ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 60-70-Е ГГ. XIX ВЕКА

Артемьева Светлана Геннадьевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvennoe_dvizhenie_v_rossii_v_60.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX века

Урок истории в 10 классе (2 часа)

Цель урока: рассказать об основных направлениях общественного движения в 60-70-е гг. XIX века

План урока:

  1. Общественный подъем 60-х гг. XIX века

Земское движение 60-70-х гг. Либеральное и консервативное движение. Начало разночинского этапа русского освободительного движения. Студенческое движение 1861  года. Движение за конституцию. Польское восстание 1863 года. Демократическая журналистика середины 60-х годов. Вопрос о конституции и реформах. Вопрос о земле.

  1. Радикалы и правительство

«Земля и воля» (1862-1864 гг.). Революционные кружки второй половины 60-х гг.  Революционное народничество 70-х гг. Течения в народничестве. Выдающиеся представители народничества: биографии и взгляды. «Хождение в народ». Процесс Веры Засулич. «Земля и воля» 70-х гг. «Черный передел». «Народная воля». Покушения на Александра II.

Записи на доске:


I.Важнейшие даты:



1863- польское восстание



1866- покушение на Александра II  Д. Каракозова.



1874-1875 - «хождение в народ»



1876- создание революционной организации «Земля и воля»



1878 – процесс над Верой Засулич



II. Выдающиеся личности:



А.И. Герцен



Н.Г. Чернышевский



М.А. Бакунин



П.Л. Лавров



П.Н. Ткачев



III. Основные понятия



Консерваторы



Либералы



Радикалы



Народничество



Разночинцы


Оснащение урока:

  1. Презентация
  2. Материалы с текстом источников

Приемы деятельности учителя 
1. Использование презентации.
2.Руководство лабораторной работой с документами и текстом учебника с целью решения познавательных заданий (урок-семинар).
3. Оформление основных выводов по теме в опорном конспекте.

I. Изучение нового материала.

  1. Учитель сообщает:

В ходе либеральных реформ были созданы органы земского и городского самоуправления. По мысли либералов, следующим шагом должно было стать принятие конституции и введение парламента. Либералы почти ежегодно направляли царю адреса с просьбой завершить создание системы представительства.

Однако и консервативные силы увеличили давление на царя. Против представителей либерального движения стали применять репрессии (заключение в Петропавловскую крепость мировых посредников Тверской губернии, после того,  как они на своем собрании осмелились подвергнуть критике правительство и направили Александру II адрес, в котором указывали на необходимость создания представительства выборных для координации реформ).


 Вопросы: 1.Кто такие либералы?



2.Чем либералы отличаются от консерваторов?



3.Как либералы, по вашему мнению, должны были относиться к правительственным реформам 60-70-х гг.?


При Александре II главным идеологом и вдохновителем консервативного курса был М.Н. Катков, русский публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские Ведомости», основоположник русской политической журналистики. Главной задачей этого направления общественной мысли было доказательство губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции. Катков доказывал также губительность для России проводимых реформ. Главным печатным органом консерваторов стал журнал «Русский вестник» и газета «Весть». Катков приветствовал подавление польского восстания, считал необходимым проводить жесткую политику в отношении поляков.


Вопрос: Интересы какого сословия отражало консервативное движение?


Общественный подъем начала 60-х годов привел к резкому размежеванию революционного и либерального направлений. Либералы, хотя и находились в идейной оппозиции к правительству, все же боялись революции – их пожелания сводились к ограничению самодержавия и проведению дальнейших буржуазных реформ. В начале 1862 года поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения 

И.С. Аксаков в газете «День» выступил с проектом «самоупразднения» дворянства, направленным на разрушение сословной структуры общества. Но русские либералы не были последовательны в отстаивании своих убеждений, весьма умеренных и противоречивых. Так, либерал А.И. Кошелев в своих брошюрах «Какой исход для России из нынешнего её положения?» и «Конституция, самодержавие и Земская дума» высказывался за созыв Земской думы, совместимой с самодержавием, и одновременно доказывал необходимость решительной борьбы с революционным и крестьянским движением.


Вопросы: 1.В чем вы видите точки соприкосновения между либералами и консерваторами пореформенной эпохи?



2.В чем заключались особенности пореформенного либерализма?




В 1863 году в Польше вспыхнуло освободительное восстание. Поляки рассчитывали на поддержку европейских государств. Осознавая опасность внешнего вмешательства во внутренние дела России, министр внутренних дел П.А. Валуев предложил создать некое подобие представительного органа. Проект  Валуева был одобрен в 1863 году. По нему в состав Государственного совета вводились выборные представители от земств, но при сохранении всей полноты власти монарха.


Вопрос: Как вы полагаете, означало ли это создание действительного представительного органа?


Однако вскоре польское восстание было подавлено, и правительство отказалось от проекта. Тем не менее, либеральное движение не ослабевало. В 1865 году представители сначала Московского дворянского собрания, а затем Петербургского земского собрания в адресах на имя императора настаивали на создании выборного представительства. Александр не соглашался и даже на время распустил петербургское земское собрание.


Вопрос: Известно, что Александр II не был принципиальным противником конституции и создания представительной системы. Чем же тогда объяснить его нежелание пойти на уступки требованиям общества?


Александр II опасался того, что с ограничением самодержавной власти Россия погрузится в пучину внутренних распрей. Сильная центральная власть представлялась ему единственной гарантией от внутренних неурядиц.

Начиная с адреса петербургского земства, лидирующая роль в движении за конституцию переходит к земским учреждениям. Пик земского движения приходится на конец 70-начало 80-х гг.

 С 1861 года начинается новый, разночинский, этап русского освободительного движения.

Разночи́нцы - «люди разного чина и звания». Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни купечеству, ни к мещанам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.  К разночинцам   относились выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества. В художественной литературе и публицистике того времени разночинцы часто противопоставлялись дворянам. Они воспринимались не только как социальный слой, но и как носители новой идеологии — либеральной, демократической, прогрессивной, революционной.


Вопросы: 1.Какие социальные процессы привели к появлению разночинства?2. Дайте социально-психологическую характеристику разночинца.


Характерной чертой общественного движения пореформенной России являлись студенческие волнения. Яркую политическую окраску приобрела панихида, устроенная казанскими студентами в апреле 1861 года по крестьянам, расстрелянным в селе Бездна.


Вопрос: В чем причины крестьянских волнений после отмены крепостного права?


В середине 1861 года правительство ввело новые «временные правила», имевшие целью ограничить доступ в университет студентам-разночинцам. Отменялось освобождение нуждавшихся студентов от платы за обучение, запрещались студенческие сходки. В ответ на меры правительства прошли массовые студенческие выступления. 25 сентября студенты Петербургского университета провели первую в России уличную демонстрацию.

Вопросы:  1.Что значит «радикальный»? 2.Как вы думаете, с чем был связан подъем радикального движения в России? 

В первые пореформенные годы журнал «Колокол», издававшийся А. И. Герценом в Лондоне с 1 июля 1857 г.,  продолжал пользоваться большим влиянием в России.


Вопрос: Вспомните, что вам известно о А.И. Герцене и Н.П. Огареве.


На основе детального разбора «Положений 19 февраля» Н.П. Огарев сделал вывод: «Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут!». Осенью 1861 года, обращаясь к студенческой молодежи, изгнанной из университетов, А.И. Герцен выдвинул лозунг: «В народ! К народу!». Для революционно настроенной молодежи получили программный характер слова из статьи Н.П. Огарева, напечатанной в «Колоколе» и в качестве прокламации широко распространившейся по России: «Народу нужны земля и воля».

Новым фактором революционного движения стали прокламации, листки и воззвания, которые со второй половины 1861 года распространялись в Петербурге, Москве и ряде других городов России. Начало прокламационной компании положило знаменитое воззвание «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон!». В центре прокламационной компании стоял русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ Н.Г. Чернышевский.

В июне-октябре 1861 года появились три номера листка «Великорусс». Авторы «Великорусса» обращались к «обществу», к «просвещенным людям». Резкую критику крестьянской реформы авторы листка сочетали с требованием передачи крестьянам всей земли, которой они пользовались до реформы, с выкупом «за счет нации». Политическая программа «Великорусса» заключалась в требовании конституции, суда присяжных, свободы слова и печати, в устранении сословных привилегий. В том же 1861 году распространялись прокламации «К молодому поколению», написанная Н.В. Шелгуновым, и «Молодая Россия», автором которой был П.Г. Заичневский. Появление «Молодой России», где оправдывались всякие средства борьбы с существующим строем, совпало с грандиозными пожарами в Петербурге. В поджогах обвинялись революционеры.

В июне 1862 года были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», запрещены созданные накануне реформы воскресные школы для взрослых. Были арестованы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьевич, Д.И. Писарев, часть революционеров эмигрировала. Чернышевский был осужден на каторжные работы, на каторге и в ссылке в Сибири он провел 20 лет.


Вопрос: Как подобные репрессии сочетаются с курсом либеральных реформ правительства?


Несмотря на арест Н.Г. Чернышевского и восьмимесячный перерыв, ведущим органом демократической печати оставался журнал «Современник» С 1863 года его редактировали Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин. Огромное влияние на революционную молодежь оказал опубликованный в журнале роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Читателей привлекла вера автора в победу революции, его идеал социалистического общества будущего.


Вопросы: 1.Почему Н. Г. Чернышевский был «властителем дум» молодежи 60-х гг.?



2.В чем проявлялось его влияние?


Среди части разночинской молодежи был популярен журнал «Русское слово». Ведущим сотрудником журнала был Д.И. Писарев. В середине 60-х гг. между «Современником» и «Русским словом» произошла полемика («раскол о нигилистах»). После покушения Д.В. Каракозова на Александра II оба журнала были закрыты.

После активизации 1861 года революционное направление  в 1862-1863 гг. переживало спад из-за репрессий правительства. Однако воля революционеров сломлена не была. В 1862 году появляется подпольная организация «Земля и воля». Первыми возглавили её братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, затем руководили Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. Главной задачей революционеров было собирание революционных сил в единое  тайное общество для того, чтобы быть готовыми к крестьянскому восстанию, которое ожидалось весной 1863 года. «Земля и воля» организовала для пропаганды своих идей нелегальную типографию в России, использовала типографию А.И. Герцена. Н.П. Огарев разработал подробный план действий организации на 1863 год. План предусматривал предъявление правительству требования созыва Земского собрания, а в случае отказа – всеобщее восстание. Но, ставя перед собой задачу объединения всех антиправительственных сил, «Земля и воля» не сумела преодолеть идейные разногласия в среде революционеров. Крестьянское восстание в 1863 году не произошло, а сил для открытого выступления  у  организации оказалось недостаточно.


Вопрос: Как вы думаете, почему не вспыхнуло всеобщее крестьянское восстание в 1863 году?


В 1863 году в Москве на базе землячества студентов-пензенцев возник нелегальный кружок, руководителем которого стал студент Н.А. Ишутин. Члены кружка по примеру героев романа «Что делать?» организовывали разного рода мастерские – артели (переплетная и швейная мастерские, школа, ассоциация извозчиков и т.п.). В 1865 году они устанавливают связи с петербургскими революционерами, которых возглавлял И.А. Худяков. 4 апреля 1866 года член кружка Д.В. Каракозов  стрелял в Александра II. Покушение оказалось неудачным. Каракозов был схвачен, а затем казнен, ишутинский кружок разгромлен.

В 1867 году сложился кружок Г.А. Лопатина, члены которого изучали западноевропейскую  революционную литературу, читали труды К. Маркса. Совместно с Ф.В. Волховским Лопатин приступил к созданию общества, названного по размеру вступительных взносов «Рублевым». Члены «Рублевого общества» должны были кочевать по России, просвещать крестьян с помощью специально написанных учебников и книг.

В 1869 году после волнения студентов в Петербурге большинство активных участников студенческих выступлений было арестовано. Одному из руководителей студентов С. Г. Нечаеву удалось бежать за границу. Нечаев  развернул издательскую деятельность и напечатал от имени организации «Народная расправа» ряд воззваний. С.Г. Нечаев составил «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники.  Революционер для Нечаева – это обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией». Вернувшись в Россию, он попытался создать в Москве и Петербурге ячейки «Народной расправы». Добиваясь слепого подчинения, он вынудил московскую ячейку согласиться на убийство студента И.И. Иванова, выразившего недовольство нечаевскими методами. Иванов был убит. Нечаев вновь скрылся за границу. Возникшая организация была разгромлена. В 1872 году Нечаева выдали России швейцарские власти, его судили и заточили в Петропавловскую крепость, где он и умер спустя 10 лет. Образ Нечаева выведен Ф.М. Достоевским в романе «Бесы».

Тогда же, в 1869 году,  в Петербурге сложился революционный кружок, члены которого (М.А. Натансон, Н.В. Чайковский), не принимая нечаевских методов, ставили перед собой задачу распространения в России кружков самообразования, где должны были формироваться будущие революционеры. К 1871 году кружок превратился в организацию, названную Большим обществом пропаганды.

Другой крупной народнической организацией начала 70-х годов был кружок А.В. Долгушина, возникший в 1872 году в Петербурге. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» организовали тайную типографию, сконструировав примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.

Большую популярность в 60-е годы в молодежной, прежде всего, в студенческой среде обрела идеология «нигилизма». Что представлял собой типичный нигилист? Вспомните тип нигилиста, запечатленный в образе Базарова у Тургенева. «Нигилисты» в предреформенный период стремились приобрести практические знания в сферах, которые они считали наиболее полезными: инженерное дело, медицина, образования, агрономия и т.д. Выбор специальности обусловливала идеология «нигилистов»: стремление быть полезными обществу. Молодые люди потянулись к высшему образованию, однако студенческие волнения, потрясшие российские университеты вскоре после отмены крепостного права, привели к тому, что многие студенты были лишены возможности, по разным причинам, окончить курс. Они нашли себя в земских учреждениях, служа врачами, учителями, агрономами. Многие из них последовали призыву А.И. Герцена: «возвратить долг народу», «покаяться» перед народом. Образ «кающегося дворянина», служащего народу в деревне стал весьма популярным среди молодежи. Так началось «хождение в народ». Это движение получило название народничества.


Вопрос: Существует ли связь между нигилизмом и разночинством?


Основы идеологии народничества были изложены в работах А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Главными теоретиками революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П. Л. Лавров.

Социально-революционное направление

В историографии это направление именуется также  «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну.

Либерально-революционное направление

Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского», а в постсоветской —"умеренного") были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

Анархистское направление

Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.


Вопросы: 1.В чем сходство и в чем различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачева? 2. Чьи идеи кажутся вам наименее утопическими?


Чайковцы, ещё до разгрома их организации, после тяжкого голода 1873-1874 гг. выступили инициаторами «хождений в народ», ожидая, что в этих тяжелых обстоятельствах народ будет более восприимчив к пропаганде. Во многом движение было стихийным. Две волны пропагандистов двинулись частью в Поволжье, частью – через центральные губернии на юг. Они переодевались в крестьянскую одежду, нанимались по подложным паспортам простыми грузчиками и чернорабочими и агитировали народ. В целом проповедь идей социализма среди крестьян успеха не имела, поднять восстание нигде не удалось. После того, как полиция начала поиски пропагандистов, акция фактически была прекращена. Остатки народников возвращались в города. К осени 1874 года движение было разгромлено, власти арестовали около тысячи человек. Следствие, продолжавшееся три года, завершилось знаменитым процессом «ста девяноста трех», блестящую речь на котором произнес народник И.Н. Мышкин.


Вопросы: 1.Определите характерные черты народничества?



2.Какие методы использовали в своей практической деятельности народники?    3.Какими причинами было вызвано «хождение в народ»?



4.В чем были особенности этого движения и его результаты?



5. Почему «хождение в народ» потерпело неудачу?


Крупнейшее тайное общество народников 70-х годов возникло в Петербурге в 1876 году. В течение 1876-1879 гг. в неё вошли революционные кружки Поволжья, Центральной России, Белоруссии, Польши, Украины. Кавказа и Закавказья. Название «Земля и воля» организация получила в конце 1878 г., когда стал издаваться печатный орган под тем же названием. Впервые о своем существовании организация открыто заявила на Казанской демонстрации. 6 октября 1876 года в Петербурге перед Казанским собором собралось несколько сот демонстрантов, преимущественно студентов. Над толпой был выкинут красный флаг с надписью «Земля и воля». Полиция разогнала демонстрацию, некоторые её участники были ранены.

Деятели «Земли и воли» много внимания уделяли разработке программы и тактики организации. Первоначально их программные требования заключались в передаче всей земли крестьянским общинам, в разделении Российской империи на части, «соответственно местным желаниям». Осуществить эти требования они считали возможным «только посредством насильственного переворота». В позднейших уточнениях программы (май 1878 г.) конечным идеалом признавались анархия и коллективизм. Для дезорганизации правительства революционеры должны были вести работу в войсках, привлекать на свою сторону «разбойничьи шайки», издавать «листки зажигательного характера». Программа «Земли и воли» исходила из идей М.И. Бакунина, переработанных с учетом накопленного опыта.

Особое значение деятели «Земли и воли» придавали созданию боевой централизованной организации. Они последовательно проводили в жизнь уставные требования централизма, конспирации, дисциплины, взаимного товарищеского контроля, подчинения большинству меньшинства.

Первые дезорганизаторские акты «Земли и воли» носили характер мести и самообороны. В январе 1878 года В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию находившегося в тюрьме политического заключенного. Суд присяжных оправдал Засулич. Попытка полиции арестовать её по выходе из зала суда была отбита революционной молодежью. Процесс по делу В. Засулич привлек внимание русского общества к борьбе революционеров. В 1878-1879 гг. отдельные землевольцы оказывали вооруженное сопротивление при аресте, утраивали покушения на правительственных чиновников. В августе 1878 г. С.М. Кравчинский убил кинжалом на улице Петербурга шефа жандармов Н.В. Мезенцева. Постепенно часть землевольцев пришла к мысли путем террора дезорганизовать правительство и вызвать революционный взрыв.

2 апреля 1879 г. землеволец А.К. Соловьев стрелял в Александра II. Покушение оказалось неудачным. Соловьев был повешен. Для рассмотрения вопроса о террористической борьбе было решено созвать съезд членов общества «Земля и воля». Съезд  собрался в июне 1879 г. в Воронеже. Съезд оставил неизменной программу организации, но согласился с террором как одним из методов ведения  политической борьбы. Участники съезда высказались за цареубийство. В августе 1879 г. в Петербурге собрался новый съезд, где произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», те кто выступал за пропаганду среди крестьян, составили общество «Черный передел», а «политики», поддерживавшие террор, - «Народную волю».


Вопросы: 1.Дайте характеристику и оценку деятельности организации «Земля и воля». 2. Каковы причины распада организации "Земля и Воля"?


В дальнейшем попытки деятелей «Черного передела» (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, О. В. Аптекман, М. Р. Попов, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич) продолжить пропаганду в деревне в условиях массовых правительственных репрессий окончились неудачей. Многие из них, опасаясь ареста, уехали за границу, другие перешли в «Народную волю».

Программные и уставные основы «Народной воли» были изложены в документах: «Программа Исполнительного комитета», «Подготовительная работа партии», Программа рабочих членов партии «народная воля». Своими ближайшими задачами «Народная воля» считала подготовку политического переворота, свержение самодержавия и передачу власти народу. Практическая деятельность в программе делилась на пропагандистскую и разрушительную. Народовольцы придавали большое значение пропаганде в армии и среди рабочих. Программа разрушительной деятельности сводилась к индивидуальному террору. Народовольцами была создана организация, во главе которой стоял Исполнительный комитет. Члены исполнительного комитета были профессиональными революционерами; ведущую роль среди них играли А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, Н.А. Морозов, Н.Е. Суханов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко. В 1880-1881 гг. они осуществили ряд неудачных покушений на Александра II, в том числе взрыв в Зимнем дворце, который произвел Степан Халтурин. 1 марта 1881 г. руководимые С. Перовской террористы убили Александра II.


Вопросы: 1.Какие вы видите различия между народниками 60-х и 70-х гг.?



2.Почему народническое движение приобретало все более радикальный характер?



3.Каково ваше отношение к убийству Александра II?



4.Можно ли утверждать, что убийство Александра II привело народовольцев к цели? Почему убийство царя не привело к революции в России?



 5.Подумайте, почему император, прозванный «Освободителем», который отменил крепостное право, провёл либеральные реформы в  стране, был убит? 



6.На примере «Народной воли» определите действенность революционного террора.




II. Презентация по теме урока.

См. Приложение.

III. Работа с источниками.

См. Приложение 1.

Чтение материалов источников. Обсуждение прочитанного.

IV. Итоговый тест по теме:

1.Теории «русского»,  «крестьянского » социализма А.И.Герцена и Н.Г. Чернышевского включали положение:

1) русский крестьянин не привык к общинной собственности,

2) крестьянская община – готовая ячейка социалистического  строя,

3) в России необходимо  создать  условия для развития капитализма

4) переход к социализму в России  осуществится волей царя.

2.А.И. Герцен издавал за границей:

1) «Современник», «Отечественные записки»,

2) «Телескоп», «Вестник Европы»,

3) «Русское богатство»,  «Русский вестник»

4)  «Полярная звезда», «Колокол».

3. Какие из перечисленных  общественных деятелей были идеологами революционного народничества:

А) П.Н. Ткачев

Б) Н.М. Муравьев

В) М.А. Бакунин

Г) В.И. Ульянов

Д) П.Л. Лавров

Е)П.И. Пестель

4.Началом «хождения в народ»  считается :

1) 1895г, 2) 1863г.,  3)1874г,   4) 1883

5.Какие из перечисленных событий , явлений относились к революционному народничеству:

А) террор против правительственных чиновников и  царя

Б) организация «Союза борьбы  за освобождение рабочего класса»

В) теория малых дел

Г) хождение в народ, революционная пропаганда

Д) увлечение теориями П.Л.Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачева

Е) организация профсоюзов рабочих

Укажите верный ответ

  1. а, д ,е  2) а,г, д  3) б,в,е,  4) в, г , д

6.Последователи теорий П.Л.Лаврова, М.А. Бакунина и П.Н. Ткачева, осуществлявшие пропаганду социалистических идей среди крестьян , назывались :

  1. декабристами

2) петрашевцами

3) Народниками

4) Социал- демократами

7. С.Перовская , А Желябов были участниками :

  1. Северного общества
  2. Общества петрашевцев
  3. Народной воли
  4. Южного общества

8.Народовольчество характеризует суждения:

1) участие предпринимателей в управлении будет в интересах страны

2)  террор нужен для дезорганизации правительства

3) крестьянство – не революционная , а консервативная сила

4)  в России развивается капитализм

9.Обе организации  с названием «Земля и воля» объединяло  то, что они…

1) действовали в тесном контакте с европейскими  рабочими организациями

2)  возлагали главную надежду на крестьянскую революцию

3) занимались террористической деятельностью

4) были раскрыты и уничтожены полицией

10.Польское восстание было в :

1) 1855- 1858гг.,

2) 1863-1864гг., 3) 1874-1875гг, 4) 1879 -1881гг

V. Записать выводы в тетради по следующим вопросам (7-10 предложений)

  1. Дайте характеристику общественному движению 60-70-х гг. XIX в.
  2. Революционеры-народники – герои или преступники

_________________________________________________________________

Домашнее задание:


Подготовить сообщения по темам:



  1. Революционеры-«шестидесятники


  1. «Хождение в народ»: достижения и просчеты


  1. М. А. Бакунин — идеолог русского анархизма


  1. Александр II: судьба реформатора.


  1. Народовольцы

Библиография

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.  М., 2000
  2.  Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Ч.2. М., 2011.
  3. Зырянов П. Н., Буганов В. И., Сахаров А. Н. История России: Конец XVII-XIX век: Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. М., 2010.
  4. История СССР. XIX- начало XX в./ Под ред. И.А. Федосова. М., 1981.
  5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М., 2011.
  6. Революционеры 1870-х годов. Воспоминания участников народнического движения. Л., 1986.
  7. Серов Б. Н., Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России. 10 класс. С древнейших времен до конца XIX века. М., 2007.