнаты - «Воспоминания отца Александра (Колесникова)»

[15]  Из воспоминаний Т.И. Клевцовой – учителя курса  Духовного краеведения Подмосковья в МОУ Володарской СОШ